Программа воспитательной работы "Ступени познания"
методическая разработка (1 класс)

Сабитова Алла Владимировна

    Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Общество всё более осознаёт, что непрерывность процесса формирования личности требует в образовательных учреждениях системной работы, направленной на духовно – нравственное становление подростков, их гражданское, трудовое воспитание, создание условий для развития эмоционально-чувственной и деятельной сфер личности. «До последнего времени школа у нас была не воспитывающей, а обучающей. А школа должна воспитывать человека…» (Д. С.Лихачев).

В связи с актуализацией проблем воспитания, в связи с открывшейся вариативностью социокультурных пространств, программирование в педагогике крайне необходимо. Разработка программы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена и особенностями контингента воспитанников, и сложностями социально-экономического порядка, и желанием создать условия для преодоления трудностей их социализации. Именно проблема социального становления  воспитанников, их оздоровления и успешной адаптации в современном обществе обусловила потребность скоординированной работы всех служб школы-интерната с целью поэтапного формирования системы навыков и умений трудового, нравственно-эстетического, социального поведения у каждой возрастной группы детей и ограниченными возможностями здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitatelnoy_raboty_stupeni_poznaniya.docx78.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» города Троицка

                         

Программа воспитательной работы

«Ступени познания»

Составила: Сабитова Алла Владимировна,

воспитатель

г. Троицк

2018 г.

       

  1. Пояснительная записка

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

    (Закон Российской Федерации «Об образовании»)

         Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса воспитания. Общество всё более осознаёт, что непрерывность процесса формирования личности требует в образовательных учреждениях системной работы, направленной на духовно – нравственное становление подростков, их гражданское, трудовое воспитание, создание условий для развития эмоционально-чувственной и деятельной сфер личности. «До последнего времени школа у нас была не воспитывающей, а обучающей. А школа должна воспитывать человека…» (Д. С.Лихачев).

В связи с актуализацией проблем воспитания, в связи с открывшейся вариативностью социокультурных пространств, программирование в педагогике крайне необходимо. Разработка программы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена и особенностями контингента воспитанников, и сложностями социально-экономического порядка, и желанием создать условия для преодоления трудностей их социализации. Именно проблема социального становления  воспитанников, их оздоровления и успешной адаптации в современном обществе обусловила потребность скоординированной работы всех служб школы-интерната с целью поэтапного формирования системы навыков и умений трудового, нравственно-эстетического, социального поведения у каждой возрастной группы детей и ограниченными возможностями здоровья.

Существует ряд факторов, которые отрицательно сказываются на становлении личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

-  ситуация ограниченной социальной активности, недостаточности включения ребенка в различные виды практической деятельности;

-  значительно затруднен процесс усвоение детьми социального опыта, моделей поведения;

-  у всех воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии;

- воспитанникам присуще такие качества личности, как:

а) бедность мотивационной сферы, односторонность; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих, неумение и нежелание признать свою вину;

б) поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться;

в) неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, когда в трудной ситуации возникает обида;

г) иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие ответственности;

е) инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности; неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;

ж) «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.

Программа воспитания предназначена для обеспечения перехода системы воспитания в качественно новое состояние, направленное на развитие личности обучающегося воспитанника. Необходимость перехода продиктована социальным заказом родителей и реальными возможностями педагогического коллектива, контингентом воспитанников, сложившимся социумом.

Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в процессе восприятия. А это, прежде всего, проявляется в том, что они не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им учебный материал. Наблюдаются недостатки в развитии всех видов памяти, мыслительной деятельности. Воспитанники испытывают затруднения в анализе, синтезе, сравнении, сложности в ориентировке в пространстве и времени.  Речь школьников отличается бедным словарным запасом (особенно активным), воспитанники плохо овладевают эмпирическими грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречается немало неправильных грамматических конструкций.  На основании данной характеристики детей можно сделать вывод о необходимости создания системы коррекционно-развивающего сопровождения всего воспитательного процесса. 

          В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура). Ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.

           Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для коррекционно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания. Так как раздел «Семья» отдельным направлением  не внесён в программу воспитания, но мероприятия по этому направлению просматриваются  во всей программе по всем направлениям.

   Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года  обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

На   втором и третьем году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».

Четвертый год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.    

Пятый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.

  1. Цели и задачи

       Цель данной программы - состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с  учётом возрастных изменений;  создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.

Задачи воспитания:

  1. Способствовать  умению общаться и сотрудничать.
  2. Способствовать созданию условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
  3. Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
  4. Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды.
  1. Основные принципы организации воспитания
  • ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни;
  • принцип гуманистической направленности (опора на положительное в человеке, на сильные стороны его личности, увлечения перспективами деятельности, создания ситуаций ожидания завтрашней радости (по В.А. Сластенину);
  • принцип воспитания в коллективе с учетом индивидуальных особенностей каждой личности;
  • принцип идеалосообразности, т.е. соответствия воспитательной деятельности общественному идеалу;
  • принцип преемственности, последовательности, систематичности.

IV.Приоритетные направления программы воспитания

  1. Направление «Духовно – нравственное»;
  2. Направление «Здоровье»;
  3. Направление «Интеллектуальное»;
  4. Направление «Гражданско – патриотическое»;
  5. Направление «Экологическое»
  6. Направление «Творчество»

V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация содержания воспитания в школе-интернате происходит в процессе как освоения воспитанниками непосредственного содержания учебной программы, так и педагогически организованного взаимодействия с окружающим миром во внеучебное время - в процессе подготовки и проведении массовых мероприятий, акций, занятий, реализацией различных форм взаимодействия с представителями других творческих объединений, посещения секций и кружков, общественных организаций, информационной деятельностью на базе школы-интерната. Программа рассчитана на 5 лет. Повышение воспитательного потенциала в образовательном процессе осуществляется по трем направлениям:

  • отбор содержания материала для каждого  воспитательного занятия, внеклассного мероприятия с целью усиления его воспитывающего значения в соответствии со сформулированными в программе воспитания ценностными ориентациями педагогической деятельности;
  • организация процесса  воспитания на основе принципов сотрудничества, сотворчества, диалога, игры, сочетание коллективных интересов и индивидуального обучения посредством его дифференциации, профильности, позволяющей создать ситуацию успеха для каждого воспитанника;
  • интеграция учебного процесса, процесса воспитания, процесса дополнительного образования, направленных на реализацию знаний, умений, навыков в социально и личностно значимой деятельности.

В ходе реализации программы необходимы:

  1. Изучение педагогами структуры патогенеза учащихся, первичных и вторичных патологий, семейно – бытовых условий детей с учётом индивидуального дифференцированного подхода.
  2. Оказание помощи педагогам, учащимся, родителям в воспитательной работе, определение зон ближайшего развития, щадящего режима для детей по рекомендациям и решениям медико - психолого-педагогического консилиума школы.
  3. Разработка оптимальных коррекционно-воспитательных мероприятий, индивидуальных маршрутов психолого-педагогического сопровождения воспитанника, единых требований к обучающимся, путей расширение воспитательного пространства в результате совместной деятельности методических объединений учителей, логопедов, воспитателей и классных руководителей, социально-психологической и медицинских служб.
  4. Учет педагогами в своей деятельности наиболее психофизических особенностей и возможностей воспитанников, а также значимых мотивов и доминирующих видов деятельности, характерных для каждого возрастного периода.

Воспитательное пространство создается школой-интернатом за счет развития деятельности детских творческих организаций, реализации досуговых программ, конкурсных программ, различных массовых мероприятий, экскурсий, оздоровительного и трудового лагерей в летнее время, активной интеграцией в социокультурную среду города. А также за счет укрепление старых и создание новых традиций: проведение традиционных школьных мероприятий, предметных недель, трудовых десантов «Школа - наш общий дом», творческих конкурсов, выставок работ воспитанников, праздников «Посвящение в первоклассники», «День знаний», «День Учителя», «День именинника», «День Матери», «День защитника Отечества», «Праздник детства», посвященный окончанию учебного года, торжественные награждение успешно обучающихся воспитанников и активистов общественной жизни на общешкольных итоговых линейках полугодия и другие.

VI.Ожидаемые результаты

  1.  Формирование умения общаться и сотрудничать.
  2. Создание  условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
  3. Создание условий для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
  4. Сформирование классного коллектива и создание в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды.

VII. Мониторинг

Задачи

Критерии

Показатели

Методы и методики (диагностический инструментарий)

Способствовать  умению общаться и сотрудничать

умение общаться и сотрудничать

конструктивное общение,  коммуникативные способности,

умение сотрудничать

педагогическое наблюдение

Способствовать созданию условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей

созданы  условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей

творческие и интеллектуальные способности

педагогическое наблюдение,  результативность творческих и интеллектуальных конкурсов, олимпиад, турниров

Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся

созданы условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся

физическое и психическое здоровье учащихся, отсутствие вредных привычек

педагогическое наблюдение,

мониторинг здоровья,

 мониторинг физического воспитания, анкетирование

Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды

сформирован классный коллектив и создана в нём нравственно и эмоционально благоприятная среда

-сформированность отношений,

-   нравственная направленность личности;

- патриотические чувства

педагогическое наблюдение, социометрия, тест  «Размышляем о жизненном опыте» (авт. Н. Щуркова)

Тематическое планирование

Направление

Мероприятие

Сентябрь

Здоровье

1. Игра «Я - школьник».

2.Месячник безопасности дорожного движения.

Интеллектуальное

1. Диагностическое исследование по изучению интеллектуального уровня детей класса.

Духовно – нравственное

1. Правила поведения в школе, в столовой…

2.  Родительское собрание «Давайте познакомимся! Знакомство с Уставом школы»

Творчество

1. «Праздник первоклассника»

Экологическое

1. Экскурсия в природу «Вот и осень пришла»

1ый год  «ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ»

Направление

Мероприятие

Октябрь

Здоровье

1. Кл.час «Огонь- друг и враг человека»

2. Индивидуальное консультирование родителей

Экологическое

1. Викторина «Знаешь ли ты птиц?»

Интеллектуальное

1. Экскурсия в библиотеку.

Творчество

1.Праздник «Золотая осень».

2.Поздравление учителей с праздником.

Духовно – нравственное

1. Участие в акции ко дню пожилых людей «Подари улыбку»

Гражданско -патриотическое

1. Беседа о правилах поведения в школе, на прогулке.

2.Индивидуальное консультирование родителей.

Направление

Мероприятие

Ноябрь

Здоровье

1. Разучивание подвижных игр.

Интеллектуальное

1. Посещение кружков по интересам учащихся в школе.

2. Кл.час «Мир моих увлечений».

Духовно – нравственное

1.Кл.час «Традиции семьи – история России»

2. Кл.час «Азбука безопасного поведения»

Творчество

1. Ролевые игры «Учимся дружить»

2. Беседа о празднике «День матери».

Экологическое

1. Беседа по теме «Как правильно пользоваться электроприборами, водой, газом…»

Направление

Мероприятие

Декабрь

Здоровье

1.Игра «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!»

2. Родительское собрание «Проблемы и трудности периода адаптации первоклассников».

Интеллектуальное

1. Кл.час по теме «Книга рекордов Гиннеса».

Творчество

1.Участие в конкурсе на лучшую новогоднюю игрушку.

2.Подготовка к Новогодним праздникам.

Духовно – нравственное

1. Игра-путешествие «Где живёт Дед Мороз?»

Экологическое

1.Акция «Покорми птиц!»

Направление

Мероприятие

Январь

Здоровья

1. Витамины наши друзья (беседа)

2. Родительское собрание «Мотивы учения младших школьников».

Интеллектуальное

1. Конкурс пословиц о временах года

Экологическое

1. КВН «Лес – наше богатство».

2. Птичкам зимой надо помогать. Конкурс кормушек.

Творчество

1. «Защита хвойных растений». Конкурс рисунков.

Духовно – нравственное

1. Кл.Час «История одежды мальчиков и девочек».

Патриотическое

1. Семейные праздники. (беседа, рисунки)

Направление

Мероприятие

Февраль

Здоровье

1. «Самые ловкие и смелые» (спортивные соревнования)

2. «Хорошо с горы катиться». Конкурсы и игры на улице.

Интеллектуальное

1. Кл. час «Поговорим о профессиях»

2. Индивидуальные встречи с родителями и консультирование.

Духовно – нравственное

1. Искусство делать подарки. (беседа)

2. Разговор о взаимоотношениях детей друг с другом.

Патриотическое

1.Урок мужества.

Творчество

1. Конкурс рисунков «Профессии моих родителей».

2.Поздравление мальчиков с Днём Защитников Отечества

Направление

Мероприятие

Март

Здоровье

1. «Дорожные приключения Бабы-Яги». Игра по ПДД.

3. Родительское собрание «Волевые качества ребёнка. Как их развивать» (встреча с психологом).

Экологическое

1. «В природе должно быть чисто и красиво!». Прогулка.

Интеллектуальное

1. Конкурс лучших тетрадей, учебников.

2. Кл. час « Путешествие в книжное царство - мудрое государство».

Творчество

1.Концерт для мам и бабушек.

2.Поздравление для девочек, в честь Международного женского дня.

Духовно – нравственное

1. Кл.час «Будь справедливым в словах и поступках».

Патриотическое

1. Этическая беседа «Не стесняйся доброты своей»

Направление

Мероприятие

Апрель

Здоровье

1. Игра-соревнование «Дальше, выше, быстрее».

2. Кл. час «Чистота – залог здоровья!»

Экологическое

1.Высаживание семян для озеленения школьного участка.

Интеллектуальное

1. Игры на развитие воображения и внимания.

2. КВН по сказкам.

Творчество

1.Конкурс рисунков «Охранять природу – охранять Родину»

Духовно – нравственное

1. Консультирование родителей.

2. «Помоги другу» акция помощи.

Патриотическое

1. Беседа «Любовь к Родине».

2. «12 апреля – День Космонавтики» беседа

Направление

Мероприятие

Май

Здоровье

1. Правила поведения на водоёмах.

Интеллектуально

1. Конкурс «Грамотеев».

2. Итоговое родительское собрание.

Духовно – нравственное

1. Кл.час «Будь справедливым в делах и поступках».

2. Проведение анкетирования родителей по теме «Летние каникулы».

Гражданско-патриотическое

1.Кл.час «О тех, кто мир нам подарил».

2. Будь внимателен на дорогах.

Экологическое

1. Беседа «Плохо природе, плохо человеку».

2. Экскурсия в природу.

3.Озеленение школьного двора.

Творчество

1. Конкурс рисунков «Я выбираю спорт».

2ой и 3ий годы  «УЧИСЬ ДРУЖИТЬ»

Направления

Мероприятия

Сентябрь

Здоровье

1. Кл.час «Правила поведения в школе, общественных местах…»

2. День здоровья.

Интеллектуальное развитие

1. Кл.час «Зачем мы ходим в школу?»

Духовно – нравственное

1. Кл.час «Человек среди людей».

2. Беседа «Содержи в порядке книжки и тетрадки»

Патриотическое

1. Беседа «Знай свои права».

Экологическое

1. «Дары осени» беседа

Творчество

1. Родительское собрание «Воспитание в семье»

2. Конкурс рисунков по ПДД

Октябрь

Здоровья

1. Беседа «О режиме дня».

2. Проведение инструктажей по технике безопасности, по пожарной безопасности.

Интеллектуальное

1. Кл. час «Трудно ли учиться в школе».

Духовно – нравственное

1.Кл.час «Что такое хорошо!»

2. Индивидуальное консультирование родителей.

Патриотическое

1.Беседа «Россия – родина моя».

Экологическое

1.«Славная осенняя пора». Экскурсия в парк.

Творчество

1. «Профессии наших родителей», конкурс рисунков

Ноябрь

Здоровье

1. Кл. час «Правила гигиены».

2. Весёлые старты.

Интеллектуальное

1.Кл. час «Самооценка и взаимооценка, как способ познания себя и других».

2. Родительское собрание «Тепло семейного очага»

Духовно – нравственное

1. Этическая беседа-практикум «Вы сказали, здравствуйте!»

3. Познавательная игра «Эти удивительные растения»

Патриотическое

1. Кл.час «Спешите делать добро».

2. Конкурс чтецов «Наша страна Россия»

Творчество

1.«Как лучше поступить?» (творческие игры)

2. Праздник «При солнышке тепло, при матери добро».

Экологическое

1.Познавательная игра «Эти удивительные растения»

Декабрь

Здоровье

1. «Все на лыжи и санки» игры на свежем воздухе.

Интеллектуальное

1. Кл.час «Мой любимый сказочный герой»

2. Поле чудес «Там, на неведомых дорожках»

3. Индивидуальные встречи с родителями.

Духовно – нравственное

1. Кл.час «От чего зависит настроение».

2. «Что мы знаем, что умеем». Тесты, пантомима, рефлексия.

3. «Моя семья»,  иллюстрированные рассказы о семье для создания альбома.

Патриотическое

1. Подкормим птиц.

2. Кл.час «Хлеб - всему голова»

Творчество

1. Ёлочная игрушка своими руками «В мастерской Деда Мороза»

2. «Моя семья», иллюстрированные рассказы о семье для создания альбома.

Экологическое

1.Конкурс на лучшую кормушку.

Январь

Здоровье

1. Кл. час «Мы и наши зубы». Выступление мед. работника школы.

2. Игры на свежем воздухе.

Интеллектуальное

1. Игра-путешествие «Путешествие в страну мультфильмов»

2. Кл. час  «Как мы выполняем домашнее  задание»

3.Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания.

4. Родительское собрание «Трудовое воспитание в семье».

Духовно – нравственное

1. Кл. час «Не забывай про вежливые слова».

Патриотическое

1. Кл. час «Символика родного края».

Экологическое

1. Беседа «Азбука безопасного поведения»

2. «Экологические тропинки, мы усвоим без запинки»

Творчество

1. «Как трудится моя семья». Выставка рисунков.

2. Конкурс рисунков «Азбука здоровья»

Февраль

Здоровье

1. Игры на свежем воздухе.

2. Кл.час «Поговорим о витаминах»

3. «Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки» (беседа)

Интеллектуальное

2. Интеллектуальные соревнования «Кто лучше и быстрее».

Духовно – нравственное

1. Литературные посиделки «Мои любимые книжки».

Патриотическое

1. Наша Российская армия. (литературная композиция)

Экологическое.

1. Экологическое путешествие в лес….  (беседа)

Творчество

1. Поздравление мальчиков с Днём Защитника Отечества.

Март

Здоровье

1.. Игра-соревнование «Дальше, выше, быстрее»

Интеллектуальное

1. Представление «Моя любимая игрушка».

Духовно – нравственное

1.Конкурс на лучшую тетрадь.

2. Беседа «Правила обязательные для всех».

3. Родительское собрание «Воспитание созидательной дисциплины»

Патриотическое

1. Достопримечательности нашего города. (Экскурсия)

Творческое.

1.« Профессия моей мамы», конкурс сочинений и рисунков.

2. Конкурс стихов и пословиц о маме.

Экологическое

2. Викторина «Путешествие в мир животных».

Апрель

Здоровье

1. Кл. час «Опасности весны».

2. Беседа «Береги слух».

Интеллектуальное

1.Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания.

2. Поле чудес «Там, на неведомых дорожках»

Духовно – нравственное

1. «О бабушках и дедушках». (устный журнал)

Патриотическое

1. Кл. час «Весенние обряды и обычаи».

Экологическое

1. Беседа «Спешите делать добро»  (озеленение школьной территории)

Творческое

1. Семейный праздник «Род, родные, Родина»

2. Конкурс рисунков «Мой город»

Май

Здоровье

1. Беседа «Как надо одеваться весной?»

2. Беседа о летнем закаливании организма.

Интеллектуальное

1. Интеллектуальный марафон.

2. Конкурсы на внимание. Ребусы, шарады.

3. Родительское собрание «Моделирование воспитательной системы класса».

Духовно – нравственное

1. Ремонт книг в библиотеке.

3. Праздник «День рождения только раз в году»

Патриотическое

1. День Победы. Экскурсия в парк «Победы» для возложения цветов к памятнику.

Экологическое

«Экологическая  тропа»

Творчество

1. «О весне, дружбе и мире» (выпуск плаката)

4 год «АЗБУКА КЛАССНОЙ ЖИЗНИ»

Направление

Мероприятие

Сентябрь

Здоровье

1.Проведение инструктажей по технике безопасности в школе, на прогулке, дома; по пожарной безопасности и правилам дорожного движения.

Интеллектуальное развитие

1. Игра «Умники и умницы».

Духовно – нравственное

1. Кл.час «Считаете ли вы себя культурным человеком».

Патриотическое

1.Беседа «История символов государства».

Экологическое

1. Пересаживание комнатных растений.

2. «Дары осени». Выставка поделок из природного материала.

Творчество

2. Конкурс рисунков «Уж небо осенью дышало!»

Октябрь

Здоровье

1. Кл.час «Режим дня – здоровый образ жизни».

2. Разговор о вредных привычках.

Интеллектуальное развитие

1. КВН по русскому языку.

2. «Учебники - наши помощники». Обучающая игра.

Духовно – нравственное

1. Конкурс «Лучший дежурный».

Патриотическое

1. Кл.час «Я чувствую себя счастливым, когда…»

2. Беседа «Моё Отечество».

Экологическое

1. Поможем птичкам. Изготовление кормушек.

Творчество

1. Консультирование родителей.

2. Беседа-представление «Я и мои таланты».

Ноябрь

Здоровье

1. Кл.час «Виды травм». Оказание первой медицинской помощи.

3. Беседа «Как правильно одеваться осенью и зимой».

Интеллектуальное развитие

1. КВМ по математике.

2. Кл.час «Какому человеку можно доверять?»

Духовно – нравственное

1. Беседа «День толерантности».

2. Родительское собрание «О роли семьи в трудовом воспитании».

Патриотическое

1. Беседа «Учимся выигрывать и проигрывать»

Экологическое

1. Экскурсия «Природные сообщества и их взаимодействия».

Творчество

1. Конкурс рисунков «Моя семья».

2. Конкурс на лучший сборник пословиц и поговорок о труде.

Декабрь

Здоровье

1. Кл.час «Огонь друг и враг человека».

2. Беседа о режиме работы в актированные дни.

Интеллектуальное развитие

1. «С книгой жить – век не тужить». Литературные посиделки.

Духовно – нравственное

  1. Беседа «Плохо природе - плохо человеку.

Патриотическое

1. Кл.час «День Конституции РФ».

Экологическое

1. Инструктаж о соблюдении техники безопасности на новогоднем утреннике, во время зимних каникул; правил дорожного движения.

2. Викторина «Животные твоего края»

Творчество

1. Праздник «Новогодний карнавал»

2. Кл.час «Где живёт Дед Мороз?»

Январь

Здоровье

1. Беседа «Красота может многое».

3. Беседа «Первая помощь при обморожении».

Интеллектуальное развитие

1. Кл.час «Культура умственного труда в классе и дома».

Духовно – нравственное

1. Беседа «Рождественские встречи»

2. Диагностика воспитанности обучающихся.

Патриотическое

1. Беседа «За что человека уважают в семье и обществе?»

Экологическое

1. Кл.час. « Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Что это?»

2. Конкурс знатоков природы.

Творчество

1. Выставка рисунков «Как я провёл зимние каникулы»

2. КВН «Мы и наше здоровье».

Февраль

Здоровье

1. Кл.час «Поговорим о коже человека».

2. Беседа «Азбука безопасного поведения».

Интеллектуальное развитие

1. Конкурс «Самый грамотный у нас!»

Духовно – нравственное

1. Беседа «Моя помощь родным».

2. Экскурсия в городскую библиотеку.

Патриотическое

1. Кл.час «Защитники Родины моей».

2. Беседа «Что значит быть мужественным?»

Экологическое

1.Игра «Тропинка безопасности».

Творчество

1. Конкурсная программа для мальчиков и пап.

2. Конкурс пословиц о зиме.

Март

Здоровье

  1. Кл.час «Поговорим об осанке».

Интеллектуальное развитие

1. Кл.час «Почему их так называют?»

2. Родительское собрание «Как помочь ребёнку в учёбе?»

Духовно – нравственное

1. Кл.час «Самые дорогие для нас слова: «Мама, Родина, мир».

Патриотическое

1. Встреча с мамами и бабушками «Как трудно быть мамой»

2. Викторина «Права человека».

Экологическое

1. Кл.час «Не будь равнодушным».

2. Беседа «Чем богат наш край».

Творчество

1. Стихи самым любимым и родным!» Конкурс.

2. Конкурс-праздник «Коса-девичья краса».

Апрель

Здоровье

1. Кл.час «Домашняя аптечка, её назначение». Правила хранения лекарственных препаратов и обращение с ними»

Интеллектуальное развитие

1. Считай, смекай, отгадывай.(соревнования по математике)

Духовно – нравственное

2. Беседа «Международный день книги» (23 апреля)

Патриотическое

1. Кл.час «День космонавтики». Конкурс рисунков.

2. Кл.час «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».

Экологическое

1.Кл.час «Путешествие по родному краю»

Творчество

1. Папа, мама, я – спортивная семья.

2. Праздник «Путешествие в страну именин».

Май

Здоровье

1. Беседа «Опасности при обращении с бытовой химией».

2. «Будем плавать, загорать! Правила поведения на воде и возле водоёмов.

Интеллектуальное развитие

1. Прочти и расскажи! Задание на лето.

Духовно – нравственное

1. Трудовой десант.

2. Кл. час «Посеешь привычку, пожнёшь характер».

Патриотическое

1. Кл. час «Звучи, памяти набат!»

Экологическое

1. Путешествие по страницам Красной книги.

Творчество

1. Выпуск газеты «Будь здоров!»

5 год «ВМЕСТЕ МЫ СИЛА»

Направление

Мероприятие

Сентябрь

Здоровье

1. День здоровья.

2. Проведение инструктажей по технике безопасности в школе, на прогулке, дома; по пожарной безопасности и правилам дорожного движения.

Интеллектуальное

1. Кл. час «Мир моих увлечений».

2. Вовлечение ребят в кружки по интересам.

Духовно – нравственное

2. Беседа «Ученическое самоуправление в классе».

Патриотическое

1. Кл. час «Россия, мы дети твои».

Экологическое

1. Викторина «Растительный мир земного шара».

Творчество

1. Консультации родителей по текущим вопросам.

2. Беседа «Чем живёт мой город?»

Октябрь

Здоровье

1. Кл.час «Запасайся витаминами».

2. Вовлечение учащихся в спортивные кружки и секции.

Интеллектуальное

1. Кл.час «Домашнее задание и как мы его выполняем».

3. Консультация родителей по вопросу «Как выполнять домашнее задание».

Духовно – нравственное

1. Кл. час «Встречают по одёжке, провожают по уму».

2. Конкурс рисунков «Подари улыбку»(ко дню пожилых)

Патриотическое

1. Кл. час «Я человек и гражданин».

Экологическое

1. Беседа «Растения – синоптики».

Творчество

1.Литературно – музыкальная гостиная «В мире прекрасного»

Ноябрь

Сохранение здоровья

1. Кл. час «Невидимые враги человека, которые мешают жить».

2. Прогулки в природу.

Интеллектуальное развитие

1. Конкурс «Лучший дежурный».

2. Родительское собрание «Мой ребёнок становится взрослым».

Духовно – нравственное

1. Кл. час «Благодарность это…»

2. Беседа «День матери».

Патриотическое

1. Разрешение ситуаций «Кто - то попал в беду».

2. Права и обязанности школьника. Беседа.

Экологическое

1. Викторина «Животные нашей планеты».

Творчество

1. Праздник «Музыкальная гостиная».

2. «Птичьи столовые» Конкурс кормушек.

Декабрь

Здоровье

1. Кл. час « Что вредит нашему здоровью?».

3. Беседа «Бенгальские свечи, фейерверки, хлопушки – опасные игрушки».

Интеллектуальное развитие

1. Кл. час «Это интересно…»

Духовно – нравственное

1. Кл. час «Как празднуют Новый год в разных странах мира».

Патриотическое

1. Кл.час «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит».

2. Беседа «Что означает ваша фамилия».

Экологическое

1.  Экологическое путешествие.

Творчество

1.  Семейная гостиная «Тепло родного очага».

Январь

Здоровье

1. День здоровья «Снежные забавы».

2. Беседа «Вредные привычки и как от них избавиться».

Интеллектуальное

1. Интеллектуальная игра по правилам хорошего тона «Молодцы и хитрецы».

Духовно – нравственное

1. Кл.час «Умеем ли мы обижаться?»

Патриотическое

1. Беседа «Добру путь откроет сердце».

Экологическое

1.Экологический плакат «Гармония в природе».

Творчество

1. Изготовление подарков родителям к Рождеству.

2. Кл.час «Рождество – праздник семейный».

Февраль

Здоровье

1.Ток-шоу "За здоровый образ жизни!"

Интеллектуальное

1.  Игра – викторина «Что? Где? Когда?»

2. Почта Святого Валентина.

Духовно – нравственное

1.Кл. час «Кому нужна моя помощь?»

Патриотическое

1. Классный час «Душевность и бездушность»

Экологическое

1.Конкурс рисунков «Давайте будем беречь планету».

Творчество

1.Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.

Март

Здоровье

1. Беседа «Осторожно, грипп!»

2. Выходи играть во двор.

Интеллектуальное

1.Игры для тренировки памяти.

Духовно – нравственное

1. Родительское собрание « О детской дружбе».

Патриотическое

  1. Кл. час «Какое оно, наше общество?»

Экологическое

1.Лекторий по правилам пожарной безопасности.

Творчество

1. КВН для девочек «Супершкольница».

2. Праздник «Я песню милой маме пою»

Апрель

Здоровье

1. Кл. час «Почему важно не забыть о гигиене».

2. День здоровья «Весёлые старты». (7 апреля – Всемирный день здоровья)

Интеллектуальное

1.Конкурс лучших тетрадей, дневников , учебников.

2. Беседа с родителями по теме «Проблемы преемственности обучения в начальном и среднем звене, пути и способы решения».

Духовно – нравственное

1. Кл.час «Готов ли я к обучению в 5 классе?»

Патриотическое

1. День космонавтики. Игра – викторина «Космический рейс».

2. Деловая игра «Мои права и обязанности».

Экологическое.

1. Путешествие по Красной книге.

2.  Экологическая беседа «Экология – это наука о том, как сберечь дом»

Творчество

1. День здоровья «Весёлые старты».

Май

Здоровье

1. Кл. час «Волшебные стёкла»(разговор о зрении)

2. Игра – путешествие «Станции здоровья»

Интеллектуальное

1.Игра «Путешествие по родному краю».

2. Родительское собрание «Прощай начальная школа».

Духовно – нравственное

1. Беседа – диспут «За что уважают человека в семье и обществе».

2. Кл.час «Международный день птиц».

Патриотическое

1. Концерт. «Вспомни героев своих!»

2. Конкурс чтецов ко дню Победы.

Экологическое

1. Беседа «Основные правила пожарной безопасности на природе».

2.КВН «Природные зоны»

Творчество

1.Праздник "Прощай, начальная школа!"

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

Вид образовательной компетентности

Результаты воспитания

(сущность характеристики)

Способность применять, находить, хранить и преобразовывать различную информацию

Осознание значимости и ценности умения работать с информацией

Знание культурных норм и ограничений в общении, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность.

Безусловное уважение к человеку, признание ценности эффективного позитивного общения и взаимодействия с людьми любой национальности, вероисповедания, сословия, возраста и места жительства, эмоциональная гибкость в общении, навыки этического поведения, общий культурный уровень, осознание социальных ролей в обществе и признание их ценности для общества

Способность эффективно решать проблемные ситуации, опираясь на сформированную базу знаний

Признание ценности интеллектуального труда и авторского права на интеллектуальный продукт, стремление к самопознанию своих интеллектуальных, психических, психологических возможностей и способностей

Методические рекомендации.

На первом году воспитания педагогу необходимо обратить внимание на вовлечение ребёнка в школьную деятельность, формирование  доверительных отношений между учеником и педагогом. Поэтому важно большее внимание уделить общению в малых группах, индивидуальных беседах. Большая работа в этот год проводиться школьным психологом. Мероприятия, проводимые во второй и третий годы воспитания, нацелены на пресечение детской эгоистичности, созидание положительных черт характера. Большую помощь в этом могут оказать родители. Поэтому педагогу надо более ответственно подойти к проведению родительских собраний и лекториев. Это родительские собрания «Трудовое воспитание в семье», «Воспитание созидательной дисциплины», семейный праздник «Род, родные, Родина». Итогом третьего года должно стать формирование устойчивых дружеских отношений.

Итогом четвертого года является осознание детьми, что их класс – дружный коллектив. Этому способствуют игры на свежем воздухе,  выездные экскурсии, беседы «Я чувствую себя счастливым, когда…»

Пятый год воспитания является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Наиболее актуальны здесь беседы «Встречают по одёжке, провожают по уму», «Моё хочу и моё надо», диспут «За что уважают в семье и в обществе», «Мои мечты, мои желания», «Что значит быть счастливым в своей стране». Итогом данного года и всей воспитательной программы является овладение детьми системой общечеловеческих ценностей, установление гуманистического типа отношений между людьми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Командные игры - испытания. сборник игр. -М.: Пед .общество «Россия»,2003.
  2. Боровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин. - М.: Дрофа-Плюс, 2004.
  3. БушуеваЛ. Книга добрых поздравлений. - М.: РИПОЛ клас¬сик, 2005.
  4. Гридина В.Т., Завязкин О.В. Читай, рассуждай, отгадывай. - М.:БАО-ПРЕСС, 2005.
  5. Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. -М.: Слово, 1994.
  6. Энциклопедия для детей. Личная безопасность / Глав. ред.В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2001.
  7. Акимушкин И. Кто без крыльев летает. - М., 1992.
  8. День работой весел (пословицы и поговорки о труде). - М., 1986.

Использованная литература для педагога:

  1. К.Фопель Как научить детей сотрудничать (психологические игры и упражнения).- м.,2000
  2. Л.Г.Федоренко. Секреты общения.-С-Пб.,2003.
  1. Организация внешкольного досуга.   Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону, 2002.
  2. 3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
  3. Играем с пользой: организаторам развивающего досуга / Авт.-сост. А.А. Данилков, Е.М. Литвиченко. - Новосибирск: Изд-во Сиб.ун-та, 2005.
  4. Календарь школьных праздников Авт.-сост. СИ. Лобачева, К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. - М., 2006.
  5. Коган М.С. Игровая кладовая. - Новосибирск: Изд-во Сиб. ун-та, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы в начальной школе "Ступени познания"

    Ребёнок приходит в школу с огромным желанием учиться. В нём живёт чувство радостного удовлетворения перед школой, перед тайнами, которые его там ждут. Возможно ли, надолго удержать в ребёнке чувст...

Программа воспитательной работы «Ступени познания»

Планирование воспитательной работы является  значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, спосо...

Программа воспитательной работы в начальных классах"Ступени познания"

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.     Актуальность программы заключается в том, что в процесс...

Программа воспитательной работы "Ступени познания"

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что с...

Программа воспитательной работы "Радуга познания"

Программа воспитательной работы для начальной школы, включающая все требуемые направления духовно-нравственного развития учащихся по ФГОС...