Мастер – класс «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся посредством изучения фразеологизмов»
электронный образовательный ресурс

Лисунова Елена Николаевна

Считаю данную тему актуальной и важной. Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С моей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление во всех его проявлениях, креативность, умение ориентироваться в образовательном пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_mart_2023_novyy_god.docx685.48 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

 «Развитие творческих способностей учащихся на уроках

 и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся посредством изучения фразеологизмов»

 СЛАЙД 1 (ПУСТОЙ)

- Здравствуйте, дорогие друзья!

- Здравствуйте!

- Мы видим, вы встали ни свет,  ни заря, примчались сюда сломя голову, будете слушать нас.

- Работать будете, засучив рукава. Не будете бить баклуши, навострите уши…  

- Ой, о чём это мы?!

- В чём же нам сегодня предстоит разобраться?

СЛАЙД 2

- Верно, наш разговор пойдёт об устойчивых сочетаниях слов, которые лингвисты называют фразеологизмами, или идиомами.

Актуальность темы.

- Традиционно считалось, что наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство и художественная деятельность. Этому способствуют уроки рисования, труда, музыки. Но такие предметы, как литературное чтение и русский язык, математика и познание мира тоже имеют немало возможностей для развития творческого потенциала учащихся.

- В связи с этим, задача учителя  организовать учебный процесс так, чтобы наряду с усвоением прочных знаний и умений развивались и творческие способности учащихся.

СЛАЙД 3

 - Какую же роль в этом играют фразеологизмы? Долгое время изучению фразеологизмов не уделялось должного внимания. Это привело к тому, что школьники не владеют фразеологическим материалом, не умеют употреблять его в устной и письменной речи. Но ведь в материалах ЕГЭ и ОГЭ, ВПР есть задания, связанные с этой темой. К тому же наблюдается снижение культуры речи, засилье вульгаризмов, жаргона во многих сферах общения.

СЛАЙД 4

  -  В связи с этими факторами задача возрождения живого русского языка, обогащение его фразеологизмами, повышение культуры общения становится важнейшей педагогической задачей.

- Сегодня мы приготовили вашему вниманию идеи, педагогические находки для развития творческих способностей учащихся посредством изучения фразеологизмов.

СЛАЙД 5

Цель нашего мастер – класса – это показать приемы, которые можно использовать на уроках  для обогащения словаря учащихся

Итак, мы попросим вас сейчас побыть  в роли учеников.

Начиная работу с фразеологизмами, мы включаем:

  1. Упражнения, направленные на формирование умения видеть и слышать фразеологизмы, отличать их от свободных сочетаний слов.

Вам  предлагается два предложения, в одном из них есть фразеологизм.

Найдите фразеологизмы:

СЛАЙД 6, 7, 8, 9

- Я не нашёл себе места и встал в проходе.

Отец не находил себе места от волнения.

- За едой малыш прикусил себе язык и заплакал.

 Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

Можно предложить следующее задание.

СЛАЙД 10, 11, 12

Найди фразеологизмы в тексте и объясни их значение:

- За домом, едва

Пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой - засучив рукава. (В. Викторов)

Далее предлагаем задания на правильное употребление фразеологизмов в речи.

  1. Читаем упражнения, при выполнении которых, учащиеся наглядно убеждаются, что более образны тексты, содержащие фразеологизмы, обращают внимание на правильное употребление фразеологизмов в речи.

- Я сейчас буду читать  четверостишия, а вы должны его закончить, используя фразеологизмы.

Например:

- Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой …………… (не разольешь)

- Мы исходили городок

Буквально вдоль и …………. (поперек)

И так устали мы в дороге,

Что еле ………… (волочили ноги)

СЛАЙД 13

А) Можно провести игру на выделение синонимичных выражений:

 командам выдаются карточки с образными выражениями:

-Для вас, для удобства, проектируем задания на экран.

В левом столбике – фразеологизмы, в правом - карточки, содержащие общее значение.

не покладая рук, в двух шагах, только его и видели, как снег на голову, засучив рукава, не за горами, как сквозь землю провалился, как из-под земли вырос. 

Предлагается отобрать карточки, содержащие общее значение: усердно трудиться, очень близко, неожиданно появился, внезапно исчез. Выигрывает команда, которая раньше найдёт синонимичные пары.

СЛАЙД 14

Б) Аналогичная игра проводится на определение фразеологизмов-антонимов.

Задача участников – кто раньше соединит антонимы стрелками:

Берем фразеологизм и ищем ему антоним

1. спустя рукава

2.как сквозь землю провалился

3.рукой подать

4.сложа руки

 5.черепашьим шагом

6.кот наплакал

7.кто в лес, кто по дрова

2.как из-под земли вырос

5.сломя голову

4. не покладая рук

6.хоть отбавляй

1.засучив рукава

7.в один голос

3.за тридевять земель

СЛАЙД 15 (чистый)

в) Можно предложить задание, которое выражает основной смысл описанного фразеологизмом.

Прочитать:

Подбери фразеологизм, кратко выражающий основной смысл описанного.

Прослушайте текст.

Дядя Миша умеет всё: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить может, и модель ракеты сделает.

 Как можно назвать дядю Мишу? (Мастер на все руки.)

СЛАЙД 16

Г) Перед вами рисунки, где изображёны предметы

 нож (рука, нога, белка, гусь, уши)

Ваша задача, подобрать к ним устойчивые выражения

(Нож в сердце, нож в спину;

Рукой достать, рукой подать:

Ног под собой не слышать, нога не ступала, ноги не держат:

Как белка в колесе, как запасливая белка:

Гусь лапчатый, гусь свинье не товарищ, как с гуся вода:

Держать ухо востро, в одно ухо влетает, в другое вылетает, вешать лапшу на уши)

  1. Упражнения на составление рассказов и сочинений-миниатюр с включением в них устойчивых выражений.

СЛАЙД 17

 Например, такое задание:

Составьте небольшой рассказ на тему "В лес за грибами", уместно используя данные фразеологизмы (не обязательно все): чуть свет, ни свет ни заря, глаза разбегаются, глаза разгорелись, рожки да ножки, дух захватывает, как в воду глядел.

(Вот пример  рассказа, составленный учеником 3 класса)

Как-то раз я с друзьями собрался в лес за грибами. Мы  встали ни свет, ни заря и пошли в лес. Дошли до середины и увидели первый гриб. Это был  белый гриб. Рядом с ним стоял ещё один такой же. Они были похожи как две капли воды. А дальше еще и еще. Глаза у нас разгорелись. Дух захватило. Мы бросились их собирать,  и набрали целую корзину.  Когда пришли домой, то нам были очень рады!

5. Следующее упражнение - это

"Редактирование" текстов с фразеологизмами.

СЛАЙД 19, 20, 21

Вам нужно найди и исправить ошибки:

- Брат свалился как снег.

- Они смотрели на всё спустя рукава.

- Мы вернулись домой по добру, по здорову.

Все перечисленные упражнения используются по мере усвоения детьми фразеологических оборотов по нарастающей сложности. Они могут применяться при изучении различных тем на этапах повторения, закрепления и обобщения на уроках русского языка, литературы, развития речи и во внеурочной работе по предмету.

А в заключение позвольте взять у вас интервью.

- Назовите ваш любимый фразеологизм, коллеги, которые вы употребляете в своей школьной жизни.

(ни свет, ни заря; как об стену горохом; бежишь вперёд паровоза; хоть кол на голове теши; зарубить на носу; морочить голову; сидеть, как на иголках; уши вянут)                            

СЛАЙД 22, 23, 24

Уважаемые коллеги! 

     Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали  не покладая рук. И хоть мы немного устали, но не вышли из терпения, взяли себя в руки,  засучили рукава и завершили работу!

      Мы призываем вас: обогащайте свою речь фразеологизмами, и вы не раз ещё вспомните нас добрым словом!

      Спасибо за внимание!

Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами.

Работа с фразеологическими оборотами на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе направлена на обогащение словарного запаса обучающихся, расширение кругозора, привития чувства любви и уважения к русскому языку.

Интересные задания, игры, истории, викторины, загадки-шутки с фразеологизмами поддерживают интерес (мотивацию) к учебной деятельности в течение урока и развивают познавательные способности детей.

К сожалению, заданий с фразеологизмами в учебниках русского языка и литературного чтения мало, на уроках не отводится специальное время на их изучение, поэтому учителю самому нужно включать дополнительный материал в урок. Собственный опыт показывает, что задания с фразеологическими оборотами всегда интересны ученикам. Они с удовольствием включаются в работу, объясняют их значение, но почему-то быстро забывают их объяснение или путают.

  • Работаем над смыслом

Для того чтобы школьники понимали значение фразеологизмов и употребляли их в своей речи, необходимо чтобы они до конца понимали их смысл. Для этого нужно акцентировать внимание на истории появления фразеологических оборотов, которые с древних времён отражают жизнь и обычаи нашего народа.
Для изучения истории происхождения фразеологизмов и для большего их понимания, можно познакомить школьников с «Большим фразеологическим словарём». В нём представлена целая коллекция фразеологизмов, интересные истории их происхождения и яркие иллюстрации.

https://www.eduneo.ru/wp-content/uploads/2020/05/oblozhka_01-244x300.jpg

Например, организовать знакомство можно с обложки книги – дать подержать, полистать, рассмотреть.
А потом показать как с ней работать на примере фразеологического оборота.

Попросить узнать из словаря почему так говорят «от доски до доски»?
В старину, когда книгопечатание ещё не вытеснило переписку от руки, переплёт книги делали из досок, обтянутых кожей. Это выражение означает «прочитать книгу всю, полностью». В дальнейшем стали говорить прочитать «от корки до корки».

Таким образом, учитель должен особое значение придавать этимологическому анализу фразеологизмов. Ведь обращаясь к прошлому слова, обучающиеся точнее поймут его значение. А значит больше вероятности того, что ученик запомнит и сам фразеологизм, и его объяснение, и что важнее всего, будет употреблять его в своей речи в подходящей жизненной ситуации.

Кроме этого важно, чтобы учитель вводил в уроки фразеологизмы, опираясь на их классификацию, понимал, что эта должна быть систематической.

Чтобы дать учащимся представление о фразеологическом богатстве русского языка, достаточно начать знакомство с фразеологических оборотов, которые часто употребляются в речи и, наверняка, дети уже слышали их в своей жизни. Например, со словом рука или глаз.

https://www.eduneo.ru/wp-content/uploads/2020/05/Screenshot_1.png

  • Задания и игровые упражнения

Учитель может предложить школьникам интересные задания и игры на уроках и во внеурочной деятельности.

Рекомендуем Мини-курс по играм и игровым упражнения “Игры на уроках РКИ”

Игра «Перестрелка»

На уроке класс делится на 2-3 команды (можно по рядам) и «стреляют» по очереди фразеологическими оборотами с заданным словом. Выигрывает та команда, которая назовёт больше фразеологизмов.

Игра «Кто быстрее»

На доске записаны слова: белый, ветер, дело, спина, рукава, язык, шапка, нос. Учитель предлагает ученикам за 2 минуты написать по одному фразеологическому обороту с каждым словом. Выигрывает тот, кто смог выполнить задание верно. Например, «белая ворона», «ветер в голове», « на воре и шапка горит», «спустя рукава», «слоняться без дела», «прятаться за чужую спину», «чесать языки» и др..

На уроке русского языка обращается внимание ещё на правильность и аккуратность записанных слов, к одному и тому же слову может быть несколько фразеологизмов. Игру можно провести между отдельными учениками или между командами.

Игра «Проведи исследование»
Ученикам даются небольшие тексты, которые содержат фразеологические обороты. Работая в группах, они должны их найти, подчеркнуть (или выписать) и объяснить их значение. Выигрывает та команда, которая не пропустила ни одного фразеологического оборота, не добавила лишнее, объяснили верно.
Для такого исследования нужно брать отрывки из известных и неизвестных произведений, но чтобы они соответствовали возрасту учеников.

Игра «Измени текст»
Команде предложен текст, в котором выделены фразеологические обороты. Необходимо из текста убрать фразеологизмы, заменив их словами или словосочетаниями. При этом смысл текста не должен измениться. Например: «Вадим был добрый парень, но сейчас он из себя выходил, вспоминая, как подло вёл себя Игорь в истории с запчастями. Вадим часто незаслуженно бывал у нас в классе козлом отпущения. И вспоминая теперь о несправедливостях, выпадавших на его долю, кипел от негодования».
Другой вариант этого задания: даётся текст без фразеологических оборотов, нужно их добавить в текст по смыслу. Смысл текста не должен измениться.

  • Задания на уроке

1. Вам даны 10 фразеологических оборотов. Распределите их по их значению на две группы. Например, 1 группа – хорошо работать (засучив рука, в поте лица…), 2 группа – бездельничать (палец о палец не ударить, пальцем не пошевелить и др.)

Как работать с несплошными текстами: таблицами, картами, инфографикой, мемами, граф-схемами, кластерами вы узнаете на вебинаре: “Работаем с несплошными текстами”

2. Рядом с каждым фразеологизмом запишите противоположный по значению.
3. Найдите в тексте фразеологизм и подчеркните его. Объясните его значение.
4. Придумайте ситуацию, при которой можно употребить фразеологизм «хоть пруд пруди».
5. Соотнесите фразеологический оборот и его значение (объяснение).
6. Оцените фразеологическим оборотом свою работу (деятельность) на уроке: «каша в голове», «разложить по полочкам», «поставить в тупик» и др.
7. Проиллюстрируйте фразеологический оборот.
8. Придумайте сказку (историю) где будет не менее 10 фразеологизмов.
9. Определите, какое из двух сочетаний слов является фразеологизмом и почему. Например, волчий хвост, волчий аппетит.
10. Составьте рассказ о дружной работе, используя фразеологизмы: не покладая рук, не ударить лицом в грязь, засучив рукава, баклуши бить.
11. Замените объяснение фразеологическим оборотом (представлен пример с иллюстрациями).

https://www.eduneo.ru/wp-content/uploads/2020/05/Screenshot_2.png

Несомненно, знание фразеологии – необходимое условие глубокого овладения родным языком. Материал с фразеологическими оборотами можно предлагать параллельно с основными темами, включая и в задания. Этот материал позволит не только закрепить пройденную тему, но и возбудить у школьников интерес к уроку, создаст условия для постепенного овладения навыками пользования фразеологическим богатством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках в начальной школе на 2017-2021 гг.

Выявление и развитие одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и спос...

Программа "Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности "

Программа  содержит методики  для выявления способностей  и пути, средства для  развития логического  мышления и творческих способностей детей....

Программа «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»

Создание инструментария учителя начальных классов, позволяющего развивать творческие и мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни....

Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В данной статье предложены различные универсальные методы, приёмы и упражнения, способствующие развитию интеллектуальной и творческой активности детей, созданию эмоционально положительной атмосферы в ...

Программа "Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности "

Программа  содержит методики  для выявления способностей  и пути, средства для  развития логического  мышления и творческих способностей детей...