«Работа тьютора по включению ребенка с РАС в образовательное пространство»
статья

Склянина Елена Петровна

Описываются методы и приемы работы тьютора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_tyutora.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Работа тьютора по включению ребенка с РАС в образовательное пространство»

  Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения. У детей с РАС ограничены когнитивные возможности; прежде всего это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов. Инертность может относиться к двигательной, речевой, интеллектуальной сферам. Труднее всего преодолевается инертность в мыслительной сфере, что необходимо учитывать при сопровождении ребенка в учебной деятельности.                 Как правило, процесс адаптации ребенка с РАС является длительным и нестабильным. Наблюдения показывают, что для ребенка с РАС важна продолжительность контактов. Это относится, прежде всего, к основному педагогу и тьютору, которые проводят с этими детьми максимально длительное время.

  Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем образовании. Слово «тьютор» пришло в русский язык из высшей школы Англии. В сегодняшнем понимании, тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции учащегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду школы. Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы.

    Тьютор – это:  Наставник;

                             Посредник;

                            Человек, который научит самостоятельно решать проблемы;

     Цель работы тьютора заключается в организации условий для успешного включения ребенка с особенностями развития в среду школы.

     Успешность включенности ребенка в школьную жизнь должна определяться с точки зрения развития его:

     1.когнитивной (познавательной) сферы: знаний и навыков;

     2. коммуникативной сферы: умения общаться;

     3. эмоциональной сферы: психологической адаптации к процессу обучения в классе, возникновения и сохранения положительного эмоционального настроя по отношению к процессу обучения и нахождению в школьной среде;

     4. самостоятельности.

  Для того, чтобы условия нахождения ребенка в школе были комфортны и мотивировали его на развитие, в основе работы тьютора должны лежать такие понятия, как: вера в ребенка, искренний интерес к его личности, принятие его особенностей, доброжелательность, терпение, последовательность.

 

    Достижение обозначенной цели возможно при решении следующих задач:     - Создание условий для успешного обучения, социализации ребенка.

 - Раскрытие потенциала личности.

    Перечисленные задачи достигаются следующими средствами:

  1. Организация и адаптация жизненного пространства: рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок.

  2. Понимание тьютором и учителем зон ближайшего развития ученика с особенностями развития, опора на его внутренние, скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, адаптация учебного материала и учебных пособий.

 

Решение о необходимости сопровождения ребенка в школе тьютором принимает Психолого- медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

    Сопровождение ребенка тьютором включает в себя следующие направления работы:

- взаимодействие с ребенком в рамках образовательного учреждения;

 - взаимодействие со специалистами образовательного учреждения.

- взаимодействие с семьей (родители/ законные представители ребенка);

  Особенности взаимодействия с родителями ребенка с РАС.

 Родители ученика с особенностями развития могут стать активными помощниками в работе специалистов с их ребенком в школе. У родителей и ребенка появляется важная тема для разговоров – школьная жизнь. Так как тьютор находится в близком общении с ребенком(как на уроках, так и на переменах), он может представить полную картину жизни своего подопечного. Тьютор может информировать родителей об успехах ребенка. Необходимо рассказать родителям и о трудностях, о том, каким образом их удалось преодолеть. Тьютор также может спрашивать родителей о том, как ребенок справляется с домашними заданиями и возникают ли проблемы в этой связи, давать рекомендации, отвечает на вопросы родителей. Необходимо особо отметить сложность включения родителей в коррекционный процесс. Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий, является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации.

     Основные направления работы с родителями:

- Установление контакта с родителями прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;

- Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;

 - Оказание родителям эмоциональной поддержки;

- Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития;

- Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка;

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует комплексного подхода, что предусматривает участие психолога, педагога-дефектолога, врача, социального работника и др. От успешного вовлечения родителей в процесс выигрывают и дети, и родители.

 

   Особенности и этапы взаимодействия тьютора с ребенком:

 - Формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;

- следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден);

- координирует общую деятельность ученика.

     Что самое важное в общении с ребёнком с аутизмом? Наверное, самое важное – это ровный эмоциональный фон. Мы стараемся все свои фразы и предложения формулировать исключительно в положительном ключе, плюс разговариваем очень- очень спокойно и нейтрально. Что мы должны знать до начала общения с ребёнком с аутизмом? До начала общения с ребенком мы должны точно знать, что мы сейчас в этой ситуации хотим от него. Поставить себе какую-то конкретную цель. Например: «Я хочу, чтобы мы пошли поели». Когда эта цель есть, дальше мы начинаем думать над тем, каким образом эту информацию можно донести до ребенка.

    Как мы выстраиваем свою речь в общении с ребёнком с аутизмом? При общении с ребенком с аутизмом мы используем чёткие структурированные фразы, где в первую очередь акцент на том, что именно мы хотим донести до ребёнка. Например: «Хочешь банан?» или «Садись на стул». Если необходимо, мы подкрепляем слова жестом или, например, какой-то визуальной картинкой. Не стоит загружать речь множеством дополняющих друг друга слов: «Посмотри, вот давай мы посмотрим с тобой, давай сядем, вот откроем книжечку, а что у нас вот в этой книжечке…» В таком случае речь превращается просто в шум. Она перестаёт быть функциональна. А наша задача, чтобы речь была функциональной и максимально понятной.         Какие дополнительные средства могут нам помочь в общении с ребёнком с аутизмом? При общении с ребенком с аутизмом используем расписание, помогая ребёнку организовать какую-то деятельность. Можно использовать карточки «Пекс» (система коммуникации посредством специальных карточек), которые позволяют ребёнку выбрать тот предмет, объект или действие, которое он действительно хочет. Можно просто набрать схематические изображения из доступных средств, если есть такая необходимость.

 Как современные технологии могут помочь нам в общении с ребёнком с аутизмом? В общении с ребенком используются современные технологии: компьютер, ноутбук. Можно использовать, например, такую программу, которая называется «Go-talk», при помощи которой ребёнок может научиться писать о своих желаниях, запросах и о том, что ему необходимо. «Ты хочешь пить?» И всё, что делает ребёнок – он выбирает слово «да» из своего словаря и нажимает «готово».

       Что делать, если ребёнок находится в состоянии стресса? Одно и то же поведение – ребёнок расстроился, кричит, плачет, оно по-разному закрепляется в зависимости от причины происхождения. Итак, мы можем успокоить ребёнка, если действительно от нас здесь ничего не зависит, и он имеет право показывать такую реакцию. Мы можем найти источник фрустрации или стресса и убрать его, если это зависит от нас. И если это неприемлемое поведение, которое несёт в себе функцию попросить о чём-то или же отказаться от чего-то, то тогда мы эмоционально игнорируем его, предлагая другую возможность просьбы или отказа. И в таком случае, игнорируя нежелательное поведение, мы следим только за тем, чтобы ребёнок не причинил себе вреда.

  Особенности и этапы взаимодействия тьютора со специалистами образовательного учреждения. 

 Сотрудничество разных специалистов, работающих с ребенком с РАС – залог успешности работы. Взрослые, работающие с особым ребенком, должны составлять одну команду, задача которой объединение разносторонних усилий с целью успешного вовлечения ребенка с особенностями развития в школьную жизнь. Основные члены этой команды: учитель (учителя), социальный педагог, логопед, дефектолог, психолог и тьютор. Кроме того, для решения сложных проблем могут привлекаться и внешние специалисты из ресурсных центров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание системы работы с одарёнными детьми как условие развития современного образовательного пространства

В статье "Создание системы работы с одарёнными детьми как условие развития современного образовательного пространства"  даны рекомендации по созданию программы работы с одарёнными детьми....

Педагогические средства включения детей с различными возможностями в образовательное пространство урока.

Основная цель педагога — обустройство среды учения и социализации, обеспечение такой компетентности как самостоятельность в учении, т. е. формирование у ребёнка учебно-познавательных мотивов и учебных...

Публикация опыта работы в электронном сборнике "Одарённый ребёнок в образовательном пространстве" - 2014

В сборнике описана моя статья по теме "Одарённый ребёнок в образовательном пространстве"...

Межрайонный семинар-практикум «Инклюзивное образование в условиях интеграции детей с ОВЗ в ОУ» Доклад по теме: «Школа – территория для всех. Технология сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве» (тренинг тьюторства)

Начиная работу с детьми с ОВЗ, педагоги, психологи, социальные педагоги встают перед проблемой организации для них учебного процесса, выбора форм и методов работы с этой категорией воспитанников. В ка...

Доклад на тему: «Модель деятельности тьютора в образовательном пространстве»

На основании теоретических положений и опыта профессиональной деятельности тьюторов определены методологические подходы к педагогической деятельности и принципы организации и функции деятельности.Расс...

Модели включения обучающихся с РАС в образовательное пространство школы

Одним из направлений реформирования современного образования является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство обучающихся с ОВЗ. Но это не однородная группа, и поэто...

Включение ребенка с РАС в образовательную среду начальной школы

Статья посвящена проблемам инклюзивного обучения младших школьников с РАС (расстройствами аутистического спектра). Указывается, что успех обучения невозможен без досконального учета всех особых образо...