Использование новых педагогических технологий на уроках (обмен опытом)
материал

Педагогических технологий достаточно много, поэтому учитель должен выбрать те, которые подходят ему, соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей в классе, смогут наиболее полно раскрыть особенность каждого ребенка, позволят добиться высоких результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на РМО

Использование новых педагогических технологий на уроках (обмен опытом)

Педагогических технологий достаточно много, поэтому учитель должен выбрать те, которые подходят ему, соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей в классе, смогут наиболее полно раскрыть особенность каждого ребенка, позволят добиться высоких результатов. В своей педагогической практике я использую такие педагогические технологии как: игровые технологии, технология уровневой дифференциации, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированное обучение, метод проектов, элементы технологии проблемного обучения, здоровье-сберегающие технологии. В зависимости от подходов для реализации поставленных мною целей обучения, я выбираю технологию. Коротко остановлюсь на некоторых.

Технология уровневой дифференциации помогает отработке образовательных стандартов, предупреждению неуспеваемости, повышению качества обученности. Мой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами, поэтому,  мне нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс я  строю на основе принципа индивидуального подхода. Один из путей индивидуального подхода - дифференциация обучения. Он ни в коей мере не исключает индивидуальной работы с отдельными учащимися. Вот некоторые положительные стороны дифференцированного обучения:

  • Сильным учащимся можно уделить время, предоставляется самостоятельное выполнение задания;
  • Слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;
  • Создаётся ситуация успеха, повышается самооценка у слабого;
  • Повышается уровень мотивации.

Материал дифференциации я использую на  уроках закрепления и повторения ранее изученного  материала. Форма предъявления дифференцированных заданий бывает различной  (карточки, записи заданий на доске в двух-трёх вариантах, устные указания и др.) На уроках очень часто применяю дифференциацию учебных заданий. Обычно используются различные способы дифференциации в сочетании друг с другом. Варианты заданий обычно отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом. Ученики сами определяют  какой вариант будут выполнять. Возможно применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности задания. Перед вами корабли, которые попали в шторм. Нужно их спасти, для этого выполнить задание, написанное рядом с кораблем. Выберите, какой корабль будете спасать. Труднее всего спасти большой корабль, полегче средний, еще проще - маленький. Но даже если будет спасать маленький корабль, всё равно будет польза. Каждый ученик выбирает один вариант. Игровая ситуация может изменяться (строим дом, спасаем Незнайку и т.д.) Дифференциация на основе выбора способствует формированию прогностической самооценки. Еще до начала работы надо оценить свои возможности в его выполнении. Целесообразно постепенно усложнять оценочную ситуацию (учитель не сообщает, какие задания проще - труднее, не использует рисунки - учащиеся сами оценивают уровень сложности и свои возможности). Ситуация выбора оказывает влияние на становление положительной учебной мотивации. В своей работе применяю дифференцированные домашние задания. По уровню трудности или уровню творчества: даю учащимся с высокой обучаемостью вместо обычного задания, творческие  упражнения или более трудное с дальнейшей их оценкой по параметрам: оригинальность, самостоятельность выполнения, использование альтернативных источников информации; стремление ученика к нахождению нестандартных способов решения.

Моя практика показывает, что использование дифференцированного обучения на уроках создаёт условия для повышения уровня активной деятельности учащихся, способствует  повышению их познавательных интересов, содействует улучшению качества успеваемости.

Метод проектов - применяю в своей практике давно. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Детям нравится эта работа. Особенно важно то, что поначалу им оказывается помощь родителями, это сближает. Получается связка: учитель – ученик – родители, это очень важно, ведь все заинтересованы в результате. А  результат: качество детских проектов, гордость за свою работу, радость общения, ситуация успеха, расширяется кругозор и интеллектуальное развитие учащихся. Но уже с первого класса приучаю ребят выполнять проекты в классе. Начинаем с простых парных для соседей по парте. Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, технологии. Потом переходим к групповым. Чаще всего мы это делаем на внеурочке. Например, в этом году только по русскому языку ребята достаточно успешно выполнили два проекта: «Семья слов» и «Зимняя страничка». Ребята сами разбивались на группы, собирали материал, выбирали оформление и способ защиты. Эта работа не даёт «отсидеться и отмолчаться» даже самым ленивым ученикам. Работают все, ведь все заинтересованы в результате, его могут посмотреть все на выставке работ.

В своей практике использую элементы технологии проблемного обучения по всем предметам. Это позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать знания  и применять их в учебном процессе.

Начинаю использование элементов технологии проблемного обучения постепенно, с 1 класса, тогда к 4 классу дети привыкают к решению разных проблем на уроках, на это уходит меньше времени, и ученики грамотно и быстро определяются с темой и целью урока. Из своего опыта могу сказать, что на решение проблемы невозможно определиться со временем. Иногда ребята находят решение быстро, но чаще всего на это уходит больше времени, чем планирует учитель. Главное, чтобы не учитель, а сами ребята нашли решение проблемы, определили тему, поставили цель урока. Учителю надо продумать доступность этой проблемы и серию наводящих вопросов, чтоб помочь детям, если они затруднились.

Технология проблемного обучения состоит из двух частей: создание проблемы и решение этой проблемы. Создать проблему может учитель или сами учащиеся. Можно представить проблему в игровой форме, что повышает мотивацию детей к решению этой проблемы. В решении проблемы основными участниками являются ученики, учитель является наблюдателем и направляющим. При исследовании проблемы, учащиеся сравнивают, анализирует, выводит гипотезу, высказывает своё мнение, оспаривает его и т.д. Каждый из учеников хочет первым найти решение проблемы. Такие уроки дают хорошие результаты, более качественное усвоение знаний, развивают интеллект детей.

В качестве проблемной ситуации в учебном процессе использую: проблемные вопросы; проблемные задания с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками; поиск истины (способа, приема, правила решения); различные точки зрения на один и тот же вопрос; противоречия практической деятельности.

При создании проблемных ситуаций учитываю реальный уровень знаний обучаемых. Обращаю внимание на то, чтобы предлагаемое проблемное задание соответствовало интеллектуальным возможностям детей, т.е. было достаточно трудным, но разрешимым. Стараюсь, чтобы проблемные ситуации вызывали интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции, как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения. Приведу примеры использование проблемного обучения на разных уроках.

На уроках математики.

1. Работа с геометрическими фигурами. Сравнение.

Задание. Возьмите геометрические фигуры: маленький зелёный квадрат, большой красный квадрат, большой жёлтый треугольник, большой зелёный круг, маленький жёлтый треугольник, маленький красный круг.

Постановка проблемной ситуации: сравните фигуры.

Решение проблемы.  Фигуры можно распределить на 3 группы: по форме, по цвету, по размеру.

2. Изучаем время. Работа с часами.

На 1рисунке-схеме: часы (показывают 9ч.) – солнце - ученик за партой. На 2 рисунке-схеме: часы (показывают 9ч.) – луна - ученик смотрит «Спокойной ночи, малыши»

Постановка проблемной ситуации: Может ли такое быть? Проблема поставлена. Дети предполагают ответы.

 3. «Умножение двузначного числа на однозначное».

На доске (или устный счет) 3х6, 30х3, 1х8, 9х6, 15х6

Решают все быстро, кроме последнего, которое вызвало у детей затруднение. Возникла проблемная ситуация. Для вывода из неё начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы. (Не умеют умножать двузначное число на однозначное.) Так формулируется тема урока. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения. Возникла ситуация «с затруднением».
Дети работают в парах, пытаясь выдвинуть свою гипотезу решения.

На уроках русского языка проблемная ситуация создаётся даже такими простыми на первый взгляд заданиями, как, например:

1) Разобрать по составу существительные самолёт, пароход. Тут сталкиваются разные мнения учеников. Работа может быть в парах, группах. Задание выполняют по-разному. Разные мнения вызывают реакцию удивления, оказывается, тут два корня!

2) Проблемная ситуация « с удивлением» возникает и при изучении правил переноса слов, когда прошу помочь мне перенести слово. Ребята делают самостоятельный вывод, что одно и то же слово переносим по-разному.

3) При изучении темы «Местоимения» даю разные изученные части речи, но встречаются и неизученные. Прошу распределить по группам. Задание выполняется, но возникают вопросы. Они не знают, какая это часть речи (я,мы,он) и ставят цель урока - познакомиться с этой частью речи.

4) «С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?»

На рисунке слово «катился». Вокруг разбросаны слова: за, с, по, пере, в. Работа над проблемой. Одним из вариантов ответов будет: «С помощью прибавления к слову приставок». Затем предлагается при помощи данного рисунка образовать слова и выделить в них приставки.

5) На доске записаны слова: день – 3; вьюга – 5; отъехал-? Определите, какую цифру нужно поставить вместо вопросительного знака. Ответ обоснуйте.

Большое поле деятельности для применения проблемных ситуаций дают уроки окружающего мира.

1) Тема: «Красная книга. Будь природе другом.»,  2 класс.

Постановка проблемы.- Внимательно рассмотрите книгу (побуждение к осознанию). Прочитайте  её название. -Почему «Красная»? (Проблемная ситуация.) - Что символизирует красный цвет?(ответы детей: Стоп! Опасность!) - Кто подвергается опасности? Почему? (Подводящий диалог)

Для уроков окружающего мира  наиболее характерной является проблемная ситуация с одновременным предъявлением двух противоречивых фактов, теорий, мнений.

2) Например, «Кто такие рыбы?»

На доске: 1) Речные рыбы      2)Морские рыбы.

- Что вас удивило? - А почему рыбы делятся на две группы? - Какие рыбы относятся к речным, а какие  - к морским?

3) Детям предлагается задание: «В летние каникулы школьники отправились в поход. После первого привала они обнаружили, что потеряли компас. Как дети смогли сориентироваться без компаса». Создаем проблемную ситуацию,  для преодоления которой требуется поиск новых знаний и способов деятельности. Здесь же возникает учебная проблема «Что делать?» — формулируют проблему дети. Возникают гипотезы:1. Вернуться домой. Но как правильно найти путь? 2. Использовать план местности. 3. Что делать, если нет плана местности?

Далее учащиеся предлагают различные пути решения проблемы, проверяя каждую гипотезу. Возвращаться домой — значит идти в противоположную сторону, т.е. обратно. Если мы шли на север, то теперь надо идти на юг. Как это определить? С помощью часов. Что делать, если в группе нет школьника, имеющего часы с циферблатом? Тогда можно ориентироваться по Солнцу. Что делать, если погода пасмурная? Возможно, помогут местные признаки. Как определить направления по местным признакам? В ходе решения проблемы дети уточняют, что, отправляясь в поход, надо быть более внимательными, обращать внимание на ориентиры на местности (реки, перекрестки дорог, отдельно стоящие деревья и т.п.).

На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Успеха добиваются даже слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективную деятельность.

Несколько слов про игровые технологии, ведь именно они способны стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития; развитие младшего школьника, его эффективную социализацию; сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.

Но надо соблюдать требования к играм: должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей; включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично; возможность действия для каждого ученика; результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи; игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников; вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели.

В своей работе включаю в урок  игровые технологии т. к. это делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое  рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.  В своей работе использую приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, задачи-шутки,  много занимательного материала (загадки, ребусы, кроссворды, рифмовки и прочее), моменты неожиданности способствующие активизации мыслительной деятельности. 

Педагогические игровые технологии, применяемые в сочетании с традиционной методикой преподавания, гарантируют:

  • Активизацию учебного процесса, учебно-познавательной деятельности младших школьников.
  • Комфортный и результативный для ученика и учителя процесс обучения.
  • Высокий и прочный уровень обученности в классах с любой подготовленностью.
  • Формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться.
  • Полноценное соединение знаний и практических навыков.
  • Объединение учебной и внеурочной деятельности в единый воспитательный процесс.

Свою педагогическую деятельность уже не представляю без использования современных  информационно-коммуникационных технологий.

В рамках реализации ФГОС, в комплект учебников входят электронные приложения по математике, литературному чтению, русскому языку и окружающему миру, которыми мы успешно пользуемся с 1 по 4 классы. Применяя на уроках ИКТ, я, прежде всего, заинтересовываю детей своим предметом, делаю его необычно интересным и разнообразным. Уроки становятся наиболее наглядными, а, как известно, наглядность – это основной «конёк» учителей начальных классов. Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ. Для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля над усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. к каждой из изучаемых тем  можно выбрать различные виды работ и действий: тесты, контрольные вопросы и задания, распечатанные в Word документе, презентации и проекты.

Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки и т.д. - всё становится интересным, если использовать эти современные методы.

Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. Мне не надо просить карту у учителя географии, я просто щёлкну мышкой и всё готово. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным и запоминающимся.

На уроках математики осуществляю демонстрацию примеров, задач на доске, цепочек для устного счета,  организовываю математические разминки и самопроверку.

На уроках  русского языка хорошо использовать материал по словарным словам. К каждому слову есть ребусы. Использую как коллективную работу, так и индивидуальную. Если идёт работа со всем классом, ребята пишут тексты и предложения, которые диктует им компьютер. Составляю презентаций по разным темам для уроков русского языка. Например, «Части речи», «Безударные гласные в корне слова», «Непроизносимая согласная», «Сложные слова», «Удвоенная согласная» и др. Вот и не станут уроки русского языка скучными и неинтересными. Очень удобно использовать презентации при работе над сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей.

Применяю ИКТ при подготовке и проведении открытых уроков, внеклассных мероприятий, классных часов, родительских собраний, в кружковой работе (во внеурочной деятельности учащихся ИКТ нашли самое широкое применение). Однако компьютер не заменяет учителя, а только дополняет!

Использование ИКТ технологий позволяет мне оптимизировать образовательный процесс, повысить качество обучения, повысить  эффективность обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке), улучшить  организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве); развивать творческий потенциал и воображение, воспитывать у детей навыки самостоятельной работы, потребность в получении новых знаний, проводить мониторинг развития личности и индивидуальности обучающихся. Таким образом, при проведении уроков с компьютерной поддержкой,  использую формы и методы, которые позволяют сделать обучение наиболее привлекательным. Всё это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей.

Использование мною данных технологий способствует развитию УУД обучающихся,  приводит к повышению познавательной активности на уроке и в повседневной жизни, к изучаемым предметам, к оптимальному развитию каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. Я создаю  максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых педагогических технологий – портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.

Педагогический проект.Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в наше...

Использование новых педагогических технологий деятельностного типа

Использование новых педагогических технологий деятельностного типа...

Выступление на окружном педсовете "Использование новых педагогических технологий в начальной школе"

Использование новых педагогических технологий в начальной школе....

Использование новых педагогических технологий на уроках математики

Роль занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей  и задач всестороннего развития и воспитания:- активизировать умственную деятельность,- заинтерес...

Использование современных педагогических технологий на уроке в начальной школе ( из опыта работы)

Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и туже единицу учебного материа...

Выступление на заседании педсовета в 2015 году на тему « Формирование ключевых компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий "

Формирование ключевых компетенций  младших школьников с использованием новых педагогичеких технологий....

Использование современных педагогических технологий на уроке (из опыта работы учителя начальных классов)

Современные образовательные технологии (СОТ) способствуют повышению, качества образования, ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую м...