Образовательные технологии.
методическая разработка

Бугай Надежда Петровна

Использование современных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnye_tehnologii_bugay_ispravlen.docx46.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Современные образовательные технологии как одно из условий достижения качества образования»

Подготовила учитель начальных классов МКОУ Венгеровской средней общеобразовательной школы №2 Бугай Надежда Петровна

Проблема качества образования в школе существовала, наверное, всегда. Какими только методами, с помощью каких только реформ не пытались ее решить. Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Во главу угла ставится личностно-ориентированный подход на уроках. Вот поэтому главная задача школы и учителя - способствовать созданию на уроке такой атмосферы, в которой бы каждый ученик почувствовал необходимость обучения

 Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы, Щукина Г. И. считает, что пробудить интерес у учащихся можно за счёт следующих условий:

  • личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
  • содержания учебного материала;
  • применения современных образовательных технологий.

Последний пункт – поле для творческой деятельности любого преподавателя.

Педагогическая технология – система способов, приемов, шагов, последовательность которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат (Г.М.Коджаспирова)

Можно сказать, что технология обучения -это система методов, приёмов и форм организации учебной деятельности направленных и ориентированных на результат. Характеристикой педагогической технологии является её системность, управляемость, результативность и воспроизводимость.

Образовательные технологии в начальной школе строятся по различным принципам, но все они подразумевают единую цель – создание условий для организации учебной деятельности, направленной на самостоятельное овладение учебной информацией таким образом, чтобы он её усвоил и смог применить на практике. Для реализации данной цели можно выделить несколько направлений в работе учителя:

  • демократизация педагогических отношений – учитель должен воспринимать ученика как индивидуальную личность, принимать во внимание его умственные возможности и навыки;
  • активизация деятельности учеников – внедрение игровых технологий, которые увлекут ребёнка и поспособствуют развитию интереса к обучению;
  • эффективная организация учебного процесса для максимального включения детей в работу – вовлечение компьютерных технологий, интересная форма подачи материала;
  • развитие ребёнка с использованием народной педагогики – процесс обучения должен проходить естественно и в непринуждённой обстановке;
  • способствование самореализации каждого ученика – педагог должен уметь выявлять способности ребёнка и направлять его деятельность в то русло, которое будет благоприятствовать его развитию. 

 В современной школе существует множество технологий, используемых на уроках. Но у каждого учителя эти технологии перерабатываются и приобретают свои черты. Именно от него зависит, будет ли та или иная технология и методы работать на ученика или нет. С овладением любой новой технологией или её отдельных элементов начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка.

 Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, эффективно использовать в работе с учащимися начальной школы.

Это :

  • Здоровьесберегающие технологии (по Н.К.Смирнову);
  • Личностно-ориентированная технология;
  •  ИКТ- технология;
  •  Технология развития критического мышления;
  • Проектная технология
  • Технология проблемного обучения;
  •  Игровые технологии. Классификация игр по Г.К. Селевко включает следующие группы игр: по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические. По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

    Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. Поэтому применение приемов здоровьесберегающих технологий прослеживается на всех этапах моего урока.

. Это предполагает проведение на занятиях:

  • динамических пауз во время занятий. Проводятся по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. «Весёлые физминутки», которые беру с сайта http://pedsovet.su/load/244
  • Смены видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты) Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
  • Контроля со стороны учителя и самоконтроля самих обучающихся за осанкой и правильным положением за столом во время письма или чтения. С этой целью на столах у учащихся прикреплены таблички «Правильная посадка во время учебной работы».
  • Эмоциональных разрядок — юмористические стихи по теме занятия, поговорки, фразеологизмы. Их можно применять на разных этапах урока.
  • Демократичность и тактичность в общении с младшим школьником. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности. Отслеживаю психологический климат на уроке.
  • Бесед о здоровье. Намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью не только при изучении предмета «Окружающий мир», но и при изучении таких предметов как русский язык, математика, литературное чтение, технология.

Удивление – сильный стимул к познанию нового. Удивление вызывает интерес у школьников, у них возникают вопросы. Поэтому технология проблемного обучения  привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Структура проблемного урока следующая:

-актуализация знаний;

-мотивация;

-создание проблемной ситуации;

-определение темы исследования;

-формулирование цели исследования;

-выдвижение гипотезы;

-проверка гипотезы;

- интерпретация полученных данных;

 - вывод по результатам исследовательской работы;

- применение новых знаний в учебной деятельности;

Моделирую на занятиях проблемные ситуации, где при разрешении возникающих противоречий учащиеся «открывают» новые знания.

Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Свои выводы учащиеся обязательно подтверждают и сравнивают с правилами, теоретическими положениями учебников. Применяю разнообразные проблемные ситуации на уроке.

Подводящий диалог. Например, урок русского языка 3 класспо теме: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»

Прочитайте пословицу:

Ученье – путь к уменью.  Поясните её смысл.

- Посмотрите на все слова пословицы.  Что общего в их написании?

- Какую работу выполняет ь в словах?

     показатель                                                разделительный ь                      

     мягкости

Возьмите карточку, прочитайте слова и стрелкой укажите место слова в таблице в соответствии с ролью ь. Если затруднитесь определить роль ь, то поместите слово в графу со знаком (?).

Семья, лось, деревья, календарь, дочь, рожь.

Разделительный ь

Показатель мягкости

?

- Если в словах дочь, мышь ь не выполняет никакую известную нам работу, значит, у него есть ещё какая-то роль, которую мы должны определить.

Сообщение темы в готовом виде, но с применением мотивирующего приёма (ассоциации, музыка, иллюстрации, отрывки из произведений, любой материал, способный захватить внимание, заинтриговать учеников). Например, в 3 классе изучали произведение К.Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». На доске запись : Воробей…, а второе слово закрыто. Какой может быть воробей?  А  К.Г Паустовский назвал воробья растрёпанным. Почему?

Уроки версионного характера. Например, урок математики 3 класс по теме «Деление двузначного числа на однозначное» (75:3) Как выполнить вычисление? -Какие есть гипотезы?

Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию.

Применяю на занятиях технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Она учит детей делать прогнозы, заниматься самопроверкой. Постепенно у ученика развивается привычка находить доказательства каждому сказанному слову или выполненному действию, и он намного лучше усвоит требуемую информацию.  Отличительные характеристики технологии:

  • надпредметный характер;
  • технологичность;
  • усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей;
  • сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста;
  • применение способов работы с текстом как инструмента самообразования человека.

 Технология имеет три стадии: вызов, осмысление содержания, рефлексия. Так урок литературного чтения во 2 классе по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово» строю с помощью приёмов данной технологии - это позволяет на разных этапах урока создавать учебные ситуации. На стадии вызова применяю приём «Корзина идей» для прогнозирования темы рассказа. Ситуация создаётся с помощью столкновения житейских представлений и нового знания.

На стадии осмысления использую приём «чтение с остановками». Читают первую часть. После остановки учащиеся прогнозируют, что будет дальше. Предположения обсуждаются во время следующей остановки чтения, и так до конца текста. По ходу чтения учащиеся заполняют «таблицу», состоящую из двух граф: в первую выписывают фразы из текста, которые произносил главный герой рассказа Павлик, во второй графе дают пояснение, как они действовали на окружающих. К этим словам обращаемся на стадии рефлексии в конце урока, происходит соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции. На стадии рефлексии успешно работает приём «Составление синквейнов» 
Ещё одной составляющей успешного обучения является внедрение ИКТ в школе.
 Применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации, выполненные с помощью приложения MicrosoftPowerPoint.Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Использую как готовые презентации в сети Интернет на сайтах:http://pedsovet.su/load/143 , http://www.uchportal.ru/load/47изменяю в соответствии с задачами своего урок, так и составляю сама. Использую на занятиях электронные приложения к учебникам

К ИКТ относится умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие культуры общения, правильный подбор образовательных медиаресурсов.

Применение технология проектного обучения в начальной школе начинается с решения проектных задач. Для решения проектной задачи предлагаю определённые   задания для учащихся. Количество заданий в группе соответствует числу учащихся. Эти задание есть не что иное, как описание действий, которые должен выполнить ребенок, чтобы достичь конечного результата - создать необходимый продукт.

При решении проектных задач достигаются следующие цели:

  • создание условий для обеспечения разных способов учебного взаимодействия;
  • применение учащимися на практике необходимого для решения этой задачи ряда способов приемов, действий, средств;
  • отслеживание процесса формирования коммуникативных умений и предметных знаний;
  • развитие уровня познавательной активности младших школьников

Участвовала с учащимися во всероссийском конкурса проектных и исследовательских работ на Всероссийском образовательном портале  «ИКТ педагогам»

(Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-69478), где работы детей заняли III место в номинации «Образовательные проекты и исследования» Естественнонаучное направление и II место в номинации «Образовательные проекты и исследования» Художественно-эстетическое направление в возрастной категории «1-4 класс»

В работе с младшими школьниками учитываю важность и необходимость игровых технологий. Игровые технологии применяют на практике уже достаточно давно. Я начинала свою педагогическую деятельность, широко используя методы этой технологии. Мой педагогический стаж уже тридцать девять лет, а технология по-прежнему актуальна. Но сегодня применение игровых методов и приёмов требует корректировки, поскольку в нашу жизнь вошли интернет, гаджеты и прочие инновационные изобретения.  учащиеся моего класса зарегистрированы на сайте Учи.ру. Учи.ру — российская онлайн-платформа, где учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной игровой  форме. Активно занимаются более 40% учеников, становятся победителями различных онлайн- олимпиад.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Игровая форма занятий проектируется на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования учеников к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций осуществляется по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учениками в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется строго установленным правилам игры;
  • учебный материал применяется в качестве ее средства.

 В учебную деятельность вводится элемент соревнования, переводящий дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связано с игровым результатом.

 Разного рода игры: дидактические, ролевые, деловые призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания. Примеры уроков с использованием игровых технологий: 1) ролевые игры на уроке; 2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН).

Я уверена, чтобы достичь принципиально нового уровня обучения, необходимо применять различные педагогические технологии, основной задачей которых является формирование ключевых компетенций обучающихся. Применение современных образовательных технологий формирует личность школьника, помогает воспитать образованных, нравственных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.


Список литературы

1. Васильева М. Ю. Разрабатываем проектную задачу // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 74–78. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76383.htm. 

2.Гороховцева Л. А., Михайлова И. И. Проектные задачи как средство формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 13. – С. 25–29. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770279.htm.

3. Соловьёва Т. И. Современные педагогические технологии в начальной школе // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 684-686. — URL 

4. Н.К. Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.

5. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»

Конкурс  на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...

Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"

В данной папке  предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе воспитателя СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9 Малышевой Светланы Анатольевны

Я работаю с детьми пятнадцать лет. Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в раннем возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процессана основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

      Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств,...

Формы обучения при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации

В учебном процессе могут быть реализованы разные формы обучения с использованием цифровых технологий в зависимости от возраста обучающихся, от степени их активности и самостоятельности, от специфики у...