Мастер – класс «Современный урок в начальной школе в свете стандартов третьего поколения»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Алейникова Жанна Викторовна

Цель: показать модель современного урока.

 Задачи:

  • проанализировать структуру урока;  
  • познакомить с приемами, формами современного урока, применяемыми в практической деятельности учителя.
  • сформировать навыки практической работы по применению данных форм работы.

 

Ожидаемые результаты:

  • будут знать особенности построения современного урока;
  • будут уметь осуществлять отбор по выбору более приемлемых методов обучения;
  • будут применять эффективные способы работы, направленные на результат.

 

Целевая установка: учителя начальных классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа, реализующая адаптированные образовательные программы для детей с нарушением зрения,

 №2 Ворошиловского района Волгограда»







Мастер –  класс

  «Современный урок в начальной школе  в свете стандартов третьего поколения»

                       

учитель начальных классов

Алейникова Ж.В.

Волгоград 2023

Цель: показать модель современного урока.

 Задачи: 

  • проанализировать структуру урока;  
  • познакомить с приемами, формами современного урока, применяемыми в практической деятельности учителя.
  • сформировать навыки практической работы по применению данных форм работы.

Ожидаемые результаты: 

  • будут знать особенности построения современного урока;
  • будут уметь осуществлять отбор по выбору более приемлемых методов обучения;
  • будут применять эффективные способы работы, направленные на результат.

 

Целевая установка: учителя начальных классов. 


                                      Ход мастер-класса

.

     Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. 

Понятие «современный урок» в наше время является одной из самых обсуждаемых тем и является предметом многочисленных дискуссий.  Урок - это самое главное в учебном процессе. Хороший урок включает в себя много компонентов: методы, формы работы и, конечно, профессионализм и мастерство самого преподавателя. Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. В современном мире учителя уже не являются передающими знания, а направляют обучающихся в самостоятельном обретении их. А обучающиеся не являются носителями информации. Они знают способы приобретения знаний и умеют их успешно реализовывать. Уроки нового формата строятся на формировании самостоятельного исследования новых знаний. На таких уроках дается возможность саморегулироваться, самовыражаться. Уроки выстроены на формировании открытости обучающихся. И время доказывает, чем свободнее организуется учебный процесс, тем эффективнее становятся наши уроки. Цель современного урока - научить учащихся добывать знания самостоятельно, а помогают в этом новые подходы в преподавании и обучении.

  Я хочу поделиться с вами тем, что  использую в своей работе. Сегодня я приглашаю вас на «кухню», где мы будем готовить «современный урок ». В качестве ингредиентов я предлагаю взять следующие этапы урока:

  1. Создание психологического настроя.
  2. Определение темы урока.
  3. Самостоятельное изучение новой темы.
  4. Компетентностно-ориентированные задания.
  5. Оценивание обучения.
  6. Домашнее задание.

В итоге у нас должен получиться современный урок в условиях обновления содержания.

Если раньше каждый урок начинался с приветствия и настроя на рабочий лад, то сейчас,  я начинаю свой урок с психологического настроя, который проводится для создания благоприятной рабочей обстановки в классе. Психологический настрой эффективно и динамично помогает мне начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

Одним из интересных приемов для создания дружеской атмосферы использую метод «Пожелания друг другу»

 У. Начнём урок с добрых пожеланий друг другу (дети желают друг другу удачи, внимательности, активности и т.д.)

 Для установления атмосферы сотрудничества и доверия проводила тренинг «Угадай секрет», который устраняет все барьеры между детьми и располагает к себе собеседника. Детям раздала мелкие предметы, разделила их по парам случайным способом. Партнер должен был узнать, что находится в руке у его напарника, но для этого ему нужно было сказать комплименты. Все дети быстро угадали секрет напарника, потому что говорить приятные слова им было не трудно, а наоборот приятно.

Такая форма организации начала урока ребятам  очень нравится: здесь они могут раскрепоститься и почувствовать себя свободней и в классе создается атмосфера доверия и сотрудничества. Для того чтобы убедиться в вышесказанном, предлагаю Вам попробовать наш первый ингредиент создание психологического настроя.

1. Создание психологического настроя с учителями начальных классов. Метод «Пожелание друг другу» (учителя желают друг другу по цепочке).

2.Современный урок в условиях обновления содержания не может обойтись без такого ингредиента, как определение темы урока.

Всем известно, что импульсом к познанию служит удивление. Удивить может чтение стихотворения учителем наизусть, интересная притча, необычный предмет, звук, явление, мини-спектакль.

На уроке математики по теме «Умножение двузначного числа на однозначное» использовала игру «Горячий мяч».

Включила выражения на знание таблицы умножения, с которыми ученики справились без затруднений.

Последним было выражение, которое вызвало у детей затруднение. Возникла проблемная ситуация. Для вывода из неё начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы.
Учитель.- Почему затрудняетесь в нахождении результата?
Дети.-Мы такие ещё не решали.
Учитель. – В чём затруднение?
Дети. – Не умеем умножать двузначное число на однозначное.
Учитель. – Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами?
Дети. – Научиться умножать двузначное число на однозначное.
Тема урока сформулирована. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения.

3.Основным ингредиентом современного урока является самостоятельное изучение новой темы. В этом обучающимся может помочь метод исследования. Так на уроке математики по теме «Умножение двузначного числа на однозначное», обучающиеся работая в группах,  предлагают свои способы решения, затем выявляют более удобный способ. Используя прием «Логический пазл» составляют алгоритм решения и делают выводы, как умножать двузначное число на однозначное. Одним из интересных методов изучения нового является метод «Кластер». Предлагаю Вам познакомиться с этим методом на практике. Тема «Многообразие животных». Коллективное составление кластера. В центре главное слово «животные».

 

Затем учащиеся составляют рассказ об одной из групп животных и озвучивают его для всего класса.

4. Применять умения в жизни одно из основных компонентов современного урока. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные задачи. На своих уроках я применяю компетентностно- ориентированные задания.

На уроке математики в 4 классе по теме «Задачи на нахождение цены, количества, стоимости» предложила обучающимся купить необходимые ингредиенты для приготовления салата «Оливье». Посчитайте, сколько необходимо потратить денег чтоб купить баночку горошка, десяток яиц, 1 кг картофеля, банку солёных огурцов, пол килограмма лука, 250 г майонеза.

По теме: «Умножение и деление круглых чисел» в 3 классе была предложена следующая задача.

У Юры есть 500 рублей. В школьном буфете пирожок стоит 60 рублей, а пирожное - 100 рублей. На сколько пирожков и пирожных хватит денег у Юры? Определите, сколько различных способов покупки может сделать Юра?

На уроке математики в 1 классе по теме «Числа и величины» предложила следующую задачу: Петя договорился о встрече с другом. Он так торопился, что перепрыгнул ступеньки на лестнице: 1, 4, 7, 10, 13,16. Какие ступеньки перепрыгнул Петя?

Данные приемы способствуют развитию логического мышления у учащихся, самостоятельной деятельности и функциональной грамотности.

5. Еще один из наиболее важных ингредиентов современного урока – это оценивание.

На уроках новой формации  обучающиеся учатся критическому мышлению, умению критически оценивать себя и свою работу, выполняя групповые, индивидуальные работы или работу в парах.

Мною применялись следующие техники формативного оценивания на уроках: 

- «Словесная оценка». Это устная обратная связь учителя и ученика, которая эффективна на любом этапе урока. 
-«Светофор». Техника предусматривает использование сигнальных карточек: зеленый цвет означает «Мне всё понятно», желтый цвет – «Мне нужна консультация», красный цвет – «Мне нужна помощь». 

-«Незаконченное предложение». Учащиеся должны закончить предложение, например, 
На уроке мне было важно и интересно… 
Сегодня на уроке я понял… 
Хотелось бы узнать… 
Этот вид работы часто использую на  в заключительной урока. «Рефлексия». 

6.Заключительным, но не менее важным этапом современного урока является домашнее задание. Домашние задания лучше предложить разноуровневые. Обязательное условие, задание должно быть достаточно понятным для всех обучающихся. Дополнительные задания могут потребовать от детей поисковой познавательной деятельности.

Можно долго говорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть мобильным, не бойтесь менять что-то по ходу урока, отходите от клише.

Надеюсь, мой рецепт современного урока вам был интересен.

Рефлексия для учителей начальных классов по завершению мастер-класса: 

У вас на столе полоски: зелёного и жёлтого цветов. Если вам понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – возьмите полоску желтого цвета. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите зеленую полоску. Прикрепим на доску.

Своё выступления я бы хотела закончить стихотворением:

 Каким должен быть современный учитель?
Может, строгий, серьёзный, холодный и злой?
Или должен быть мягким он, словно родитель,
Точно также делиться своей душой?

Педагог — это будто вторая мама,
Воспитатель, учитель и просто друг.
Надо в детских глазах быть совсем без изъяна,
Ведь изъянов полно и без нас вокруг.

Современный учитель — он как Прометей,
Зажигает в сердцах детских пламя знаний.
И старается не отставать от детей,
Совершенствуясь, не прекращая исканий.

Педагог — он не тот, кто лишь только учит.
Педагог — это много профессий в одной.
Если нужно — певец, и певцом будет лучшим!
Если нужно — артист, и артист — неземной!

Спасибо за внимание.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование современного урока в начальной школе в свете стандартов второго поколения

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной ...

Мастер-класс "Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС"

В данной методической работе представлен мой педагогический опыт, фрагмен...

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...

МАСТЕР-КЛАСС «Современный урок в свете требований ФГОС» учителя начальных классов

Я начну свое выступление с угощения, если позволите(предлагаю слушателям изюм.)Как вы думаете, почему я выбрала для вас именно это лакомство? Я хочу поделиться с вами теми изюминками, к...

Публичные выступления «Современный урок – в начальной школе в свете новых ФГОС нового поколения»

Основной формой организации учебных занятий на протяжении многих лет являетсяурок. Современный урок есть не только динамичная и вариативная форма организациипроцесса целенаправленного взаимодействия п...