Обобщение опыта "Знаково-символическое обучение детей с ЗПР"
опыты и эксперименты

Эшеева Виктория Эрдынеевна

Работа над методической темой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakovo-simvolicheskie_sredstva_obucheniya_detei_s_zpr_.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

Знаково-символические средства в обучении детей с ЗПР

Эшеева В.Э. учитель начальных классов

ГБОУ РЦО  (Центр дистационного обучения)

г.Улан-Удэ, Республика Бурятия 

Цель :  Устранение  трудностей в усвоении  учебного материала

Актуальность: Познавательная деятельность детей с ЗПР сопровождается нарушением последовательности действий, затруднениями в переключении с одного приема работы на другой, недоразвитием самоконтроля и словесной регуляции действий.  Трудности оречевления деятельности приводят к тому, что не доразвиваются такие речевые функции, как планирующая, фиксирующая и обобщающая.

Восприятие детей с ЗПР отличается также недостаточностью произвольного выделения деталей, неполноценной дифференциацией информационной структуры воспринятого, низкой произвольной регуляцией способа восприятия. Ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в тоже время для успешной передачи своих мыслей нуждаются в помощи со стороны в виде наводящих вопросов, инструкциях, различных видах наглядности.

Использование знаково-символических средств в обучении детей помогает наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном  виде. Знаково-символическими средствами при обучении детей с ЗПР являются опорные схемы. Опорные схемы — это таблицы,  чертежи, рисунки. Они представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную  проблему.  Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде. От традиционной наглядности они отличаются тем, что служат опорами мысли, опорами действия. Ребенок строит  свой ответ, пользуясь схемой, читает ее, работает с ней. Дети чувствуют себя уверенными, исчезает  скованность, страх перед ответом, уменьшается  нагрузка на память. Ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок, усваивают материал осмысленно: составляют правило по данной схеме-опоре, выполняя практическое задание. Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных связей. В процессе работы по опорным схемам необходимо учитывать: этапы обучения, степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы, их способность записать, проговорить информацию. Разработка и составление опорных материалов проходит в три этапа:

1.Подбор материала.  Материал подбирается из разных  источников: программ, учебников,справочной и методической литературы, периодических изданий, Интернета.

2.  На этом этапе происходит  обобщение содержания, «выжимка»  отобранного материала, отбрасывание второстепенного, малосущественного.

3. Составление опорных схем, конспектов, алгоритмов. В уже систематизированном и сжатом материале необходимо выделить опорные сигналы.  Он будет состоять из ключевых слов, аббревиатур, компактных  записей определений и формулировок, графических сигналов, цифрового материала, стрелок, унифицированных  условных обозначений.

 

Принципы создания. Требования к ним.

  Опорные схемы  играют значительную роль и при  изложении материала, и при отработке  учебных навыков и умений, и при повторении, и при контроле знаний.

Лаконичность – максимум закодированной информации  при минимуме  визуальных печатных знаков – одно из  основных требований.

Удобство восприятия и воспроизведения.  Структура должна быть удобна и для запоминания,  и для воспроизведения, графическое расположение сигналов  не должны вызывать трудности.

Непохожесть опорных схем между собой. Похожие  друг на друга  опорные схемы трудно сохранить в памяти. Успешному запоминанию способствует разнообразие  форм, шрифтов, знаков, рисунков.  

Принцип занимательности. В схемы  следует вводить  занимательный материал по орфографии, пунктуации, стилистике.

Унификация обозначений.  Условные обозначения нужно постараться унифицировать. Это значительно облегчает их восприятие и запоминание.

Цветовое оформление. Правильно использованные цвета должны  привлекать , заострять внимание на главном.

Шрифт. Основным требованием, предъявляемым к шрифту, являются : чёткость, простота, гармония  с цветовым решением.

Разнообразие опорных сигналов.   Опорные сигналы должны быть разнообразными не только по форме, но и содержанию.Опорные схемы которые использую при изучении следующих тем:

Результаты :

Опорные схемы значительно облегчают работу ученикам и мне как учителю. Пользуясь ими, ученики извлекают нужную информацию при ответах на вопросы и в практической работе. Кроме того, обращаясь к схеме, внимательно разглядывая ее, ученики имеют возможность вспомнить материал, достаточно большой по объему. Схема должна быть емкой, краткой и яркой. Опорные схемы  помогают разнообразить урок, делают его более запоминающимся, нестандартным, эмоциональным, активизируют познавательную  деятельность и способствуют прочному глубокому усвоению материала, позволяют сэкономить время, которое можно использовать для практических навыков и умений, развития речи учащихся, а также дает возможность подготовить детей  к восприятию следующей темы.

Также поззаоляет сократить время на изучении нового материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщение к разделу «Писатели—детям» для 2 класса.

На уроке мы вспомним детских авторов и их произведения, с которыми мы познакомились в разделе "Писатели - детям", поигра­ем в литературные игры, проведем диагностику скорости чтения....

урок-проект .Обобщение по разделу "Писатели детям."

Для активизации и мотивации учебной деятельности учащихся, на уроке  использованы: игровые моменты, метод программированного обучения (задания в форме тестов), диалогический метод, частично-поиск...

презентация к уроку-проекту обобщение по разделу "Писатели детям."

Содержится материал по краткому обзору биографии авторов К.Чуковский, А.Барто,С.Михалков, С.Маршак, а также перечень их произведений....

Урок-обобщение к разделу «Писатели—детям»

Цели урока:1.     Помочь детям повторить и обобщить пройденный материал.2.     Развивать память, внимание, логическое и образное мышление.3....

Обобщение педагогического опыта по теме: «Пути эффективного обучения детей с отклонением в развитии».

В работе  рассматривается актуальная тема: Пути эффективного обучения детей с отклонением в развитии. В настоящее время особое внимание уделяется проблеме обучения детей с отклонениями в раз...

Урок обобщение литературное чтение "Обобщение по разделу "Писатели детям" 2 класс

Урок построен на актуализации знаний с использованием игровых и групповых технологий. В урок включена электронная игра-викторина, составленная мной. Такой вид работы повышает активность учащихся, их ж...

Презентация"Роль педагога в обучении детей с ОВЗ" Статья "Роль педагога в обучении детей с ОВЗ"

В представленной презентации и статье к ней, предложенной  для учителей начальных классов, имеющих в своих классах   детей с ОВЗ,  показаны некоторые виды работ на уроках и во внеу...