Обобщение опыта "Знаково-символическое обучение детей с ЗПР"
опыты и эксперименты
Работа над методической темой
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 197.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Знаково-символические средства в обучении детей с ЗПР
Эшеева В.Э. учитель начальных классов
ГБОУ РЦО (Центр дистационного обучения)
г.Улан-Удэ, Республика Бурятия
Цель : Устранение трудностей в усвоении учебного материала
Актуальность: Познавательная деятельность детей с ЗПР сопровождается нарушением последовательности действий, затруднениями в переключении с одного приема работы на другой, недоразвитием самоконтроля и словесной регуляции действий. Трудности оречевления деятельности приводят к тому, что не доразвиваются такие речевые функции, как планирующая, фиксирующая и обобщающая.
Восприятие детей с ЗПР отличается также недостаточностью произвольного выделения деталей, неполноценной дифференциацией информационной структуры воспринятого, низкой произвольной регуляцией способа восприятия. Ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в тоже время для успешной передачи своих мыслей нуждаются в помощи со стороны в виде наводящих вопросов, инструкциях, различных видах наглядности.
Использование знаково-символических средств в обучении детей помогает наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном виде. Знаково-символическими средствами при обучении детей с ЗПР являются опорные схемы. Опорные схемы — это таблицы, чертежи, рисунки. Они представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную проблему. Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде. От традиционной наглядности они отличаются тем, что служат опорами мысли, опорами действия. Ребенок строит свой ответ, пользуясь схемой, читает ее, работает с ней. Дети чувствуют себя уверенными, исчезает скованность, страх перед ответом, уменьшается нагрузка на память. Ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок, усваивают материал осмысленно: составляют правило по данной схеме-опоре, выполняя практическое задание. Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных связей. В процессе работы по опорным схемам необходимо учитывать: этапы обучения, степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы, их способность записать, проговорить информацию. Разработка и составление опорных материалов проходит в три этапа:
1.Подбор материала. Материал подбирается из разных источников: программ, учебников,справочной и методической литературы, периодических изданий, Интернета.
2. На этом этапе происходит обобщение содержания, «выжимка» отобранного материала, отбрасывание второстепенного, малосущественного.
3. Составление опорных схем, конспектов, алгоритмов. В уже систематизированном и сжатом материале необходимо выделить опорные сигналы. Он будет состоять из ключевых слов, аббревиатур, компактных записей определений и формулировок, графических сигналов, цифрового материала, стрелок, унифицированных условных обозначений.
Принципы создания. Требования к ним.
Опорные схемы играют значительную роль и при изложении материала, и при отработке учебных навыков и умений, и при повторении, и при контроле знаний.
Лаконичность – максимум закодированной информации при минимуме визуальных печатных знаков – одно из основных требований.
Удобство восприятия и воспроизведения. Структура должна быть удобна и для запоминания, и для воспроизведения, графическое расположение сигналов не должны вызывать трудности.
Непохожесть опорных схем между собой. Похожие друг на друга опорные схемы трудно сохранить в памяти. Успешному запоминанию способствует разнообразие форм, шрифтов, знаков, рисунков.
Принцип занимательности. В схемы следует вводить занимательный материал по орфографии, пунктуации, стилистике.
Унификация обозначений. Условные обозначения нужно постараться унифицировать. Это значительно облегчает их восприятие и запоминание.
Цветовое оформление. Правильно использованные цвета должны привлекать , заострять внимание на главном.
Шрифт. Основным требованием, предъявляемым к шрифту, являются : чёткость, простота, гармония с цветовым решением.
Разнообразие опорных сигналов. Опорные сигналы должны быть разнообразными не только по форме, но и содержанию.Опорные схемы которые использую при изучении следующих тем:
Результаты :
Опорные схемы значительно облегчают работу ученикам и мне как учителю. Пользуясь ими, ученики извлекают нужную информацию при ответах на вопросы и в практической работе. Кроме того, обращаясь к схеме, внимательно разглядывая ее, ученики имеют возможность вспомнить материал, достаточно большой по объему. Схема должна быть емкой, краткой и яркой. Опорные схемы помогают разнообразить урок, делают его более запоминающимся, нестандартным, эмоциональным, активизируют познавательную деятельность и способствуют прочному глубокому усвоению материала, позволяют сэкономить время, которое можно использовать для практических навыков и умений, развития речи учащихся, а также дает возможность подготовить детей к восприятию следующей темы.
Также поззаоляет сократить время на изучении нового материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщение к разделу «Писатели—детям» для 2 класса.
На уроке мы вспомним детских авторов и их произведения, с которыми мы познакомились в разделе "Писатели - детям", поиграем в литературные игры, проведем диагностику скорости чтения....

урок-проект .Обобщение по разделу "Писатели детям."
Для активизации и мотивации учебной деятельности учащихся, на уроке использованы: игровые моменты, метод программированного обучения (задания в форме тестов), диалогический метод, частично-поиск...

презентация к уроку-проекту обобщение по разделу "Писатели детям."
Содержится материал по краткому обзору биографии авторов К.Чуковский, А.Барто,С.Михалков, С.Маршак, а также перечень их произведений....

Урок-обобщение к разделу «Писатели—детям»
Цели урока:1. Помочь детям повторить и обобщить пройденный материал.2. Развивать память, внимание, логическое и образное мышление.3....

Обобщение педагогического опыта по теме: «Пути эффективного обучения детей с отклонением в развитии».
В работе рассматривается актуальная тема: Пути эффективного обучения детей с отклонением в развитии. В настоящее время особое внимание уделяется проблеме обучения детей с отклонениями в раз...
Урок обобщение литературное чтение "Обобщение по разделу "Писатели детям" 2 класс
Урок построен на актуализации знаний с использованием игровых и групповых технологий. В урок включена электронная игра-викторина, составленная мной. Такой вид работы повышает активность учащихся, их ж...

Презентация"Роль педагога в обучении детей с ОВЗ" Статья "Роль педагога в обучении детей с ОВЗ"
В представленной презентации и статье к ней, предложенной для учителей начальных классов, имеющих в своих классах детей с ОВЗ, показаны некоторые виды работ на уроках и во внеу...



