Наставничество
учебно-методический материал
В этом 2024-205 учебном году я стала наставником молодого специалиста Назаровой сагдианы Александровны.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.16 МБ | |
| 1.1 МБ | |
| 17.06 КБ | |
| 37.16 КБ | |
| 189.96 КБ | |
| 191.54 КБ | |
| 185.14 КБ | |
| 128.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема «Развитие гибких навыков на уроках в начальной школе»
Кто говорит | Текст | Видеоряд |
Закадровый | Педагог всегда представляется творцом, созидателем, волшебником, который способен вложить, семена обучения и воспитания в души и умы детей. | Цитата на экране |
АХ | Добрый день! Меня зовут Ким Алена Христофоровна. Стаж моей педагогической деятельности 30 лет. Вопрос № 1 Почему я стала наставником? Потому что я не только всегда готова прийти на помощь своим коллегам, но и потому что готова сама учиться. Ведь мой главный девиз: «Учить других и самому учиться!». Мне как учителю очень повезло ведь я из династии педагогов. И в детстве я не просто перекладывала кукольные тетрадки и делала вид, что их проверяла, а рядом со своей бабушкой Ким Тамарой Николаевной заслуженным педагогом Казахской ССР сидела и внимательно разглядывала работы ребят начальной школы. А будучи студенткой педагогического колледжа мне уже и доверяли под карандашик, аккуратно их проверять. Думала ли я в то время, что стану педагогом с высшей категорией и мне доверят передавать уже свой накопленный опыт молодым педагогам? Наверное, нет в силу тогда еще юного возраста. А сейчас я могу с уверенностью сказать, что мне это сотрудничество в профессиональном смысле этого слова очень нравится и приносит огромное удовлетворение. Ведь принимая обязанности наставника, я открыла для себя ряд преимуществ: - наставничество помогло мне, опытному педагогу, увидеть и наметить перспективы в сфере моей педагогической деятельности; - при осуществлении функций наставника, которые я считаю успешными, я ощутила свой вклад в систему профессиональной адаптации молодого учителя, получила огромное удовольствие от общения с молодым специалистом; - наставник всегда должен стремиться к самосовершенствованию – это стало моим кредо; - выполнение функций наставника помогает в развитии педагогической карьеры учителя, повышении педагогической квалификации, способствует росту доверия ко мне в педагогическом коллективе общеобразовательного учреждения; |
|
Вопрос № 2 Какие компетенции и качества помогают мне быть наставником? Разрешите на этот вопрос ответить тезисно и без расшифровки, потому что данные слова не нуждаются в пояснении.
Умение мотивировать и вдохновлять
| ||
Вопрос № 3 Почему важно развивать наставничество в образовательной организации? Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, которая способствует повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Задача наставника – помочь молодому педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Я уверена, что правильная организация наставничества – это самый эффективный способ повышения компетентности, уверенности для молодых учителей. |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Зам. директора по УР ________________С.Н. Старцева «____»________________2024г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ № 154 города Челябинска» ________________Т. Г. Абакумова «____»____________________2024 г. |
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
«УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ»
на 2024/2025 учебный год
МАОУ «СОШ № 154 города Челябинска»
Составитель:
Ким А.Х.
Срок реализации: 1 год
2024 г.
Содержание программы
I. Пояснительная записка…………………………………………………………………..3-5
1.1Актуальность разработки программы наставничества ……………………………...… . 3
- Цель и задачи программы наставничества………………………………………..…..…..4
- Срок реализации программы…………………………………………………………..….. 4
- Применяемые формы наставничества и технологии………………………………..…...4
- Основные виды деятельности …………………………………………………………..…4
- Формы и методы работы педагога-наставника с наставляемыми…………………..….5
- Принципы наставничества…………………………………………………………………5
II.Ожидаемые результаты работы программ наставничества……………………..…5
III.Содержание программы……………………………………………………………..…5-7
3.1 Основные участники программы и их функции……………………………………..…5-6
3.2 Механизм управления программой наставничества……………………………………6-7
3.1 Организация контроля и оценки………………………………………………………… 7
IV. Планируемые мероприятия по реализации программы наставничества на учебный год…………………………………………………………………………………..7-8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность разработки программы наставничества
Программа наставничества МАОУ «СОШ № 154 города Челябинска» создана в целях решения задач национального проекта «Образование» по внедрению целевой модели наставничества во всех образовательных организациях Российской Федерации, т.к. современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически готовый к реализации гуманистических ценностей и включению в инновационные процессы на практике.
Реализация Программы опирается на нормативно-правовую базу Российской Федерации
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
- Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г.№ 1054-р);
- Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол № 45 от 14 мая 2010 г.);
- Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденны распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-Р);
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Профессиональная помощь необходима и молодым, начинающим педагогам, и учителям, меняющим условия работы, специальность, и педагогам с синдромом выгорания в профессиональной деятельности. Поэтому поддержка, адресное методическое сопровождение профессионального роста каждого специалиста является одной из ключевых задач МАОУ ««СОШ № 154 города Челябинска».
Решению этих стратегических задач кадровой политики МАОУ ««СОШ № 154 города Челябинска» будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального роста каждого педагога и вновь прибывшего учителя, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная возможность любого специалиста, прибывающего в МАОУ ««СОШ № 154 города Челябинска» получить поддержку опытных педагогов-наставников, которые готовы оказать им теоретическую и практическую помощь на рабочем месте, повысить их профессиональную компетентность.
Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу Наставника по развитию молодого педагога (Наставляемого лица) необходимых навыков и умения ведения педагогической деятельности и призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у наставляемого лица знаний в области предметной специализации и методики преподавания.
Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности Наставников с Наставляемыми лицами на уровне образовательной организации.
Программа наставничества МАОУ «СОШ № 154 города Челябинска» (далее – Программа) отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Целью наставничества является успешное закрепление на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала, а также создание комфортной профессиональной среды при переходе на новую специализацию внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Основные задачи наставничества:
- Оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации Наставляемого лица к условиям осуществления педагогической деятельности, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей по новой специализации;
- Формирование потребности Наставляемого лица заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
- Дифференцированное и целенаправленное планирование методической работы на основе выявленных потенциальных возможностях Наставляемого лица;
- Ориентирование Наставляемого лица на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.
- Ускорить процесс профессионального становления Наставляемого лица.
Срок реализации программы 1 год.
Это связано с тем, что план МО учителей МАОУ ««СОШ № 154 города Челябинска» составляется на год, в котором назначаются наставники для молодых и новых специалистов, а также по причине того, что через год может поменяться кадровый состав школы или руководитель, опытные наставники могут уйти на заслуженный отдых, молодые и новые педагоги поменять место работы и так удобнее будет сделать анализ о проделанной работе наставников с наставляемыми. Поэтому срок реализации данной программы наставничества удобнее сделать на год, чтобы её можно было скорректировать под сложившуюся ситуацию, добавить новую или удалить устаревшую информацию, так как мы в настоящее время находимся в современных условиях неопределенности.
Начало реализации программы наставничества с 1.09.2024 г., срок окончания 1.09 2025 года.
Применяемые формы наставничества и технологии
Исходя из образовательных потребностей МАОУ ««СОШ № 154 города Челябинска» целевой моделью наставничества рассматривается форма наставничества «Учитель – учитель».
Применяемые в программе элементы технологии: ситуационное наставничество.
Основные виды деятельности:
- Диагностика затруднений наставляемого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе его потребностей.
- Посещение уроков наставляемого специалиста и организация взаимопосещений
- Планирование и анализ педагогической деятельности
- Помощь наставляемому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.
- Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время.
- Привлечение наставляемого специалиста к участию в работе МО учителей школы.
- Демонстрация опыта успешной деятельности опытными учителями
- Организация мониторинга деятельности Наставляемого лица.
- Составление программы по теме: «Развитие гибких навыков в начальной школе» (по запросу наставляемого, в рамках подготовки к защите курсовой работы)
- Подготовка наставляемого к повышению первой квалификационной категории.
Формы и методы работы педагога-наставника с наставляемыми:
- Индивидуальное консультирование
- Активные методы (взаимопосещения уроков, собеседование, мастер-классы и т.д.)
Деятельность наставника
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий наставляемого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации
2-й этап – основной (тренировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений наставляемого специалиста, помогает ему выстроить собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности, определяет степень готовности наставляемого специалиста к выполнению своих функциональных обязанностей.
Принципы наставничества
- Добровольность
- Гуманность
- Соблюдение прав наставляемого специалиста
- Конфиденциальность
- Ответственность
- Искренне желание помочь в преодолении трудностей
- Взаимопонимание
- Способность видеть личность
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
- Высокий уровень включенности специалиста в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации;
- Усиление уверенности педагога в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала;
- Повышение уровня образовательной подготовки и комфортности психологического климата в школе;
- Создание благоприятной психолого-педагогической атмосферы для разрешения ситуаций кризиса профессионального роста методических практик молодого специалиста и т.д.)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1. Основные участники программы и их функции.
Наставляемая: Назарова Сагдиана Александровна, имеющая малый опыт работы – от 0 до 4 лет, испытывающая трудности с организацией учебного процесса при переходе с работы в ДРЦ (детский развивающий центр) «Марко Поло» в МАОУ ««СОШ № 154 города Челябинска»
Наставник: Ким Алена Христофоровна
Требования, предъявляемые к наставнику:
-знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;
-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
-изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
-знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
-вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
-проводить необходимое обучение;
-контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления;
-давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
- контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
-оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
-личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
-участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
-периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
-подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Требования к наставляемому специалисту:
- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения
3.2. Механизм управления программой
Основное взаимодействие между участниками: «опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.
Основными принципами работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами являются:
Обязательность - проведение работы с каждым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности.
Индивидуальность - выбор форм и видов работы со специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.
Непрерывность - целенаправленный процесс адаптации и развития специалиста продолжается на протяжении 3 лет.
Эффективность - обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития специалиста и соответствия форм работы уровню его потенциала.
3.3. Организация контроля и оценки
Ответственность за реализацию программы наставничества внутри образовательной организации берут на себя:
● администрация организации - участников;
● наставники - участники программы;
ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п | Наименование мероприятия/виды деятельности по его подготовке и организации | ответственные |
Август | ||
Изучение и систематизация документов и материалов по проблеме наставничества | Администрация школы | |
Подготовка нормативной базы реализации программы наставничества | Администрация школы | |
Участие в онлайн-конференции «Августовка Учи.ру – 2024. Как сделать школу комфортной для всех» | Учитель –наставник Наставляемый специалист | |
Сентябрь | ||
Информирование педагогов о возможностях и целях программы наставничества | Зам. по УВР | |
Выбор форм и программ наставничества исходя из потребностей школы. Обучение наставников. | Зам по УВР | |
Беседа: Профессиональные дефициты Наставляемого специалиста. | Учитель -наставник | |
Составление и утверждение индивидуального плана работы Наставника с Наставляемым лицом | Зам. По УВР Учитель-наставник | |
Беседа: Работа с УМК. Структура урока и методика преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС | Учитель -наставник | |
Посещение уроков Наставляемого лица с целью оказания методической помощи | Учитель -наставник | |
Октябрь | ||
Беседа: организация индивидуальных занятий с различными категориями детей. Индивидуальный подход в организации учебно-воспитательной деятельности | Учитель-наставник | |
Анализ процесса адаптации наставляемого лица через индивидуальное собеседование . | Зам. по УВР Учитель наставник | |
Работа Наставляемого в ШМО. Определение темы самообразования. | Руководитель ШМО Учитель -наставник | |
Консультация: Организация индивидуальной коррекционной работы с обучающимися по преодолению пробелов знаний и преодолению учебных затруднений. | Учитель-наставник | |
Консультация по текущим проблемам реализации рабочих программ | Учитель -наставник | |
Посещение уроков Наставляемого специалиста. | Зам. по УВР | |
Ноябрь | ||
Беседа «Педагогические проблемы наставляемого специалиста» | Зам. по УВР Учитель -наставник | |
Отработка структуры урока в условиях реализации ФГОС | Учитель -наставник | |
Консультация Организация проектной деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время | Учитель -наставник | |
Декабрь. | ||
Корректировка индивидуального плана работы наставника с наставляемым лицом | Учитель -наставник | |
Консультация: Качественная рефлексия урока | Учитель -наставник | |
Консультация: Здоровьесберегающие технологии | Учитель -наставник | |
Посещение уроков Наставляемого специалиста. | Учитель -наставник | |
Январь | ||
Посещение молодым специалистом открытых занятий наставников и коллег | Учителя ШМО | |
Консультация: Олимпиадное движение школьников. Платформа Учи.ру. | Учитель -наставник | |
Февраль | ||
Беседа. Портфолио ученика | Учитель -наставник | |
Консультация .Виды уроков. | Учитель -наставник | |
Участие в конкурсах профессионального мастерства | ||
Март | ||
Текущие проблемы организации УВП | Зам. по УВР Учитель -наставник | |
Беседа Корректировка рабочих программ | Учитель -наставник | |
Открытое занятие наставляемого специалиста. | Наставляемый специалист | |
Работа на платформе «Инфоурок» | Учитель –наставник Наставляемый | |
Участие в городском конкурсе «Педагогический прорыв» | Учитель –наставник Наставляемый | |
Апрель | ||
Практикум «Развитие гибких навыков в начальной школе» ( выступление на педагогическом совете по теме самообразования. | Наставляемый специалист | |
Май | ||
Отчет о деятельности Наставника и Наставляемого лица | Учитель –наставник Наставляемый специалист | |
Перспективное планирование на основе мониторинга педагогических затруднений Наставляемого лица | Учитель –наставник | |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по наставничеству.
НаименованиеОсновные цели программыСроки реализации программыСтруктура программыУчастники программы...

Перспективный план наставничества на 2015-2016 учебный год.
ГБОУ СОШ № 191 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга. Перспективный план наставничества на 2015-2016 учебный год. Наставник: воспитатель ГПД Фадеева Валентина Федоровна Молодой ...
Современные формы и технологии педагогического наставничества
Рассмотрены как традиционные, так и инновационные технологии работы наставника с начинающими педагогами. Описаны формы работы с молодыми и малоопытными учителями. Определены условия становления профес...

Приказ о наставничестве. План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы (2018 - 2021 гг), приказ о наставничестве 2020 - 2021 уч год
В данной папке размещены:1) Приказ о наставничестве 2020 - 2021 учебный год2) План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы - Гороховой В.Н. 2018 - 2021 гг...

Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования
Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования...


