Наставничество
учебно-методический материал

Ким Алена Христофоровна

В этом 2024-205 учебном году я стала наставником молодого специалиста Назаровой сагдианы Александровны. 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема «Развитие гибких навыков на уроках в начальной школе»

Кто говорит

Текст

Видеоряд

Закадровый

Педагог всегда представляется творцом, созидателем, волшебником, который способен вложить, семена обучения и воспитания в души и умы детей.

Цитата на экране

АХ

Добрый день! Меня зовут Ким Алена Христофоровна. Стаж моей педагогической деятельности 30 лет.

Вопрос № 1 Почему я стала наставником?

Потому что я не только всегда готова прийти на помощь своим коллегам, но и потому что готова сама учиться. Ведь мой главный девиз: «Учить других и самому учиться!». Мне как учителю очень повезло ведь я из династии педагогов. И в детстве я не просто перекладывала кукольные тетрадки и делала вид, что их проверяла, а рядом со своей бабушкой Ким Тамарой Николаевной заслуженным педагогом Казахской ССР сидела и внимательно разглядывала работы ребят начальной школы. А будучи студенткой педагогического колледжа мне уже и доверяли под карандашик, аккуратно их проверять.

 Думала ли я в то время, что стану педагогом с высшей категорией и мне доверят передавать уже свой накопленный опыт молодым педагогам? Наверное, нет в силу тогда еще юного возраста. А сейчас я могу с уверенностью сказать, что мне это сотрудничество в профессиональном смысле этого слова очень нравится и приносит огромное удовлетворение.

         Ведь принимая обязанности наставника, я открыла для себя ряд преимуществ:

- наставничество помогло мне, опытному педагогу, увидеть и наметить перспективы в сфере моей педагогической деятельности;

- при осуществлении функций наставника, которые я считаю успешными, я ощутила свой вклад в систему профессиональной адаптации молодого учителя, получила огромное удовольствие от общения с молодым специалистом;

- наставник всегда должен стремиться к самосовершенствованию – это стало моим кредо;

- выполнение функций наставника помогает в развитии педагогической карьеры учителя, повышении педагогической квалификации, способствует росту доверия ко мне в педагогическом коллективе общеобразовательного учреждения;

 

Вопрос № 2 Какие компетенции и качества помогают мне быть наставником?

Разрешите на этот вопрос ответить тезисно и без расшифровки, потому что данные слова не нуждаются в пояснении.

  • Профессионализм
  • Коммуникабельность
  • Умение слышать и слушать
  • Терпение
  • Готовность к повторениям

Умение мотивировать и вдохновлять

  • Открытость новому и готовность учиться самому

Вопрос № 3 Почему важно развивать наставничество в образовательной организации?

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, которая способствует повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.

Задача наставника – помочь молодому педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

Я уверена, что правильная организация наставничества – это самый эффективный способ повышения компетентности, уверенности для молодых учителей.



Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Зам. директора по УР

________________С.Н. Старцева

«____»________________2024г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ № 154 города Челябинска»

________________Т. Г. Абакумова «____»____________________2024 г.

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

«УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ»

на 2024/2025 учебный год

МАОУ «СОШ № 154 города Челябинска»

                                                                                                                              Составитель:      

Ким А.Х.

Срок реализации: 1 год

2024 г.

Содержание программы

I. Пояснительная записка…………………………………………………………………..3-5

1.1Актуальность разработки программы наставничества ……………………………...… .  3

  1. Цель и задачи программы наставничества………………………………………..…..…..4
  2. Срок реализации программы…………………………………………………………..….. 4
  3. Применяемые формы наставничества и технологии………………………………..…...4
  4. Основные виды деятельности …………………………………………………………..…4
  5. Формы и методы работы педагога-наставника с наставляемыми…………………..….5
  6. Принципы наставничества…………………………………………………………………5

II.Ожидаемые результаты работы программ наставничества……………………..…5

III.Содержание программы……………………………………………………………..…5-7

3.1 Основные участники программы и их функции……………………………………..…5-6

3.2 Механизм управления программой наставничества……………………………………6-7

3.1 Организация контроля и оценки…………………………………………………………  7

IV. Планируемые мероприятия по реализации программы наставничества на учебный год…………………………………………………………………………………..7-8

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность разработки программы наставничества

Программа наставничества МАОУ «СОШ № 154 города Челябинска» создана в целях решения задач национального проекта «Образование» по внедрению целевой модели наставничества во всех образовательных организациях Российской Федерации, т.к. современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически готовый к реализации гуманистических ценностей и включению в инновационные процессы на практике.

   Реализация Программы опирается на нормативно-правовую базу Российской Федерации

  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
  • Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г.№ 1054-р);
  • Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол № 45 от 14 мая 2010 г.);
  • Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденны распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-Р);
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Профессиональная помощь необходима и молодым, начинающим педагогам, и учителям, меняющим условия работы, специальность, и педагогам с синдромом выгорания в профессиональной деятельности. Поэтому поддержка, адресное методическое сопровождение профессионального роста каждого специалиста является одной из ключевых задач МАОУ ««СОШ № 154 города Челябинска».

Решению этих стратегических задач кадровой политики МАОУ ««СОШ № 154 города Челябинска» будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального роста каждого педагога и вновь прибывшего учителя, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная возможность любого специалиста, прибывающего в МАОУ ««СОШ № 154 города Челябинска» получить поддержку опытных педагогов-наставников, которые готовы оказать им теоретическую и практическую помощь на рабочем месте, повысить их профессиональную компетентность.

Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу Наставника по развитию молодого педагога (Наставляемого лица) необходимых навыков и умения ведения педагогической деятельности и призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у наставляемого лица знаний в области предметной специализации и методики преподавания.

Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности Наставников с Наставляемыми лицами на уровне образовательной организации.

Программа наставничества МАОУ «СОШ № 154 города Челябинска» (далее – Программа) отражает комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Целью наставничества является успешное закрепление на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала, а также создание комфортной профессиональной среды при переходе на новую специализацию внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Основные задачи наставничества:

  1. Оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации Наставляемого лица к условиям осуществления педагогической деятельности, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей по новой специализации;
  2. Формирование потребности Наставляемого лица заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
  3. Дифференцированное и целенаправленное планирование методической работы на основе выявленных потенциальных возможностях Наставляемого лица;
  4. Ориентирование Наставляемого лица на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.
  5. Ускорить процесс профессионального становления Наставляемого лица.

Срок реализации программы 1 год.

Это связано с тем, что план МО учителей МАОУ ««СОШ № 154 города Челябинска» составляется на год, в котором назначаются наставники для молодых и новых специалистов, а также по причине того, что через год может поменяться кадровый состав школы или руководитель, опытные наставники могут уйти на заслуженный отдых, молодые и новые педагоги поменять место работы и так удобнее будет сделать анализ о проделанной работе наставников с наставляемыми. Поэтому срок реализации данной программы наставничества удобнее сделать на год, чтобы её можно было скорректировать под сложившуюся ситуацию, добавить новую или удалить устаревшую информацию, так как мы в настоящее время находимся в современных условиях неопределенности.  

                Начало реализации программы наставничества с 1.09.2024 г., срок окончания 1.09 2025 года.  

Применяемые формы наставничества и технологии

Исходя из образовательных потребностей МАОУ ««СОШ № 154 города Челябинска» целевой моделью наставничества рассматривается форма наставничества «Учитель – учитель».

Применяемые в программе элементы технологии: ситуационное наставничество.

Основные виды деятельности:

  1. Диагностика затруднений наставляемого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе его потребностей.
  2. Посещение уроков наставляемого специалиста и организация взаимопосещений
  3. Планирование и анализ педагогической деятельности
  4. Помощь наставляемому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.
  5. Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время.
  6. Привлечение наставляемого специалиста к участию в работе МО учителей школы.
  7. Демонстрация опыта успешной деятельности опытными учителями
  8. Организация мониторинга деятельности Наставляемого лица.
  9. Составление программы по теме: «Развитие гибких навыков в начальной школе» (по запросу наставляемого, в рамках подготовки к защите курсовой работы)
  10. Подготовка наставляемого к повышению первой квалификационной категории.

Формы и методы работы педагога-наставника с наставляемыми:

  • Индивидуальное консультирование
  • Активные методы (взаимопосещения уроков, собеседование, мастер-классы и т.д.)

Деятельность наставника

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий наставляемого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации

2-й этап – основной (тренировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений наставляемого специалиста, помогает ему выстроить собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности, определяет степень готовности наставляемого специалиста к выполнению своих функциональных обязанностей.

Принципы наставничества

  • Добровольность
  • Гуманность
  • Соблюдение прав наставляемого специалиста
  • Конфиденциальность
  • Ответственность
  • Искренне желание помочь в преодолении трудностей
  • Взаимопонимание
  • Способность видеть личность

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

  1. Высокий уровень включенности   специалиста в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации;
  2. Усиление уверенности педагога в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала;
  3. Повышение уровня образовательной подготовки и комфортности психологического климата в школе;
  4. Создание благоприятной психолого-педагогической атмосферы для разрешения ситуаций кризиса профессионального роста методических практик молодого специалиста и т.д.)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1. Основные участники программы и их функции.

Наставляемая: Назарова Сагдиана Александровна, имеющая малый опыт работы – от 0 до 4 лет, испытывающая трудности с организацией учебного процесса при переходе с работы в ДРЦ (детский развивающий центр) «Марко Поло» в МАОУ ««СОШ № 154 города Челябинска»

 Наставник: Ким Алена Христофоровна

Требования, предъявляемые к наставнику:

 -знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;

-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

 -изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;

-знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;

 -вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

-проводить необходимое обучение;

-контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;

-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления;

-давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;

- контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

-оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

  -личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

-участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;

-периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;

 -подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Требования к наставляемому специалисту:

- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

 - выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

 - учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

 - совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

 - периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения

3.2. Механизм управления программой

Основное взаимодействие между участниками: «опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.

Основными принципами работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами являются:  

Обязательность - проведение работы с каждым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности.  

Индивидуальность - выбор форм и видов работы со специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.  

Непрерывность - целенаправленный процесс адаптации и развития специалиста продолжается на протяжении 3 лет.  

Эффективность - обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития специалиста и соответствия форм работы уровню его потенциала.

3.3. Организация контроля и оценки

Ответственность за реализацию программы наставничества внутри образовательной организации берут на себя:

● администрация организации - участников;

 ● наставники - участники программы;

ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

№ п/п

Наименование мероприятия/виды деятельности по его подготовке и организации

ответственные

Август

Изучение и систематизация документов и материалов по проблеме наставничества

Администрация школы

 Подготовка нормативной базы реализации программы наставничества

Администрация школы

Участие в онлайн-конференции «Августовка Учи.ру – 2024. Как сделать школу комфортной для всех»

Учитель –наставник

Наставляемый специалист

Сентябрь

Информирование педагогов о возможностях и целях программы наставничества

Зам. по УВР

Выбор форм и программ наставничества исходя из потребностей школы. Обучение наставников.

Зам по УВР

Беседа: Профессиональные дефициты Наставляемого специалиста.

Учитель -наставник

Составление и утверждение индивидуального плана работы Наставника с Наставляемым лицом

Зам. По УВР

Учитель-наставник

Беседа: Работа с УМК. Структура урока и методика преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС

Учитель -наставник

Посещение уроков Наставляемого лица с целью оказания методической помощи

Учитель -наставник

Октябрь

Беседа: организация индивидуальных занятий с различными категориями детей. Индивидуальный подход в организации учебно-воспитательной деятельности

Учитель-наставник

Анализ процесса адаптации наставляемого лица через индивидуальное собеседование .

Зам. по УВР

Учитель наставник

Работа Наставляемого в ШМО. Определение темы самообразования.

Руководитель ШМО

Учитель -наставник

Консультация: Организация индивидуальной коррекционной работы с обучающимися по преодолению пробелов знаний и преодолению учебных затруднений.

Учитель-наставник

Консультация по текущим проблемам реализации рабочих программ

Учитель -наставник

Посещение уроков Наставляемого специалиста.

Зам. по УВР

Ноябрь

Беседа «Педагогические проблемы наставляемого специалиста»

Зам. по УВР

Учитель -наставник

Отработка структуры урока в условиях реализации ФГОС

Учитель -наставник

Консультация Организация проектной деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время

Учитель -наставник

Декабрь.

Корректировка индивидуального плана работы наставника с наставляемым лицом

Учитель -наставник

Консультация: Качественная рефлексия урока

Учитель -наставник

Консультация: Здоровьесберегающие технологии

Учитель -наставник

Посещение уроков Наставляемого специалиста.

Учитель -наставник

Январь

Посещение  молодым специалистом открытых занятий наставников и коллег

Учителя ШМО

Консультация: Олимпиадное движение школьников. Платформа Учи.ру.

Учитель -наставник

Февраль

Беседа. Портфолио ученика

Учитель -наставник

Консультация .Виды уроков.

Учитель -наставник

Участие в конкурсах профессионального мастерства

Март

Текущие проблемы организации УВП

Зам. по УВР

Учитель -наставник

Беседа Корректировка рабочих программ

Учитель -наставник

Открытое занятие наставляемого специалиста.

Наставляемый специалист

Работа на платформе «Инфоурок»

Учитель –наставник

Наставляемый

Участие в городском конкурсе «Педагогический прорыв»

Учитель –наставник

Наставляемый

Апрель

Практикум «Развитие гибких навыков в начальной школе» ( выступление на педагогическом совете по теме самообразования.

Наставляемый специалист

Май

Отчет о деятельности Наставника и Наставляемого лица

Учитель –наставник

Наставляемый специалист

Перспективное планирование на основе мониторинга педагогических затруднений Наставляемого лица

Учитель –наставник


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по наставничеству

План работы с молодыми специалистами в МКОУ СОШ №24...

Программа по наставничеству.

НаименованиеОсновные цели программыСроки реализации программыСтруктура программыУчастники программы...

Перспективный план наставничества на 2015-2016 учебный год.

ГБОУ СОШ № 191 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга. Перспективный план наставничества на 2015-2016 учебный год. Наставник: воспитатель ГПД Фадеева Валентина Федоровна Молодой ...

Приказ о наставничестве

Приказ о наставничестве...

Современные формы и технологии педагогического наставничества

Рассмотрены как традиционные, так и инновационные технологии работы наставника с начинающими педагогами. Описаны формы работы с молодыми и малоопытными учителями. Определены условия становления профес...

Приказ о наставничестве. План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы (2018 - 2021 гг), приказ о наставничестве 2020 - 2021 уч год

В данной  папке размещены:1) Приказ о наставничестве 2020 - 2021 учебный год2) План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы - Гороховой В.Н. 2018 - 2021 гг...

Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования

Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования...