«Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
статья

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) — важная задача современной системы образования, направленная на обеспечение равных возможностей каждому ребёнку для получения качественного образования, развития и социализации.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) обеспечивают нормативную основу для реализации инклюзивного образования в России, включая разработку и внедрение специальных образовательных программ и методик, которые учитывают потребности обучающихся с ОВЗ. В условиях начальной школы особое значение приобретает адаптация учебного процесса и создание условий, способствующих развитию и социализации таких детей.

ФГОС предусматривает обязательное включение детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс с соблюдением принципов инклюзивного образования. Основные положения ФГОС направлены на:

  • Создание равных образовательных возможностей. Все обучающиеся, независимо от их особенностей развития, должны иметь доступ к качественному образованию.
  • Адаптацию образовательных программ. Учебные программы должны быть адаптированы с учетом особенностей психофизического развития детей с ОВЗ, что предполагает изменение содержания и форм обучения, использование специальных методик и технологий.
  • Индивидуализацию обучения. ФГОС требует разработки индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ, что подразумевает учет их индивидуальных потребностей, возможностей и интересов.
  • Обеспечение поддержки обучающихся. Для успешного освоения образовательных программ детьми с ОВЗ предусматривается система психолого-педагогической, социальной и медицинской поддержки.

Один из важнейших принципов работы с детьми с ОВЗ — индивидуальный подход, который заключается в адаптации учебного процесса под возможности каждого ребенка. Учитель должен учитывать особенности развития обучающегося, его темп освоения учебного материала и другие индивидуальные характеристики.

Учебная среда должна быть адаптирована для детей с ОВЗ таким образом, чтобы они могли комфортно и безопасно участвовать в образовательном процессе. Это может включать использование специализированного оборудования, адаптацию учебных материалов, организацию пространства и создание условий для поддержания физического и психического здоровья.

Важно обеспечить включение ребенка с ОВЗ в общий коллектив класса. Это способствует его социализации и помогает развивать навыки коммуникации и взаимодействия с другими детьми. Для этого могут использоваться специальные программы по развитию коммуникативных навыков, работа в группах, проектная деятельность.

Работа с детьми с ОВЗ требует участия команды специалистов, включая психологов, логопедов, дефектологов и социальных педагогов. Эти специалисты помогают учителю разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные программы, оказывают поддержку в процессе обучения и социализации ребенка.

ФГОС подчеркивает необходимость индивидуализации обучения. Для обучающихся с ОВЗ составляется Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ), который включает:

  • психолого-педагогическую характеристику ребёнка;
  • цели и задачи развития и обучения;
  • перечень адаптированных программ и технологий;
  • расписание и режим с учётом особенностей здоровья;
  • формы контроля и оценки достижений.

Активизация познавательной деятельности обучающегося с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Поэтому в своей работе я использую информационно-коммуникативные технологии. Внедрение ИКТ прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.

Применение ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. Одним словом, проводя уроки с использованием данной технологии, я пользуюсь принципом: «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с ОВЗ.

Благодаря использованию ИКТ на уроке можно показывать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, анимацию изучаемых процессов и явлений, послушать музыку.

Уроки с применением информационных технологий вызывают большой интерес у учащихся, являются более наглядными, разнообразными. На них учащиеся получают большой объём знаний, и полученные знания прочнее усваиваются.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Решающую роль в обеспечение условий, в формировании мотивационной готовности к обучению имеет развитие познавательной потребности ребенка, то есть интерес к собственным познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями.

Своевременная помощь таким детям обеспечивает успешность их дальнейшей учебной деятельности и всей последующей жизни. Помочь школьнику преодолеть трудности обучения, неуспеваемость, обусловленную индивидуальными причинами, заинтересовать его процессом познания, формировать познавательный интерес на любом уровне готовности к учебе – одна из актуальных проблем современной школы.

Поэтому желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету вполне обосновано. Это все побуждает искать новые методы и средства обучения.

Таким образом, организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС — это не только выполнение нормативных требований, но и важный шаг к построению общества, основанного на принятии, поддержке и уважении к каждому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление передового педагогического опыта на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе - ведущий аспект педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"

На современном этапе здоровье и жизнь человека приобретают особое значение. ВАжнейшей задачей цивилизованного общества является сохранение и укрепление здоровья каждого гражданина страны. Как никогда ...

Особенности организации мотивации и рефлексии на учебном занятии в условиях реализации ФГОС НОО.

В своем сообщении делюсь опытом в организации мотивации и рефлексии на уроках. Какие методические приемы мне помогают удерживать интерес,сделать обучение желанным. Как использование ИКТ на уроках позв...

Организация системы оценивания достижений обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.

Оценка и отметка. Формы оценки.Формы контроля уровня достижений и критерии оценки по предметам....

Мастер – класс «Развитие орфографической зоркости обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» обучающихся 4 класса

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами орфографической зоркости на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание мастер-класса чер...

доклад "«Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Для обучающихся с ОВЗ проблема формирования навыка чтения о...

Современные педагогические технологии, применяемые в образовательном процессе с обучающимися с ОВЗ в условиях внедрения обновленных ФГОС

Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, направленные на обеспечение обучающихся необходимым багажом знаний и умений, подготовку к жизни в современных социал...

КПК по программе «Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС: инклюзивное образование, индивидуальный план, адаптированный образовательные программы»

КПК по программе «Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС: инклюзивное образование, индивидуальный план, адаптированный образовательные программы&r...