Статья: "Использование технологии проектной деятельности в начальной школе"
проект (1, 2, 3, 4 класс)
В статье рассматривается значение проектной деятельности в начальной школе для формирования у младших школьников познавательных интересов. Описаны задачи, этапы работы, основные подходы, которые помогают детям активно участвовать в процессе обучения, развивают их исследовательские навыки и стимулируют интерес к окружающему миру.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Харитонова М.И.
МБОУ ООШ № 24 им. А.С. Паша
(МО г.-к. Анапа)
Аннотация.
В статье рассматривается значение проектной деятельности в начальной школе для формирования у младших школьников познавательных интересов. Описаны задачи, этапы работы, основные подходы, которые помогают детям активно участвовать в процессе обучения, развивают их исследовательские навыки и стимулируют интерес к окружающему миру.
Ключевые слова.
Проектная деятельность, начальная школа, познавательные интересы, исследовательские навыки, младшие школьники, учебные проекты.
Традиционная модель образования, где учитель - единственный источник знаний, а ученик - пассивный слушатель, постепенно уходит в прошлое. Современный мир требует от человека иных компетенций: умения ставить цели, искать информацию, работать в команде, творчески мыслить и представлять результаты своего труда. Именно эти навыки, заложенные в детстве, становятся фундаментом для успешной жизни. Одним из самых эффективных инструментов для их формирования в начальной школе является проектная деятельность.
Проект - это не просто красивая поделка или доклад, скачанный из интернета. Это целенаправленная, организованная, познавательная творческая работа учащихся, позволяющая решить интересную проблему, достичь заранее определенный результат и публично представить его. Это путь от вопроса «почему?» к собственному, пусть и небольшому, открытию. Введение проектов в начальную школу - это не дань моде, а осознанная педагогическая необходимость.
Проектная деятельность решает целый комплекс задач.
- Формирование универсальных учебных действий (УУД). Проект - это практическое поле для отработки всех видов УУД. Личностные - ребенок учится проявлять инициативу, ответственность, оценивать свои поступки и результаты, понимать их значимость. Регулятивные - школьник осваивает ключевой навык - умение учиться. Он сам (с помощью учителя) ставит цель, составляет план, ищет ресурсы, выполняет действия по плану, оценивает результат и корректирует свои ошибки. Познавательные - развивается умение добывать информацию из разных источников (книги, интернет, опросы, эксперименты), анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Коммуникативные - работая часто в мини-группах, дети учатся договариваться, распределять роли, слушать друг друга, аргументировать свою точку зрения и культурно вести дискуссию.
- Практико-ориентированный подход. Проекты показывают детям, что знания, получаемые на разных уроках, - не абстрактны. Математика нужна для расчета материалов, русский язык - для грамотного оформления, окружающий мир - для понимания процессов. Учеба обретает смысл и практическое применение.
- Развитие soft skills («гибких навыков»). Креативность, критическое мышление, умение работать в команде и управлять своим временем - именно эти навыки высоко ценятся в XXI веке, и проектная деятельность идеально подходит для их развития.
- Повышение мотивации и самостоятельности. Когда ребенок исследует то, что интересно лично ему, его внутренняя мотивация резко возрастает. Он становится активным субъектом обучения, а не объектом воздействия.
Конечно, проектная деятельность в младшем школьном возрасте имеет свои особенности, специфику и коренным образом отличается от студенческих или взрослых работ. Так, темы проектов должны быть близки и понятны ребенку: «Мой домашний питомец», «Тайна мыльных пузырей», «История моей фамилии», «Почему чипсы вредны?», «Составляем меню для чемпиона» и другие, которые берутся из окружающей жизни.
Очень важна в организации проектной деятельности роль учителя и родителей. Ученик начальной школы еще не может самостоятельно пройти весь путь от замысла до реализации. Здесь ключевую роль играет педагог как организатор, наставник и вдохновитель. Он помогает сформулировать проблему, направить поиск, организовать деятельность. Родители выступают в роли активных помощников и советчиков, но не исполнителей проекта вместо ребенка. Их задача - поддержать, обеспечить безопасность, помочь с технической стороной (например, распечатать фото), но идеи и основная работа должны принадлежать школьнику.
Проекты должны быть краткосрочными (от одной недели до нескольких месяцев) и иметь конечный продукт, чтобы дети не устали и увидели результат своих усилий. Результат проекта должен быть осязаемым и презентуемым. Это не просто реферат, а: макет, выставка рисунков, собственноручно созданная книга, коллаж, видеоролик, сценка, проведенный мастер-класс для одноклассников, газета, сайт, собранная коллекция и т.д.
Организация проектной деятельности подчиняется четкому алгоритму, который учитель прорабатывает вместе с детьми и имеет свои этапы работы.
- Этап - подготовительный (проблемно-целевой) включает в себя выбор темы, которая интересна и посильна детям; формулировку проблемы («Что мы знаем? Чего мы не знаем? Что хотим узнать?»); постановку цели и конкретных задач («Чтобы достичь цель, нам нужно сделать вот это и это…»); планирование: определение этапов работы, сроков, форм представления результата; распределение ролей в группе (если проект групповой).
- Этап - поисково-исследовательский. На этом этапе идет сбор информации: чтение книг, поиск в интернете (под контролем взрослых), опросы, интервью, наблюдения, эксперименты, экскурсии. Также анализируется и отбирается нужная информация, синтезируются полученные данные. Осуществляется постоянный контроль и помощь со стороны учителя: обсуждаются промежуточные результаты, корректируются направления.
- Этап – практический (оформительский). На стадии этого этапа создаётся конечный «продукт» проекта: изготавливается макет, оформляется альбом, пишется сценарий, идёт монтаж видео и т.д. Подготовка к презентации включает в себя создание слайдов, плакатов, разучивание ролей.
- Этап – презентационный. Самое важное и волнительное событие – это публичная защита проекта. Дети учатся выступать перед аудиторией (одноклассниками, родителями, учениками других классов), аргументировано представлять свою работу, отвечать на вопросы. Это мощный стимул для развития уверенности в себе.
- Этап – рефлексивно-оценочный. Этот этап предполагает коллективное обсуждение: что получилось, что не получилось и почему, какие были трудности, чему мы научились; самооценку и оценку работы группы. Важно оценивать не столько сам продукт, сколько усилия, прогресс и приобретенные навыки.
Можно отметить, что для 1-2 классов более характерны краткосрочные и творческие проекты: «Моя азбука в картинках», «Математика вокруг нас: цифры в моем доме», «Красная книга нашего региона в рисунках», «Профессии моих родителей». С учащимися 3-4 классов можно реализовывать более долгосрочные, исследовательские проекты: «Выращивание кристаллов в домашних условиях», «Влияет ли зубная паста на прочность зубов?» (эксперимент с яичной скорлупой), «Составление семейного древа», «История одного памятника», «Создание настольной игры по правилам дорожного движения» и другие. В тоже время важно помнить, что итоговая работа по проекту должна быть выполнена самим ребенком, при этом роль родителей заключается в помощи, а не в выполнение вместо него. Тема проекта должна рождаться из интересов самого школьника.
Обязательно должен присутствовать этап презентации и рефлексии, так как без этого этапа проект теряет свой смысл и завершенность. Педагог даёт оценку только готового продукта, а не самого процесса, ведь ценным является не идеальный макет, а те навыки, которые ребенок приобрел, его умение преодолевать трудности.
Таким образом, проектная деятельность в начальной школе - это не просто метод обучения, это философия, которая ставит в центр ребенка, его интересы и его развитие. Это возможность для каждого маленького ученика почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, творцом. Через проект дети не только приобретают знания, но и учатся ими пользоваться, что является главной целью современного образования. Первый самостоятельно выращенный цветок, первое проведенное интервью, первая защита перед аудиторией - эти маленькие победы закладывают основу для будущих больших достижений, воспитывая человека мыслящего, самостоятельного и готового к вызовам современного мира.
Список использованных источников:
- Нимаева Е.Г. Проектная деятельность в начальной школе // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 182-184.
- Погребняк В.В., Мамедова Л.В. Проектная деятельность в начальной школе // Международный журнал экспериментального образования. 2023. № 5. С. 15-19.
- Рынкевич А.А. Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе проектной деятельности /А.А. Рынкевич.// Молодой ученый. - 2023. - № 25 (472). - С. 343-345.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование информационных технологий на уроках в начальной школе»
Согласно «Образовательному стандарту начального общего образования по информатике и информационным технологиям» ученики должны:•Получить знания, составляющие основу информационн...

Статья "Использование педагогических технологий на уроках в начальной школе"
Это материал я подготовила для защиты на подтверждение первой категории...

« Реализация технологий проектной деятельности в начальной школе, как способ формирования УУД в рамках ФГОС».
проектные технологии для формирования УУД....
Статья "Использование ИКТ-технологий на уроках в начальной школе"
Статья "Использование ИКТ-технологий на уроках в начальной школе"...

Проект « Реализация технологий проектной деятельности в начальной школе, как способ формирования УУД».
Применении системы проектных задач в начальной школе....

Образовательный проект на тему « Реализация технологии проектной деятельности в начальной школе, как способ формирования УУД в рамках ФГОС НОО».
Формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности обучающихся младшего школьного возраста в рамках реализации проектной технологии, уровень освоения которых в значительной мере ...

Технология проектной деятельности в начальной школе.
Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед учителем задачу не просто дать ученику определенный объем знаний и умений, а организовать образовательный процесс на осно...
