Мастер-класс для педагогов «Реализация технологии продуктивного чтения-слушания в детском саду».
консультация
Создание условий для передачи опыта по применению технологии продуктивного чтения-слушания в работе с детьми дошкольного возраста.
Познакомить с возможностями использования технологии продуктивного чтения-слушания для формирования позиции активного слушателя детей дошкольного возраста;
Показать практическое применение технологии продуктивного чтения-слушания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №124»
города Калининграда
Мастер-класс для педагогов
«Реализация технологии продуктивного чтения-слушания в детском саду».
Воспитатель: Олейник Э.Р
2024г.
Мастер-класс
Тема: «Реализация технологии продуктивного чтения-слушания в детском саду. Особенности и структура».
Цель: создание условий для передачи опыта по применению технологии продуктивного чтения-слушания в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи: познакомить с возможностями использования технологии продуктивного чтения-слушания для формирования позиции активного слушателя детей дошкольного возраста;
Показать практическое применение технологии продуктивного чтения-слушания.
План проведения мастер-класса
1. Проявление интереса дошкольника к книге – необходимое условие развития современного ребёнка;
2.Определение понятий «технология продуктивного чтения»;
3. Технология продуктивного чтения. Этапы работы с текстом.
4. Практическое занятие для воспитателей.
Планируемый результат мастер-класса:
Знакомство с технологией продуктивного чтения, мотивация педагогов на системное использование данной технологии в практике.
- Проявление интереса дошкольника к книге.
Великий педагог В. А. Сухомлинский сказал «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…».
Работая много лет в системе образования, мы все видим, что заметно снизился интерес к чтению. Современные дети всё больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором, которые дают готовые слуховые и зрительные образы, тем самым снижая интерес к книге.
Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, так как мы живём в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование, становится важнейшими умениями.
Возраст до 7 лет – богатейший по способности ребёнка быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. В результате приобщения малыша к книге облагораживается его сердце, совершенствуется ум. Кроме того, книга помогает малышу овладевать речью – ключом к познанию, способствует постижению ребёнком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.
Под чтением дошкольников мы понимаем не умение озвучивать печатное слово, а восприятие текста на слух и его понимание (извлечение смысла, содержания). Формирование навыка чтения – задача начального образования, в то время как восприятие, понимание текста, возможно только в условиях специально организованной читательской деятельности (семейные чтения, совместные чтения, занятия по чтению в рамках ООД и т.п.).
Недооценка подобной деятельности на ступени дошкольного образования нередко приводит к тому, что в школу приходит ребёнок, вроде бы умеющий читать, но, возможно, потерянный для чтения (читать не любит, прочитанное не может объяснить, истолковать, оценить, соотнести с чем-либо).
Вот почему становится актуальным изучение и применение различных технологий развития у детей интереса и способностей к чтению.
Чтение по традиционным методикам перестало давать положительный эффект, ведь дети изменились – и тогда я открыла для себя технологию продуктивного чтения.
Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской, и адаптированной для дошкольников Ольгой Васильевной Чиндиловой приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых федеральных государственных образовательных стандартах.
Очень важно, чтобы при работе с дошкольниками взрослые читали художественные произведения детям дошкольного возраста в соответствии с природосообразной технологией продуктивного чтения, в режиме медленного чтения (чтения с возможными остановками для комментария, для включения воображения, усиления и уточнения эмоций и пр.).
- Что такое технология?
Это последовательность этапов работы.
Что значит продуктивное чтение?
Продуктивное чтение - от слова «продукт»
Что может быть продуктом чтения?
Результат
А какой результат может быть у чтения?
Эмоциональное восприятие текста и понимание смысла прочитанного.
Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и ее автору. При изучении художественных произведений главное – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. Восприятие и понимание – основной «продукт» чтения любого текста.
Активная читательская позиция это когда мы:
Читаем и представляем картины, героев.
Читаем и ставим себя на место героев.
Читаем и переживаем.
Читаем и участвуем в действии.
Читаем и задумываемся над содержанием.
Читаем и предполагаем конец истории.
Читаем и реагируем на прочитанное: смеёмся, грустим, удивляемся, радуемся, испытываем эмоции.
С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).
- Этапы работы с текстом.
Первый этап. Работа с текстом до чтения:
Цель: вызвать у ребенка желание (мотивацию) к чтению художественного произведения.
Дети листают, рассматривают книгу, задают вопросы
взрослому; рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту,
затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании –
произведение веселое или грустное.
Данный этап включает в себя:
- рассматривание обложки книги, иллюстраций;
- сообщение названия произведения и имени автора;
- ответы на вопросы детей;
- прогнозирование – о ком и о чем будем читать;
Результат: включение механизма антиципации (предугадывания)
рассматриваются иллюстрации, дети прогнозируют, о чём может быть это произведение
Второй этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкование, оценка).
Диалог с автором: Задача взрослого – научить детей задавать
вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые можно
узнать в процессе чтения, например: «Чем это можно объяснить?», «Что из
этого следует?», «Что сейчас случится?», «Почему именно так?», «Для
чего?», «Кто такой?». В процессе чтения–слушания эти вопросы задает
взрослый. Он же подбирает вопросы, прорабатывая текст до занятия.
Вопросы к автору предполагают появление ответов-предположений и
проверку по ходу дальнейшего чтения.
- Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся
пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений,
предположений. Комментированное чтение используется для того чтобы
показать, каким мог бы быть наш «диалог с автором», обеспечить
«погружение» в текст. Комментирование ведется по ходу чтения, только
тогда эта работа становится мотивированной.
Словарная работа – комментирование (объяснение и уточнение
значений слов) ведётся в основном по ходу чтения. В этом случае она
становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения
становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово
толкуется в контексте, а не вне его).
Может в ходе этого этапа проводиться краткая беседа по содержанию
текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских
интерпретаций.
- Я прочитала вам рассказ, каким оказался этот рассказ по настроению?
Вы предположили, что рассказ будет веселым, так ли это? Какой он по
настроению? Посмотрите на иллюстрации, какой именно фрагмент текста
проиллюстрировал художник? Точен ли художник в деталях? Так ли ты себе
представлял эту сцену?
Этап предусматривает:
- чтение взрослым (медленное, художественное) с остановками для комментирования прочитанного (объяснение непонятных слов, речевых оборотов)
- ведение диалога с автором, ответы на прямые и косвенные авторские вопросы.
Результат: полноценное восприятие текста
Третий этап. Работа с текстом после чтения.
Цель: корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом.
Этап предполагает:
- беседу о прочитанном;
воспроизведение прочитанного с помощью заданий: через имитацию движений, драматизацию, игры и др. (игра «Правда – неправда», «Заколдованные дети» - изобрази мимикой героя)
Обсуждение:
1. Педагог ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей
на этот вопрос и беседа. (Назовите главных героев рассказа? Кто из них вам больше понравился? Почему? Как чувствовал себя герой? А какое чувство испытывали вы, когда слушали эту часть?)
2. Рассказ взрослого о писателе и беседа с детьми о его личности (для старших дошкольников).
3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям
(Как бы вы сейчас назвали рассказ? Или если дети умеют читать -Как теперь
вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа?)
4. Выполнение заданий, усиливающих эмоциональное и смысловое
восприятие текста: пересказ текста, игра «Правда – неправда», игра
«Заколдованные дети» (изобрази мимикой героя), «Как бы ты поступил на
месте героя».
Воспроизведение:
Инсценировка произведения – дети – герои, воспитатель – автор,
инсценировка диалога, нарисуй комикс, игра «Меняем сюжет» (время года,
страну, волшебный предмет), рассказ по схемам, мнемотаблицам, придумай
другой конец произведения, игра «Хорошо – плохо»
Результат: углубленное восприятие и понимание текста.
Используя технологию продуктивного чтение у ребят появляется
интерес к художественной литературе, к слушанию художественных
произведений. Дети начинают объяснять причины поступков героев,
называть героев и названия сказок и рассказов.
Практика проведения занятий с использованием технологии показала
эффективность ее применения: дети из пассивных слушателей перешли в слушателей, активно ведущих диалог с автором. У детей формируется
осознанное восприятие понимания общего смысла текста, умения извлекать определенную информацию из части текста. Используемая технология позволяет успешно интегрировать занятия, из различных образовательных областей
Технология продуктивного чтения является инновационной продуктивной технологией, направленной на формирование позиции активного слушателя детей дошкольного возраста.
Обеспечивает решение задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по образовательным областям:
Познавательное развитие:
- развивать умение детей наблюдать и анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать.
- формировать познавательные отношения к источникам информации и начать приобщать к ним.
Художественно-эстетическое развитие:
- добиваться взаимосвязи эмоционального, интеллектуального компонента восприятия детьми произведений искусства, опираясь как на их чувственное восприятие, так и на мышление.
- вырабатывать потребность в постоянном общении с произведениями искусства;
- содействовать накоплению опыта восприятия произведений искусства и эмоциональной отзывчивости на них;
- обращать внимание на средства выразительности, с помощью которых деятели искусства передают состояние природы, характер и настроение своих героев;
- поддерживать стремление детей к творчеству;
- обогащать и расширять художественный опыт детей, поддерживать и направлять эмоционально-эстетическую трактовку образов;
- учить добиваться выразительной передачи образа через форму, строение, пропорции, детали, звуки, движения, жесты, мимику и др.
Практика проведенных занятий с использованием технологии продуктивного чтения показала эффективность применения данной технологии с детьми дошкольного возраста: дети из пассивных слушателей перешли в слушателей, активно ведущих диалог с автором. У детей формируется осознанное восприятие понимания общего смысла текста, умение извлекать определенную информацию из части текста. Используемая технология позволяет успешно интегрировать знания (понятия) из различных образовательных областей, формировать исследовательские навыки у детей, повышает уровень активной читательской позиции родителей по отношению к тексту и его автору.
- Практическое занятие для воспитателей.
Оборудование: фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей; фотоиллюстрации по книге Г.А. Скребицкого «Четыре художника. Зима»; аудиозапись цикла П. И. Чайковского «Времена года. Зима»; шапочки-маски, волшебная палочка
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам перенестись на машине времени назад и представить себя 5-6 летними детьми.
Часть 1.
Работа с текстом до чтения: «Антиципация»
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Зима»
Приглашаю Вас, не выходя из зала, совершить прогулку в прекрасный, волшебный мир природы.
Послушайте эту удивительную музыку. Её сочинил великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Эта музыка из цикла «Времена года». Какому времени года посвящена музыка? Какая музыка по характеру? Что вы представляете, слушая её? Рассмотрим фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей.
Все картинки разные, но все они о зиме. Зиму, можно изобразить не только на картине, но и словами. Сегодня, я предлагаю вам послушать сказку Георгия Алексеевича Скребицкого «Четыре художника. Зима».
Часть 2
Работа с текстом во время чтения: «Комментированное чтение»
Четыре художника. Зима
Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. (А почему это произошло?)
Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам — то тут, то там свою волшебную картину исправит. (Что зима делает?)
Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно её снова надеть. А вон меж кустов серый зайчишка крадётся. Плохо ему, серенькому: (А почему зайке серенькому плохо зимой?) на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься.
«Одену-ка я косого в белую шубку,— решила Зима,— тогда уж его на снегу не скоро заметишь».
А Лисе Патрикеевне одеваться в белое незачем. Она в глубокой норе живёт, под землёй от врагов прячется. Её только нужно покрасивее да потеплее нарядить.
Чудесную шубку припасла ей Зима, просто диво: (Какого цвета шубка у лисы зимой) вся ярко-рыжая, как огонь горит! Поведёт лиса пушистым хвостом, будто искры рассыплет по снегу.
Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!» (Как зима может разукрасить лес?)
Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.
И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.
Под деревьями Зима расписала весь снег узором разных следов и следочков. (Чьи следы можно увидеть зимой в лесу?) Тут и заячий след: спереди рядом два больших отпечатка лап, а позади — один за другим — два маленьких; и лисий — будто по ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется; и серый волк по лесу пробежал, тоже свои отпечатки оставил. А вот медвежьего следа нигде не видать (Почему нет медвежьего следа?), да и не мудрено: устроила Зимушка-Зима Топтыгину в чаще леса уютную берлогу, сверху укрыла толстым снеговым одеялом: спи себе на здоровье! А он и рад стараться — из берлоги не вылезает. Поэтому медвежьего следа в лесу и не видать.
Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина седой чародейки Зимы. Можно её и Солнышку показать.
Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится. (Что происходит, когда зимой солнышко начинает светить?)
Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.
Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь.
Часть 3
Работа с текстом после чтения:
Беседа о содержании прочитанного.
- Как вы думаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ?
- Давайте вспомним, с кем сравнивает автор зиму? Как он ее описывает? (Художница Зима, седая чародейка Зима.)
- Какие образные выражения автор использует для описания зимней природы? (Снежная шапка на холме, деревья одеты в тяжелые снеговые шубы, на глаза нахлобучены меховые шапки, белое покрывало на рябине.)
- Как позаботилась Зима о животных?
- Снег зимой бывает разным. Вы согласны с этим? Подумайте, каким бывает снег в ясный морозный день.
- Каким становится снег, когда начинается оттепель?
- Как автор описывает зимнюю картину, которую увидело солнышко, выглянув из-за туч?
- Как вы думаете, почему снег под солнечными лучами из белоснежного превратился в разноцветный?
- Попробуйте рассказать, что в зимней природе вам нравится больше всего.
Воспроизведение текста.
Этюды на выражение эмоций и движений.
Предлагаю Вам изобразить действующих лиц сказки в разных ее эпизодах. Давайте представим, что с помощью волшебной палочки мы можем попасть в эту сказку.
- Представьте себе Зиму, которая ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам.
- Покажите, как серый зайчишка крадется меж кустов.
- Покажите Лису Патрикеевну в новой шубке.
- Вспомните, как Зима обрядила сосны и ели. Как автор назвал в сказке деревья? Покажите, как стоят лесные богатыри. А как можно изобразить кустики и молоденькие деревца?
- Каким узором расписала Зима снег? Давайте пройдем по лисьему следу.
- Как можно показать, что снега вспыхнули, засветились, заискрились?
Итог:
- О чем эта сказка? (о зиме)
- Кто ее написал? (Г. Скребицкий)
- Как вы думаете, любит ли автор зиму, русскую природу зимой? (да)
Вот поэтому Георгий Алексеевич Скребицкий написал такую красивую сказку, в которой он рисует картины природы, учит наблюдать за природой, видеть и понимать её красоту.
А сейчас, уважаемые коллеги, мы возвращаемся назад.
Как вы считаете, возможно ли использовать в своей работе технологию продуктивного чтения? В каких видах деятельности?
Спасибо всем за внимание и активное участие.
Желаю вам удачи и успехов во всех начинаниях!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Профессиональная компетентность педагога, работающего с детьми, имеющими устойчивые трудности в обучении"
В системе общего образования особой проблемой является постоянное увеличение числа школьников , не справляющихся со стандартнми требованиями учебной программы.Отсюда цель:находить в теории обучения и ...

Мастер - класс по изготовлению открытки в стиле пергамано. Совместное мероприятие между детским садом и начальной школой.
В нашей школе проводятся мероприятия, направленные на совместную деятельность сада и начальной школы. В 2014 году был проведен мастер-класс для детей подготовительной группы и 3 клас...

Технология организации театрализованных игр в детском саду.
Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими змоционально - чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально - положительное отношение ...

Игровые технологии в практике работы воспитателя детского сада.
Задача воспитателя : - добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход. Благод...

Конспект мастер-класса для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду и дома»
Конспект мастер-класса для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду и дома»...
Мастер-класс для аудитории педагогов «Технология развития критического мышления у младших школьников»
В данном мастер - классе вы познакомитесь с методами и приёмами Технологии критического мышления....

Презентация Мастер-класса для аудитории педагогов «Технология развития критического мышления у младших школьников»
Умение мыслить критически может не только помочь решить нестандартную математическую задачку, но и, к примеру, не попасть под влияние других детей, ввязавшихся в сомнительную забаву....
