Современные педагогические технологии в условиях ФГОС
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Педсовет
Современные педагогические технологии в условиях ФГОС
Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен школы?
Конечно же - умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД).
Как пишет В. А. Сластенин, технология – это совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.
Г. М. Коджаспирова дает понятие образовательной технологии – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат.
Отвечают особенностям новых стандартов следующие образовательные технологии:
- технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода
- технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения
- технологии, основанные на создании учебных ситуаций
- технологии, основанные на реализации проектной деятельности
- технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс
- ИКТ.
Остановимся подробнее на каждой технологии.
Проектная деятельность
Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт;
- 1.Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).
- 2.Формулирование цели и задач деятельности.
- 3.Составление плана и программы.
- 4.Выполнение плана.
- 5.Презентация готового продукта.
Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований и т.д.
Информационные и коммуникационные технологии
Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества.
Образовательная деятельность на основе ИКТ:
- открытое (но контролируемое) пространство информационных источников,
- инструменты «взрослой» информационной деятельности,
- среда информационной поддержки учебного процесса,
- гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп,
- современные системы управления учебным процессом.
В качестве ведущих направлений использования ИКТ выступают следующие:
- формирование первичных навыков работы с информацией.
- освоение информационных и коммуникационных средств как одного из основных инструментов деятельности, приобретения навыков работы с общепользовательскими инструментами (прежде всего, с текстовым редактором и редактором презентаций, динамическими таблицами); различными мультимедийными источниками; некоторыми инструментами коммуникации (прежде всего, с Интернетом).
Технология проблемно-диалогического обучения
Данная технология представляет собой один из самых эффективных способов введения нового знания и предполагает следующие этапы урока:
- создание проблемной ситуации,
- формулирование учебной проблемы,
- актуализация имеющихся знаний для решения учебной проблемы,
- поиск решения проблемы, открытие нового знания,
- применение нового знания,
- выражение решения в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа и т. д.
Технология работы с текстом
Цель технологии – полное понимание текстов.
Средство – три этапа работы с любым текстом:
- до чтения текста – просмотровое чтение;
- во время чтения текста – изучающее чтение;
- после чтения текста – рефлексивное чтение, концептуальные вопросы.
Технология оценивания образовательных достижений учащихся
Технология оценивания образовательных достижений предлагает проводить оценку на уроке так, как это происходит в жизни. Свою деятельность оценивает сам ученик (в диалоге с учителем), причем оценка дается в качественной форме.
Учеба становится комфортной, когда ученик четко понимает, что надо делать и сам ставит себе отметку.
Технология развития критического мышления
Позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.).
Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.
Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).
Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация знаний.
Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию, устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом.
Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания и само это содержание.
Игровые технологии
Позволяют развивать все виды универсальной деятельности школьников:
- осваиваются правила поведения и роли в группе;
- рассматриваются возможности самих групп;
- приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
- накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами – наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями и др.
Использование современных образовательных технологий на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:
- находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
- анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
- сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
- выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации.
Педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая аттестационная работа по предметной области «Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС»
Работа является разработкй по ФГОС программе для учителей начальных классов...
Современные педагогические технологии в условиях ФГОС
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование от...

Современные педагогические технологии в условиях ФГОС. Здоровьесберегающие технологии
Современные педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе в условиях ФГОС...
"Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС"
Современные педагогические технологии в условиях реализации...
Доклад "Современные педагогические технологии в условиях ФГОС".
Сегодняшние дети – это будущий мир. Передо мною, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на ур...

Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве......

Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС.
Педагогические технологии: совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение образовательного процесса...
