Особенности обучения детей с лёгкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации Федеральных АООП
консультация
Особенности обучения детей с лёгкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации Федеральных АООП
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 901.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Характерными особенностями детей с УО являются ➢Познавательная активность низкая, поэтому он не желает ничего знать. ➢Плохо развита моторика. ➢Недоразвитость всех видов речи. ➢Замедленные мыслительные процессы. ➢Эмоционально-волевая сфера инфантильна, возможны резкие изменения настроения без каких-либо причин. ➢Трудности в восприятии пространства и времени. ➢Концентрация внимания непродолжительная, переключаемость на другие предметы и операции замедленная. ➢Память произвольная. Больше сосредоточена на внешних признаках предмета, чем на внутренних.
Требования к АООП (вариант 1) для обучающихся с лёгкой УО( интеллектуальными нарушениями) Учёт особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей Использование дифференцированного и деятельностного подходов Введение специальных учебных предметов и коррекционных курсов Психологическое сопровождение Раскрытие интересов и способностей Психолого-педагогическое сопровождение Постепенное расширение образовательного пространства
Освоение обучающимися АООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. АООП УО (вариант 1) определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Этапы и сроки обучения
Итоговая аттестация порядок проведения
Итоговый документ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2013 года № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»
Рекомендации педагогам по взаимодействию и адаптации учебного материала: 1. Общие принципы взаимодействия : Безусловное принятие и уважение : Создайте атмосферу психологической безопасности. Ребенок должен чувствовать, что его принимают таким, какой он есть. Индивидуальный подход: Учитывайте степень УО, структуру дефекта, темп работы, интересы, сильные и слабые стороны каждого ученика. Доступность и посильность : Предъявляйте требования, соответствующие возможностям ученика. Избегайте как завышенных, так и заниженных ожиданий («Выученная беспомощность»). Конкретность и наглядность : Все объяснения, инструкции, задания должны быть максимально конкретными, опираться на реальные предметы, действия, картинки, схемы. «Покажи, как сделать», а не только «расскажи». Поэтапность и дробность: Разбивайте любое задание или действие на мелкие, понятные шаги. Объясняйте и отрабатывайте каждый шаг отдельно, затем соединяйте.
Повторяемость и закрепление : Постоянно возвращайтесь к пройденному материалу, закрепляйте его в разных видах деятельности и ситуациях. Используйте принцип «от простого к сложному» очень постепенно. Четкость и краткость инструкций : Инструкции должны быть предельно ясными, краткими, состоять из простых предложений. Используйте одни и те же ключевые слова для знакомых действий. Проверяйте понимание: «Повтори, что нужно сделать». Постоянная поддержка и положительное подкрепление: Подбадривайте за малейший успех, усилие, попытку. Используйте похвалу, жетонные системы, любимые занятия как поощрение. Избегайте негативных оценок личности («Ты плохой»), оценивайте действие («Это задание пока не получилось, давай попробуем еще раз»). Терпение и спокойствие: Будьте готовы к медленному темпу, необходимости многократных повторений, возможным эмоциональным вспышкам или пассивности. Сохраняйте спокойствие и доброжелательность. Сотрудничество с родителями и специалистами: Тесная связь с семьей, дефектологом, психологом, логопедом, медицинским работником обязательна для разработки и корректировки индивидуального маршрута.
Адаптация учебного материала: Упрощение содержания : Выделяйте самое основное, ключевые понятия. Убирайте второстепенную, сложную информацию. Заменяйте абстрактные понятия конкретными примерами из жизни ребенка. Уменьшайте объем материала для одного занятия/урока. Увеличение наглядности : Используйте реальные предметы, муляжи, картинки, фотографии, пиктограммы, схемы, алгоритмы действий. Сопровождайте любой текст иллюстрацией. Используйте мнемотехники (опорные схемы для запоминания). Адаптация заданий: -Предлагайте задания в разной форме: выбрать из предложенных вариантов, соединить, обвести, показать, назвать, дополнить (вместо сложных самостоятельных формулировок). -Используйте шаблоны, трафареты, разрезные карточки, перфокарты. -Дробите большое задание на подпункты, оформляя их на отдельных карточках. Упрощайте формулировки заданий. Снижайте требования к скорости и объему письменных работ.
Адаптация форм работы: -Чередуйте виды деятельности (5-10 минут за столом, потом двигательное задание, потом снова за столом). -Включайте физкультминутки, сенсорные паузы. -Активно используйте игровые методы, практические действия (лепка, конструирование, ручной труд как основа для обучения). -Обеспечивайте постоянную практическую направленность: «Зачем мы это учим? Где это пригодится?» (например, счет - чтобы купить хлеб). Адаптация критериев оценки: Оценивайте прогресс относительно самого ребенка, а не относительно нормы или других учеников. Оценивайте усилия, старание, выполнение отдельных этапов работы, следование инструкции. Делайте акцент на том, что получилось. Организация пространства и времени: Создавайте четкий, предсказуемый распорядок дня, используйте визуальное расписание (картинки, символы). Минимизируйте отвлекающие факторы в классе. Обеспечивайте рабочее место, соответствующее потребностям ребенка (возможно, отдельная парта, коврик на полу для некоторых видов деятельности). Давайте дополнительное время на выполнение заданий.
Установка для педагога: Цель обучения детей с УО – не столько усвоение академических знаний (хотя это важно в доступных пределах), сколько максимальное развитие жизненных компетенций: навыков самообслуживания, коммуникации, социального взаимодействия, безопасного поведения, элементарной трудовой деятельности, умения занять себя и ориентироваться в окружающем мире. Успешность работы определяется не оценками, а повышением уровня самостоятельности и качества жизни ученика.
Представление опыта работы с детьми с умственной отсталостью на уроках чтения
. Научить ребенка с умственной отсталостью правильному, осознанному чтению - одна из главных задач обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, т.к. чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окно, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение один из основных способов приобретения информации : поэтому овладение навыком полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам.
Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами Правильностью Беглостью Осознанностью Выразительностью
Методика обучения чтению детей с умственной отсталостью основана: индивидуальный подход к каждому ребёнку; коррекционная работа на каждом этапе урока; широкая опора на наглядность; предметно практическая деятельность; стимулирующие методы; игровые приёмы; использование памяток, инструкционных карт и др.
Приёмы для формирования навыка правильного и выразительного чтения Отчётливое произнесение звуков, слогов, слов, скороговорок, четверостиший во время артикуляционной гимнастики. Чтение таблиц с трудными словами и предложениями. Сопряженное чтение (учащиеся читают по цепочке, по абзацам, по эстафете, выборочно); Контроль детей за чтением товарищей с последующим сообщением количества и характера допущенных ошибок. Подражание образцу выразительного чтения. Упражнения на формирование умения сознательно пользоваться некоторыми видами интонационных средств.
Виды и приёмы работы в развитии навыка осознанного чтения предварительная беседа; словарная работа. беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа в целом; работа над планом и пересказом прочитанного (составление картинного и словестного плана протекает при помощи учителя); характеристика героя,
Что мешает читать правильно, быстро, выразительно и осознанно? Природный темп деятельности Нарушения артикуляции Неправильное дыхание Малое поле зрения Недостаточная организации внимания Низкий уровень развития памяти Нарушение зрительного и пространственного восприятия Регрессии (возврат к прочитанному) Отсутствие смысловой догадки
На уроках я создаю такие условия, чтобы дети могли контактировать друг с другом, ученики класса в равной мере должны быть вовлечены в коллективную деятельность, каждый школьник по мере своих способностей должен быть включен в общий учебно-воспитательный процесс. На каждом уроке во всём образовательном процессе необходимо использовать разнообразные задания и упражнения.
Упражнения на развитие речевого дыхания «Задуйте свечу» Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. «В цветочном магазине» Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).
Упражнения для работы над артикуляцией 1. Чтение чистоговорок Троекратное повторение слога в начале чистоговорки помогает правильно произнести этот же слог последним. Жа - жа - жа — есть иголки у ежа. Ло - ло - ло — на улице тепло. My - му - му — молоко кому? Ры - ры - ры — летают комары. Чи - чи - чи — у дома кирпичи. Нужно использовать те слоги, произношение которых у ребенка вызывает трудности.
2. чтение скороговорок Секрет скороговорки в том, что в ней встречаются слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу. В словах ритмически повторяются звуки, слоги. «У ёлки иголки колки» 1) в разном темпе (медленно, быстрее, очень быстро); 2) с разной интонацией (вопросительной, восклицательной); 3) с разной силой голоса (тихо, громко, очень громко).
Упражнения на развитие внимания Чтобы узнать тему урока, отгадайте ребус. (Елка) Среди букв прочитайте слова и вы узнаете автора рассказа кноти Михаил двиар Цяюх Зощенко саами
Развиваем внимание
Малое поле зрения – большой недостаток у многих читателей. Так как у детей поле зрения мало, их глаза делают много фиксаций. Необходимо расширить поле зрения, чтобы взгляд фиксировал не 1-3 буквы, а целое слово или несколько слов
Развиваем малое поле зрения «Пирамида»
Характеристика героев Распределите слова, характеризующие Лёлю в одну колонку, слова, характеризующие Миньку - в другую колонку. (М. Зощенко «Ёлка»)
Соотнесите черты характера и главных героев сказки «Двенадцать месяцев» жадная, ленивая 12месяцев добрая, трудолюбивая Мачеха злая, завистливая Дочка добрые, веселые, щедрые Падчерица 6. Соотнесите черты характера и главных героев сказки «Двенадцать месяцев»
Чтение текста с добавлением недостающего слога, слова. Упражнение предназначено для совершенствования умения прогнозировать состав слова и предложения, что ведёт к усвоению смысла прочитанного. Задание: Прочитай текст и добавь необходимые по смыслу части слов или слово. Строки из стихотворения Н. Сладкова «Красное лето»: «На рек__, в завод_, раскрылись бел_ лилии и жёлт_ кувшинки. Буйно цветёт над вод_ водян _ кашка. Дик_ ут _ вывела из осоки своих ут _, учит их пла __ и ловить мош __. Летают над вод__ бел__ и син __ стрекозы, и гудят над цветущей кашкой деловит__ пчёл_.
Вставьте пропущенные слова в отрывок из сказки «Снежная королева» Жил-был тролль, злющий-презлющий. Он смастерил такое _______________, в котором все _______________ и ______________ уменьшалось донельзя, все _________________ и _______________, напротив, так и бросалось в глаза и казалось хуже. Слова для справок : безобразное, доброе, прекрасное, негодное, зеркало.
Восстанови деформированный текст. (« Пурга» Ю.Рытхэу ) Восстановите последовательность. Поставь цифры от 1 до 7: Йоо вышел в сени проверить собак. Он надел тёплые меховые сапоги. Натянул меховую шубку, на голову мохнатый малахай. На малахай накинул капюшон и затянул тесёмки. На руки надел рукавицы из оленьих лапок. Йоо вернулся к своему дому. Сделал шаг, второй, третий...А где же дом? Когда Йоо открыл дверь, сначала ему показалось, что кто-то большой, невидимый и сильный схватил его за шиворот и потащил. Это был ветер. Йоо вернулся в комнату и стал готовиться к выходу в пургу. Йоо повернул в другую сторону и побрёл, покуда не наткнулся на стену. Он попал в косторезную мастерскую.
Сплошной текст. Раздели текст на предложения.
Составь из слов предложения. Озаглавь текст . По, заяц, болоту, скакал Кочку, с, на, кочки, бух, снег, в, да Косой, под, что, чувствует, ногами, что-то, шевелится Громким, из-под, хлопаньем, стали, снега, с, крыльев, куропатки, вырываться Заяц, лес, до, перепуганный, смерти, кинулся В, стая, снегу, в живёт, куропаток Вылетают, болоту, они, клюкву, по днём, ходят, выкапывают Опять, в, поклюют, снег, и Заметит, снегом, кто, под, их
Выбери пословицу, которая подходит к данному рассказу: «Пурга» Ю.Рытхеу Труд человека кормит, а лень портит. Кто слушает старших, тот о камень не ударится. Ученье — свет, а неученье – тьма
Задание исключи «лишнюю» примету. («Декабрь» Г. Скребицкий ) Зима без снега – лето без хлеба. Вороны летают и кружатся – к морозу. Сильная роса к ясному дню.
Заключение Следует помнить, что работа по развитию навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения у умственно отсталых детей протекает в единстве. Систематическое использование подобного рода заданий, безусловно, приносит положительные результаты. У детей появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате выполнения предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас учащихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли .
Рекомендации по работе с детьми с умственной отсталостью 1.Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно. 2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка. 3.Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми. 4.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха. Снятие страха - «Ничего страшного...» Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...» Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...» Говорите это искренне и уверенно. Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...» («Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.»)
. 5.Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Приёмы: Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи. Формируйте веру в успех. Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать..., сможешь и сейчас). 6. Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.
Спасибо, за внимание! Желаю всем творческих удач, новых поисков и свершений !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Данный материал будет полезен учителям, работающим с детьми с интеллектуальными нарушениями....

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
В статье описаны особенности эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) дошкрольного и школьного возраста. Описаны особенности эмоций обучающихся с умств...
Особенности обучения детей с ОВЗ (умственная отсталость, интеллектуальные нарушения) в дистанционной форме.
Эффективным средством организации образования детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому, является развитие дистанционной формы их...
Учет психофизических особенностей при организации работы с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Речевая практика»
Данная статья описывает основные особенности обучающихся с интеллектуиальными нарушениями, учет психифизических возможнсотей при организации работы по учебному предмету "Речевая практика&qu...
Особенности обучения математике младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Одно из направлений подготовки особенных детей к самостоятельной жизни – обучение математике. Всё обучение математике начинается с детского сада и не заканчивается никогда. В УМК дан матер...

Особенности работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Дети занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу. Как правило, это учащиеся с выраженными нарушениями интеллектуального развития...

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (из опыта работы)
Аннотация к материалу: развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физи...
