Проблемное обучение как средство развития критического мышления младших школьников на уроках окружающего мира
методическая разработка
Проблемное обучение как средство развития критического мышления младших школьников на уроках окружающего мир
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему: «Проблемное обучение как средство развития критического мышления младших школьников на уроках окружающего мира»
Актуальность заявленной темы обусловлена тем, что приоритетной задачей современной школы является не овладение учащимися определенным набором знаний, умений, навыков, а воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формировать, и аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения. Оптимальным способом решения поставленной задачи является развитие у школьников критического мышления. Критическое мышление предполагает умение видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений, умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки. Кроме того, данный тип мышления включает в себя готовность отказаться от своего решения в пользу более эффективного, открытость для новых идей, умение делать объективные выводы, что обусловливает понимание неоднозначности мира.
Особенно важно заложить основы критического мышления в младшем школьном возрасте, так как в будущем школьник, умеющий критически мыслить, чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы на уровне ценностей и эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей. Следовательно, он более успешно сможет адаптироваться в современной жизни.
В исследованиях отечественных и зарубежных учёных проводится прямая связь между развитием критического мышления и проблемным методом обучения. Проблемное обучение создает на уроке для учеников условия развития критической оценки полученной информации, принятия разных точек зрения, атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. Применение такого метода позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. С помощью этого метода можно составить систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач, в том числе и развития критического мышления.
В контексте данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Проблемное обучение как средство развития критического мышления младших школьников на уроках окружающего мира». Исходя темы курсовой работы поставлена цель исследования: на основе анализа методической литературы выявить особенности применения проблемного обучения как средства развития критического мышления у младших школьников на уроках окружающего мира. Объект исследования: обучение на уроках окружающего мира в начальной школе. Предмет исследования: развитие критического мышления младших школьников через проблемное обучение.
для достижения поставленной цели определены задачи, представленные на слайде. При выполнении работы использовались такие методы теоретического исследования, как поиск и отбор источников информации, анализ, классификация и другие.
В первой главе нами были изучены вопросы, связанные с теоретическим анализом психолого-педагогической литературы по проблеме формирования критического мышления у младших школьников, рассмотрены: возрастные особенности младших школьников в формировании критического мышления.
Анализ научной литературы показал, что термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, М.В. Кларин, Л.С. Выготский и др. По их мнению, критическое мышление представляет собой рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять. При таком понимании критическое мышление включает как способности (умения), так и предрасположенность (установки)
Многообразие точек зрения учёных на определение данного понятия представлено в курсовой работе на страницах 9-10. Среди них наиболее полным мы считаем определение из Большого психологического словаря Б. Г. Мещеряекова, В. П. Зинченко. критическое мышление — это некая система суждений, помогающих анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать. Можно сказать, что критическое мышление – это мышление высокого уровня, позволяющее ставить под сомнение поступающую информацию.
По мнению исследователей в данной области, младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития критического мышления. Ценность развития данного вида мышления у ребенка в том, что оно учит детей критически воспринимать информацию, слушать и слышать, развивает речь, дает возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, уходит страх, повышается отвественность ученика за свой ответ.
Развитие критического мышления младшего школьника также способствует формированию универсальных учебных действий: и, самое главное, обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.
Анализ концепции ФГОС НОО и требований к выпускнику начальной школы дает нам возможность полагать, что развитие критического мышления школьника позволит ему успешно осваивать основную образовательную программу.
Одновременно учёные выделяют ряд условий, способствующих развитию у школьников критического мышления:
1. Необходимо: время для приобретения опыта ;
2. Важно: дать детям возможность размышлять ;
3. Важно: принимать различные идеи и мнения;
4. Помогать детям усиливать свою активность на уроке;
5. Важно: убедить детей ,что они не рискуют быть осмеянными;
6. Важно: выражать веру в то,что каждый ребенок способен на критические суждения;
7. Необходимо ценить проявления критического мышления.
таким образом, обобщая исследования зарубежных и отечественных ученых можно отметить, что в большинстве своём под «критическим мышлением» они понимают «наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, развитие способностей к аналитической деятельности, а также к оценке аналогичных возможностей других людей».
Во второй главе нами освещены вопросы, связанные с анализом методической литературы по проблеме формирования критического мышления у младших школьников на основе проблемного обучения на уроках окружающего мира. Выделенные в ходе изучения понятия «критическое мышление» характеристики, дают возможность предположения, что одним из эффективных способов его развития является проблемное обучение в школе. Одновременно можно говорить и о целесообразности использования проблемного обучения в контексте достижения целей ФГОС НОО, основанном на принципах системно-деятельностного подхода.
Проблемное обучение школьников в настоящее время становится всё более актуальным, так как оно закладывает у ребёнка основы умения видеть проблему и намечать пути её решения, положительно виляет на формирование познавательных универсальные учебных действий, и развивает критическое мышление.
Проблемное обучение - система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.
Отечественные психологи Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, З.И. Калмыкова и другие разработали психологические основы так называемого проблемного обучения в его разных модификациях. Суть его заключается в следующем. Перед учениками ставится проблема, познавательная задача, и ученики (при непосредственном участии учителя или самостоятельно) исследуют пути и способы ее решения. Они строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают. Таким образом, метод проблемного изложения - является переходным от исполнительской деятельности к творческой. Именно поэтому формирование культуры проблемной деятельности обучающихся – одна из основных общеобразовательных и воспитательных задач современной школы.
Такой взгляд обуславливает рассматривать в контексте исследования проблемный метод как средство развития критического мышления. На начальном этапе обучения младшие школьники еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, поэтому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала и до конца. Создав проблемную ситуацию, сформулировав проблему и проблемные вопросы, педагог раскрывает путь научного поиска, который ведёт к решению поставленной проблемы, или показывает, как современными способами её можно решить. Поэтому, младший школьный возраст является благоприятным этапом в развитии личности ребенка. Важно именно в этот период научить ребенка критически воспринимать поступающую информацию, работать с ней, видеть адекватные пути решения задач и оценивать свою и чужую точку зрения.
Цель проблемного обучения – освоение знаний и обобщенных умений посредством решения учебных задач. При проблемном обучении учащиеся включаются в разрешение проблемной ситуации, при этом у них формируются способы действий, необходимые для решения нестандартных задач. Эффективность предмета «Окружающий мир» в формировании мышления младших школьников обеспечивается следующими факторами:
1. Процесс обучения строится таким образом, что у обучающихся не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: логическое мышление, речь, внимание, память, наблюдательность.
2. Меняется методика проведения традиционных структурных этапов урока, которая также работает на развитие интеллекта школьника.
Школьник становится субъектом обучения, его организатором, активным действующим лицом. Ребёнок, даже в период обучения грамоте, не получает знаний в готовом виде, а добывает их в процессе увлекательного поиска. Это означает, что ученику передаётся часть функций учителя. Обучающийся с той или иной долей самостоятельности, на основе специально разработанных упражнений определяет тему урока, его цель, принимает активное участие в изучении нового материала, в формулировке вывода .
Важнейшими логическими операциями, на которые указывает Н. А. Менчинская, являются анализ и синтез. Это положение было окончательно доказано на основании учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Значит, учебный процесс надо строить таким образом, чтобы стимулировать аналитическую и синтезирующую деятельность мозга.
Рассмотрим некоторые приёмы развития критического мышления у младших школьников в контексте проблемного обучения. Потребность в активной мыслительной деятельности вызывает дидактический прием - сравнение. Сравнение позволяет найти черты сходства и отличия в предметах и явлениях. Однако при помощи сравнения нельзя выявить существенные признаки. Этому способствует применение другого дидактического приема - противопоставления. При помощи противопоставления сопоставляются взаимоисключающие признаки. В результате выявляется истинная сущность предмета, отбрасывается и исключается ложная. В обучении начальному естествознанию широко применяется прием аналогии, или перенос знаний в новую ситуацию.
И, наконец, важным логическим дидактическим приемом является прием обобщения. Этот прием позволяет выделить общее и главное в определенной системе знаний .
Таким образом, приведенные факты показывают целесообразность развития критического мышления у младших школьников посредством применения проблемного обучения. И в данных условиях возможно успешное решение главной задачи педагога - развитие мышления учащихся, вовлечения их в активную деятельность, а это обеспечивает полноценное развитие учащихся, развитие умений и навыков мыслительной деятельности, самостоятельности в поисках способов решения задач.
В перспективе в выпускной квалификационной работе мы планируем продолжить исследование данной проблемы путем разработки и апробации комплекта уроков «Окружающий мир» с включением приёмов проблемного обучения с целью развития критического мышления у младших школьников.
