Главные вкладки

    Урок окружающего мира во 2 классе "Голоса леса"
    методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) по теме

    Кузнецова Елена Борисовна

    Познакомить  детей  с  лесными  птицами, с  голосами  лесных  птиц, с особенностями  их  поведения. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Okruzhayushchiy__mir.doc51 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                    Окружающий  мир

                                                 Тема:      Голоса  леса

    Обучающая цель: познакомить  детей  с  лесными  птицами, с  голосами  лесных  птиц, с особенностями  их  поведения.

    Развивающая цель:  развивать  творческие   способности  обучающихся.

    Воспитывающая  цель: прививать  любовь  к  природе; формировать  навыки  самостоятельной  работы  с  учебником.

    Оборудование: презентация; кассета  с  записью  голосов  птиц, плакат  с  изображением  лесных  этажей.

                                       

                                              Ход  урока

    I. Организационный  момент.

    II. Знакомство   с   новым   материалом.

    1.Вступительное  слово  учителя.

    - Сегодня на уроке мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда? Вы мне скажите сами.

    Слайд 1  с  музыкой

    Куда же  мы  совершим  сегодня  прогулку?

    Рассказ о лесном сообществе начинается стихотворением Погорельского. Рассказывает ученик:

    Здравствуй лес, дремучий лес!
    Полный   сказок и чудес!
    Ты о чем шумишь листвою
    Ночью темной, грозовою?
    Что ты шепчешь на заре,
    Весь в росе, как в серебре?
    Кто в глуши твоей таится?
    Что за зверь? Какая птица?
    Все открой, не утаи:
    Ты же видишь – мы свои!

     - Красив лес в любое время года. Даже зимой, когда листьев нет, но деревья выглядят сказочными. Русские писатели любовно называли леса “лесными хоромами”, сравнивали с “теремами  расписными”! Слайд  2 лес  в разное  время  года.

    - Что же представляет собой лес?

    Таблица “Лес”  на  доске

    - Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом его этаже (ярусе) свои растения, птицы, звери, насекомые. Все они тесно взаимосвязаны между собой и с окружающим миром.

     -Ребята, чьи  чудесные  голоса  вы  слышали?  ( поют  птицы) Слайд 3 (птицы)

    -О  каких  же  представителях  живой  природы  мы  сегодня  с  вами  будем  говорить?

    Что  вы  знаете  о  птицах?

    -Чем  покрыто  тело  птиц?

    -Подумайте,  для  чего  птице  нужны  перья?

     - Какие  бывают  птицы? Назовите  перелётных  птиц.

    -Как  вы  думаете, зачем  поют  птицы?

    -Когда  птицы  весной  возвращаются  домой, пение  для них -  очень  серьёзное  и  важное  дело. Надо  сказать, поют  только самцы.  Возвращаясь  домой  из  тёплых  стран, маленький  певун  во  весь  голос заявляет “ Я  здесь! Я прилетел  и  занял  участок. Тут  я  буду  охотиться  на  насекомых, растить  птенцов, и  никто  не  смеет  поблизости  селиться, иначе  получит  взбучку!”

    - Кстати,  лесные  птицы занимают  свои  “квартиры” на  разных  этажах  леса. Давайте  заглянем  в  птичьи “квартиры”  и  узнаем, кто, где  живёт.

    ( На  доске  плакат  с  изображением  лесных  этажей. По  ходу  урока  учитель  прикрепляет  разных  птиц  на  свои  этажи.)

    2.Жители  первых  этажей.

    На   нижнем  этаже  гнездятся  рябчик, глухарь, тетерев, козодой.

    III.Сообщения  детей:

    1)Глухарь.  Слайд4

    Посмотрите на  эту  красивую  крупную  птицу- это  глухарь. Он  немножко  неуклюж, тяжеловат  и  пуглив. Ходит  он  очень  быстро, а вот  полёт  у  него  очень  тяжелый  и  шумный. Весь  день  глухари  любят  проводить  на  лесных  полянах. Здесь  им  проще  отыскать  сочную  траву, почки, ягоды  и  различных  насекомых. Ближе  к  ночи  глухари  влезают  на  деревья, где  и  ночуют. Свои  гнёзда  глухари  вьют  прямо  под  деревьями, причём  очень  часто  делают  это  вблизи  дорог  и  тропинок, порой  на  самых  заметных  местах. Это  часто  приводит  к  гибели  птенцов  и  самки  от  рук  людей.

    2)Козодой. Слайд 5

    А  вот  ещё  одна  интересная  птица – жительница  первого  этажа – птица  козодой. У  козодоя  клюва  почти  и  вовсе  нет. Рот  огромный, а  клювик  махонький – едва  выступает. Козодой  ловит  жуков  и  больших  ночных  бабочек.  Разинет  рот  по шире, догонит  жука, накроет, как  сачком, и  на  лету  проглотит.

    -.Теперь  мы  поднимемся  выше  и  посмотрим, кто  живёт  на  среднем этаже  леса. Для  этого  послушаем  голоса  этих  птиц.      (Включается  запись, в которой  ученики  узнают  дятла  и  вывешивается  иллюстрация  дятла) Слайд 6 звук  потом  картинка

    -Чей  голос  вы  слышали?

    -Почему  вы  так  решили?

    3)Дятел. Слайд 6

    Это  действительно  голос  дятла, но  правильнее  будет  сказать, что  мы слышали  не  его  голос, а  звуки “тук-тук-тук”. Целыми  днями  он  стучит  по  стволу  дерева – работает  в  своей “кузнице”. Найдёт  дятел  в  лесу  дерево  с  расщелинкой – и  устроит  в  ней  свою “кузницу”. Таскает  туда  еловые  шишки  и  достаёт  языком  из-под  чешуек  семена. Расклюёт  одну  шишку – летит  за  другой.

    -Ребята, как называют  в  народе  дятла?

    -Почему  его  так  зовут?

    -Да, ребята, в народе считают, стучит  дятел, значит, будут  уничтожены  насекомые - вредители – и  лес  будет  жить.

    4) Сорока. Слайд 7 (запись  голоса  сороки и  картинка)

    Сценка

     Выходит  девочка, изображающая  сороку.

    Сорока: Здравствуйте, ребята! Я  надеюсь, вы  узнали  мой  прекрасный  голосок. Я  сорока - белобока.

    Учитель: Здравствуй, сорока! Мы  рады  встрече  с  тобой. Раз  уж  мы  с  тобой  встретились, расскажи  нам, где  твоя  квартира.

    Сорока: О, у  меня  очень  большая  квартира. Она  построена  из  сухих  ветвей, покрытых  слоем  глины  и  грязи. Квартира  моя  находится  высоко  от  земли  в  кроне  деревьев. Обычно  я  строю  несколько  квартир, а  потом  выбираю  одну,  в  которой  и  живу. Полакомиться  я  люблю  насекомыми, гусеницами, мелкими  животными, а  также  люблю  различные  ягоды, фрукты  и  злаки. Ой, а  ещё  мне  нравятся  всякие  блестящие  штучки.

    Учитель: Знаем, знаем. У  тебя  есть  привычка  красть  эти  блестящие  штучки  и  прятать.

    Сорока: Ну, что  поделаешь. Зато  про  меня  и  стихи, и сказки  сочинили. Может  кто-то знает? ( ответы  детей) Ну,  ладно, заболталась  тут  я  с  вами. У  меня  дела. Полетела я, до  свидания.

    -Ребята, стихотворения  об  этой  лесной  щебетунье  есть  у  нас  в  учебнике.

    5)Чтение  стихотворения  в  учебнике  на  странице  80.

    -Что  узнали  о  сороке  из  этого  стихотворения?

    -А  какие  ещё  приметы  связаны  с  сорокой? Прочитаем  стихотворение  А.С.Пушкина  на  стр.81.

    Физминутка  «Птички» Слайд 8

    Птички  в  гнёздышках  сидят

    И  на  улицу  глядят.

    Погулять  они  хотят

    И  тихонько  все  летят.

    6)Жители  верхних  этажей.

    Выше  всех  на  верхнем   этаже  леса, строят  свои  гнёзда  крупные  хищные  птицы:  конюк  и  ястреб. ( вывешиваются  иллюстрации)

     7) Ястреб. Слайд 9

    Ястреб  отличается  от  других  птиц  длинным  хвостом  и  короткими  закруглёнными  крыльями. Это  дерзкая  и  хищная  птица, но  в  пылу  погони  совершенно  теряющая  голову. Преследуя  добычу, ястребы  часто  залетают  в  дома, врезаются  в  автомобили, поезда  и  вертолёты.

      -Кроме  хищных  птиц  на  верхних  этажах  леса  обитает  ещё  одна  из  самых  красивых  птиц  и  одна  из  самых  лучших  певуний  наших  лесов. Давайте  послушаем, как  чудесно  поёт  эта  птица. ( запись  голоса  иволги)

    - Ребята, кто  догадался, кому  принадлежит  этот  замечательный  голосок?

    8) Иволга. Слайд 10

      Это  иволга. Её  голос  напоминает  игру  на  флейте. Но  тут  же  мелодичное  пение  могут  заменить  такие  звуки, что  хоть  уши  затыкай,- будто  кошке  на  хвост  наступили. Поверить  трудно, но  и  неприятные  звуки  издаёт одна та же  птица. Недаром  иволгу  зовут  и  лесной  флейтой, и  лесной  кошкой.

       На  все  лады  звучат  птичьи  голоса. От  зари  до  зари  хлопочет  пернатое  население. В  трудах  и  заботах  проходит  день. И  каждый  живёт  на  своём  этаже, где  ему  предназначено  жить  самой  природой.

    IV. Дифференцированная   работа

    1. Работа    в   тетради.  Стр.21  №13 Проверка  Слайд 11.проверка

          2.Выберите  текст  о  любой  птице  со  стр.76-78  и  подготовьте  пересказ.  Слайд 12,13,14,15.

         3. Рубрика  “Этот  удивительный  мир” стр.79

    Проверка  работы : 1ряд,2 ряд, 3 ряд.

    -Ребята, прислушайтесь, это  звуки  какой  птицы? (кукушка) Слайд 16

    -Что  вы  знаете  про  эту  птицу? Послушаем  учащихся  2 группы. Слайд 17

    -Вы  знаете, несмотря  на  то,  что  кукушка  плохая « мать», она  одна  из  самых  полезных  птиц. Кукушка – птица  насекомоядная  и  очень  прожорливая. И  главное  она  поедает  таких  гусениц, которые,  кроме  неё  и  иволги, не  едят  другие  птицы. Бывают  случаи, всего  несколько  кукушек  спасают  большие  участки  леса  от  опасных  вредителей.  

    -Ребята, а  какие  правила  друзей  природы  вы  знаете?

     V. Самостоятельная   работа.  Слайд 18

    Тест

    У  каждого  ученика  листок  с  таблицей. Учитель  читает  высказывание,  если  оно  верно, то  ученик  ставит  красную  точку  в  клетке  с  этим  номером, если   не  верно  ставит  крестик.

    1. Лес – это  природное  сообщество, в  котором  преобладают  деревья.
    2. Птицы занимают  свои  «квартиры» на  одном этаже  леса.
    3. У  птиц  поют  только  самцы.
    4. Тело  птиц  покрыто  перьями.
    5. Глухари  вьют  гнёзда  на  деревьях.
    6. Дятел – лесной  доктор.
    7. Иволга  лучшая  певунья  наших  лесов.
    8. Кукушка  очень  хорошая  мать.
    9. Многие  птицы  осенью  улетают  на  юг.

    -А  теперь  сверьте  свою  таблицу  с  таблицей  на  доске. Если  точки  и  крестики  стоят  в  том  же  порядке, то  вы  справились  с  заданием. Слайд 19. А  теперь  соедините  точки  в  таком  порядке:  3 1 4 6 9 7  Что   получилось? Слайд 20

    - Если  у  вас  получилась  цифра 5, то  вы  усвоили  материал  сегодняшнего  урока  на  « отлично». Молодцы!

    VI. Итог  урока.

    -Что  вы  сегодня  нового  и  интересного  узнали  на  уроке?

    - Какие  факты  вас  удивили?

    VII. Домашнее   задание

    Стр.75-80, подготовить  пересказ  о  любой  птице.   Тетрадь  стр. 22  №15

    VIII. Рефлексия.

    -У  вас  на  столе  лучики  солнца, а  на  доске  два  солнышка  одно  грустное, а другое  весёлое. Поставьте  свой  лучик  к тому  солнышку, какое  у  вас  было  настроение  сегодня  на  уроке.

    IX. Оценки.