Проект "Тайны грибного царства"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Липина Анастасия Борисовна

Материал представляет собой презентацию проекта "Тайны грибного царства", над которым учащиеся 3 класса работали один месяц. Выходом проекта является книга "Тайны грибного царства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Deti_sadyatsya_vokrug_stolov.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Цели:

  • сформировать знания о характерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы.
  • Познакомить детей какую роль в жизни леса играют грибы, понятие о съедобных и несъедобных грибах.
  • Развивать кругозор учащихся.
  • Воспитывать бережному отношению к природе

Ход урока:

Дети садятся вокруг столов, на которых стоят таблички с изображением грибов и их названием. Звучит фонограмма «Звуки леса»

Учитель. Ребята, вы слышите эти звуки? Догадались, куда мы попали? Мы с вами попали в лес. А что такое лес? Что вы о нем знаете? (Лес – это природное сообщество. Растения в нем располагаются ярусами. Их может быть несколько: 1-й ярус – высокие деревья; 2-й ярус – деревья пониже; 3-й ярус – кустарники; 4-й ярус – травы; 5-й ярус – мхи, грибы.)

Итак, мы отправляемся в лес на природу. Кстати, давайте вспомним, что такое природа? (природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека.) Но сегодня мы отправимся не просто в лес, а заглянем в одно царство, которые расположилось на самом нижнем ярусе леса. Узенькая тропиночка приведет нас туда.

Что это за царство, вы скажете после того, как отгадаете загадку.

В этом царстве чудеса.

В нём луга, поля, леса.

В них, смотри, то там, то тут

Гномики живут, растут.

Каждый – свой имеет пост.

И у гномов разный рост.

Есть – на ножке, в шляпке красной,

В белых точках и опасный.

Здесь увидишь у опушек

Бледно-розовых подружек.

А под дубом, такой важный,

Коренастый и отважный.

Обо всех не рассказать.

Пора царство вам назвать.

– Царство грибов.

– Да, и это тема нашего урока.

(Учитель показывает на выставку.)

– Ребята, а по каким царствам живой природы мы уже путешествовали?

(Царство животных, царство растений.)

Настоящие грибники не берут в лес ни магнитофонов, ни плееров. Они наслаждаются птичьим пением, звериными шорохами, задумчивым шелестом деревьев. А когда им хочется сообщить важные новости, они прикладывают к губам ладони рупором – и по лесам дремучим, по болотам перекатывается, перекликается глухое эхо.

Хотя грибное царство и огромно, грибные богатства наших лесов не безграничны. Для иного грибника набрать побольше – главная цель похода в лес, к которой он стремиться любой ценой. Лесу от него большой вред. Вооружившись палкой, такой человек перероет всю лесную подстилку, раскидает ее, расшвыряет. И не подумает о том, что под лучами солнца незащищенная грибница высохнет и погибнет.

Для настоящего грибника поход за грибами – радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте, к его тайнам. Каждый гриб он осторожно срежет, да еще полюбуется им, а потом только положит в корзинку. Настоящему грибнику лес радуется, как другу, и грибов для него не пожалеет. Но мы с вами отправляемся не за грибами, к грибам. А с чего начинается поход в гости? Со знакомства. С чего начнем и мы.

Чтобы узнать как можно больше про царство грибов мы с вами разделились на группы и каждая группа  провела небольшое исследование, нашла много интересного.  А итогом нашей работы станет книга «Тайны грибного царства»

1 раздел нашей книги – введение.

Давайте послушаем ребят из 1 группы.

Рассказ об истории грибов, строение грибов.

Учитель. Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? Почему? (Грибы появляются (рождаются), растут, умирают…)

Но их нельзя назвать растениями, так как у них нет листьев, стебля, веток. А так же в отличие от растений, которые сами создают нужные для своего роста вещества, грибы так «не умеют». Грибы – это особое царство живой природы.

Грибами интересовались еще наши предки, только знаний у них не хватало, чтобы объяснить их происхождение. Предков поражала способность грибов появляться как будто из ничего за считанные часы. С грибами связанно много священнодействий. Об этом вы можете узнать из энциклопедий. Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам продукты – мясо, колбасу, яйца, рыбу.

На Руси грибы называли «губы» за выпуклые губчатые шляпки. Жареные, вареные, соленые грибы не сходили со столов в будни и праздники, зимой и летом.

В настоящее время известно около 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить в самых различных местах – в пресной и морской воде, в поле и в саду, на лугу и в горах. Но наш разговор о грибах, которые растут в лесах нашей страны.

II раздел книги -  «Грибы нашей местности».

Итак, вам слово 2 группа.

Белый гриб.

Подберёзовик.

Груздь.

Сыроежки.

Лисички.

 - Скажите, а какую опасность таят в себе грибы? (Среди них встречаются ядовитые).

Рассказ о ядовитых грибах.

Физминутка.

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

На пеньке растут опята.

Наклонились к ним ребята.

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

Утомил всех долгий путь,

Дети сели отдохнуть.

Ну а тот, кто не устал,

Тот грибком веселым стал.

III раздел– «Литературный»

Дети подбирают стихи, загадки, скороговорки о грибах. Некоторые из них они инсценируют.

Инсценировка.

Девочка.

В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдем.

Пахнут пеньки и тропинки

Вкусным осенним грибком.

Мы пойдем дорожками, мы пойдем тропинками.

Мы идем с лукошками, мы идем с корзинками.

Прямо за опушкою

Вдруг нашли волнушки мы.

И пенек с опенками под рябиной тонкою.

Крепкий подберезовик вырос под березою.

Красный подосиновик вырос под осиною.

А что за грибочки в корзинке у нас,

На это вы дружно ответьте сейчас.

«Доскажи словечко»

Весело на сердце,

И уходит грусть,

Когда в твою корзинку

Попался первый…(груздь)

Под опавшие листочки

Дружно спрятались грибочки.

Это хитрые сестрички

Это желтые…(лисички)

Средь молоденьких сосенок

Растет чудесный гриб …(масленок)

Наши шляпки, как колечки,

Как колечки волн у речки.

Сыроежек мы подружки,

Нас зовут грибы…(волнушки)

Сбились в стайку, как цыплята,

У пенька грибы…(опята)

Грибники

Вдоль дороги ели, ели.

В глине клином колея.

По дороге еле-еле

Ковыляем брат и я.

Отдохнул немного я бы,

Братец тоже сесть готов.

У меня корзина ягод,

У него ведро грибов.

Я в корзину гордо гляну,

Брат грибам ужасно рад.

Мы нашли одну поляну

И собрали всё подряд.

Мы ребята городские,

И не знаем в этот раз,

Где грибы у нас какие,

Что за ягоды у нас.

Мама плакала, смеялась

И сказала нам: – друзья,

Вы – герои. Вот ведь жалость,

Только это есть нельзя.

А кто из вас знает, как правильно собирать грибы? Давайте рассмотрим все возможные способы.

Способ первый: мы будем рвать, тянуть гриб из земли? (демонстрация действия на динамическом пособии). Объясните, что произойдет? (Мы повредим грибницу, и на этом месте новый гриб не вырастет. Это очень плохо. Так собирать нельзя.)

Вопросы викторины.

Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка)

Назовите грибы, по названию которых можно судить о месте их произрастания. (Подберезовик, подосиновик, подтопольник)

Для какого лесного жителя мухомор служит лекарством? (Для лося)

Какой из шляпочных грибов самый ядовитый? (Бледная поганка)

Какие грибы в наших лесах появляются самыми первыми? (Весной появляются строчки и сморчки)

Перечислите способы использования грибов в пищу. (Сушат, жарят, варят, солят, маринуют)

Как называются грибы, которые бывают разных цветов? (Сыроежки)

Ест ли белка свежие грибы? (Нет)

Появление, каких грибов знаменует окончание лета? (Опят)

Какая погода предвещает урожай грибов? (Дождливая)

Игра «Грибной кузовок».

Команды получают по «корзинке» - пакету для «сбора грибов», где находится карточка со слогами:

КА – РО – МАС – ЛЁ – СЫ – ЕЖ – ВИК

НОК – ПОД – ОСИ – ВИК – РЫ – КА – ЖИК

КА – СИЧ – ЛИ – ПОД – РЕ – БЕ – ЗО – НО

НУШ – ИК – КА – ИН – ПЕ – МОК – ВОЛ – ОВ – О

и 8 чистых листочков.

Учитель читает условие игры:

По тропинке во весь дух

Мчится по лесу петух.

Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!

Честь и слава грибнику!

Я наполнил кузов мой

И бегу скорей домой».

Из под ёлки крикнул ёж:

«Все грибы ты растрясешь!»

Ёжик прав – у петуха

В кузовке одна труха:

КА – РО – МАС – ЛЁ – СЫ – ЕЖ – ВИК

НОК – ПОД – ОСИ – ВИК – РЫ – КА – ЖИК

КА – СИЧ – ЛИ – ПОД – РЕ – БЕ – ЗО – НО

НУШ – ИК – КА – ИН – ПЕ – МОК – ВОЛ – ОВ – О.

Соедините ножки и шляпки грибов вместе. Не удивляйтесь, если не найдете их рядом: они могут быть на дне корзинки или лежать сверху. Кто быстрее наполнит свой кузовок грибами? «Грибы» - это слоги, из которых следует «собрать» названия грибов.

Каждая группа «складывает грибы» в свой кузовок в течение двух минут и вручает его учителю. (Масленок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберезовик, рыжик, опенок, лисичка.)

Итог  урока.

- Посмотрите, какая книга у нас получилась! Вы – молодцы, вы стали настоящими учёными!

Учитель. Вот и заканчивается наше путешествие в мир грибов. Он удивительно велик и многообразен. Сегодня мы побывали в гостях лишь у шляпочных грибов, но есть и другие виды грибов – плесневые. У каждого гриба свои особенности, каждый по-своему замечателен. А изучает грибы удивительная наука – «микология». И сегодня каждый из вас стал почти настоящим микологом. Желаю вам дальнейших успехов в изучении грибного царства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Грибная энциклопедия"

В презентации представлены фото и описание грибов....

Методическая разработка урока естествознания "Тайны грибного царства".

В материале представлен урок естествознания на тему "Тайны грибного царства" для 1 класса по программе "Гармония". Урок может быть использован учителями, которые работают по другим УМК....

Интегрированный урок "Путешествие в грибное царство"

Интегрированный урок "Путешествие в грибное царство" во 2-ом классе выполняет образовательные, развивающие и воспитательные цели. Обобщает представление детей об отличительных признаках съедобных и не...

Окружающий мир 2 класс "Грибное царство"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме "Грибное царство" в помощь учителю...

Познавательная игра – викторина «Грибное царство»

Аннотация  к занятию ТемаПознавательная игра – викторина «Грибное царство»Цельрасширить знания учащихся о грибах, о правилах сбора грибовЗадачи&bull...

Съедобное грибное царство

презентация - про грибы!...

«В некотором царстве. Царства природы. Бактерии».

Урок открытия нового знания, посвященный бактериям...