Урок по ООМ. Пресноводные водоёмы. Река. Части реки.
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
В основе разработки урока лежит учебник «Окружающий мир», автор О.Т. Поглазова. Урок направлен на формирование у учащихся представления о различных водоёмах, умения квалифицировать водоёмы по происхождению, представления о реке и её частях, ответственного отношения к природе. Использование ИКТ позволяет более наглядно представить изучаемый материал, что способствует успешному овладению ЗУН по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Пресноводные водоемы. Река. Части реки».
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями, информационный материал, буклеты), учебник.
ТЦУ:
- Познавательный аспект
а) формирование специальных умений:
- формировать понятия «исток», «русло», «устье», «притоки», «берега», «пресные водоемы», «искусственные водоемы», «естественные водоемы» и усвоить их главные и существенные признаки.
б) формирование общеучебных умений:
- развивать учебно-организационные умения учащихся:
умение планировать свою деятельность при работе с информационным материалом, при практической работе, при аналитико-синтетической работе (работа со схемой водоемов);
умение контролировать себя при выборе доказательств на заданные вопросы.
- Развивающий аспект
- обогащение и усложнение словарного запаса учащихся за счет введения новых и развития сформированных ранее понятий;
- развивать умение обобщать и систематизировать учебный материал при составлении таблиц;
- развивать умение ставить и разрешать проблему охраны окружающей среды.
3. Воспитывающий аспект
- формировать товарищеское, доброжелательное отношение к одноклассникам при анализе их ответов, учить толерантности к их ошибкам, ответственность за результаты своего труда в процессе работы в паре;
- воспитывать чувство долга перед будущими поколениями за сохранность окружающей среды.
Ход урока
1.Организация начала урока.
Психологическое наполнение
Слайд №1
Сегодня на уроке нас приветствует капелька. Вы, наверное, догадались, что речь пойдет о воде.
- Введение в новую тему. Подготовку учащихся к активной УПД на основном этапе урока.
С давних времен люди знали великое значение воды. Называя ее веществом жизни. Без воды не может существовать жизнь на Земле. В природе можно встретить воду повсюду.
-В каких водоёмах живет капелька, вы узнаете, отгадав загадки. Отгадки записывайте в карточку с заданием №1.Ответившие правильно на все вопросы, получат капельки.
Слайд №2
- А теперь давайте проверим правильность выполнения задания.
Слайд № 2(Отгадки)
- Посмотрим на следующий слайд, каких водоемов вы не находите?
Слайд №3
(Океана, моря)
- Какая вода в этих водоемах на вкус? (Соленая).
- А в других?
(Несоленая)
- А как называется несоленая вода?
(Пресная)
- Из всей воды, имеющейся на Земле, лишь 3% приходится на долю пресной. Остальная вода соленая. 2/3 всех запасов пресной воды на Земле содержится в замерзшем виде в ледниках и полярных льдах. Оставшаяся треть сосредоточена в реках, озерах, а так же в подземных водах.
Вот сегодня мы будем изучать пресные водоемы.
- Усвоение новых знаний и первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.
Сообщение темы и целей урока.
Тема нашего урока «Пресные водоемы. Река. Части реки».
Ваша задача научиться классифицировать водоемы по своему происхождению,
знать, как называются части реки, уметь их находить и стремиться оказывать посильную помощь в охране водоемов.
Слайд №4
- На какие две группы делятся водоемы по своему происхождению?
- Какие водоемы можно отнести к естественным (искусственным)?
- Для чего же люди создают искусственные водоемы?
Водохранилища для гидроэлектростанций, водоснабжения.
Каналы для судоходства, а в сельском хозяйстве для орошения полей. Каналы соединяют реки.
Пруд – для разведения рыбы, место отдыха людей и др. целей.
Проверка ЗУН по классификации водоемов.
- Нам предстоит выполнить задание № 2 по отличительным признакам, используя алгоритм надо определить водоем.
Слайд № 5
- Инструктаж учителя по выполнению задания.
- Проверка.
Река. Части реки.
- Сегодня мы с вами подробно поговорим о реке, ее частях.
- Интересно где же берут свое начало реки?
- С чего начинаются реки?
- Оказывается, это может быть ручеек из родника, со снежной вершины гор или даже из болота.
- Начало течения рек называется истоком.
Слайд № 6
- Посмотрите на слайд и найдите начало реки.
- Посмотрим, какие еще имеются части у реки.
- Давайте прочитаем определения частей реки и запомним.
- Работа по формированию новых понятий.
- А сейчас постараемся выполнить практическую работу в парах по определению частей реки.
4. Первичное закрепление знаний.
- Проверим правильность работы.
Слайд № 7
- Вы отлично потрудились.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
А сейчас мы отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Мы на речке,
Солнце жжет.
Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
Слайд № 8
Жизнь рек своеобразна и неповторима. Каждая из них имеет свою историю, свой характер, свою судьбу. Одни реки скромны и незаметны, другие – могучи и полноводны. Длина величайших рек исчисляется тысячами километров.
- Самая длинная река в мире – Нил. Длина 6670 км. Она находится в Африке.
- Самая полноводная река – Амазонка. У нее 500 притоков. Ее длина с притоками 6750 км. Она находится в Южной Америке.
- Третье место в мир Янцзы, ее длина 6300 км. Находится в Китае.
- В книгу рекордов « Гиннеса» занесена самая короткая река в мире. Она находится в Америке, ее длина 134 метра.
Слайд № 9
Крупнейшие реки России:
Обь – 1 место,
Енисей – 2 место,
Лена – 4 320 км,
Амур и др.
Самая крупная река Европы – Волга берет начало из маленького ручейка, вытекающего из болот Валдайской возвышенности. Имеет 200 притоков. Длина Волги 3690 км. В мире по длине занимает 16 место.
Слайд № 11
Исток реки охраняется государством.
Ежегодно вода в этой реке на Пасху освещается и считается святой.
- Реки – богатство и украшение Земли. Они имеют огромное значение. Их необходимо оберегать и охранять, чтобы и дальше мы могли любоваться их неповторимой красотой.
-Что губительно сказывается на водоемах?
- А какой вклад мы можем внести?
Не загрязнять водоемы бытовым мусором.
Слайд № 13
-Бытовой мусор беда для животных и растений, живущих в водоеме.
Слайд №14
5. Контроль и самопроверка новых знаний.
Мы сегодня с вами узнали много нового и интересного, а как вы запомнили и поняли учебный материал, сейчас проверим.
Вам предстоит выполнить задание № 3.
Слайд №15
Проверка по слайду.
Слайд №16 (С ответами)
6. Обобщение и систематизация знаний, подведение итогов урока. Рефлексия.
Давайте обобщим и систематизируем знания, которые получили на уроке.
Слайд № 17
Капельки нам указывают на основные положения урока.
Рефлексия.
-Оцените каждый свою работу на уроке.
- Что лучше запомнилось из материала урока?
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание будет в форме тестов и творческого характера. Надеюсь, вам интересно будет работать дома. За выполнение домашнего задания вы получите оценки.
Я желаю вам успехов.
Фамилия автора 1: Гордеева Елена Викторовна
Идентификатор автора 1: 230-468-382
Фамилия автора 2: Аристова Елена Борисовна
Идентификатор автора 2: 221-493-487
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова
Презентация по окружающему миру разработан на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки" Программа "Гармония"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/13/picture-85567-1384352375.jpg)
Урок окружающего мира во 2 классе "Водоёмы. Части реки".
Урок окружающего мира подготовлен и проведён в технологии ТРКМЧП с применением интерактивной доски....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-185346-1358829078.jpg)
Интерактивный тест "Части реки"
Интерактивный тест по теме "Части реки" для индивидуального пользования...
Рисунок - тест "Части реки"
Тест для проверки умения называть части реки по программе "Школа 2100"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/28/picture-646267-1435474304.jpg)
Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие рек. Части реки. Озёра".2 класс
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе....
Учебные материалы к уроку окружающего мира по теме: "Животные и растения пресноводных водоёмов" 4 класс
Материалы содержат электронный справочник по теме урока, тест-тренажер, презентацию биологической викторины....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/14/picture-334875-1434311282.jpg)
Тест по окружающему миру 2 класс Тема «Река. Части реки».2100
Тест по окружающему миру 2 классТема «Река. Части реки».2100...