Урок окружающего мира "Охрана растений"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Красюкова Людмила Ивановна

  Данный урок является 11 уроком в блоке «Растительный мир Земли». Эта тема является логическим продолжением предыдущего материала и тесно связана с последующими уроками. Она воспринимается учащимися несложно, т.к. восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся: самостоятельная работа, работа в малых группах.

 Цели урока: *. создать условия для расширения и углубления знаний детей о  
  растениях занесенных в Красную книгу; 
  * создать условия для организации самостоятельной работы младших 
  школьников в малых группах;  
  * воспитывать в детях бережное отношение к природе; познакомить  
  со способами сохранения растений на Земле;
  * способствовать воспитанию качеств творчески думающей личности,
  воспитанию коммуникативной культуры;
  * экологическое воспитание учащихся на уроке окружающего мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir.rar17.95 КБ

Предварительный просмотр:

                             Красюкова Людмила Ивановна, Топчихинский район   

                  Самоанализ урока по теме «Охрана растений»

    Данный урок является 11 уроком в блоке «Растительный мир Земли». Эта тема является логическим продолжением предыдущего материала и тесно связана с последующими  уроками. Она воспринимается учащимися несложно, т.к. восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся: самостоятельная работа, работа в малых группах. Материал дается не полностью в готовом виде, а прорабатывается учениками в большей части самостоятельно. Я помогаю им в этом.

   При планировании были учтены индивидуальные психологические особенности детей. Высокий интерес у изучению данного предмета, развитие на достаточном уровне и общеучебные умения и навыки, полученные учениками на данный момент, хорошие потенциальные возможности к овладению темой ( например: развитие интеллектуального мышления, стремление к самостоятельному высказыванию), мотивация, которая стимулировалась формой урока.

   Тип урока – комбинированный. На предыдущих занятиях учащиеся получили знания, которые они использовали на этом уроке.

   Урок построен в соответствии с программными требованиями. Несомненно, материал данного урока будет использован в дальнейшем для обобщения этого блока и в жизни в целом; знания, которые получают дети на уроках окружающего мира, подготовят эрудированного школьника и использующего свои знания в жизни.

   Для решения поставленных задач к уроку я, опираясь на знания учащихся, рассказываю о некоторых особенностях, по которым растения занесены в Красную книгу. Содержание беседы позволяет учащимся узнать как можно больше о растениях, о месте их нахождения, о красоте.

 Урок строю так, чтобы ребенок почувствовал себя творцом, исследователем, конструктором, чтобы в нем раскрылись все таланты и способности, данные ему от природы.

 Ученик чувствует поддержку учителя, товарищей по группе, в которой он работает, но в то же время старается выполнить работу самостоятельно.

 К уроку поставлены следующие задачи:

Образовательная –  *создать условия для расширения и углубления знаний детей о растениях                 занесенных в Красную книгу;

  Развивающие – создать условия для организации самостоятельной работы младших школьников в малых группах;

 - способствовать воспитанию качеств творчески думающей личности, воспитанию коммуникативной культуры;

Воспитательная – воспитывать в детях бережное отношение к природе, познакомить со способами сохранения растений на Земле;

- экологическое воспитание учащихся на уроке окружающего мира.

 Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, т.к. моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия , осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд такие условия были созданы.

  Отображенное содержание урока; оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные и фронтальные формы организации учебной деятельности школьника, самостоятельная работа, умение оценивать себя, применение словесно – визуальных методов, работа с иллюстративным материалом, дополнительный материал, подготовленный и рассказанный учащимися; визуальный кроссворд, творческие работы учащихся.

  Для активизации мышления учащихся использовала систему вопросов по новой теме, иллюстрации с изображением растений, которые сопровождались сообщением учащихся.

   Особое место на уроке занимает формирование и развитие у учащихся общеучебных навыков.

Специфика предмета определяет структуру урока окружающего мира, которая наиболее полно реализует требования программы, поэтому очень важно в начале урока создать условия для мотивации. На этом этапе создана проблемная ситуация.

    Применение различных форм организации познавательной деятельности ( индивидуальная, групповая), различных приемов работы способствовало переключению внимания и как следствие – меньшему утомлению учащихся.

 Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший.

   На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для познавательной дальнейшей деятельности учеников.

     Для эмоционального восприятия материала использовала музыку, кроссворд,  познавательный дополнительный материал с целью интересного ведения беседы организации работы творческих групп.

    Особый аспект на уроке имел здоровье сберегательный эффект: я старалась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказаться. На уроке предусмотрены виды деятельности, которые позволяют двигательную активность каждого ребенка.

     Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. С моей стороны были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культуры общения «учитель – ученик» и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.

   Считаю, что мне удалось достичь поставленных целей и задач.

 

Красюкова Людмила Ивановна, Топчихинский район.

         План урока по теме: Охрана растений.  

         Урок окружающего мира в 3 классе. (45 минут)

Урок проводится в кабинете начальных классов № 15 МОУ Топчихинской средней школы № 1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева.

 Используется:    наглядно – иллюстративный материал, выставка книг, Красная книга РФ, Красная книга Алтайского края, репродукции с изображением растений.

 Цели урока:  *. создать условия для расширения и углубления знаний детей о                                      

                        растениях занесенных в Красную книгу;

                        * создать условия для организации самостоятельной работы младших

                            школьников в малых группах;      

                        * воспитывать в детях бережное отношение к природе; познакомить          

                           со   способами сохранения растений на Земле;

                       * способствовать воспитанию качеств творчески думающей личности,

                          воспитанию коммуникативной культуры;

                       *  экологическое воспитание учащихся на уроке окружающего мира.

    Оборудование:   иллюстрации с изображением растений, Красная книга РФ,      

                             Красная книга Алтайского края, кроссворд,              

                             иллюстрация с изображением губительного воздействия

                            человека на природу, магнитофон, фонограмма песни

                            «Беловежская пуща», справочная литература.

                                   

                                План урока.

  1. Организация класса.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Выявление причин губительно действующих на растения.
  1. работа по группам
  1. Обсуждение вопроса «Как помочь растениям?»
  1. сообщение учеников по теме
  2. фонограмма «Беловежская пуща»
  3. творческая работа: экологические знаки
  1. Итог урока:
  1. разгадывание кроссворда
  2. чтение стихов

Тип урока – комбинированный

Место урока в содержании курса «Окружающий мир»

  Урок проводится в II  четверти 3 класса в блоке «Растительный мир Земли». Проведение уроков по этому блоку рассчитано на 12 часов.

Учебник «Окружающий мир», М., «Вентана Граф», 2005 год.

Красюкова Людмила Ивановна, Топчихинский район.

План урока по теме: «Охрана растений».

МОУ Топчихинская средняя школа № 1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева.

Ход урока.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

I.Организационный момент.

3 мин.

 1. Приветствие.

- Посмотрите, друг другу в глаза, пожелайте удачи на уроке.

- Сегодня на лесной опушке с утра стоит шум.

-Интересно, кто же это там шумит?

/ Учитель загадывает загадки, дети отгадывают, находят картинки с растениями и рассказывают о них/

  1. Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке

В белом сарафане.

         2. Никто не пугает

            А она дрожит.

3. Кудри в речку опустила

   И о чем – то загрустила

  А о чем она  грустит,

  Никому не говорит.

                 4. Что же это за девица?

                    Не швея, не мастерица,

                   Ничего сама не шьет

                   А в иголках круглый год.

5. Темной он покрыт корой,

    Лист красивый, вырезной.

   А на кончиках ветвей

    Много – много желудей.

          6. Нам запах свежести лесной

                     Приносит позднею весной

              Цветок душистый, нежный

                   Из кисти белоснежной.

Учащиеся сидят по группам.

Дети отгадывают загадки.

- Береза

- Осина.

- Ива.

- Ель

- Сосна

- Дуб

- Ландыш.

Красюкова Людмила Ивановна, Топчихинский район.

                 

Этапы урока.

Деятельность учителя.

 Деятельность учеников.

II. Сообщение темы и цели урока:

1 мин.

III. Выявление причин губительно действующих на растения.

8 мин.

 

IV. Обсуждение вопроса «Как помочь растениям?»

22 мин.

- Кто же это поднял шум?

- Как вы думаете, что произошло?

- Оказывается, стряслась беда. Гибнут растения, некоторые из них просто исчезают.

 - Почему же так происходит?

- Как помочь растениям?

- Вот на эти вопросы мы постараемся ответить.

/Работа с иллюстрацией учебника, с. 56./

- Посмотрите на иллюстрацию, скажите что происходит?

- Посовещайтесь в группах и сделайте вывод.

- Как же помочь растения?

- Растения.

/Выслушиваются ответы детей/

- Растения просят о помощи

- Растения погибают.

- Люди губят растения, уничтожают их.

- Нужно бережно относиться к ним.

/Дети рассказывают, что губительно действует на растения, приводят примеры/

1 группа:

Хозяйственная деятельность человека приводит к истощению почвы, обмелению рек, загрязнению воды и воздуха, это ухудшает среду обитания растений и отрицательно влияет на их развитие и жизнь.

2 группа:

Бесконтрольное использование растений человеком в пищу, в хозяйственной деятельности и в медицине. Растения истребляются, но мер по их восстановлению проводится недостаточно.

3 группа.

От бескультурья человека, от невыполнения правил посещения зон отдыха, водоемов, лесов – растения гибнут.

/Ответы детей/

- Нужно охранять растения

- Не надо рвать

Красюкова Людмила Ивановна, Топчихинский район.

Этапы урока.

  Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

- Да ребята растения нужно беречь и охранять.

Вероятно, каждый из вас слышал о Красной книге, и многие наверно знают её историю.

- Почему же она красная, а не синяя, желтая?

- Ребята, Красная книга – не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.

Физминутка.

Приложение№ 1.

/Сообщение учеников/

В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло (недалеко от Парижа) на международной конференции был основан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. – МСОП.

   Его  главной задачей было выявление видов животных, а позднее и растений, которые находились на гране исчезновения и требовали незамедлительной заботы человека.

  Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составляла мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения, находившиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.

1 ученик:

Красная книга»

Почему она красная?

Красный цвет предупреждает нас: «Стой! Остановись! Ещё один неосторожный шаг и может быть поздно!»

Звучит фонограмма: «Беловежская пуща»

2 ученик:

 На Земле исчезают цветы

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

                     

Красюкова Людмила Ивановна, Топчихинский район.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

- Ребята, а что вы знаете об этом растении?

- О каком ещё растении вы хотели бы рассказать?

3 ученик:

- Сейчас на Земле в опасности

25 тысяч видов растений.

4 ученик:

 - Купавка, василек, дрок, ятрышник, пион узколистый,

тюльпан.

5 ученик:

 Тюльпан – этот цветок появляется одним из первых, сразу из под снега, и поэтому люди срывают его, делают букеты, не понимая, что этих цветов уже мало.

6 ученик:

Родился ландыш в майский день

И лес его хранит

Мне кажется, его задень,-

Он тихо зазвенит.

/ Сообщения детей о редких и исчезающих растениях/

7 ученик:

Красивый цветок – ландыш.

У него широкие продолговатые листья, на которых видны прожилки. В листьях прячутся тоненькие стебельки с цветочками нежно – белого цвета, напоминающие бубенчики, у них нежный запах. Когда ландыши отцветают, вместо цветов появляются маленькие красные горошины.

  Свежие цветы настаивают и получают ландышевые капли. Из стебельков добывают эфирные масла. Поэтому аромат многих духов похож на запах цветков ландыша. Ландыш живет 21 год, а цветет всего 2 – 3 раза.

  Поэтому его надо беречь и зря не рвать.

                               Красюкова Людмила Ивановна, Топчихинский район.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

 Деятельность учеников.

- Многие растения становятся редкими из –за того, что люди рвут их для букетов. Такие растения уже не дадут семян, плодов, а значит, у них не будет потомства. Нередко, срывая цветок, мы вырываем его с корнем и напрасно губим его.

8 ученик:

Кубышка. Многие видели это растение. Красивые желтые

цветки чуть поднимаются над поверхностью воды. Листья этого растения крупные, плотные, они плавают на воде.

   Цветок кубышки находится на длинной цветоножке, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема.

   Обрывание цветов кубышки приносит большой вред, так как через место разрыва внутрь растения попадает вода. А это приводит к загниванию подводной части растения. Так погибает все растение.

Поэтому кубышку рвать нельзя.

9 ученик:

Венерин башмачок.

Это растение широко распространено в Европе и Азии. Недавно оно было обнаружено недалеко от Москвы.

   Это довольно крупное растение, с крепким стеблем и толстым ползучим корневищем. На стебле 3 -4 листа, цветков 1 -2, редко 3.

Это растение растет на увлажненной почве.

  Этот цветок ловушка для насекомых, заставляет их опылять себя.

   Жуки, мухи, пчелы залезают внутрь цветка. Оттуда очень трудно выбраться. Насекомое поднимается всё выше и выше по цветку, но тут выход очень узкий и многие насекомые так там и остаются, прилипшими к цветку.

Срывая цветок, мы губим это растение.  

Красюкова Людмила Ивановна, Топчихинский район.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

V. Итог урока.

11мин.

Запомните!

Что можно составлять букеты только из цветов выращенных человеком.

- Когда вы собираете букеты, помните, что нужно ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать растения.

- А теперь я предлагаю поработать по группам.

Каждая группа должна нарисовать «экологические знаки», и объяснить, что они обозначают.

/ Учитель вывешивает на доске эти знаки, под девизом «Правила друзей

природы»/

- А теперь я попрошу вас разгадать небольшой кроссворд.

    К У Б  Ы  Ш К  А

        Б Е  Р   Е   З   А

            Р О  М  А  Ш К А

Р Е П  Е  Й  Н  И  К

            Г  О  Р  О  Х

В А С  И Л  Ё   К

1.Растение с красивыми желтыми цветами, чуть поднимается над поверхностью воды.

2. Стоит Алена, платок зеленый

           Тонкий стан , белый сарафан.

                   (берёза)

  1. Шел я лугом  по тропинке

Видел солнце на тропинке

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи.

     (ромашка)

  1. Кто ни прикасается

За того цепляется

Привязчивый и колкий

Кругом торчат иголки.

    (репейник)

  1. Дом зеленый тесноват,

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки

Осенью пришла беда-

/Творческая работа

Дети рисуют экологические знаки, и объясняют, что они обозначают

Приложение № 2.

/ Дети рисуют знаки, затем вывешивают их на доску, объясняя, что он обозначает/

Кубышка.

- Береза.

- Ромашка.

- Репейник.

- Горох.

Красюкова Людмила Ивановна, Топчихинский район.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

       Треснул домик гладкий,

      Поскакали кто куда,

      Круглые ребятки.

                               (горох).

  1. Колосится в поле рожь,

 Там во ржи цветок найдешь

Ярко – синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

       (василек)

- Что необходимо нам всем знать, когда мы находимся в лесу?

- И итогом нашего урока, пусть будут эти строки.

- И чтобы такого не случилось, мы должны помочь природе.

- Я очень рада за вас. Спасибо вам за урок.

Д\з  с. 55 – 56.

- Василек.

- Что нужно беречь природу.

- Нельзя рвать цветы.

- Нужно беречь растения, потому что их становится мало.

(Дети читают стихи)

  1. Дерево, трава, цветок иль птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

  1. Нас много, ребята,

   Пусть каждый из нас

Хоть кустик для сада

Посадит сейчас!

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Растения Кузбасса, занесённые в Красную книгу"

Тип урока: урок усвоения новых знаний.Тема урока: Растения Кузбасса, занесённые в Красную книгу. Цель урока: ознакомить с многообразием растений Кузбасса, занесённых в Красную книгу.Задачи урока:...

Урок окружающего мира "Растения и животные" 1 класс.

Урок разработан на основе методических рекомендаций к учебнику Вахрушева по программе "Школа 2100"...

Урок окружающего мира "Растения - производители" 3 класс, УМК "Школа 2100".

УРОК окружающего мира по теме « Растения производители»УМК « Школа 2100» по учебнику “Окружающий мир. Обитатели Земли” А. А. ВахрушеваУчитель Мещерякова ИГ МБОУ гимназия №1 Североморск Цель: ...

презентация к уроку окружающего мира "Растения - путешественники"

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс...

Урок окружающего мира "Растения - часть живой природы"

На уроке использовались разные виды деятельности учащихся: работа в паре, работа в группе, ученики отвечают на вопросы, высказывают предположения, беседуют по иллюстрации, работают с учебником, тетрад...

Презентация к уроку Окружающего мира "Растения"

Ядовитые растения встречающиеся в Росии. Иллюстрации, воздействие на организм человека...

Тест к уроку окружающего мира "Растения. Группы растений", 3-4 класс

Тест к уроку окружающего мира "Растения.Группы растений", 3- 4 класс...