Славянские праздники
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Котова  Елена   Михайловна

Урок окружающего мира в 4 классе по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок по окружающему миру49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Славянские праздники»

Цели: Обобщить и систематизировать знания о славянских праздниках. Развивать познавательную активность, пополнять словарный запас учащихся, развивать устную речь учащихся.

Повышать интерес к изучаемому предмету, создавать эмоциональный Настрой, прививать интерес к истории родного государства.

Оборудование: рисунки богов, чучело, веера.


Ход урока I. Оргмомент.

-        Ребята, стали ровненько.

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем. И. Проверка домашнего задания.

  • Ребята, мы с вами из урока в урок все больше узнаем о жизни наших предков-славян. Все необходимое для своего существования эти люди получали в постоянной борьбе с природой, таившей в себе много жуткого и непонятного для них. Славяне претерпевали бедствия: засухи, наводнения, различные болезни. Многое, что происходило в природе: гром во время бури, молнии, поражающие людей и животных, они не могли объяснить. И постепенно приходили к мнению, что ими правят...
  • Боги.
  • Молодцы! И домашним заданием вам надо было изучить тему...
  • Славянские боги.
  • Сейчас мы вспомним эту тему, проведем тестирование. Подготовьте веера.

1.        В ряду языческих богов славян найди лишнее имя:

  1. Даждьбог
  2. Стрибог
  3. Зевс +
  4. Перун

2.        Какому богу славяне посвящали один день в неделю:

  1. Стрибог
  2. Перун +
  3. Велес

3.        Какой день недели был посвящен богу Перуну:

  1. Понедельник
  2. Вторник
  3. Четверг
  4. Суббота

4.        О ком говорится в произведении «Садко»:

  1. Даждьбог
  2. Нептун +
  3. Перун
  4. Вельс

5.        Какой из этих богов отвечал за разведение скота:

1 .Стрибог

  1. Даждьбог
  2. Волос +

  • Молодцы! Вот мы вспомнили богов, которым поклонялись наши предки. Давайте сейчас покажем и расскажем, за что каждый из этих богов отвечал. (На доске изображение богов и их названия).
  • Ребята, проведите линии, которые соединят изображение богов и их названия. (Один из учащихся выполняет у доски).
  • Теперь вспомним каждого из них.

Бог Перун - бог, который распоряжался войной и миром, поэтому был почитаемым у дружинников. Он вызывал гром и посылал на землю молнии, когда был чем-то недоволен или разгневан. А когда успокаивался, проливал на землю дождь, который способствовал хорошему урожаю.

Славяне представляли себе бога Перуна сильным, громадным мужчиной. Думали, что у него большая голова, рыжие усы и борода, а волосы седые. В правой руке он держит лук, а в левой - колчан со стрелами.

-        Кто еще может что-либо добавить?

Бог Велес - это бог скота и бог богатства. Благодаря его милости размножалось подворье у славян. Если вдруг скот настигали болезни, все люди просили помилования именно у него. Скотского бога называли еще Волос (от слов волосатый, мохнатый). Его славяне представляли мохнатым, будто он имел перепончатые крылья и умел свободно летать, а самое главное - выдыхать огонь.

В виде пищи любил принимать молоко и яйца.

-        Есть что добавить.

Даждьбог - это бог Солнца. Оно согревало промерзшую за зиму землю, пробуждало к жизни растения, вело постоянную борьбу с холодом и тьмой. Бог солнца (таким представляли его славяне) ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями. В руках у него огненный щит, который Даждьбог возит всегда с собой.

Стрибог распоряжался воздушными стихиями, командовал ветрами. Своим могучим дыханием он вызывал волны на море. Захочет - пошлет на землю бурю, ураган. Захочет - легкое дуновение будет ласково шевелить листву на деревьях, колыхать пшеницу и рожь на полях.

  • Хорошо, спасибо! Посмотрите на выставку, такими увидели богов вы.
  • Как же изображали своих богов славяне? (они вырезали из дерева - идолов).
  • Что такое идол? Для чего они были нужны?

(Изображение бога язычника в виде статуи, которой славяне поклонялись. Сюда они приносили зерно, овощи, грибы... чтобы задобрить богов). III. Изучение нового материала.

-        Да, ребята, все это верно. В честь богов славяне устраивали праздники. О
славянских праздниках мы сегодня и поговорим. На протяжении нескольких
недель вы выполняли творческое задание: «Представить один из славянских
праздников. И так посмотрим, что у каждой группы получилось.

Вед. 1: - Самый большой праздник отмечали летом, когда солнце жарко греет. Праздник проходил в ночь с 23 на 24 июня.

Вед.2: - Называли его Ивана Купалы или Иванов день. Эту ночь считали волшебной. Песня «Со вьюном я хожу».

Дев.1 Дев.2 Дев.1 Дев.З Дев.4

  • А вы знаете, девчата, в эту ночь спать-то нельзя.
  • Почему?
  • Да потому, что оживает вся нечисть лесная: ведьмы, оборотни.
  • Что же делать, чтобы защититься?
  • Я слыхала, что нужно травы волшебные разбросать.

Дев.2: - А что же это за травы?

Дев.З: - В эту ночь любая трава целебная, волшебная.

Дев.4: - Самое главное найти цветок папоротника. Кто его найдет, тот самым

сильным станет; начнет понимать язык животных и птиц. Ему откроются все

клады.

Все: - Да!

Мальч.: Эй, девчонки, ребята, айда к реке, хороводы водить, венки по реке

пускать.

Дев. 1: - Ой, реченька, прими в дар мой веночек.

Дев.2: - Реченька, сделай меня счастливой.

Вед. 1: - Вот так все и происходило.

Вед.2: - Вечером венки пускали по реке, иногда к ним прикрепляли горящие

свечи и гадали. Чья свеча дольше гореть будет, тот дольше проживет.

Вед.З: - В эту ночь жгли костры и прыгали через них. Считали, что огонь

очищает.

Мальч.: - Рядом с огнем всегда мыслилась вода, и на Купалу обливали друг

друга водой, чтобы смыть грехи, боль, неудачи.

Мальч.: - В эту ночь открывался «купальный сезон». Говорили, что вода в эту

ночь особо целебная.

-Таким был праздник Ивана Купала. Вторым праздником мы вам покажем

Масленицу.

Вед. 1: - Самый веселый, шумный праздник, который отмечали славяне -

Масленица.

Уч-ся: - Ой, Масленица, протянись!

За белую березу зацепись!

Сказали: Масленице семь годков,

А нашей Масленице семь деньков. Вед.2: - Славяне отмечали его весной. На Масленицу зазывали Весну и провожали Зиму. Уч-ся: - Весна, весна красная!

Приди весна, с радостью,

С великой милостью.

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным. Вед.З: - Этот праздник длился целую неделю, где каждый день имел свое место. Уч-ся: - Широкая Масленица,

Мы с тобой хвалимся,

На санях катаемся

Блинами объедаемся. Вед.1: - И все это было в первый день недели - в понедельник, чем громче шум и смех, тем лучше будет урожай.

Вед.2: - Вторник «заигрыш», в этот день начинались веселые игры, а за потеху и веселье блинами угощали.


Игра «Бояре» Вед.З: - Среда - «лакомка». Что есть в печи на стол мечи. Здесь угощенья, где так же особое место занимали блины.

Песня «Блины» Вед. 1: - Веселый праздник. Были и «тещины вечера» и «золовкины посиделки». А в воскресенье - в последний день недели - просили друг у друга прощение, у родных и близких.

Вед.2: - В этот день забывали все обиды. Прощались с Масленицей, провожали ее с почестями.

Уч-ся: - Пора, пора Масленице, со двора съезжать! Уч-ся: - Масленица - блиноеда! Уч-ся: - Масленица - жироеда! Уч-ся: - Масленица - обируха! Уч-ся: - Масленица - обмануха! Уч-ся: - Масляная неделя в Ростов полетела.

На пенечек села, оладушек съела. Уч-ся: - Другой закусила.

И домой потрусила. Уч-ся: - Весело гуляла, песни играла. Все: - Здорово, прощай, на тот год приезжай.

Вед.З: - Зиму изображали в виде соломенного чучела, наряжали в женскую одежду и ставили на сани.

Уч-ся: - Оно их сопровождало весь праздник. Затем его сжигали и молили бога об урожае.

Уч-ся: - Так исстари весело, карнавально, в выдумкой, с обильным угощением и всепрощением провожал народ Зиму, встречал Весну, словно желал отгуляться и отвеселиться на весь великий пост.

-        Спасибо ребята! Такие и другие праздники проводили славяне в честь своих
богов. Масленица, Иванов день дошли и до нас. Может быть не все тради
ции, но на масленую неделю ваши мамы пекут блины, а летом на праздник
Ивана Купалы вы обливаетесь водой.

Итог: - Ребята, какой из показанных праздников вам понравился больше и почему?

  • Каждая группа изучала свой праздник, и я хотела бы задать вопрос первой группе такой:
  • Почему любая трава на Ивана Купалу считалась целебной?

(Потому что в это время травы вбирали в себя все соки земли. Именно в это время наиболее полно проявлялись целебные свойства растений; происходит сбор лекарственных трав).

  • И вопрос второй группе?
  • Вы говорили о Масленице. Вы задумывались, почему в этот праздник отдавали предпочтение блинам?
  • Славяне считали, что блин является символом солнца. (Он имеет круглую форму.) Блин происходит от славянского слова «млин» (молоть).

-        А теперь я хочу проверить вас насколько вы были внимательны на уроке.
Ответьте на следующие вопросы:

I        гр. - В какое время года отмечали Иван Купалы? (летом с 23-24 июня ст.
стиль - 7 июля).

-        Что происходило в эту ночь?

(Оживала нечисть, люди водили хороводы, прыгали через костры, обливались водой).

-        Главное, они должны были найти цветок папоротника. Скажите, каким
цветком цветет папоротник? (Он не цветет - это такое поверье).

II        гр. - Когда славяне праздновали Масленицу?

  • Какое время длился этот праздник? (Целую неделю).
  • Что славяне делали всю эту неделю? Как праздновали? (Пели песни, играли, пекли блины, устраивали посиделки).
  • Люди провожали зиму, а встречали весну.
  • Всем хочу сказать: - Большое спасибо! Вы хорошо поработали. Хочу поставить отличные оценки.

Д/з: с.24-25, пересказ (по группам), подготовить рисунки к любому из праздников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник ко Дню славянской культуры и письменности

Сценарий школьного праздника, посвященного Дню славянской культуры и письменности. Мероприятие может быть проведено как в одном классе, так и в параллели....

Презентация к школьному празднику, посвященному Дню славянской культуры и письменности

Презентация к сценарию школьного праздника для учащихся 3-х классов, посвященного Дню славянской культуры и письменности....

Праздник "День славянской письменности" и олимпиада по русскому языку

Занятие познавательно,т.к. знакомит с историей славянской письменности.Была проведена подготовительная работа:каждую букву дети рисовали,готовилось музыкальное сопровождение,подбиралисьвысказывания о ...

Сценарий праздника "Славянская письменность"

В сценарий праздника входят стихи, рассказы о славянской письменности, о святых Кирилле и Мефодии, о церковнославянском языке, который связывает нас с нашими предками - древними славянами, с их культу...

Сценарий праздника «Путешествие в страну букв», посвященный Дню славянской письменности и культуры.

Ознакомление детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием...

День славянской письменности и культуры. Выпускной праздник в 4 классе.

Выпускной праздник в 4 классе посвящён Дню славянской письменности и культуры....

Праздник славянской писменности

Презентация. Праздник славянской писменности....