Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
    рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

    Кузнецова Елена Борисовна

         Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой, соответствующей   федеральному  образовательному  стандарту  начального общего образования.

         В авторскую  программу  изменения  не  внесены.

         Сроки реализации программы:  68 часов (34 учебные недели по 2 часа в неделю).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл okruzhayushchiy_mir_4_klass.rar69.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Содержание  программы

    4 класс (68 ч)

    Введение (1 ч)

    Человек — часть природы. Природа — источник существования человека.

    Зависимость жизни и благополучия человека от природы.

    Универсальные учебные действия:

    1. объяснять значение природы как  источника существования   человеческого общества.

    Человек — живое существо (организм) (30 ч)

    Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и  системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора  больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме. Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме.  Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной  системы. Движения и физкультура.

    Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение  пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное   питание как условие здоровья.

    Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение  дыхательной системы.  Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и  др.).

    Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный  орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний  сердца и кровеносных сосудов.

    Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный  орган выделения — почки.

     Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и  правила ухода за ней.

     Закаливание.

    Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение  в жизни человека.

     Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость  благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

    Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

    Развитие человека от рождения до старости.  Детство. Отрочество.

    Взрослость. Старость.  Условия роста и развития ребенка. Значение чистого  воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства.  Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

    Ты и твое здоровье.

    Человек и его здоровье. Знание своего организма —  условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.  Вредные привычки.

    ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на  дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.  Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).

    Человек — часть природы.

    Чем человек отличается от животных.  Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости.  

    Детство.  Отрочество. Взрослость. Старость.  Условия роста и развития ребенка:  значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой  деятельности ребенка.

    Человек среди людей.

    Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества  культурного человека. Правила культурного общения.  ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

    Расширение кругозора школьников.

    Предшественники человека. Отличие  человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность,

    творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях,

    искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки  заболевания. Правила поведения во время болезней.

    Универсальные учебные действия:

    1. характеризовать человека как живое существо, организм:

    раскрывать особенности деятельности различных органов;

    1.  объяснять роль нервной системы в организме;
    2. рассказывать о вреде курения, наркотиков, алкоголя;

    1.  конструировать в учебных и игровых ситуациях правила  безопасного поведения в среде обитания;
    2.  характеризовать человека как час ть природы: выделять общее и  отличное от организма животного;
    3. устанавливать последовательность возрастных этапов развития  человека;
    4. характеризовать условия роста и развития ребенка;
    1. различать положительные и отрицательные качества человека,
    2. приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты,  справедливости и др.

    Человек и общество, в котором он живет (37 ч)

    Родная страна от края до края. Природные зоны России:  Арктика,  тундра, тайга,  смешанные леса, степь, пустыня, влажные  субтропики  (растительный и животный мир, труд и быт людей).

    Почвы России. 

    Почва — среда обитания растений и животных.  Плодородие почв. Охрана почв.

    Рельеф России. 

    Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская  равнина (особенности, положение на карте).

    Как развивались и строились города.

    Особенности расположения древних  городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.

    Россия и ее соседи. 

    Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности  географического положения, природы, труда и культуры народов).

    Гражданин и государство. 

    Россия — наша Родина. Права и обязанности  граждан России. Правители древнерусского и российского государства.  Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная Дума современной России.

    Человек и культура. 

    Человек — творец культурных ценностей. Школы,  книги, библиотеки как часть культуры в разные времена (исторические   эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые  печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во  второй половине ХVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в ХIХ веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела. Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники  архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей  Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси.  Древнерусский театр.  Искусство России ХVIII века. Памятники архитектуры.  Творения В.И.  Баженова. Изобразительное искусство  ХVIII века. Возникновение публичных  театров.

    Искусство России ХIХ века. «Золотой век» русской культуры. А.С.

    Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества).

    Творчество  поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский,  А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П.  Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).  Искусство России ХХ века. Творчество архитекторов, художников,   поэтов, писателей. Известные  сооружения советского периода (Мавзолей,  МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России  (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты ХХ века  (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т.  Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак  и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович).

    Современный театр.

    Человек — воин. 

    Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба  славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и  немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за  независимость родины.  Куликовская битва. Дмитрий Донской.  Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.  Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с  фашистами. Помощь тыла фронту.

    Расширение кругозора школьников. 

    Литературные памятники Древней  Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха.  Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими  захватчиками в  ХVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская  война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за  свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального  искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные  костюмы разных эпох.

    Экскурсии. В биологический (краеведческий), художественный музеи,  музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).

    Практические работы. Составление режима дня школьника для будней  и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических  нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран,  наложение повязок, компрессов и пр.).

    Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и  рабочей тетради).

    Универсальные учебные действия:

    1.  описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон;
    2.  моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв;
    3. находить на карте равнины и горы России (своего края);
    4. выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам  (достопримечательностям);
    5.  составлять рассказ-описание о странах-соседях России;
    6.  ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его  характеристику конкретными примерами;
    7.  составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства;
    8. называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена);
    9.  называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов  разных исторических эпох;
    10. называть имена наиболее известных правителей Древней и Руси и  России разных  исторических эпох, рассказывать об их вкладе в развитие  общества и его культуры;
    11.  узнавать символы царской власти;
    12. знать имя Президента современной России;
    13.  составлять рассказ-повествование об основных событиях,  связанных с освободительными войнами Руси и России, называть даты их   протекания.

    Основные  требования  к  уровню  подготовки  обучающихся  4  класса

    К концу обучения в четвертом классе учащиеся научатся:

    1. характеризовать признаки живого организма, характерные для  человека;
    2. моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного  поведения в среде обитания;
    3. устанавливать последовательность возрастных этапов развития  человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;
    4. оценивать положительные и отрицательные  качества человека;  приводить примеры (жизненные и из художественной литературы)  проявления доброты, честности, смелости и др.;
    5. анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в  соответствии  с учебной задачей находить на географической и исторической  карты объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
    6. описывать характерные особенности природных зон России,  особенности почв своей местности;
    7. составлять рассказ-описание о странах-соседях России;
    8. различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
    9. соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной  исторической эпохе;
    10. называть имена наиболее известных правителей разных исторических  эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества  и его культуры;
    11. различать (называть) символы царской власти, символы современной  России. Называть имя Президента  современной России;
    12. описывать  основные события  культурной  жизни России (в разные  исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);
    13. называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторовразных исторических эпох.

    К концу обучения в четвертом классе учащиеся могут научиться:

    1. применять в житейской практике правила здорового образа жизни,  соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и  вредные привычки;
    2. различать эмоциональное состояние окружающих людей и в  соответствии  с ним строить общение;
    3. раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны,  изменения государственного устройства, события в культурной жизни) /в рамках изученного/.