Рабочая программа по предмету " Окружающий мир" 1 класс " Школа России"
рабочая программа (окружающий мир, 1 класс) по теме

Представлена рабочая программа по предмету " Окружающий мир" авт. А.А.Плешаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pz_okruzhayushchiy_mir.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 1 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта (начальное общее образование)  и содержания типовой программы « Зелёный дом»

 ( автор А.А. Плешаков). Предмет «Окружающий мир» входит в образовательную область « Естествознание» базисного учебного плана.

Главной целью является обеспечить Обязательный минимум содержания Федерального компонента Государственного стандарта общего образования по предмету «Окружающий мир».

Цель данного курса: воспитание гуманной творческой, социально активной личности, бережно  и ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

В содержании образовательного компонента «Окружающий мир» в
начальной школе включены элементы знаний из двух образовательных
областей: «Естествознание» и «Обществознание». Образовательный
компонент «окружающий мир» занимает особое место в системе начального
обучения. В процессе изучения предметов этого образовательного
компонента у младших школьников формируется целостный взгляд на
окружающую природу и социальную среду, места человека в ней, его
биологическую и социальную сущность. Исходя из этого основная цель
курса - формирование социального опыта школьника, осознание им
элементарного взаимодействия в системе «человек - природа - общество»,
воспитание нравственного и экологически обоснованного отношения к среде
обитания и правил поведения в ней.

Основные задачи образовательного компонента «Окружающий мир»:

- формирование представлений о научной картине мира, в которой
природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном
единстве; основ экологической культуры; образных представлений о
прошлом и настоящем Отечества;

- воспитание культуры взаимоотношений со сверстниками, младшими,
взрослыми; формирование умений рационально организовывать свою
жизнь и деятельность, опираясь на первые знания о себе как
биологическом и социальном существе; воспитание любви и уважения
к родной стране, ее истории и культуре;

- формирование элементарной эрудиции ребенка его общей культуры.

Изучаемый курс « Окружающий мир» обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает в себя:

  1. учебник для 1 класса начальной школы в 2-х частях « Мир вокруг нас»
  2. рабочие тетради к учебнику «Мир вокруг нас» для 1 класса в 2-х частях;
  3. тетрадь « Мир вокруг нас. Проверим себя» - автор А.А.Плешаков

Выбор программы обоснован широким содержанием курса, в котором
рассматриваются вопросы от элементарных правил личной гигиены до
знаний о нашей планете, странах и народах мира. При этом человек, природа
и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Также
в курсе рассматриваются доступные пониманию учащихся взаимосвязи,
существующие в природе и общественной жизни, что значительно усиливает
воспитательный и развивающий потенциал.

Согласно учебному плану на изучение данного предмета в 1 классе __ отводится 2 часа в неделю, 66 часов в год. Фактически будет
проведено  64 часа. Праздничные дни 2  и  9 мая.

1 четверть – 17 ч.        3 четверть – 17 ч.

2 четверть – 15 ч.        4 четверть – 15 ч.

Учебное содержание каждой темы рассматривается в основном по единой
схеме: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных
людьми предметов; наше здоровье и безопасность; экология.

Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь
возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и
углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.

В рамках регионального и школьного компонентов образования
содержание рабочей программы включает темы по краеведению и экологии,
которые проводятся, интегрировано с темами:

- деревья хвойные и лиственные — деревья нашего края;

- кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери? - флора и фауна нашего края;

- как живут растения и животные? - растения и животные Югры;

- как и где зимуют птицы? - зимующие птицы нашего края.

Особое внимание на уроках уделяется охране здоровья человека,

предупреждению и профилактике различных заболеваний, в соответствии с программой школы «Дорога к доброму здоровью».

Рабочая программа предполагает использование разнообразных методов и форм обучения. Учащиеся на уроках ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и простейшие опыты. Провородятся беседы, дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием, просмотром видеофрагментов. Для успешного решения задач курса проводятся экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий.


Требования к уровню подготовки учащихся к концу первого года обучения

1. Иметь представление о следующих связях в рамках изученного
материала:

- между живой и неживой природой;

- между деятельностью человека и состоянием природы;

- между представителями разных поколений в семье, школе; в ближайшем окружении.

2. Владеть общеучебными умениями:

- уметь слушать и отвечать на заданный вопрос;

- уметь ориентироваться в учебнике;

- различать заданные объекты по заданным признакам.

3. Иметь представление о следующих явлениях и объектах:

- о непрерывном развитии мира и его изменчивости;

- о значении Солнца для жизни на Земле;

- о живой и неживой природе;

- о разнообразии природы России.

ЗНАТЬ:

1. Компоненты окружающего мира (природа, человек, сделанное
или придуманное человеком).

2. Основные части растений.

3. Родственные связи в семье.

4. Правила поведения в общественных местах и на улице.

5. Правила вежливого общения (приветствия, прощания с разными
людьми по возрасту и родству).

УМЕТЬ:

1. Различать объекты природы и объекты, созданные человеком.

2. Различать объекты живой и неживой природы, приводить
примеры.

3. Различать растения - деревья, кустарники, травы, приводить
примеры.

4. Приводить примеры животных.

5. Использовать в общении правила вежливости.


ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА

Предмет

Программа, автор

Учебники, учебные
пособия, автор

Методические рекомендации
для учителя

Окружающий мир (экология
и краеведение)

«Зеленый мир» (учебный курс с экологической
направленностью). Программа «Мир вокруг
нас» для 1 класса  А.А. Плешков,
рекомендована Департаментом общего
среднего образования МОРФ, 2001г.

«Мир вокруг нас» 1
класс ,А.А.Плешков Рабочая тетрадь. Тетрадь «Проверим себя»

Методическое пособие для
учителя  «Мир вокруг нас»,
А.А. Плешков. Хрестоматия к
учебнику «Мир вокруг нас» 1
класс, А.А. Плешаков.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

По плану

Факт

По плану

Факт

По плану

Факт

1

Что и кто?

22

22

18

18

4

4

2

Как, откуда и куда?

13

13

13

13

3

Где и когда?

9

9

9

9

4

Почему и зачем?

20

20

20

20

2

2

Всего:

64

64

60

60

6

6



п/п

Название темы

Кол-во
часов

Дата

Основные понятия

Корректировка

I четверть -17 часов

1

Что и кто?

1

Задавайте вопросы! Вводный урок.

1

1.09.10

Мир вокруг нас, природа живая
и неживая.

2

Наша школа (экскурсия).

1

6.09.10

3

Дорога от дома до школы. Город,
микрорайон, в котором мы живем. Опасные
объекты города, микрорайона. ОБЖ.

1

8.09.10

4

Что у нас над головой?

1

13.09.10

Солнце — звезда, его форма.

5

Что у нас над головой?

1

15.09.10

Облака, созвездие Большая
медведица.

6

Что у нас под ногами? Что такое
безопасность? Спички — детям не игрушка
(пожар в квартире). ОБЖ.

1

20.09.10

Камни, их разнообразие по
форме, размеру и цвету.

7

Что растет на подоконнике?

1

22.09.10

Уход за комнатными
растениями.

8

Что растет на клумбе (экскурсия)?

1

27.09.10

9

Что это за деревья (экскурсия)?

1

29.09.10

Сбор листьев.

10

Что это за листья? Деревья нашего края
(краеведение).

1

4.10.10

Лиственные растения. Летняя и
осенняя раскраска листьев.

11

Что такое хвоинки?

1

6.10.10

Хвойные растения.

12

Что общего у разных растений? Какие
опасности подстерегают на улице? ОБЖ,

1

11.10.10

Сравнение и распознавание
деревьев.

13

Кто такие насекомые?

1

13.10.10

Разнообразие насекомых.

14

Кто такие рыбы? Практическое занятие.
Учебная эвакуация при пожаре. ОБЖ.

1

18.10.10

Разнообразие подводного мира.


15

 Кто такие птицы? Флора и фауна нашего
края (краеведение).

1

20.10.10

Дикие и домашние птицы.

16

Что такое зоопарк?

Кто такие звери?

1

25.10.10

Знакомство с разнообразием
животного мира. Внешнее
строение, окраска,
приспособленность в природе.

17

Что нас окружает дома? Какие опасности
подстерегают в помещении? ОБЖ.

1

27.10.10

Назначение предметов
домашнего обихода.

II четверть - 15 часов

1.

Что умеет компьютер?

1

8.11.10

Знакомство с возможностями
компьютера.

2

Что вокруг нас может быть опасным?

1

10.11.10

Безопасность
жизнедеятельности.

3

Что мы знаем о нашей стране и своем
городе?

1

15.11.10

Знакомство с флагом, гербом
нашей страны.

4

Экскурсия по городу.

1

17.11.10

Знакомство с родным городом.

5

На что похожа наша планета?

1

22.11.10

Глобус - модель земли.

2

Как, откуда и куда?

6

Куда текут реки? Правила и меры
безопасного поведения на водоемах в
осенний период. ОБЖ.

1

24.11.10

Пресная и соленая вода.

7

Откуда в наш дом приходит вода и куда она
уходит?

1

29.11.10

Канализация и очистные
сооружения.

8

Откуда в наш дом приходит электричество?
Что такое чрезвычайная ситуация? ОБЖ.

1

1.12.10

Электроприборы, безопасное
обращение с ними.

9

Откуда берутся снег и лед?

1

6.12.10

Снег, лед, конденсация,
свойства, сходства, различия.

10

Как живут растения?

1

8.12.10

Условия жизни растений, уход за ними.


11

Как живут животные? Растения и животные
Югры (краеведение).

1

13.12.10

Условия жизни диких
животных.

12

Как ухаживать за кошкой и собакой?

1

15.12.10

Уход за домашними
животными.

13

Как зимой помочь птицам?

1

20.12.10

Зимующие и перелетные птицы.

14,15

Как путешествует письмо?

2

22.12.10

27.12.10

Люди разных профессий.

III четверть - 17 часов

1

Откуда берутся шоколад, изюм и мед?

1

12.01.11

Заводы и фабрики.

2

Откуда берется и куда девается мусор?

1

17.01.11

Вещества, загрязняющие
окружающую среду.

   

  3

Откуда в снежках грязь? Правила и меры
безопасного поведения на водоемах в
зимний период. ОБЖ.

1

19.01.11

Что каждый из нас может
сделать для сохранения нашей
планеты и жизни на ней.

Где и когда?

4

Когда придет суббота?

1

24.01.11

Настоящее, прошлое и будущее.

5

Когда наступит лето?

1

26.01.11

Название месяцев, времен года.

6

Где живут белые медведи?

1

31.01.11

Холодные районы.

7

Где живут слоны?

1

2.02.11

Районы, где круглый год жарко.

8

Где зимуют птицы? Зимующие птицы
нашего края (краеведение).

1

7.02.11

Почему птицы улетают.

   

   9

Когда жили динозавры?

1

9.02.11

Далекое прошлое. Изменение
окружающего мира с течением

времени.

10

Когда появилась одежда?

1

21.02.11

Одежда прошлого и настоящего.

11

Когда изобрели велосипед?

1

23.02.11

Когда появился велосипед-

12

Когда ты станешь взрослым?

1

28.02.11

Знакомство с разными
профессиями.

Почему и зачем?

13

Почему солнце светит днем, а звезды

ночью?

1

2.03.11

Солнце - звезда.

   14

Почему на луне не живут люди?

1

7.03.11

Луна - спутник Земли.

15

Почему идет дождь?

1

9.03.11

Причины возникновения дождя.

16

Почему дует ветер?

1

14.03.11

Причины возникновения ветра.

17

Почему звенит звонок?

1

16.03.11

Звук, его возникновение и
распространение.

IV четверть - 15 часов

  1

Почему радуга разноцветная? Меры

предосторожности с огнем. Как затушить
костер? Меры безопасности. ОБЖ.

1

30.03.11

Возникновение радуги.

2

Почему не нужно рвать и ловить бабочек? Почему их так назвали?

1

4.04.11

Охрана и защита природы,

животных. Цветы и насекомые луга.

3

Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

1

6.04.11

Охрана природы.

4

Экскурсия в лес.

1

11.04.11

Охрана природы.

5

Почему нужно есть много овощей и
фруктов?

1

13.04.11

Польза фруктов и овощей для человеческого организма.

6

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1

18.04.11

Личная гигиена.

7

Зачем мы спим ночью? Как действовать при возникновении пожара дома? ОБЖ

1

20.04.11

Распорядок дня школьника.

8

Почему строят корабли? Правила и меры безопасного поведения на водоемах в весенний период. ОБЖ.

1

25.04.11

Транспорт грузовой и
пассажирский. Их различие и

предназначение.

9

Почему нужны автомобили? Как
действовать при возникновении пожара в транспорте?

27.04.11


10

Почему поезда такие длинные?

1

4.05.11

11

Зачем нужны самолеты?

1

11.05.11

12

Зачем летают в космос?

1

16.05.11

13

Почему мы часто слышим «экология»?
правила и меры безопасного поведения на
водоемах в летний период. ОБЖ.

1

18.05.11

Экология - наука, ее роль в
жизни человека.

14

Экскурсия на тему: «Наш зеленый дом».

1

23.05.11

Изменения в природе.

15

Как мы находим ответы на свои вопросы? Обобщающий урок.

1

25.05.11

Способы получения
информации об окружающем
мире.


Почему и зачем?

13

Почему солнце светит днем, а звезды

ночью?

1

2.03.11

Солнце - звезда.

   14

Почему на луне не живут люди?

1

7.03.11

Луна - спутник Земли.

15

Почему идет дождь?

1

9.03.11

Причины возникновения дождя.

16

Почему дует ветер?

1

14.03.11

Причины возникновения ветра.

17

Почему звенит звонок?

1

16.03.11

Звук, его возникновение и
распространение.

IV четверть - 16 часов

  1

Почему радуга разноцветная? Меры

предосторожности с огнем. Как затушить
костер? Меры безопасности. ОБЖ.

1

30.03.11

Возникновение радуги.

2

Почему не нужно рвать и ловить бабочек? Почему их так назвали?

2

4.04.11

Охрана и защита природы,

животных. Цветы и насекомые луга.

3

Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

1

6.04.11

Охрана природы.

4

Экскурсия в лес.

1

11.04.11

Охрана природы.

5

Почему нужно есть много овощей и
фруктов?

1

13.04.11

Польза фруктов и овощей для человеческого организма.

6

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1

18.04.11

Личная гигиена.

7

Зачем мы спим ночью? Как действовать при возникновении пожара дома? ОБЖ

1

20.04.11

Распорядок дня школьника.

8

Почему строят корабли? Правила и меры безопасного поведения на водоемах в весенний период. ОБЖ.

1

25.04.11

Транспорт грузовой и
пассажирский. Их различие и

предназначение.

9

Почему нужны автомобили? Как
действовать при возникновении пожара в транспорте?

27.04.11


10

Почему поезда такие длинные?

1

4.05.11

11

Зачем нужны самолеты?

1

11.05.11

12

Зачем летают в космос?

1

16.05.11

13

Почему мы часто слышим «экология»?
правила и меры безопасного поведения на
водоемах в летний период. ОБЖ.

1

18.05.11

Экология - наука, ее роль в
жизни человека.

14

Экскурсия на тему: «Наш зеленый дом».

1

23.05.11

Изменения в природе.

15

Как мы находим ответы на свои вопросы? Обобщающий урок.

1

25.05.11

Способы получения
информации об окружающем
мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК "Школа России" 1 класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  Начального Общего Образования Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности граж...

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Математика" 4 класс "Школа России"

Данная пояснительная записка составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Рабочая программа по предмету Окружающий мир ФГОС "Школа России".

1.Пояснительная записка.2.Календарно-тематическое планирование по предмету Окружающий мир 2 класс....

Рабочая программа по предмету "Математика" 3 класс "Школа России"

Материал служит в помощь при составлении программмы по данному предмету...

Рабочая программа по предмету окружающий мир УМК "Школа России" ФГОС

Рабочая программа     по окружающему миру разработана  на основе программы...

Рабочая программа по предмету "Технология" 2 класс "Школа России",КТП

Рабочая программа по предмету "Технология"  2 класс "Школа России",КТП...

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК "Школа России"

Аннотация к рабочей программепо окружающему мирув 3 «Б» классеУМК «Школа России» 1.Рабочая программа по учебному предмету окружающий мир для обучающихся 3 «Б» ...