Главные вкладки

    "Воспоминания о лете"
    план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

    Петрукович Елена Юрьевна

    Интегрированный урок по труду и окружающему миру. Если вы хотите сохранить воспоминания о лете, это сделать достаточно просто - главное проявите фантазию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vospominaniya_o_lete..doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок

    Тема: «Воспоминания о лете».

    Цели: - закреплять умения складывать из бумаги базовую форму «двойной квадрат»;

               - развивать творческое воображение, формировать навыки ручного труда, развивать память, мышление, внимание, речь;

               - воспитывать бережливость, любовь к природе.

    Ход урока.

    Деятельность учителя.

    Деятельность учеников.

    1.Вводная часть.

    1.Организационный момент. Приветствие.

    2.Проверка рабочего места.

    2.Содержание урока.

    Вступительная беседа.

    -Сейчас я предлагаю вам прослушать музыкальное произведение П.И.Чайковского («Вальс цветов» - не сообщать детям название произведения).

    -Что вы представляли себе, слушая это произведение?

    -Какие чувства оно у вас вызвало?

    -Как бы вы его назвали?

    -Каждый себе что-то представил, а сейчас мы узнаем, что представил себе сам композитор. Мы посмотрим отрывок из известной сказки Гофмана «Щелкунчик».

    -Что же мы увидели?

    -И своё произведение П.И.Чайковский так и назвал «Вальс цветов».

    Учитель читает строки из произведения И.П.Митяева.

    -…Как хороши, как свежи были розы

        В моём саду! Как взор прельщали мой!

        Как я молил суровые морозы

        Не трогать их холодною рукой…

    Как жаль, что великолепие, буйство красок, причудливые формы не могут радовать нас круглый год. Но мне кажется, что воспоминания можно сохранить. Как?

    -Верно. Одно из них мы сегодня слушали.

    -Обратите внимание на наш стенд, где представлены некоторые работы, которые

    Вы выполняли на уроке рисования. А на доске вы видите работы художников Головина А.Я. «Умбрийская долина» и «Цветы», Хруцкого И.Ф. «Цветы и плоды». По данной картине мы писали сочинение-описание.

    -На стенде вы можете увидеть фотографии цветов. Главное место занимает, конечно, фотография нашей клумбы.

    -Писатели и поэты воспевали в своих произведениях самые прекрасные создания в мире, которые появились на Земле около 100 млн. лет назад. Ещё с Древних времён, любуясь цветами, поэты одушевляли их, находя сходство то с прекрасной девушкой, то с юношей. И создавали разные поэтические истории. Давайте вспомним, а как называется воплощение чего-нибудь в образе живого существа?

    -И сейчас слово представляется__________

    (выходят учащиеся), которые нам расскажут об удивительных цветах.

    -Слово предоставляется________________

    (выходят следующие учащиеся, подготовившие сообщения)

    -В нашем классе есть начинающие поэты, которые тоже сочинили стихи о цветах. Давайте послушаем. Слово предоставляется Наталье Чучковой и Алексею Чудновец.

    -А ещё можно сохранить воспоминания, создав парфюмерную композицию 

    (учащиеся по запаху туалетной воды, пены для ванны, геля для душа, пытаются определить название цветов, экстракт которых, вошёл в парфюмерную композицию).

    3.Выполнение коллективной работы.

    -Сегодня на уроке мы тоже попытаемся сохранить свои приятные воспоминания о цветах, используя бумагу. За основу своей работы мы берём базовую форму «двойной квадрат». Какие ещё базовые формы вам известны?

    -У каждого на столе лежит 4 квадрата (цв. бумага) и 1 квадрат белого цвета – это основа. Сложив из этих квадратов «двойной квадрат» (смотри приложение), все получившиеся формы необходимо наклеить на основу. После чего с готовой работой вы подходите к рамке, которая висит на доске, и приклеиваете свою работу на соответствующее место. В конце урока мы увидим, что же у нас получилось.

    -Те ребята, которые выполнят работу, попытаются разгадать кроссворд. А тот, кто справится с работой, узнает научное название одного из видов подснежников (смотри приложение).

    Учащиеся выполняют работу самостоятельно. Учитель помогает тем, у кого возникают затруднения.

    -Давайте посмотрим, что же у нас получилось (смотри приложение).

    4.Итог урока.

    -О чём мы сегодня говорили на уроке?

    -Какую работу выполняли?

    -Что интересного и нового вы узнали?

    -Чем запомнился наш урок?

    Учащиеся высказывают своё мнение по данному вопросу.

    Танец принца и Марии, вместе с ними танцевали цветы.

    - Композиторы сочиняют музыкальные произведения.

    -Нарисовать.

    -Сфотографировать.

    -Цветы можно вышить.

    Учащиеся демонстрируют свои работы.

    -Олицетворение.

    -П.И.Чайковский – не только сочинял музыку, но и стихотворения

    «О ландыш, отчего так радуешь ты взоры?

    Другие есть цветы, роскошней и пышней.

    И ярче краски в них, и веселей узоры,

    Но прелести в них нет таинственной твоей…»

    -Древнерусская легенда связывает появление ландыша с морской царевной Волховой. Слёзы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал своё сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным нежным цветком – символом чистоты, любви и грусти. По мотивам этой легенды И.Е.Репин, великий русский художник, написал картину «Садко в подводном царстве».

    -В.Рождественский «Сирень».

    Прогремела гроза, прошумела,

    Затихая, грохочет вдали,

    Золотые лучи, словно стрелы,

    Сквозь клокастые тучи прошли.

    Воздух полон прохлады и тени,

    Встала радуга светлым венцом,

    И тяжёлые гроздья сирени

    Наклонились над нашим крыльцом.

    Хорошо на весеннем просторе

    По откосу бежать наугад,

    Окунуться в душистое море,

    Захлестнувшее дремлющий сад!

    Сколько белых и тёмно-лиловых

    Вдоль ограды кустов разрослось!

    Ветку тронешь – дождём лепестковым

    Осыпается мокрая гроздь.

    В лёгкой капельке, светлой и чистой,

    Отразился сверкающий день,

    И в саду каждой веткой росистой

    Торжествующе пахнет сирень.

    -О происхождении сирени существует древняя легенда. Появилась сирень однажды весной, когда богиня Флора отправилась будить солнце, чтобы услышать пение птиц, полюбоваться яркой зеленью трав и деревьев, разукрасить землю цветами. Спустившись на землю, она принялась за работу. Флора стала смешивать золотые лучи солнца с разноцветными красками радуги и щедро разбрасывать их по земле. Земля покрылась яркими цветами – синими, красными, голубыми. Вдруг, Флора заметила, что у неё осталось две краски6Лиловая и белая. Этими остатками она раскрасила кусты сирени. Получилось удивительно красиво!

    Этому цветку посвятили свои полотна многие художники: М.Врубель «Сирень», П.Кончаловский «Сирень в корзине», «Сирень, ведро и лейка».

    Н.Чучкова

    ***

    Тюльпанчик золотой,

    Тюльпанчик аленький,

    Красивый очень он,

    Хотя чуть-чуть и маленький.

    ***

    Гадалка-ромашка,

    Открой мне секрет

    Сойдётся желание или нет.

    Буду ль хорошей?

    Буду ль красивой?

    Буду ли умной, буду ль счастливой?

    Сойдётся желание или нет,

    Гадалка-ромашка,

    Открой мне секрет.

    А.Чудновец.

    ***

    Расцвели фиалки на окне,

    Радостно сегодня на душе,

    Потому что хлопья снега за окном,

    А у нас кусочек лета за стеклом.

    -«Дверь», «Дом», «Блинчик», «Воздушный змей», «Двойной треугольник».

    -У нас получился букет цветов.

    Ответы учащихся

    (Ответы, которые были даны учащимися, зафиксированы дословно).

    Женя Петрушкова:

    -Мне урок очень понравился. И теперь я буду относиться к цветам иначе. Я будто увидела их внутреннюю красоту.

    Алексей Юнякин:

    -Меня удивили легенды, рассказанные о цветах. Ведь и, правда, беленькие шарики ландыша похожи на слёзы. Мне кажется у каждого цветка своя история.

    Максим Мальцев:

    -Мне было очень интересно. И, правда, как приятно холодной зимой посмотреть на свои работы. Они как бы солнцем согреты, нашим теплом.

    Андрей Чилюшкин:

    -А ведь наших-то цветов на клумбе нет уже. А сегодня вспомнили о них и приятно.

    Катя Корнеева:

    -А помните, как мы выращивали цветочки, как ухаживали за ними? Труд-то, какой! А кто-то сорвёт цветок и выбросит. А вырвал-то не цветок, а жизнь.

    Приложение.

    Кроссворд.

    1.Ст_ят в лугах с_стрички-

       З_л_той глазок, белые реснич_ки.

    2.На з_лёной хру_кой но_ке

       Вырос шарик у доро_ки.

       В_терочек прошуршал

       И развеял этот шар.

    3.К_л_сится в поле рож_,

       Там, во ржи, цв_ток н_йдёшь.

       Ярко-синий и пуш_стый,

       Только жаль, что не душ_стый.

    4.Г_л_ва на но_ке,

       В г_л_ве горо_ки.

    5.Эх, зв_ноч_ки, синий цвет,

        С языч_ком, а звону нет.

    6.На з_лёненьком шнуроч_ке

       Белые зв_ноч_ки.

    Складывание базовой формы «Двойной квадрат».

    1.Перегните квадрат по средней линии.

    5.Наметьте вторую диагональ и переверните фигурку.

    2.Перегните квадрат по второй средней линии.

    6.Осторожно надавите в центр квадрата.

    3.Проверьте результат и переверните фигурку.

    7.Складывайте квадрат по всем линиям одновременно.

    4.Наметьте диагональ, совмещая обозначенные точки.

    8.Базовая форма «двойной квадрат» готова.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация "Воспоминание о лете"

    Данная презентация сделана мною специально для занятий с детьми в период предшкольной подготовки. занятия проводятся по комплексной программе "Детский сад 2100"...

    Урок развития речи во 2 классе СКОШИ I вида "Воспоминание о лете. Составление предложений"

    Данная разработка урока развития речи во 2 классе СКОШИ I вида (кконспект) поможет уточнить и закрепить знания и представления учащихся о погоде и  занятиях детей  в летнее время; учит...

    Конспект занятия по флористике "Воспоминание о лете"

    Вторая жизнь цветов - это жизнь в декоративно прикладном искусстве - флористике.Задачи: Учить детей составлять композицию из сухих листьев ицветов, учитывая их колорит и фон.Развивать творчество и инт...

    Урок русского языка "Повторение пройденного. Воспоминания о лете" (Mimio)

    Урок русского языка в 4 классе с использование интерактивной доски  Mimio....

    Прикладное занятие «Воспоминание о лете».

    Занятие направлено на воспитание  бережного отношение к природе, имеет психологическую направленность....

    "Воспоминания о лете" урок русского языка

    Урок русского языка по теме "ВОСПОМИНАНИЯ О ЛЕТЕ"Цель урока:- подготовить обучающихся к написанию сочинения по летним впечатлениям;-активизировать лексический материал по теме «Лето»; -совершенствоват...

    Урок по русскому языку на тему Повторение изученного о речи (Воспоминания о лете)

    Первый урок по разделу «Знаем – повторим, не знаем – узнаем»с  применением ИКТ разработан по программе УМК "Гармония". Урок  построен  в соответствии с требованиями ФГОС.Цель урока: Раз...