Проект "Азбука безопасности на дороге"
методическая разработка по окружающему миру на тему

Авторский проект "Азбука безопасности на дороге". Реализуется в 3 классе. Мною в 2006 г была разработана "Программа и тематическое планирование ОБЖ" на 1-4  классы школ 8 вида для экспериментального использования. Из программы выбран раздел "Опасные ситуации на дорроге", на основе которого разработан проект. Цель -ознакомить с основными понятиями по теме дорога, и все, что с ней связано; привить навык безопасного поведения на дороге. Сроки реализации проекта: сентябрь 2011 - май 2012 г. Проект имеет множественные межпредметные связи, является большой коррекционной базой. Представлены этапы проекта, циклограмма занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_azbuka_bezopasnosti_na_doroge_2011-2012gg..doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

КС (К) ОУ «Алатырская  специальная  (коррекционная)

общеобразовательная  школа-интернат»

Минобразования Чувашии

                                                                                                     

Рассмотрено и принято                       Рассмотрено и принято                      «Утверждено»

на МО учителей начальных                на заседании МС                               Директор «АСКОШИ»

классов «____»________2011г.         «____»_____________2011г.              _________Парфёнова Е.В

                                                                                                                              Приказ №___от________

ПРОЕКТ

«Азбука безопасности на дороге»

                                         

                                     

                                               Разработан: Иванова О.Д.

                                                           Учитель начальных классов

                                                                       

                                  Алатырь 2011 год

                                 Пояснительная записка

                                                                                                                           

    В свете принятых документов об образовании таких как:                                              Государственная программа «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года», «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г.» от 11. 02. 2002 г. №293, подпрограмма «Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Чувашской Республике» воспитанию отводится основная роль в процессе  формирования гармонично-развитой личности.

     В современном мире сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у большинства людей на планете. Особую тревогу испытываем за самых беззащитных граждан – детей. И сейчас все более важным становиться вопрос о получении нужных знаний, чтобы оберегать себя и своих детей. Подготовиться к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

     Современный ребенок, развивающийся в веке компьютеризации, информатизированности, для своей безопасной жизнедеятельности обязан знать все необходимые правила, быть самостоятельным, ответственным. Задача взрослых – родителей и педагогов подготовить к встрече с различными ситуациями, вооружить необходимыми знаниями как можно раньше.

     Но что делать, если ребенок с нарушением интеллекта? И для него очень трудно дается и обучение, и воспитание, и развитие, и  тем более социализация. Нередко, ребенок с нарушением интеллекта не может сам себя обслужить, одеться, причесаться, понять какое действие нужно выполнить в данный момент. Такой маленький гражданин подвержен ещё большей опасность со стороны окружающей среды и социума.

     Считаю, что детям с нарушением интеллекта необходимо ещё больше давать знаний по безопасности жизнедеятельности, и еще большее требовать их знание и неукоснительное выполнение. Так как они подвержены наибольшему плохому внушению, повышенному травматизму.

      Ивановой О.Д. была разработана «Авторская оригинальная разработка в просвещении и коррекционно-воспитательной работе   «Программа и тематическое планирование  по Основам Безопасности Жизнедеятельности

для специальной (коррекционной) школы 8 вида» для  экспериментально использования.

      Цель, которой - формирование «личности безопасного типа», знающей основы защиты человека и общества от современного комплекта опасных факторов и умеющих применять эти знания на практике;

 - воспитании гражданственности, патриотизма, ответственности перед обществом и природой.

- развития самостоятельности и ответственности.

     Программа построена на принципах общей и коррекционной педагогики.         Программа разделена на разделы в соответствии с разделами  начального общеобразовательного звена: «Опасные ситуации на дороге», «Противопожарная безопасность», «Опасные ситуации и правила поведения на воде», «Отравления и пути их предотвращения», «Животные и опасности связанные с ними», «Криминогенные ситуации». Добавлены разделы,  которые связанные с необходимыми предметами и знаниями в специальных учреждениях: «Здоровье», «Окружающая среда», «Личная гигиена», «Основы медицинских знаний».

     Программа апробирована 2,5 года и дала хорошие результаты  (2005-2006 гг., 2006-2007 гг., 1 полугодие 2007 учебного года). Об этом говорят результаты мониторинга качества знаний, высокая активность детей во время занятий и  принятие участия во всех предлагаемых им акциях, внеклассных и общешкольных мероприятиях; вовлечение в работу всех ребят.

Предмет ОБЖ в специальных (коррекционных) школах было введено как классные часы.

     В 2008 г. участвовала с программой по ОБЖ в 4 республиканском конкурсе «Дефектолог 2008».

     В 2010-2011 учебном году получила Диплом за предоставление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале «Открытый урок» и Сертификат, удостоверяющий факт публикации в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2010-2011 учебный год (на сайте Фестиваля, на компакт – диске, в сборнике тезисов), следующей статьи: «Программа и тематическое планирование по ОБЖ для специальной (коррекционной) школы 8 вида».

Основанием для ее написания стала нехватка методической литературы по этой теме, пригодной для изучения в специальных учреждениях; систематизации нужных для изучения тем, тематического планирования.

Из программы было выбрано направление «Опасные ситуации на дороге»,

которое будет основой для проекта «Азбука безопасности на дороге».

Цель: - ознакомить  с основными понятиями по теме дорога и все, что с ней связано; привить навык безопасного поведения на дороге.

Задачи:

- закрепить знания детей о правилах дорожного движения;

-ознакомить учащихся с правилами безопасности при пользовании общественным транспортом, культуре поведения в нем;

- выработать навык безопасного поведения на дороге.

-создание методической копилки (методические, дидактические материалы, видеотека), необходимые при изучении «Азбука безопасности на дороге».

Коррекционные задачи:

- развитие всех психических функций;

- формирование навыка самоконтроля;

- воспитание эмоциональной адекватности поведения;

- воспитание мотивации к обучению и общению;

- воспитание базовых эмоций личности.

Актуальность: В 3 классе 10 учащихся, 3 сирот, проживающих в школе-интернате,  7 учащихся - городские и деревенские жители, посещающие школу-интернат как обычную школу. Сейчас, когда ребята подросли, возможно, что родители будут отпускать их одних ходить в школу (н-р И. Константин, а для этого надо пересечь не один район).

Сроки:  

Проект рассчитан на 1 год сентябрь 2011 года – май 2012 учебного года.

Участники проекта:

 К осуществлению проекта привлекаются классный руководитель 3 класса Иванова О.Д., воспитатели, работающие на группе, учащиеся 3 класса, учащиеся школы, родители, инспектор по ПДД.

    Проект имеет множественные межпредметные  учебные связи (чтение, русский язык, развитие устной речи на основе  знакомства с окружающим миром, рисованием, трудом).

Позволяет решать основные задачи как: развитие речи, обогащение словарного запаса,  формирование навыка осознанного чтения, закрепление практической стороны математики,

- многие коррекционные задачи: - развитие всех психических процессов;  мелкой моторики рук, работа над правильным произношением, понимание речи, игротерапия; пропедевтика тревожных состояний; снижение агрессии;  привитие навыков самообслуживания, воспитание культуры адекватности  в общении с окружающими.

     В реализации проекта применяются как традиционные, так и нетрадиционные  формы обучения и проведения занятий (индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа, моделирование ситуаций, конкурсы, участие детей в классных и общешкольных мероприятиях).

   Планируется использовать элементы сюжетно-ролевой игры, примеры из жизненных ситуаций, отрывки художественных произведений, информацию из средств массовой информации, наглядные схемы и адаптированные изображения по теме, стихи, аудио и видео материалы.

Применение элементов ИКТ и мультимедиатехники при  изучении данной темы, позволит повысить эффективность образовательной деятельности, развить познавательную активность учащихся.

    Проект «Азбука безопасности на дороге» является большой базой для проведения коррекционной работы.

   По окончанию реализации проекта будет составлен отчет о выполненной работе в оформлении стенда, создана методическая копилка, подготовлена презентация с результатами работы.

 

Ресурсное обеспечение

     Наглядные материалы, плакаты, муляжи, макеты, подборка материала  из газет, вырезки из журналов, различные энциклопедии, медицинская аптечка, бытовые приборы, игрушки, ватманы, фломастеры, цветные карандаши, материалы для творчества, компьютерные развивающие игры и задания на электронном носителе, рисунки детей.

Компьютер, мультимедиапроектор, экран, сканер, цифровой фотоаппарат, двд-плеер, музыкальный центр, сд-диски, флеш-карта, бумага.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный – 5 ч.
  2. Основной. Изучение ПДД – 20 ч.
  3.  Итоговый. – 10 ч.

Циклограмма занятий по Правилам Дорожного Движения

Тема

Кол-во часов

Дата

Подготовительный

5

1

Движение на улицах нашего города. Беседа  о безопасности на дорогах.

Почему на улице опасно?

2

2

Причины дорожно-транспортных происшествий. Дорожные ловушки

2

3

Чтение книги «Я бегу через дорогу?»

1

Основной. Изучение.

20

1

Беседа.  Движение  пешеходов на улице, дороге. Велосипедист.

2

Тест «Переход»

1

2

Беседа. Разметка улиц и дорог.

1

3

Беседа. Сигналы светофора и регулировка.

Презентация «Светофорик приглашает»

1

4

Кл. час Путешествие в страну дорожных знаков

Кл. час Дорожные знаки

Кроссворд по знакам

Презентация Знаки дорожного движения

Презентация-тест по дорожным знакам

Конкурс рисунков

1

1

1

1

1

1

5

Транспорт. Его виды.  (презентация). Мы пассажиры. Правила поведения в транспорте.

2

6

Движение на железнодорожных переездах.

1

7

Презентация ПДД

1

8

Игра «Дорожные приключения»

1

9

Открытый  урок по развитию речи «ПДД»

1

10

Загадки о ПДД

1

11

Дидактические игры

1

12

Встреча с инспектором  ГАИ

1

Итоговый

10

1

Тест на проверку знаний ПДД (электронный)

1

2

Викторина «Вопросы дядюшки Светофорика»

1

3

Открытое внеклассное мероприятие  на неделе младшего школьника по ПДД

1

4

КВН

1

5

Игра-конкурс «Светофор»

на 1-4 классы

1

6

Практическое занятие. Экскурсия.

1

7

Оформление стенда.

1

8

Создание презентации.

1

9

Оформление накопительной папки.

2

Предполагаемые результаты

- Освоение основ здорового образа жизни и бережное отношение детей к своему здоровью.

- Ознакомление с различными видами опасностей  на дороге и способами поведения и  действия в них.

-Усвоение правил дорожного движения, выработка навыка безопасного передвижения по улице.

- Развитие всех высших психических функций.

- Развитие навыков самоконтроля, воспитание базовых эмоций личности, адекватности поведения.

- Сплочение коллектива, формирование коммуникативных умений, трудолюбия.    

Распространением результатов проекта  представляется в следующем виде:

-Выступление с презентацией проекта на МО учителей.

-Участие в конкурсах про внедрению в образовательных процесс ИКТ-технологий.

-Публикация в печати.

Литература

  1. «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010г.» (от 11. 02. 2002 г. №293)
  2. Государственная программа «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 г.»
  3. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. – М. Просвещение 1986 г.

4.«Поурочные разработки по окружающему миру. 1 класс». 2-изд.

  Е.П. Федилова, Е.А. Поторочина, «ВАКО» М. 2005 г.

5.«Основы безопасности жизнедеятельности 1 класс» Шевченко Н.Г.         – Волгоград: «Учитель», 2005 г.

6.«Основы безопасности жизнедеятельности 2 класс» Шевченко Н.Г.                                         – Волгоград: «Учитель», 2007 г.

7.«Основы безопасности жизнедеятельности 3 класс» Шевченко Н.Г.                            – Волгоград: «Учитель», 2007 г.

8.«Правила дорожного движения» Н.А. Извекова. «Просвещение», М.1984 г

9.«Я бегу (?) через дорогу?» А.В.Петров, Г. Д. Дмитров. ИД «Карапуз», М. 2003 г.

10. «Пробудитесь! В чем задача родителей?». М.2004 г.

11.«Сборник сценариев по ОБЖ». Е.М. Миткалёва, «Айрис-пресс», М. 2006 г.

  1.  Пособие Макеевой А.Г. и Лысенко И.А. «Долго ли до беды?» 2000 г. приложение к журналу «Обруч».

13. «Знакомство с окружающим миром» Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) школ 8 вида. Худенко Е.Д., Терехова И.А. –М.: АРКТИ, 2004.

14.Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» М.; Просвещение 2001.

15.Казакова О. В.,  Сбоева Н. А. Поурочные  разработки  по  курсу  «Мир  вокруг  нас». 3  класс. М.: «ВАКО», 2003.

16.Фефилова Е. П.,  Поторочина  Е. А. Поурочные  разработки  по  курсу  «Окружающий  мир». 3  класс. Изд.  2-е,  испр.  и  доп. + Азбука  природы  в  стихах,  загадках,  считалках,  подвижных  играх. М.: «ВАКО», 2006.

 

Альбомы:

  1. «Альбом ребусы». Иванова О.Д. 2006 г.
  2. «Слова-карточки  по ОБЖ» 2 кл., 3 кл., 4 кл. Иванова О.Д.
  3. Накопительные папки: Транспорт.

Учебно - методические пособия:

  1. Папка: «Азбука природы». Иванова О.Д. 2006 г.
  2. Папка: «Методическая копилка по ОБЖ». Иванова О.Д. 2006 г.
  3. Папка: «Подбор  картинок и иллюстраций по ОБЖ»

Плакаты:

  1. «Предупреждающие дорожные знаки»
  2. Стенд «Азбука дорожной безопасности»

     Компьютерные развивающие игры

     1. «География малышка» (исп. Бонусы «Поведение на дороге»)

     2.  Презентации и развивающие задания на электронном носителе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безопасность на дорогах

Презентация по окружающему миру в 1классе по правилам дорожного движения....

Разработка урока по предупреждению безопасности детей на дорогах “Вместе за безопасность на дорогах”

В данной разработке предлагается профилактическая работа в форме деловой игры по предупреждению безопасности  детей на дорогах....

«Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»

Переходя улицу, всегда надо смотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги - направо.1.  Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком « Пешеходн...

Классный час: Безопасность на дороге ради безопасности жизни.

Классный час: Безопасность на дороге ради безопасности жизни....