Методическая разработка урока «Жизнь луга. Луг - природное сообщество».
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Петренко Лилия Петровна

Методическая разаботка знакомит с особой  структурой уроков  изучения природных сообществ, содержащих природоведческий  и экологический материал: экологические зарисовки, экологическое моделирование и экологическое прогнозирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ознакомления с окружающим миром в 4 классе.

Тема: «Жизнь луга. Луг - природное      

                сообщество».

Цель: Сформировать представление о луге - природном сообществе как

совокупности совместно обитающих и находящихся и находящихся в тесной

взаимосвязи организмов, и на основе этого развить представление о природном   равновесии и роли человека в его сохранении.

Воспитывать экологическую культуру, помочь детям задуматься о ранимости

природы, необходимости её охранять.

Оборудование : энциклопедия природы, пособие по экологии «Окно в мир»,

иллюстрации животного и растительного мира луга, динамические схемы рисунки

из книги В. Танасийчука «Энтомология в картинках», знаки поведения в природе, таблицы.

I Организационный момент .

Учитель - Кто будет разговаривать? Учащиеся. - Мы будем разговаривать. Учитель. - Кто будет выговаривать? Учащиеся. - Мы будем выговаривать. Учитель. - Всё правильно и внятно? Учащиеся. - Всё правильно и внятно. Учитель. - Чтоб было всем понятно? Учащиеся. - Чтоб было всем понятно.

Учитель. - Приятно слушать человека, когда он говорит правильно и внятно. А кого интересно слушать?

Учащиеся. - Интересно слушать человека, который много знает. Учитель. -Давайте проверим, хорошо ли мы знаем природное сообщество лес, насколько интересно можем о нём рассказать.

II. Проверка домашнего задания. У доски 4 ученика :

  1. записать ярусы леса, привести примеры
  2.  растений;
  3. записать животных леса в таблицу. 

Птицы

Насекомые

Пресмыкающиеся

Земноводные

Звери

3) записать животных, обитающих в лесной подстилке;

4) на динамических схемах образовать цепи питания живых организмов леса.

Закончив своё задание , выполнить взаимопроверку 1  и  2 ,    3   и 4 Остальным учащимся предлагается фенологический рассказ .

Учитель.   Приготовьте индивидуальные таблицы, фишки. Зафиксируйте количество ошибок, допущенных в тексте.

Звучит аудиозапись. Нильс был очень голоден. Пока гуси и утки отдыхали, качаясь на волнах, он отправился в лес, в надежде найти для себя подходящую пищу, ведь пища птиц ему не подходила. Хорош был лес весеннюю пору! Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пестрые листья. Прячет осень под пестрым ковром грибы. Нильс проходил мимо деревьев дуба, липы  лещины,

шиповника. Вот берёза радует глаз белой корой и зеленной хвоей. Слышно в лесу кукование кукушки . Нильс полакомился  ягодкой земляники , нашел спелую малину. На высоком дереве белка охотилась за куницей. Вдруг над  Нильсом пролетел ястреб и схватил крупного рябчика. Издалека был слышен стук. Это снегирь искал в коре личинок. Под берёзой рос подосиновик.  Пробежала мышь она несла в зубах кузнечика. Нильс увидел бельчонка, который выпал из гнезда и вернул его белке. Она накормила Нильса кедровыми  орехами.

Учитель. - Кто помог нам совершить путешествие в лес?

Учащиеся. - Нильс - герой сказки «Путешествие Нильса с дикими гусями». Сельмы Лагерлеф.

Учитель. - Подсчитайте общее количество ошибок. Какие ошибки вы нашли?

Возьмите сигнальные карточки (зеленый, красный), оцените работу учащихся у  доски.

 В это время 4 человека выполняют задание «шифровальщик», на магнитной доске зашифрована пословица «Раскроешь тайну, обретёшь сокровище».

Учитель. - Наши шифровальщики справились с заданием, как вы понимаете смысл этой пословицы? Немало тайн леса нами раскрыто, мы обрели сокровища  -        новые знания.

А сейчас я предлагаю вам отправиться в другой уголок природы - луг , где мы  сможем , раскрывая новые тайны , пополнить свои знания

/ Звучит запись аудио носителя «музыка - луга»

Ш.РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

Учитель. - Посмотрите на панораму луга. Давайте поставим цели.

Учащиеся. - 1) Узнать, какие растения и животные приспособились к жизни на  лугу;    

 2) доказать, что луг является природным сообществом;

3) выяснить характер и последствия вмешательства человека в природное равновесие

 Работаем по плану.

 1 .Экологические зарисовки. 

Учитель. Какие животные и растения обитают на лугу? В чем их особенности?

-Вспомните растения, увиденные нами во время экскурсии.

  1. Назовите их, покажите на панораме луга, найдите их в гербарии.
  2. На какие группы мы можем их разделить?

 Учащиеся. - Растения можно разделить на 3группы:

1)ярко цветущие: тысячелистник, нивяник, колокольчики, клевер, мышиный горошек;

  1. неяркие  (злаковые) травы: мятлик, тимофеевка, лисохвост;
  2. ядовитые : лютик едкий, болиголов., чемерица, вех ядовитый. Учитель. - Как приспособились они к жизни на  лугу?

Учащиеся. - На лугу растут только травянистые растения. Многие из них имеют два или несколько стеблей, узкие листья, помогающие экономно расходовать влагу. Корни разветвлённые. Яркие цветы привлекают насекомых.

Учитель. - Ознакомимся с животным миром.

Какими особенностями должны обладать животные луга?

Объясните почему?

Учитель - Определим, какие животные живут на лугу.

Учащиеся - Насекомые: цветочные мухи, кобылки, цикады, пчёлы , шмели,

бабочки и гусеницы, кузнечики.

Учитель -Рассмотрим рисунок из книги «Энтомология в картинках. 

Часто воздух над лугом звенит, как будто сотни маленьких кузнецов   стучат своими молоточками. Внимательно присмотритесь, кто это там высоко прыгнул и исчез в траве? Да это кузнечик. Почему мы его не сразу заметили?

Ученики - Тело вытянуто, окраска зелёная или бурая, под цвет травы

Учитель - Легко ли его поймать?

Учащиеся - Нет, задние ноги, длинные, с их помощью они могут высоко

прыгать, поэтому мы их теряем быстро из вида.

Учитель - А теперь посмотрим, чем он питается. Грызнёт травинку с помощью твердых пластинок - челюстей. Действительно, кузнечики могут питаться растениями, но чаще они нападают на других насекомых, т.к. являются хищниками. Такие приспособления, как прыгательные ноги, маскирующая  окраска спасают кузнечиков от врагов и помогают охотиться.

А вот на цветок сел шмель. Шмели - одни из первых насекомых, очень важны   для расцветающих растений. Какие бабочки похожи на шмеля?

Учащиеся - Это бабочки -  шмелевидки.

Учитель, - Какие насекомые похожи на ос и пчел? Для чего им нужна такая схожесть?

Учащиеся - Цветочные мухи.

Учитель, - Какие из насекомых стали редкими и занесены в Красную книгу?

Учащиеся - Бабочка махаон, многие виды шмелей.

Учитель - На странице 132 прочитайте о птицах луга. О каких птицах мы

говорили на экскурсии. Прослушайте запись голосов. Каких птиц вы услышали?(  Викторина из электронной версии энциклопедии «Кирилл и Мефодий»)

Учащиеся - коростель, перепел, сова, жаворонок, соловей.

Учитель - последним был голос не соловья, а серой жабы, которая в брачный

период издает звуки, подобные трели соловья.

Почему ящерицы и жабы тоже жители  луга?

Как  приспособились к жизни на лугу мыши и полевки?

Учащиеся. Эти крошки  весом в несколько граммов питаются растительной пищей. Чаще эти животные прячутся в норах, имеют серую окраску. Хвостик у мышей  длинный, а у полевок короткий. Под открытым небом их всюду подстерегают  враги : ласки, хорьки, вороны, сороки, совы.

Самостоятельная работа

Учитель: _ Заполните таблицу: растения и животные луга

Растения

Насекомые

пресмыкаю-

щиеся

Птицы

Земноводные

Звери

Мышиный горошек, тысячелистник, нивяник, колокольчик, клевер.

Бабочки, шмели, цветочные мухи, Кобылки, кузнечики.

     

Ящерицы,

        змеи              

Трясогузка, корос-

тель, перепел, жаворонок.

Жабы, лягушки.

Кроты, мыши,

 полевки

Мятлик, тимофеевка,

жук-могильщик

Лютик едкий, болиголов, чемерица, вех ядовитый.

Вывод: Животный мир луга разнообразен, представлен многими группами животных, особенно много насекомых и птиц. Животные хорошо приспособились к жизни на открытом пространстве с травянистой растительностью: мелкие, большинство имеет маскирующую окраску, птицы устраивают гнезда на земле, млекопитающие - норы в земле.

2. Экологическое моделирование.

 1) построение цепей питания. ( Приложение № 4 «Фотографии»)

 2) работа по таблице. 

Типы взаимоотношений в природном сообществе.

        1)Поедание растений животными.

2)Поедание животными животных

3использование в пищу отмерших растений и животных.

4)Опыление растений насекомыми.

5распространение семян растений животными.

  3. Экологическое прогнозирование.

Каждый день по телевизору, радио передают прогноз погоды. Прогноз погоды - это научное обоснование, предположение о будущем состоянии погоды. На основе проведенных исследований мы тоже можем составить некоторые прогнозы, только экологические, позволяющие предвидеть результаты нарушения, существующих в природе взаимосвязей.

Работа в группах Класс разделен на 4 группы. Каждая группа получает задание.

1)Что произойдет на лугу, если погибнут насекомые. 2)Почему нельзя поджигать весной на лугу прошлогоднюю траву. 3)Что может случиться, если уничтожить всех жуков могильщиков и жуков-навозников.

4)Почему нужно регулировать выпас животных и покосы.

 IV.Итог урока.

Что такое луг? Почему мы называем луг природным сообществом?

V. Домашнее задание. Страница 134, ответить на вопросы. Построить 2 цепи питания для животных организмов луга. Нарисовать природоохранные знаки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающий мир 4 класс (Школа России) Тема: Жизнь луга. Луг природное сообщество.

Урок окружающий мир 4 класс (Школа России)Тема:  Жизнь луга. Луг природное сообщество.Тип урока: изучение новых знаний.Цели и задачи урока.Образовательные1 Сформировать представления учащих...

Эко урок «Жизнь луга. Луг – природное сообщество».

Задачи урока: Обучающая:   познакомить учащихся с разнообразием живых  организмов луга, с ролью человека; показать  разнообразие животных  и растений лугов и  св...

Урок «Жизнь леса. Лес – природное сообщество» - 4 класс

Конспект урока  по окружающему миру в 4 классе  «Жизнь леса. Лес – природное сообщество» - седьмой урок  раздела «Родной край – часть большой страны». Школа России...

Урок-исследование по окружающему миру по теме "Жизнь луга. Луг - природное сообщество" (4-й класс; учебник А.А. Плешакова)

Играют 1 и 2 команды (дети получают конверты в них инструкция по выполнению заданий)Работа в группахКак по вине человека может нарушиться экологическое равновесие? (прослушивание сказки В. Бианки «Сов...

Жизнь луга. Луг - природное сообщество

Разнообразие живых организмов луга...

Жизнь луга. Луг – природное сообщество.

Конспект урока по предмету:Окружающий мир 4 класс по теме «Жизнь луга»(учебник: А.А.Плешаков Мир вокруг нас 4 кл., М., Просвещение, 2017)...

«Жизнь луга. Луг – природное сообщество».

Жизнь лугового сообщества невозможна без неживой природы и почвы. На лугу происходит круговорот веществ с участием растений, животных, грибов, бактерий. Луга украшают родной к...