Интерактивная игра – КВН "Знатоки дорожного движения. Кодекс безопасности"
план-конспект (окружающий мир) на тему

Обобщающий урок по правилам дорожного движения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx233.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия

Открытый урок

по окружающему миру 

 в 3 «Б» классе

Интерактивная игра – КВН  

"Знатоки дорожного движения.

 Кодекс безопасности"

                           

                                     Разработала и провела: Чижова И.В.

                                                                         

Узловая - 2011

Форма проведения игры – командная (по 9 участников).

Цели:

расширять представления детей о правилах дорожного движения;

закреплять знания учащихся об умении пользоваться велосипедом;

воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах;

формировать конкретные навыки и модели поведения в ситуациях на дорогах и общественном транспорте;

способствовать расширению у детей младшего школьного возраста интереса к знаниям Правил дорожного движения через смекалку, фантазию, эрудицию;

развивать умение логически рассуждать и делать выводы из ситуаций на дорогах и в общественном транспорте.

Оборудование:

ПК, мультимедиа, интерактивная доска, флажки, разрезное лото “Дети на дороге”, плакаты по ПДД, кроссворды, маркеры, карточки для жеребьёвки с цифрами “1”, “2”, сборник “Музыка для детей”.

Мультимедиа – продукт:

презентация интерактивной игры “Знатоки дорожного движения” (Microsoft Office PowerPoint).

Для учащихся (при подведении итогов):

медали “Знатоки дорожного движения”;

грамоты участникам игры;

памятки.

Предварительная подготовка команд:

название команд;

девиз;

приветствие.

Ход урока

I. Организационный момент

Слайд 1

Учитель. Дорогие друзья!  Сегодня мы собрались для проведения конкурса внимательных и находчивых, где вам, знатокам дорожного движения, нужно будет пройти испытания.

-  Разрешите   представить наши команды: команда «Зебра», команда «Светофоры» и команда «Дорожный патруль».

- Пожелаем командам успехов, пусть победит сильнейший. А кто окажется сильнее определит наше жюри.

(Представление членов жюри)

 Учитель. Сегодня на протяжении всей игры “Знатоки дорожного движения” вы будете зарабатывать баллы своей команде. Готовность команды к ответу будет демонстрировать капитан, поднятием флажка. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Много нового узнать

Приветствие команд.

1 команда "Зебра".

"Зеброй назван переход,

Чтобы двигаться вперед.

Все машины пропусти и –

счастливого пути.

2 команда "Светофоры"

"Выполняй закон простой:

Красный свет зажегся – стой!

Желтый вспыхнул – подожди!

А зеленый свет – иди!

3 команда «Дорожный патруль»

Отряд, как видите наш небольшой

Готов он встретиться с бедой

Девиз наш главный – выручать,

Спасать, хранить и защищать

Всех вас, кто верит в нас

Сценка

(Вдруг из-за угла появляется Баба Яга. Она растрёпана и очень сердита.)

Баба Яга (Б.Я.). Безобразие! Постоянно одна и та же история!

Учитель. Что с тобой Яга?

Б.Я. Оштрафовали! Не там видите ли улицу перехожу. На метле полетела, опять свистят! «Не положено, говорят,  в городе на таком виде транспорта передвигаться». Я им объясняю: Я – Баба Яга! Мне только на метле как раз и положено.

Учитель.  А они?

Б.Я. Иди, говорят, в лес. Там, пожалуйста, летай сколько угодно и хоть на чём.

Учитель. Ну, так ты бы в другом месте, на другом участке улицу перелетела.

Б.Я. На другом? Там знаешь, сколько этих…как их…слово-то такое мудрёное.

Учитель.  Инспекторов что ли?

Б.Я. Вот-вот. В если этих нет, так знаков на дорогах понавешали, светофоров, указателей. Уважающей себя Бабе Яге и пролететь негде!

Попав в большой и шумный город

Я потерялась, я пропала!

Кругом машины и трамваи,

То вдруг автобус на пути.

Признаться честно – я не знаю

Где мне дорогу перейти?

Ребята! Вы мне помогите!

И если можно, расскажите…

Дорогу как переходить,

Чтоб под трамвай не угодить!

1-й ученик. Не переживай. Оставайся с нами.

2-й ученик. Мы тебе поможем!

Б.Я. А домашнее задание вы выполнили к сегодняшнему уроку?

Учитель. Вот сейчас мы и проверим, как ребята подготовились.

 Проверка домашнего задания. (Команды рассказывают о видах дорожных знаков. Угадай знак по описанию.)

II. Основная часть.

Конкурс «Разминка».

Учитель. Сейчас мы проверим, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре.

Теперь послушайте стихи. Когда я буду их читать, вы должны будете или отвечать «Это я, это я, это все мои друзья», или молчать.

Слайд 2

Кто из вас в вагоне тесном

Уступил старушке место?  (это я, ...)

Кто из вас идёт на свет,

Говорящий: «Хода нет!»

Слайд 3

Кто из вас идёт вперёд

Только там, где переход? (Это я, это я, это все мои друзья)

Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой? (Дети молчат)

Слайд 4

 Кто же, правила не зная,

Едет «зайцем» на трамвае?

Кто на скользкую дорогу

Выбегает в непогоду?

Слайд 5

Кто вперёд летит так скоро,

Что не видит светофора?

Если жёлтый свет горит, кто идёт?

А кто стоит?  (Дети молчат)

Слайд 6

 Знает кто, что красный свет –

Это значит – хода нет?  (Это я, это я, это все мои друзья)

Конкурс “Ключевое слово”

Учитель. Вам предстоит разгадать кроссворд и записать ответы в клетки. Разгадав кроссворд полностью, вы сможете прочитать ключевое слово.

Кроссворды нарисованы на листе.  Капитаны команд получают по 8 вопросов к кроссвордам – каждому члену команды. Участники записывают ответы в кроссворд. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл (при условии, что ответ записан в клетки кроссворда). Время для разгадывания кроссвордов – 5 минут.

Кроссворд для команды №1

Вопросы:

1.Знак, подаваемый транспортным средством или светофором.

2. Повреждение машины транспортного средства.

3. Разметка на дороге, обозначающая пешеходный переход.

4. Лицо, управляющее транспортным средством.

5. Человек, идущий пешком.

6. Твердое и гладкое покрытие дороги.

7. Боковая часть, край дороги.

8. Место, специально предназначенное для передвижения людей с одной стороны улицы на другую.

Ответы на кроссворд команды №1

1.Сигнал.        3.Зебра.        5.Пешеход.         7.Обочина.

2.Авария.        4.Водитель.        6.Асфальт.        8.Переход.

Ключевое слово: СВЕТОФОР.

Кроссворд для команды №2

Вопросы:

1.Знак, подаваемый транспортным средством или светофором.

2. Повреждение машины транспортного средства.

3. Место, специально предназначенное для передвижения людей с одной стороны улицы на другую.

4. Лицо, управляющее транспортным средством.

5. Боковая часть, край дороги.

6. Твердое и гладкое покрытие дороги.

7. Человек, идущий пешком

8. Разметка на дороге, обозначающая пешеходный переход.

Ответы на кроссворд команды №2

1.Сигнал.        3. Переход.   5. Обочина.        7. Пешеход.

2.Авария.        4.Водитель.          6.Асфальт.        8. Зебра.

Ключевое слово: СВЕТОФОР.

Кроссворд для команды №3

1. Место для посадки и высадки пассажиров. 2. Общее название для автобуса, трамвая, троллейбуса. 3. Человек, пользующийся транспортом. 4. Место пересечения улиц. 5. Название разметки нерегулируемого пешеходного перехода. 6. Самодвижущееся четырехколесное транспортное средство. 7. Часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. 8. Фонарь в передней части автомобиля для освещения пути.

Ответы на кроссворд 3: 1. Остановка. 2. Транспорт. 3. Пассажир. 4. Перекресток. 5. Зебра. 6. Автомобиль. 7. Тротуар. 8. Фара.

Ключевое слово: СВЕТОФОР.

Время для разгадывания кроссвордов – 1 – 2 минуты.

 III. Конкурс “Мозаика”

Учитель. Каждой команде будут предложены части картинок, из которых следует собрать целую картинку по теме “Дети на улице”, а затем в течение двух  минут разобраться в дорожной ситуации и принять правильное решение.

Капитаны команд раздают мозаику. На столе, при участии всех членов команды составляют картинки.

Картинка для команды №1

На  улице, где есть подземный переход,

пользуйся только им, идя с правой стороны..

Картинка для команды №2        

Тебе горит красный — стой, даже

если нет машин

Картинка для команды №3        

Улицу переходят по пешеходному

переходу

Слайд 7

Музыкальная пауза

Частушки

- Ставьте ушки на макушки

Слушайте внимательно.

Пропоем мы вам частушки

Будет замечательно.

- Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно.

Свет зеленый говорит:

“Проходите, путь открыт!”

- Нужно слушаться, бесспорно

Указаний светофора.

Нужно правила движенья

Выполнять без возраженья!

- Всем, кому даны колеса,

Передайте наш совет,

Пусть у нас сначала спросят,

Можно ехать или нет.

- Чтоб машины не спешили,

Шел спокойно пешеход,

Помогать мы им решили,

Мы дежурим круглый год!

 Очень важная наука -

Правила движения.

И должны их соблюдать

Все без исключения.

Слайд 8

IV. Основная игра “Знатоки дорожного движения”

Право первого хода определяется жеребьёвкой.

Правила игры

Правила основной части игры.

В игре принимает участие три  команды по 9 человек.

Капитан каждой команды в порядке очерёдности называет любую тему и номер квадрата.

Зачитывается вопрос, соответствующий выбранному номеру.

Все участники обсуждают варианты ответа в своих командах и приходят к единому решению.

Готовность команды к ответу демонстрирует капитан, поднятием соответствующего сигнала - флажка.

В случае неверного ответа, право голоса переходит к командам соперников.

Раздел Транспорт

1

Самое распространённое средство механического транспорта. Во всём мире насчитывается более 300 миллионов. Слово переводится с латинского – “самодвижущийся”

автомобиль

Этот вид городского транспорта ведёт своё начало от КОНКИ – городской железной дороги, по линиям которой небольшие вагоны двигались при помощи лошадиной упряжки. В переводе с английского - “тележка, путь”

трамвай

Этот вид транспорта с педалями и рулём был сделан в России крепостным кузнецом Ефимом Артамоновым из села Верховья на Урале. 15 сентября 1801 году тысячи людей на Хатынском поле в Москве с изумлением наблюдали за удивительной двухколёсной тележкой. А сейчас он достаточно распространён. О чём идёт речь?

о велосипеде

Название этого транспортного средства произошло от латинского – “производящий в движение” и греческого – “круг, колесо”. Обычно у него два колеса, расположенных друг за другом. Довольно часто прикрепляют пассажирскую коляску и тогда он становится трёхколёсным. Что это за транспорт?

мотоцикл

Количество различных типов таких машин намного больше, чем легковых автомобилей. Предназначены они для перевозки сыпучих грузов (цемента, муки, песка и т.д.). Что это за класс автомобилей, которые сбрасывают груз по прибытию к месту назначения?

Грузовые автомобили

Большинство этих автомобилей принадлежат к классу грузовиков. Эти машины оснащены сигналами, сиренами, чтобы им уступали проезжую часть. Что это за машины?

Машины спец назначения

        

Раздел “ВЕЛОСИПЕД”

С какого возраста разрешается водить велосипед по улицам и дорогам?

С 14 лет

Где можно детям младшего возраста ездить на велосипедах?

На стадионах, во дворах, на закрытых площадках

Опасно ли ездить на велосипеде, который не подобран по росту? Если да, то почему?

Да, опасно. Потому, что тяжело маневрировать, останавливаться

Велосипедисту нужно продолжить свой путь по противоположной стороне улицы.

Как он должен правильно поступить?

Сойти с велосипеда и, ведя его руками, перейти на другую

сторону улицы, соблюдая все правила пешеходного движения

Почему велосипедисту надо быть предельно осторожным при осеннем листопаде?

Листья достаточно скользкие

Почему на велосипеде запрещается перевозить груз, который сильно выступает за габариты велосипеда?

Габаритный груз создаёт опасность управлению велосипедом

Раздел “РЕБУСЫ”

дорога

стоянка

трамвай

трасса

переход

знак

Раздел “ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ”

Шли из школы мы домой,

Видим - знак на мостовой:

Синий круг, велосипед,

Ничего другого нет.

- Предписывающий знак “Велосипедная дорожка”

- Показывает, что по этой дорожке можно ездить только на велосипеде или ходить пешком

Я хочу спросить про знак.

Нарисован знак вот так:

В треугольнике трамвай,

И у знака красный край.

- Предупреждающий знак “Пересечение с трамвайной линией”

- Информирует водителей о необходимости принять меры предосторожности. Устанавливается на пересечении дороги с трамвайными путями.

Треугольник. А внутри

Мчатся дети, посмотри!

Красный цвет огнём горит,

О чём нам это говорит?

Предупреждающий знак “Дети”

- Информирует водителей о необходимости принять меры предосторожности. Устанавливается около школ, детских учреждений.

Видим знак над головой.

Знак дорожный, голубой.

Здесь и вилка, здесь и нож.

Мимо, явно, не пройдёшь.

- Знак сервиса “Пункт питания”

- Информирует водителей и пешеходов о том, что рядом место, где можно перекусить

Шли из цирка мы с тобой.

Снова знак над головой:

В треугольнике – велосипед

По краям же – красный цвет.

- Предупреждающий знак “Пересечение с велосипедной дорожкой”

- Информирует водителей о необходимости принять меры предосторожности. Устанавливается там, где есть велосипедная дорожка, возможны встречи с велосипедистами.

В голубом иду я круге.

Не понятно всей округе:

Для чего, куда иду?

Да и сам я не пойму.

- Предписывающий знак “Пешеходная дорожка”

- Показывает, что этой дорожке можно передвигаться только пешеходам

Раздел “КУЛЬТУРА”

Как называется техническое устройство, регулирующее движение транспорта и пешехода?

светофор

Элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов. Что это?

тротуар

Кому должны подчиняться водители и пешеходы, если сигналы регулировщика противоречат сигналам светофора?

регулировщику

Где и в каком направлении должны двигаться пешеходы при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки?

По обочине, навстречу движению транспортных средств

Здесь надо сначала посмотреть налево – в сторону приближающегося транспорта. Дойдя до середины, остановиться и посмотреть направо. Если путь свободен - продолжить переход. О какой дороге идёт речь?

О дороге с двухсторонним движением

Они нужны и пешеходам, и водителям, поэтому их должны соблюдать все. Нарушать их – значит подвергать опасности свою жизнь и жизнь других людей. О чём идёт речь?

О Правилах дорожного движения

Слайд 9

Физкультминутка

IV. Конкурс «Азбука дорог»

А теперь разберём ситуации, представленные на экране.

Слайд10

Слайд11

Слайд12

V. Работа в тетради.

Учитель.  Мы повторили правила дорожного движения,  и теперь вам предстоит показать свои знания, правильно выбрав ответ.

Работа в тетради с 50, № 166, 167, 168, 169.

Слайд13

Видеоролик.

Учитель. Давайте составим правила, которые мы будем выполнять.

Ученики читают стихи.

На улице и в комнате, о том, ребята, помните!

Если ты спешишь в пути

Через улицу пройти,

Там иди, где весь народ,

Где есть надпись

ПЕРЕХОД

Если ты спешишь в пути

Через улицу пройти

Помни, Петя, Толя, Сева,

Что смотреть надо

НАЛЕВО

Как дойдешь до середины

То отсюда с половины,

Помни, Таня, Юра, Клава,

Что смотреть нужно

НАПРАВО

Устал водитель за рулем,

С утра везет народ,

Об этом помни ты всегда,

Разумный ПЕШЕХОД

Ну не лезь ты под колеса,

Не задавай себе вопроса,

Успеешь или нет

Перебежать на

КРАСНЫЙ СВЕТ.

Все поют песню на мотив “Все мы бабы – стервы

Быстро время пробежало и уплыло вдаль,

Встречи с нами ты уже не жди.

Рассказали мало, не успели,

Очень жаль, но еще минутка впереди.

Знаки сложные, дорожные и важные,

Трудно выучить вас, но без вас нельзя.

Знаки сложные, дорожные, ох, сложные.

Все должны их знать, и ты, и ты, и я!

Итог.

Объявление итогов (итоги подводит жюри).

Вручение Грамот участникам интерактивной игры “Знатоки дорожного движения”.

Вручение командам памяток.

Давайте все вместе исполним заключительную песню песню.

Слайд14

Песня

Исполняется финальная песня на мотив песни «Если с другом вышел в путь».

Если с другом вышел в путь

Если с другом вышел в путь

Веселей дорога

Ты про знаки не забудь

Ты про знаки не забудь

Их в дороге много.

Припев:

Что мне снег,

Что мне зной,

Что мне дождик проливной

Ведь светофор помощник мой. (2 раза)

Собираясь в дальний путь,

Собираясь в дальний путь

Много правил строгих –

Вспомни ты и не забудь,

Вспомни ты и не забудь,

Не забудь в дороге.

Припев:

Красный свет говорит, что пока нам путь закрыт –

И нет дороги впереди.

Жди зелёный тогда

Можешь смело в путь идти

И нет тебе преград в пути.

Припев:

И в дорогу я друзья  

И в дорогу я друзья

Выйду без испуга

ПДД ведь знаю я

ПДД ведь знаю я

Научу и друга.

Припев:

Что мне снег,

Что мне зной,

Что мне дождик проливной

Ведь светофор помощник мой. (2 раза)

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра – КВН "Знатоки дорожного движения. Кодекс безопасности"

Обобщающий урок в 3 классе по правилам дорожного движения...

"Азбука безопасности". Урок-игра по правилам дорожного движения с интерактивной викториной для 2-го класса

"Азбука безопасности". Урок-игра по правилам дорожного движения с интерактивной викториной для 2-го классаЖарова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов Цели: знакомить учащихся с правилами ...

"Азбука безопасности". Урок-игра по правилам дорожного движения с интерактивной викториной для 1-го класса

Цели: знакомить учащихся с правилами дорожного движения, учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки, формировать навыки поведения на улице, расширить знания учащихся по безо...

"Азбука безопасности". Урок-игра по правилам дорожного движения с интерактивной викториной для 1-го класса

Цели: знакомить учащихся с правилами дорожного движения, учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки, формировать навыки поведения на улице, расширить знания учащихся по безо...

Интерактивная игра по правилам дорожного движения «С детства знать положено правила дорожные»

Интерактивная игра по правилам дорожного движения «С детства знать положено правила дорожные»...

СОЦИАЛЬНАЯ АКЦИЯ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ – ВСЕ ВМЕСТЕ!» привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удержив

Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения ремней безопасности и детских удерживающих устройств при перевозке детей в салоне ...