Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс по системе Л.В. Занкова
рабочая программа (окружающий мир, 2 класс) по теме

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру  составлена на основе авторской программы «Окружающий мир. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.» («Программы  начального общего образования. Система Л. В. Занкова. Самара:  Издательский дом «Федоров», 2011).

В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны – как первый, единственный и последний предмет, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;

- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);

- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому восприятию.

  Программа  ориентирована на использование:

Дмитриева, Н. Я.Мы и окружающий мир : учебник для 2 класса.  / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.

  Дмитриева, Н. Я. , Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» . 2 класс. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

 

Программа предусматривает обучение в 2 классе в объеме 70 часов в год, по 2 часа в неделю.

Форма итоговой аттестации обучающихся – контрольная работа.

 

Содержание курса.

2 класс (70 часов)

Общий взгляд на Землю(7 часов)

Материки и океаны Земли.

Россия - самое большое государство мира. Москва - столица. Россия - родина космонавтики.

 Практическая работа. Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, с контурной картой полушарий.

Как изучают окружающий мир(9 часов)

 Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми.

Правила организации учебного труда дома и в школе.

 Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, интернет.

Исследовательская работа. Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.

 Тела и вещества, явления природы. Три состояния вещества в природе твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства.

 Экология - наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой. Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств; определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии; знакомство с лупой, термометром; измерение температуры тела, воздуха, воды, снега.

Космос и Земля(15часов)

 Звезды. Солнце - звезда. Планеты. Луна - спутник Земли. Форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки.

 Область жизни на Земле.

 Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас.

Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Красота и разнообразие ландшафтов России и родного края.

Практические работы.Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Изготовление примитивного компаса.

 Экскурсия в планетарий.

 Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня, за фазами Луны; наблюдения за погодой.

Взаимодействие сил природы(18часа)

 Влияние Солнца на сушу.

 Тепловые пояса Земли и смена времен года.

Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоемы искусственные - пруд, водохранилище, каналы. Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды. Вода растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода - одно из условий жизни на Земле. Вода в быту.

 Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Воздух как условие горения. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных и человека.

Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Явления природы. Круговорот воды в природе. Представление о стихийных бедствиях на Земле. Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека. Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.

Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование; определение направления ветра с помощью флюгера.

 Экскурсия к водоему: наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоема. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности.

Живая природа(21часов)

 Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Признаки живых организмов: дыхание, питание, движение, рост, размножение. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой, о связях между разными представителями живой природы.

Многообразие растений и их роль в жизни человека. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды. Условия, необходимые для жизни растений.

Животные. Представление о группах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; разнообразие животных..

Особенности питания и размножения. Дикие и домашние животные. Правила поведения с домашними животными.

Грибы съедобные и ядовитые, их разнообразие.

Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища. Сохранение редких растений, животных. Красная книга.

Красота и разнообразие природы России.

Практические работы. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; работы с коллекциями животных и гербарными экземплярами растений; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода; различение ядовитых грибов.

 Экскурсия в природу, в зоопарк, в ботанический сад.

 

Формы организации учебного процесса:

-индивидуальные;

-групповые;

-индивидуально-групповые;

-фронтальные.

-работа в парах

 

Формы контроля ЗУН (ов):

-наблюдение;

-беседа;

-экскурсия;

-коллективное чтение;

-тестирование;

-практическая работа;

-исследовательская работа;

-контрольная работа.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу второго класса.

Обучающиеся должны

иметь представление:

 - о связи между движением Земли, сменой дня и ночи, сменой времен года;

- о природных явлениях и стихийных бедствиях на Земле и в своей местности;

- о том, как изучают окружающий мир;

 - о царствах живой природы: растениях, животных, грибах, бактериях;

 устанавливать связи:

 - между растениями и животными;

 - между деятельностью человека и природой;

 владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

 - осуществлять группировку объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании количества групп);

 - подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (природа живая и неживая, группы животных, группы растений);

 - пользоваться источниками информации об окружающем мире (наблюдать, проводить измерения и опыты);

 - доказывать (устно) высказываемые утверждения;

- описывать (устно) объекты (явления) природы; пользоваться учебной и дополнительной литературой;

 знать/понимать:

- что Земля - планета, Солнце - звезда, Луна - спутник Земли;

 - названия материков и океанов;

 - что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта;

 - устройство компаса и правила пользования им;

 - три состояния воды, основные свойства воды и воздуха, причины круговорота воды в природе;

- условия, необходимые для жизни растений и животных;

 - особенности рельефа, растительного и животного мира своей местности; правила поведения в природе и меры ее охраны;

уметь:

- ориентироваться на местности относительно своего тела;

- определять стороны горизонта по компасу, по природным приметам;

- показывать на карте и глобусе основные формы поверхности и водоемы;

- различать вещества и тела;

 - измерять температуру воды, воздуха и своего тела;

 - различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы; диких и домашних животных; животных разных групп;

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;

 -ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц зимой;

- выполнять правила личной гигиены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование

 

№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во

часов

 

Предполагаемая дата

Фактическая дата

Примечание 

 

Общий взгляд на Землю(7часов)

 

 

 

 

1

Загадки Земли

1

 

 

 

2

Связь прошлого с настоящим.

1

 

 

 

3

Россия – Родина космонавтики.

1

 

 

 

4

Входная контрольная работа.

1

 

 

 

5

Материки и части света.

1

 

 

 

6

Мировой океан. Человек и океан.

1

 

 

 

7

 Практическая работа с контурной картой полушарий Земли.

 

 

 

 

 

Как изучают окружающий мир(9 часов)

 

 

 

 

 

8

Органы чувств человека. Зрение и слух.

1

 

 

 

9

Обоняние и вкус. Осязание. Как сохранить здоровыми органы чувств.

1

 

 

 

10

Язык науки.

1

 

 

 

 

11

Наблюдение, рассуждения, выводы.

1

 

 

 

12

Инструменты и приборы. Термометр. Практическая работа.

1

 

 

 

13

Книги и другие средства информации.

1

 

 

 

14

Тела и вещества.

1

 

 

 

15

Свойства веществ.

1

 

 

 

16

Что такое экология?

1

 

 

 

 

Космос и Земля (15 часов)

 

 

 

 

17-18

Главные особенности космоса. Звезда по имени Солнце.

2

 

 

 

19

Планеты солнечной системы.

1

 

 

 

20

Звезды и созвездия.

1

 

 

 

21-22

Луна – спутник Земли.

2

 

 

 

23-24

Горизонт. Открытие шарообразности Земли.

2

 

 

 

25

Строение Земли.

1

 

 

 

26-27

Ориентирование. Стороны горизонта. Практическая работа.

2

 

 

 

28

Компас. Народные приметы ориентирования.

1

 

 

 

29

Глобус. Географическая карта.

1

 

 

 

30

Рельеф Земли. Ландшафт.

1

 

 

 

31

Контрольная работа за I полугодие.

 

 

 

 

 

Взаимодействие сил природы (18 часов)

 

 

 

 

32

Тепловые пояса Земли.

1

 

 

 

33

Смена времен года.

1

 

 

 

34

Суша под Солнцем.

1

 

 

 

35

Внутренние силы Земли.

1

 

 

 

36-37

Вода и ее свойства. Практическая работа. Тепло и вода.

2

 

 

 

38

Три состояния воды.

1

 

 

 

39

Вода – растворитель.

1

 

 

 

40

Подземные воды.

1

 

 

 

41-42

Воздух. Состав воздуха.

2

 

 

 

43-44

Свойства воздуха. Практическая работа.

2

 

 

 

45

Ветры.

1

 

 

 

46

Грозные ветры.

1

 

 

 

47-48

Круговорот воды в природе.

2

 

 

 

49

«Круговорот» отравленной воды. Проблемы экологии.

1

 

 

 

 

Живая природа (21 часов)

 

 

 

 

50

Жизнь – особенность нашей планеты.

1

 

 

 

51

Что изучает биология.

1

 

 

 

52

Растения.

1

 

 

 

53

Водоросли, лишайники, мхи, папоротники.

1

 

 

 

54

Хвойные и цветковые растения.

1

 

 

 

55

Дикорастущие и культурные растения.

1

 

 

 

56

Что необходимо растениям для развития.

1

 

 

 

57

Растения, которые мы едим.

1

 

 

 

58

Растения – путешественники.

1

 

 

 

59

Контрольная работа на тему: «Растения».

1

 

 

 

60

Грибы. Правила сбора грибов. Практическая работа.

1

 

 

 

61

Животные. Связь растительного и животного мира.

1

 

 

 

62-63

Группы животных.

2

 

 

 

64

Размножение животных.

1

 

 

 

65

Среда обитания животных.

1

 

 

 

66

Питание животных.

 Дикие и домашние животные

1

 

 

 

67

Бактерии.

1

 

 

 

68

Гигиена тела и жилища.

1

 

 

 

69

Итоговая контрольная работа

1

 

 

 

70

Экскурсия в природу.

1

 

 

 

 

 

 

  

 

Практические работы

      Материалы, используемые на практической работе.

1.

Практическая работа с контурной картой полушарий Земли №1.

Физическая карта России и полушарий, глобус, контурная карта полушарий.

2.

Практическая работа №2

Термометр, лупа.

3.

Практическая работа №3.

Глобус, компас.

4.

Практическая работа №4.

Термометр, флюгер.

5.

Практическая работа №5.

Семена растений, комнатные растения.

  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (система Л.В. Занкова)

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (система Л.В. Занкова) разработана в соответствии с ФГОС второго поколения, а также авторской программой Н.Я. Дмитриевой, которая обеспечена учебнико...

Рабочая программа по математике, 2 класс по системе Л.В. Занкова

Пояснительная записка Рабочая программа по математике составлена на основе авторской программы «Математика. Аргинская И.И., С.Н. Кормишина». («Программы начального образования. Система Л. В. Занкова....

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочие программы для 1-4 классов по системе Л.В.Занкова

Рабочие программы для 1-4 классов, система Л.В.Занкова...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...