Исследование "Вредные" насекомые: ущерб или польза?"
творческая работа учащихся по окружающему миру (4 класс) по теме

Рудакова Елена Викторовна

Исследование, разработанное Горлинской Елизаветой, является дополнением к уроку окружающего мира "Жизнь экосистемы".

Цель: показать, что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосфере, и что в экосистеме происходит круговорот веществ. 

Выбор темы неслучаен, т.к.  всех насекомых мы привыкли разделять на вредных, полезных и безразличных. Мы часто задаем себе вопрос о том, зачем они созданы в природе, но никогда не ищем ответа. Особенно, это касается, так называемых, «вредных» насекомых. Что мы о них знаем? Только то, что их всегда много, они пищат, гудят, жужжат, они кусаются и разносят инфекции, и они очень нас раздражают. В связи с этим возникает вопрос: Так для чего же в природе существуют такие живые организмы, как комары, мухи, тараканы и прочие «вредные» насекомые? 

 

 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _1.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа на тему:

«Вредные» насекомые: ущерб или польза?»

Выбор темы.

Всех насекомых мы привыкли разделять на вредных, полезных и безразличных. Мы часто задаем себе вопрос о том, зачем они созданы в природе, но никогда не ищем ответа. Особенно, это касается, так называемых, «вредных» насекомых. Что мы о них знаем? Только то, что их всегда много, они пищат, гудят, жужжат, они кусаются и разносят инфекции, и они очень нас раздражают.

В связи с этим возникает вопрос: Так для чего же в природе существуют такие живые организмы, как комары, мухи, тараканы и прочие «вредные» насекомые?

Цель исследования.

 Развитие представлений о значении единства всех живых организмов и неживой природы для сохранения жизни на Земле.

Задачи.

  1. Расширение знаний о жизни различных экосистем и их взаимосвязи.
  2. Воспитание терпимого и доброжелательного отношения к окружающему миру.

Объект исследования: экосистема.

Предмет: «вредные» насекомые (на примере комаров).

Методы исследования.

  1. Сбор информации,
  2. анализ собранных данных,
  3. наблюдение,
  4. сравнение,
  5. обобщение.

Гипотеза.

Мы знаем, что комары, мошкара, мухи, тараканы и другие «ненужные» животные приносят человеку много неприятностей. Они портят нам приятный отдых на природе, они мешают нам дома, они отравляют существование домашних животных, они истребляют урожаи на полях, огородах и в садах.

Если эти «вредные» существа так мешают нам жить, я считаю, что их надо уничтожить.

Результаты исследования.

Рассмотрим эту ситуацию на примере комаров.

   Представим, что комары исчезли с нашей планеты.

Посмотрим, что же будет происходить в природе после их исчезновения.

Исчезновение рыб.

Исчезнут некоторые виды рыб. Почему?

«Всего-навсего» были уничтожены комары, которые раньше роились у водоема. Большую часть жизни комары проводят в воде в виде личинок и куколок. Сюда же, став взрослыми, откладывают яйца. И всё это – яйца, личинки, куколки – необходимый корм для многочисленного рыбьего населения. Естественно, исчезновение комаров обрекает рыб на истощение и голодную смерть.

Загрязнение водоёмов.

Соответственно, реки, озёра и другие водоёмы станут грязными лужами?

Дело в том, что личинки комаров питаются мельчайшими живыми существами в воде. Таким образом, получается, что личинки комаров очищают воду, являясь санитарами водоёмов.

Гибель птиц.

Что еще может произойти, если исчезнут комары? Погибнет большинство птиц. Ведь комары – важное блюдо в рационе многих птиц – ласточек, стрижей и других. Без комаров этим птицам трудно прокормить своё потомство.

Истощение почв.

Исчезнет множество растений, так как почва перестанет получать необходимые минеральные вещества. Развиваясь в воде, комары накапливают в своем организме массу важных минеральных веществ. И, накопив, несут всё это богатство на сушу. Умирая, комары удобряют почву своими крохотными телами.

Исчезновение растений.

Наконец, комары, питаясь нектаром, опыляют растения, позволяя им размножаться.

Неотъемлемый компонент природных сообществ. 

На первый взгляд, польза комара в биосфере незначительна. Более того, мы привыкли считать его очень вредным и надоедливым паразитом. Между тем, комар является звеном, которому отведена в природе определённая роль. Их исчезновение ставит под угрозу жизнь растений и животных всех видов.

Значит, наша гипотеза была ошибочной!

Итоги:

  1. Комары являются неотъемлемым компонентом природных сообществ.
  2. Комары служат пищей для многих животных, птиц и рыб.
  3. Комары являются одной из главных причин неистощаемости почв.
  4. Комары очищают водоёмы.
  5. Комары помогают размножаться растениям.

Выводы:

  1. В экосистеме нет ничего лишнего: всё, что в ней производится, полностью используется её обитателями.
  2. Экосистема существует без посторонней помощи как угодно долго.
  3. Обитатели экосистемы полностью приспособлены к совместной жизни.
  4. Человек должен научиться сосуществовать с другими живыми организмами с меньшим вредом друг для друга.

В заключении мне хотелось бы прочесть стихотворение Карла Фриша:

Ничтожных в мире нет существ,

Коль труд познанья сладок.

Везде и всюду – волшебство

И тайный скрыт порядок.

От еле видной тли до звёзд

Исполнен мир загадок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый ущерб, что при недостатках другого характер

  Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном  воспитании наносят обществу такой нев...