Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.
статья по окружающему миру (2 класс) по теме

Есауленко Олеся Александровна

 

Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.

Чтение и письмо отнюдь не составляет образования,

если они не помогают людям быть добрее ко всем тварям.

Джон Рескин

 

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Формирование начальных основ экологической культуры у младших школьников требуют включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

Природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Его интерес к окружающим объектам неживой и живой природы проявляется очень рано. Ребёнок замечает все: трудолюбивого муравья на лесной тропинке, крохотного паучка в густой траве. Его внимание привлекают сезонные изменения в природе, многообразие звуков и запахов. Он открывает для себя новый мир: старается все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Помочь ребёнку сделать свои открытия должен учитель.

Моя задача, как  учителя заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. Нужно ненавязчиво и доступно, а также занимательно и интересно ввести детей в мир природы, воспитать нравственные и эстетические отношения к окружающей действительности, сформировать умения вести себя в природе и среди людей в соответствии с экологическими закономерностями и нормами общечеловеческой морали.

На мой взгляд, большие возможности в ее решении имеет проектно-исследовательская деятельность. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.

Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А  значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению.

Основы исследовательской деятельности – это неотъемлемая составляющая образовательного процесса. Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить перед детьми серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская «тяга к тайнам» превращает их в «исследователей». Успех выполнения таких задач формирует интеллектуальную радость, положительные эмоции, ожидание «творческого счастья».

Особую роль в развитии исследовательской деятельности играют экскурсии, т.к. они наполнены глубоким и важным для детей предметным содержанием: интересными объектами природы, истории, культуры. В начале экскурсии перед учащимися ставится исследовательская задача, результаты решения которой представляются в виде отчётных работ.  Например, «Какие разные листья», «Почему опадают листья», «Откуда летят паутинки», «Первые проталинки» и другие. Поиск ответов приводит учащихся к выдвижению гипотез, учит искать источники информации, проводить опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы. Экскурсии сводятся не только к поиску материала, но и к доказательству гипотезы, выдвинутой в начале пути.

Над формированием своих научных убеждений учащимся лучше работается в группе. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создает условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности.

Среди методов приобщения школьников к исследовательской деятельности существенное место занимает метод проектов.

Для того чтобы создать проект, необходимо в первую очередь определить тему исследования. Взрослые не должны навязывать детям тему – надо дать им возможность самим определиться с выбором. Как возникают темы исследований? Это могут быть темы и проблемы учебных занятий, вопросы, возникающие в ходе обсуждения, собственные вопросы и интересы учащихся, доклады и сообщения одноклассников, наиболее интересные задания, требующие дальнейшей разработки.

Возникает вопрос: а как научить детей работать над проектом, особенно если речь идет о целом классе? Как объяснить, что такое проект? Как ввести детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой проекта, поддерживать любознательность, устойчивый интерес к проекту? Держа в голове свою педагогическую цель, я начала ещё в 1 классе готовить детей. Для повышения их заинтересованности использовала игровые приёмы: «Кто первый увидит?», «Кто быстрей найдёт?», «Найди самое интересное в природе» и др.

На осенней экскурсии я обратила их внимание на красоту нашего парка. Как здорово вокруг! А остановку сделала в достаточно грязном месте. Дети сами обратили внимание, что гармония в природе нарушена людьми: бутылки, фантики, обертки от мороженого, пакеты. Увиденное противоречило, вступало в конфликт с красотой природы. Сразу постарались «помочь нашему парку», привели участок в порядок. Дети поняли, что всем и всему мы помочь не сможем, а начать можно со школьного двора. Всем классом вышли на субботник по очистке своей территории на школьном участке. Увидели, какой красивой стала территория школы. Так мы вошли в проблему: действия человека часто противоречат, нарушают красоту и гармонию в природе, а выступив в роли «хороших хозяев», мы тем самым обратим внимание, что лучше создавать, а не губить и разрушать. Начали мечтать, что ещё можно сделать полезное. Да что мечтать? Давайте сделаем! Что? Как? Где?

Так постепенно стал рождаться проект «Растения моего двора».

Наметили цель, примерный план действий. Во внимание принимали все детские предложения. Все это я объединила одним словом – проект, уточнила, что направленность его будет экологическая. Стало понятно, что проект – это творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться, изучать, исследовать, претворять мечту в жизнь. Проводимый проект решал несколько основных задач: развитие наблюдательности, внимания, критического мышления, экологического образования учащихся; пробуждение любознательного и познавательного интереса учащихся к природе родного края; привитие навыков самостоятельной работы; воспитание любви к природе.

В качестве объекта исследований детей выбрали деревья и кустарники, которые росли рядом с домом.

 Проект включал три этапа работы. Первый этап – подготовительный. Мы ещё раз провели экскурсию в осенний парк «Победы», наблюдали над растениями, живущими рядом с домом. Я провела родительское собрание, на котором познакомила родителей с целями и задачами данного проекта, убедила их в необходимости оказания помощи, серьёзного отношения к исследованиям детей. Экологический проект «Растения моего двора» стал семейным проектом. Родители помогали детям находить материал о растениях в различных источниках, делать сообщения, оформлять их в виде реферата.

Так как проект проводился осенью, мы с детьми начали наблюдать, что случается с деревьями в это время года, какие листочки растут на разных деревьях, какой они формы, как изменяется окрас листа. Каждый ученик определил объект исследования, выбрал дерево, которое ему нравится. Одно из условий - дерево должно находиться в доступном и безопасном для ребёнка месте, чтобы обеспечить возможность регулярных наблюдений.

Параллельно с проведением исследований дети участвовали в практической деятельности по уходу за своим деревом, а так же в акции «Помоги деревьям». В практическую деятельность по уходу за деревом входило: утеплить дерево с наступлением холодов, сделать кормушку для птиц, чтобы дереву не было скучно и одиноко. 

 Собрать информацию о дереве – это был следующий этап работы. Дети расширяли границы своего чтения, обращаясь к книгам, журналам, энциклопедиям, узнавали что-то новое, сами добывали знания. Исследования и поиск информации ученики проводили самостоятельно в виде домашних заданий. В школе проводили обсуждение, наблюдение и обобщение полученных данных.

Последним заключительным этапом явилось оформление специального альбома «Растения моего двора», в который ученики заносили результаты своих наблюдений в виде сообщений, рисунков и т.д.

Работа над проектом увлекла детей, заинтересовала. В ходе небольших своих исследований ребята собрали много полезной информации.

Так появилась на свет проектно-исследовательская работа по теме «Листопад» с которой мы выступили на «Второй городской конференции «Малая Академия наук», где Тарахович Тимофей занял 3 место.

Работа над проектом многогранна. Она проходит через урочную деятельность, внеклассную работу, работу с родителями, самостоятельную работу. Результат внешний можно увидеть, понюхать, потрогать. А вот результат внутренний заметишь не сразу – он станет достоянием каждого участника проекта: это бесценный опыт знаний, умений, общения друг с другом. Задача учителя при этом быть участником проекта  и стараться все делать так, чтобы ученики думали, что они делают, придумывают все сами.

В своей работе я использую различные виды проектов: индивидуальные и групповые, практико-ориентированные, исследовательские. С учащимися своего класса создали следующие исследовательские экологические проекты: «Листопад», «Лучок на окне», «Какой бывает снег?», «Растения моего двора». Эти проекты защищаем на уроках окружающего мира.

Моя задача воспитать поколение, готовое внести вклад в развитие своего родного края. Экологический проект «Красная книга моей Родины», начатый во 2 классе на уроках окружающего мира, подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, нахождения информации, проведения наблюдений, обобщение результатов в самой разнообразной форме. Главная цель проекта – воспитание бережного отношения к растениям и животным, сопереживание им, понимание необходимости их охраны.

Таким образом, экологическое воспитание младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность способствует формированию экологической культуры личности, актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миом; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.

 

 

 

 

Используемые источники:

  1.  Интернет-ресурсы.
  2.  Павлова И. М. Применение компьютерных технологий в проектной деятельности младших школьников.//Информатика и образование. - 2010
  3. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. - 1999. - №1.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seleznyova_statya_na_konferenciyu_20_aprelya.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.

Чтение и письмо отнюдь не составляет образования,

если они не помогают людям быть добрее ко всем тварям.

Джон Рескин

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Формирование начальных основ экологической культуры у младших школьников требуют включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

Природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Его интерес к окружающим объектам неживой и живой природы проявляется очень рано. Ребёнок замечает все: трудолюбивого муравья на лесной тропинке, крохотного паучка в густой траве. Его внимание привлекают сезонные изменения в природе, многообразие звуков и запахов. Он открывает для себя новый мир: старается все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Помочь ребёнку сделать свои открытия должен учитель.

Моя задача, как  учителя заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. Нужно ненавязчиво и доступно, а также занимательно и интересно ввести детей в мир природы, воспитать нравственные и эстетические отношения к окружающей действительности, сформировать умения вести себя в природе и среди людей в соответствии с экологическими закономерностями и нормами общечеловеческой морали.

На мой взгляд, большие возможности в ее решении имеет проектно-исследовательская деятельность. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.

Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А  значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению.

Основы исследовательской деятельности – это неотъемлемая составляющая образовательного процесса. Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить перед детьми серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская «тяга к тайнам» превращает их в «исследователей». Успех выполнения таких задач формирует интеллектуальную радость, положительные эмоции, ожидание «творческого счастья».

Особую роль в развитии исследовательской деятельности играют экскурсии, т.к. они наполнены глубоким и важным для детей предметным содержанием: интересными объектами природы, истории, культуры. В начале экскурсии перед учащимися ставится исследовательская задача, результаты решения которой представляются в виде отчётных работ.  Например, «Какие разные листья», «Почему опадают листья», «Откуда летят паутинки», «Первые проталинки» и другие. Поиск ответов приводит учащихся к выдвижению гипотез, учит искать источники информации, проводить опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы. Экскурсии сводятся не только к поиску материала, но и к доказательству гипотезы, выдвинутой в начале пути.

Над формированием своих научных убеждений учащимся лучше работается в группе. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создает условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности.

Среди методов приобщения школьников к исследовательской деятельности существенное место занимает метод проектов.

Для того чтобы создать проект, необходимо в первую очередь определить тему исследования. Взрослые не должны навязывать детям тему – надо дать им возможность самим определиться с выбором. Как возникают темы исследований? Это могут быть темы и проблемы учебных занятий, вопросы, возникающие в ходе обсуждения, собственные вопросы и интересы учащихся, доклады и сообщения одноклассников, наиболее интересные задания, требующие дальнейшей разработки.

Возникает вопрос: а как научить детей работать над проектом, особенно если речь идет о целом классе? Как объяснить, что такое проект? Как ввести детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой проекта, поддерживать любознательность, устойчивый интерес к проекту? Держа в голове свою педагогическую цель, я начала ещё в 1 классе готовить детей. Для повышения их заинтересованности использовала игровые приёмы: «Кто первый увидит?», «Кто быстрей найдёт?», «Найди самое интересное в природе» и др.

На осенней экскурсии я обратила их внимание на красоту нашего парка. Как здорово вокруг! А остановку сделала в достаточно грязном месте. Дети сами обратили внимание, что гармония в природе нарушена людьми: бутылки, фантики, обертки от мороженого, пакеты. Увиденное противоречило, вступало в конфликт с красотой природы. Сразу постарались «помочь нашему парку», привели участок в порядок. Дети поняли, что всем и всему мы помочь не сможем, а начать можно со школьного двора. Всем классом вышли на субботник по очистке своей территории на школьном участке. Увидели, какой красивой стала территория школы. Так мы вошли в проблему: действия человека часто противоречат, нарушают красоту и гармонию в природе, а выступив в роли «хороших хозяев», мы тем самым обратим внимание, что лучше создавать, а не губить и разрушать. Начали мечтать, что ещё можно сделать полезное. Да что мечтать? Давайте сделаем! Что? Как? Где?

Так постепенно стал рождаться проект «Растения моего двора».

Наметили цель, примерный план действий. Во внимание принимали все детские предложения. Все это я объединила одним словом – проект, уточнила, что направленность его будет экологическая. Стало понятно, что проект – это творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться, изучать, исследовать, претворять мечту в жизнь. Проводимый проект решал несколько основных задач: развитие наблюдательности, внимания, критического мышления, экологического образования учащихся; пробуждение любознательного и познавательного интереса учащихся к природе родного края; привитие навыков самостоятельной работы; воспитание любви к природе.

В качестве объекта исследований детей выбрали деревья и кустарники, которые росли рядом с домом.

 Проект включал три этапа работы. Первый этап – подготовительный. Мы ещё раз провели экскурсию в осенний парк «Победы», наблюдали над растениями, живущими рядом с домом. Я провела родительское собрание, на котором познакомила родителей с целями и задачами данного проекта, убедила их в необходимости оказания помощи, серьёзного отношения к исследованиям детей. Экологический проект «Растения моего двора» стал семейным проектом. Родители помогали детям находить материал о растениях в различных источниках, делать сообщения, оформлять их в виде реферата.

Так как проект проводился осенью, мы с детьми начали наблюдать, что случается с деревьями в это время года, какие листочки растут на разных деревьях, какой они формы, как изменяется окрас листа. Каждый ученик определил объект исследования, выбрал дерево, которое ему нравится. Одно из условий - дерево должно находиться в доступном и безопасном для ребёнка месте, чтобы обеспечить возможность регулярных наблюдений.

Параллельно с проведением исследований дети участвовали в практической деятельности по уходу за своим деревом, а так же в акции «Помоги деревьям». В практическую деятельность по уходу за деревом входило: утеплить дерево с наступлением холодов, сделать кормушку для птиц, чтобы дереву не было скучно и одиноко.  

 Собрать информацию о дереве – это был следующий этап работы. Дети расширяли границы своего чтения, обращаясь к книгам, журналам, энциклопедиям, узнавали что-то новое, сами добывали знания. Исследования и поиск информации ученики проводили самостоятельно в виде домашних заданий. В школе проводили обсуждение, наблюдение и обобщение полученных данных.

Последним заключительным этапом явилось оформление специального альбома «Растения моего двора», в который ученики заносили результаты своих наблюдений в виде сообщений, рисунков и т.д.

Работа над проектом увлекла детей, заинтересовала. В ходе небольших своих исследований ребята собрали много полезной информации.

Так появилась на свет проектно-исследовательская работа по теме «Листопад» с которой мы выступили на «Второй городской конференции «Малая Академия наук», где Тарахович Тимофей занял 3 место.

Работа над проектом многогранна. Она проходит через урочную деятельность, внеклассную работу, работу с родителями, самостоятельную работу. Результат внешний можно увидеть, понюхать, потрогать. А вот результат внутренний заметишь не сразу – он станет достоянием каждого участника проекта: это бесценный опыт знаний, умений, общения друг с другом. Задача учителя при этом быть участником проекта  и стараться все делать так, чтобы ученики думали, что они делают, придумывают все сами.

В своей работе я использую различные виды проектов: индивидуальные и групповые, практико-ориентированные, исследовательские. С учащимися своего класса создали следующие исследовательские экологические проекты: «Листопад», «Лучок на окне», «Какой бывает снег?», «Растения моего двора». Эти проекты защищаем на уроках окружающего мира.

Моя задача воспитать поколение, готовое внести вклад в развитие своего родного края. Экологический проект «Красная книга моей Родины», начатый во 2 классе на уроках окружающего мира, подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, нахождения информации, проведения наблюдений, обобщение результатов в самой разнообразной форме. Главная цель проекта – воспитание бережного отношения к растениям и животным, сопереживание им, понимание необходимости их охраны.

Таким образом, экологическое воспитание младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность способствует формированию экологической культуры личности, актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миом; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.

Используемые источники:

  1.  Интернет-ресурсы.
  2.  Павлова И. М. Применение компьютерных технологий в проектной деятельности младших школьников.//Информатика и образование. - 2010
  3. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. - 1999. - №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

Проектно- исследовательская деятельность среди учащихся начальной школы – новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях...

«Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность»

Педагогический проектпо теме: «Формирование ключевых компетенций младших школьниковчерез проектно-исследовательскую деятельность»...

Формирование универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность

Современная система начального общего образования ориентирована на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения ...

Выступление "Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность"Из опыта работы.

Выступление на КМО по преемственности детский сад-начальная школа. Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время....

Проект "Формирование экологической культуры школьников через внеурочную деятельность»

Объект исследования. Организация внеурочной деятельности по экологическому воспитанию и образованию школьников. ...

Формирование коммуникативных УУД младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

Для ребенка важно ощущение успешности и «нужности». Поэтому важно создание разнообразных возможностей для самопроявления, самовыражения, самооткрытия и пробы учеником собственных сил. Чтоб...