Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Алиева Оксана Алакпаровна

Предлагаю конспекты уроков по окружающему миру в 4 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе

Тема «Отечественная война 1812 года»

Дидактическая цель – добиться осознания и осмысления новой учебной информации.

Тип урока  – изучение нового материала.

Цели по содержанию:

Образовательная –  дать учащимся представление об Отечественной войне 1812 года, формировать понятия Отечество, Отечественная война, время и пространство.

 Развивающая – развивать у учащихся устную речь, кругозор, формирование умения работать с учебной информацией (историческая карта, работа с текстом, заполнение таблицы).

Воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за свою страну,  патриотизма, создать условия для воспитания общечеловеческих ценностей.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная – активизирует познавательную активность.

Средства обучения: музыкальные – увертюра «1812 г.», Чайковский П. И.,  литературные – «Бородино» М. Ю. Лермонтов, зрительный ряд – презентация.

Контроль: текущий на каждом этапе урока

Приёмы: работа с текстом, ролевая игра.

Оценка: качественная.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационное начало

Урок окружающего мира.

Проверяют готовность к уроку.

II. Актуализация знаний

Без актуализации, т. к. это 1 тема в разделе «Век девятнадцатый», большой объем материала для изучения.

III. Мотивация

 Слайд (картина сражения и  звучит музыка)

- Какие чувства у вас возникли?

- Почему так тревожно звучит музыка?

- О чем звенят колокола?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о войне 1812 года).

Подведение детей к формулированию темы урока.

IV. Изучение нового материала

Введение фундаментального понятия – время и пространство.

Слайд  - эпиграф

Времена не выбирают –

В них живут и умирают.

Александр Кушнер

- Как вы понимаете слово время?

- А в истории мы говорим о прошлом времени, определенной части земли, заселенной человеком – пространстве.

Слайд (тема урока)

Итак, как вы правильно заметили, одна тема нашего урока «Отечественная война 1812 года», а вторая «Время и пространство».

- Что указывает в 1 теме на время? (1812 г.).  - - Какой это век? (19).

-  Какое слово говорит о пространстве – месте этого события? (Отечественная).

- Что такое Отечество? (Родина, Россия).

-Что бы вы хотели узнать на уроке?

- У вас прямо «наполеоновские планы»! Когда так говорят?

(когда кто – то задумывает что – то грандиозное)

- У нас действительно наполеоновские планы. Мы вместе будем искать ответы на вопросы: Кто такой Наполеон? Почему началась Отечественная война 1812 г.? Какие стороны воевали? Как шла и чем закончилась эта война?

Слайд (Наполеон с армией)

12 июня 1812 года «Великая армия» во главе с Наполеоном Бонапартом пересекла границы Российского государства. Для ответа на 1, 2, и 3 вопрос (карточка красного цвета) прочитайте текст на карточке оранжевого цвета. (Самостоятельное чтение)

Проверка: Кто такой Наполеон? Какие стороны воевали? Почему началась война? (соперничество между государями Наполеон и Александр 1,далеко идущие планы Наполеона). Докажите словами из текста: «Еще 3 года и я господин мира».

Слайд (карта Европы)

-Какое пространство завоевал Наполеон перед вторжением в Россию?

- (Ответы детей), показ по карте.

Рассказ учителя:

Европейские страны пытались объединить свои войска, чтобы противостоять натиску французов, но это не приносило  успеха.

Работа по заполнению таблицы – зеленая карточка. Приступаем к ответу на следующий вопрос: Как шла война? Возьмите зеленую карточку.

Основные события войны, даты уже  записаны в таблице. Она поможет в дальнейшем вспомнить материал. В процессе изучения темы, мы расположим их по порядку.

Слайд (карта вторжения)

Окрыленные безумным успехом французы пересекли границу России. И только в России Наполеон встретил отчаянное сопротивление не только армии, но и всего народа. Но русской армии пришлось отступить. (Показ).

- Как вы думаете, почему? (Не хватило времени собрать войска с нашей огромной территории, с пространства, качество орудия уступало французскому).

Русская армия отступала в глубь страны. Жители бросали свои дома, уходили вместе с армией. Наполеоновская армия двигалась по разоренной территории.

 Слайд Кутузов

 И когда уже был оставлен Смоленск,

командование всеми русскими войсками принял на себя выдающийся полководец, ученик Суворова, Михаил Илларионович Кутузов. Он понимал, что с каждым шагом в глубь России силы французов будут слабеть, а силы русских войск возрастать. Почему? ( В русскую армию вливались новые силы – люди, призванные в армию с других территорий и партизаны  - люди с завоеванных территорий. Время  и Российское пространство играли на нас.

Недалеко от Можайска была найдена удобная позиция для сражения. 7 сентября1812 года у деревни Бородино наша армия под руководством Кутузова дала сражение французам.

Слайд (карта Бородинского сражения)

Перед вами карта Бородинского сражения, красным цветом – наши войска, синим – французская армия.

Слайд (картина войны, Лермонтов, Толстой), читают ученики.

Вот как об этом сражении писал М. Ю. Лермонтов в поэме «Бородино»:

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

= = = = = = =

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась – как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

= = = = = = = = = = = = =

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять…

Вот затрещали барабаны _

 Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

В этой битве погибли 40 000 русских защитников и 50 000 французских воинов. Наполеон в Бородине впервые не выиграл битву.

Слайд (Музей – панорама бородинского сражения).

В память об этом грандиозном событии открыт музей – панорама в Бородино, воздвигнуты памятники в Смоленске, триумфальная арка в Москве, Казанский собор в Санкт - Петербурге.

Слайд (Совет в Филях)

На ход дальнейших событий повлиял созванный Кутузовым под Москвой в Филях военный  совет, на котором ставит вопрос: давать ли ещё бой под Москвой или сдать Москву?

Ролевая игра (стол, стулья, бумага, карандаш, 5 чел., эполеты)

Ваша задача выбрать какое решение приняли на военном совете по данному вопросу:

  1. Сдать Москву
  2. Дать ещё 1 бой под Москвой.

Слова Кутузова: «Пока цела армия, цела и Россия!»

Кто принял такое же решение, сдать Москву?

На первый взгляд, это не патриотичное решение, но оказалось единственно верным.

Слайд «Пожар в Москве»

Жители спешно покидали столицу. Французские войска входили в пустой город. Для них это было впервые. Москва была сожжена. Наполеон вместе с армией покидает в Москву, началось отступление, которое сопровождали партизаны. В этой войне прославились и вятичи. Надежда Андреевна Дурова(представилась Александр Александров) – 1 женщина – офицер, адъютант Кутузова, г. Сарапул, ее книга воспоминаний «Записки кавалерист – девицы».

Итог: Так закончилась очередная попытка поставить Россию на колени. Памятки остаются у вас, они помогут рассказать о войне1812 г.

Представление о времени и пространстве.

V. Итог урока

- Почему войну 1812 г. называют Отечественной?

- Что и кто наш ваш взгляд,  повлияло на исход войны?

- Какую роль сыграли время и пространство в этой войне?

- Какие чувства вы испытали на уроке?



Предварительный просмотр:

Урок  окружающего мира в 4 классе

Учитель: Алиева О. А.

Тема «Архитектура и изобразительное искусство России 20 века»

Дидактическая цель – добиться осознания и осмысления новой учебной информации.

Тип урока  – изучение нового материала.

Цели по содержанию:

Образовательная –  дать учащимся представление об изобразительном  искусстве России 20 века, формировать понятия живопись, архитектура, натюрморт, портрет, пейзаж.

 Развивающая – развивать у учащихся устную речь, кругозор, зрительную память, ассоциативное мышление.

Воспитательная - создать условия для воспитания художественно – эстетического вкуса, патриотизма.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Средства обучения: 

Контроль: текущий на каждом этапе урока

Приёмы:

Оценка: качественная

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационное начало

1) формирование групп, по треуг.

Проверяют готовность к уроку.

II. Актуализация знаний

2) Приглашение к путешествию. Любите ли вы путешествовать?  Я приглашаю вас совершить   путешествие.

III. Целеполагание и мотивация

Перед тем как отправится куда – либо, дают напутствие. Вот напутствие для нас: 1) «Есть три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный – размышление, второй, самый легкий – подражание, третий, самый горький – опыт»

Сказал древний философ Конфуций

2) Мы вместе пройдем этими путями. И познакомимся с искусством России 20 века. 

Ответы детей,

IV. Изучение нового материала

Введение фундаментального понятия – пути познания.

 Как понимаете слово познание?( Изучение, исследование, знакомство)

 1 блок Познание архитектуры России 20 века 

Каждой группе задание: сложить детали одной картинки.( Останкинская телебашня, Дом правительства РФ,  Третьяковская галерея.) на слайд

- Что объединяет эти сооружения? (находятся в Москве)

- Игра «Третий лишний?» (Третьяковская галерея - внешним видом).

 Давайте подумаем, от чего зависит  внешний облик зданий ? (От времени его постройки). Что было построено раньше, останкинская телебашня и Дом правительства или Третьяковская галерея? (варианты, кто думает по – другому?)

 У кого из вас возникли сомнения по этому поводу? Сомнение – следующий путь познания. Как без сомнения ответить на вопрос, что построено раньше? (спросить у взрослых, прочитать в книге).

Даю тексты для каждой группы. Задание: прочитать текст, найти ключевые слова (дату постройки и архитектора). Проверка. Вывод – построим кластер, для того, чтобы запомнить некоторые имена архитекторов, прославивших 20 век. Я строю на доске, дети со мной на листочках.(таблички)

 Итак, мы в России 20 века. Ваши бабушки и дедушки, мамы и папы родились именно в этом веке. Дмитрия Николаевича Чечулина, Павла Павловича ШтеллераАрхитекторы 20 века

Физкультминутка: стены, фундамент, крыша. – на что похожи фигуры говорю сама.

  1. Блок  Познание изобразительного искусства России 20 века.

А сейчас представьте мы зашли в Третьяковскую галерею, купили билет, план галереи. (Демонстрирую их). Заходим в зал. А как он называется, узнаете, если отгадаете загадки.  Прием «Словарик художника». Я даю определение понятию, вы выбираете  его из  данных понятий: натюрморт, портрет, пейзаж. Т. О. загадка – средство познания.

Как назвать их одним словом? (Живопись – вид изобразительного искусства).

Рассмотрите репродукции картин. Найдите среди них жанр портрета, натюрморта, пейзажа. (называют номера картин). Кто автор натюрморта, портрета. Пейзажа, вывешиваю опору.Грабарь «Февральская лазурь», Малявин «Две девки»,Грабарь «Дельфиниум»...

(Познание начинается с удивления. Удивление. ) Назовите картины, похожие на фото. Слайд все картины.Здесь изображены реальные люди, события и природа. В искусстве это направление живописи называется реализм – опора. Посмотрите на эти картины(Малевич, Малявин)слайд абстрак., чем они отличаются от рассмотренных? Так по – особому, по - своему видят мир художники – абстракционисты. Абстракционизм – направление живописи, которое получило развитие в 20 веке. Основоположником течения является Малевич Каземир.

Переходим в следующий зал. Показ картин. Вам понравились эти картины?  Вы видели их? Где? (они в вашем краеведческом музее, автор картин ваш земляк ИФО)

(Знакомство с  картиной Пластова «Летом») Что изображено? Что хотел рассказать нам художник? Есть у художника картина полная горя, «Фашист пролетел», полная горя и тревоги за судьбу своей Родины. С  каким событием России связана картина? (ВОВ) Привлекают внимание посетителей картины И. Э. Грабаря, пронизанные светом.

Малевич Казимир Северинович – основоположник одного из видов абстракцирнизма.  «Косарь» - Кто изображен?Отличается ли она от других картин, чем?  «Черный квадрат», 1913 г. Эта картина сделала его всемирноизвестным. Давайте подумаем вместе: «Что хотел сказать автор этой картиной?

Что вас удивило?

Малявин «Две девки» - красочные полотна. В каких картинах художник видит природу и людей, как на фотографии – реалистично? А каких видит мир по – особенному, через свои образы и ощущения?  

Выполните кластер по опоре: Художники 20 века.

Вывешиваю опоры Россия, 20 век, ар хитектура, изобразительное искусство

V. Итог урока

Д. з.

Путешествие заканчивается. Мне было приятно общаться с вами. Что удивило вас в архитектуре, а в живописи.  С какими художниками познакомились? Какая из картин понравилась больше?  На память об уроке дарю кисть

 

  1. Подготовьте рассказ о творчестве местных художников

Палитра настроения «Ваза настроения»

Получают  приглашения.

Оценивают результат своей работы.

Дом Прави́тельства Росси́йской Федера́ции — здание правительства РФ в Москве. Расположено на берегу Москвы-реки. Было построено с 1965 по 1979 по проекту архитекторов Дмитрия Николаевича Чечулина, Павла Павловича Штеллера с коллективом авторов. После событий 1993 года Белый дом был ограждён высокой фигурной решеткой, что сделало практически невозможным проведение массовых акций в непосредственной

 Архитектурное решение

 Масштабная композиция здания симметрична, составлена из трёх чётко выделенных частей: на мощное, тяжеловесное основание с гранитной облицовкой и парадной лестницей, ведущей от набережной Москвы-реки к главному входу, поставлены широкий семиэтажный корпус с боковыми крыльями и башня в 20 этажей со скруглёнными углами и верхним техническим этажом, увенчанная часовой башенкой. На башенке помещён бронзовый позолоченный герб России (до событий 1993 года там находились часы, которые остановились во время первого танкового залпа по зданию и позднее были демонтированы); на верху башни установлен флагшток с государственным флагом Российской Федерации. Наружная облицовка стен выполнена из белого мрамора.

Государственная Третьяковская галерея – всемирно известный музей русского изобразительного искусства. Основатель галереи – московский купец Павел Михайлович Третьяков. В 1899 – 1900 годах жилой дом Третьякова перестроили и приспособили для нужд галереи. В 1902 – 1904 годах весь комплекс зданий объединили фасадом, выполненным по проекту художника В. М. Васнецова и архитектора В. Н. Башкирова. Этот фасад придает зданию галереи архитектурное своеобразие и до сих пор выделяется среди прочих московских достопримечательностей.

Останкинская телевизионная башня - .



Предварительный просмотр:

Урок  окружающего мира в 4 классе

Учитель: Алиева О. А.

Тема «Жизнь древних славян»

Дидактическая цель – добиться осознания и осмысления новой учебной информации.

Тип урока  – изучение нового материала.

Цели по содержанию:

Образовательная – дать учащимся представление о жизни древних славян, формировать умение работать с исторической картой.

 Развивающая – развивать у учащихся устную речь, кругозор, зрительную память, ассоциативное мышление.

Воспитательная – создать условия для воспитания ценностного отношения  к истории своей родины, способствовать воспитанию  культуры общения в системе «ученик – учитель», «ученик – ученик».

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная.

Средства обучения: вопросы, слово учителя, историческая карта, опорные схемы, учебник  А. А Плешаков, Е. А. Крючкова «Мир вокруг нас», ч. 2., М., «Просвещение» 2005 г.

Контроль: текущий на каждом этапе урока

Приёмы: «Мозговой штурм», «Яркое пятно», приём работы с книгой.

Оценка: качественная

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационное начало

Создает доброжелательную рабочую атмосферу на уроке. Использует прием «Яркое пятно»..

Урок окружающего мира.

 Нас ждет впереди уже много событий.

Смелее – вперед по дороге открытий!

Хотите узнать, что за этим прячется?

Я вижу вы все готовы к уроку, молодцы, поэтому открываю 1 окошечко. Это буква С.

Проверяют готовность к уроку.

II. Актуализация знаний

Откройте учебник на стр. 33. Давайте хором прочитаем заголовок и узнаем следующую букву.

-Как вы понимаете слово Отечество? (открывает букву Л)

- Что такое история? (открывает букву А).

- Ребята, а где в нашем городе можно узнать об истории нашего края? (После каждого ответа, учитель открывает по одному окошечку, буквы В, Я,  Н, Е)

-

Читают хором: «Страницы истории Отечества».

Родина, Отчизна.

История - прошлое, сохраняющееся  в памяти человечества.

Перечисляют методы исследования: в музее, спросить у взрослых, прочитать в книге, посмотреть в компьютере.

III. Целеполагание и мотивация

Какие умные ребята! Вы догадались, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

-Что можем узнать на уроке?

- Придумайте вопросы, используя данные опоры: Кто такие…? Где жили…? Чем занимались..?

Это и будет наш путеводитель, наши цели на урок.

О жизни древних славян.

Составляют вопросы.

IV. Изучение нового материала

  1. Рассказ учителя.

Так кто же  такие славяне?

- Огромное пространство Восточной Европы  было поселением славян. На большой лесной равнине поселились наши предки – восточные славяне, от которых позднее произошли русские, украинцы, славяне. Жили славяне племенами. (Вывешивает опорные слова).

Племена – объединение людей, связанных родовыми отношениями, общим языком и территорией. (Словарь С. И. Ожегова).

- Какие народы произошли от восточных славян?

2. Работа с картой. (Фронтальная работа)

Прочитайте хором 2 вопрос.

- Ответить на него  поможет историческая карта «Расселение славян», страница учебника 35.

По берегам каких рек расселились восточные славяне? (Вывешиваю опорные слова).

-Как вы думаете, а почему славяне селились по берегам рек?

Время было беспокойное, жители часто воевали между собой, поэтому селились обычно в местах окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой.

3. Физкультминутка.

4. Работа по картине. (Парная работа)

 Давайте заглянем в древнее славянское поселение, стр. 34 . Работаем в паре, ваша задача внимательно рассмотреть картину и рассказать, что на ней видите своему напарнику.

Проверка: Что видите на картине? Из этого делаем вывод: Славяне занимались (вывешиваю опору) земледелием. А чем еще занимались они? (вывешиваю опоры)

А еще у них было интересное занятие  - бортничество. Славяне в лесах собирали мед диких пчел. Кто знает как называется такое занятие сейчас? (пчеловодство).

5.  Итак, мы нашли ответы на все вопросы. Но чем больше узнаешь, тем больше появляется  разных вопросов  Интересно, а во что верили славяне. Вы ходили в музей, поэтому на  него ответите легко. Во что верили  славяне?

До сих пор сохранились праздники «День Ивана Купалы», «Масленица», символом солнца  является блин.

слайд

Волга, Дунай, Западная Двина, Днепр.

Уши вперед – назад с закрытыми глазами; круговые движения пальцами  по щекам; рисуем круги на лбу; нажим подушечками пальцев от переносицы до крыльев носа.

Земледелие, охота, рыболовство.

Слайды - боги

V. Итог урока

Урок подходит к концу. Мне было приятно общаться с вами. Я приглашаю вас на праздник «Масленицы» в мою школу и дарю на память о сегодняшнем уроке стихотворение Маргариты Чебышевой, нашей землячки «Вятичи». (раздаю приглашения).

Кому было работать на уроке интересно и легко, покажите желтый цвет

Как будто само солнышко заглянуло в класс.

Пусть ваш путь к знаниям будет всегда светлым!

Получают  приглашения.

Оценивают результат своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...