Интегрированный урок познания мира и математики. Луг-природное сообщество.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Дунаева Инна Вячеславовна

Урок включает задачи: познакомить с животными и растениями лугов и их особенностью, показать связь между природой и деятельностью человека, отрабатывать вычислительные навыки и умения решать задачи. Методическая разработка расчитана на 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrir_.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           Дунаева И.В.

                                                                                           учитель начальных классов

                                                                                           Класс: 4В

                                                                                           Предмет: Познание мира и Математика

                                             Луг – природное сообщество

Цели урока:

  1. Сформировать представления учащихся о луге, как природном сообществе;
  2. Развивать познавательную активность детей, интерес к урокам математике и познания мира, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

  1. познакомить с животными и растениями лугов и их особенностью.
  2. показать связь между природой и деятельностью человека.
  3. Отрабатывать вычислительные навыки и умение решать задачи.

  1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор об окружающей нас природе, о разнообразии и жизни растений и животных, о пользе, которую они приносят человеку, о необходимости  бережного отношения к ней.

  1. Повторение изученного материала. Устный счет: математические цепочки.

а .) что образуют на поверхности почвы опавшие листья и другие отмершие части   растений.

360  Лесную подстилку

340 Торф

350 Полезные ископаемые

Сосчитай и проверь ответ

300+450-100-50-200-60=

б.) что является  показателем плодородности почвы?

36      торф

3600 перегной

360 песок и глина

3*4*3*10*100:10

в)  Какие обитатели природного сообщества, которые помогают деревьям всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями, служат для животных пищей и лекарствами , кроме того способствуют разложению растительных остатков?

600 Черви

500 Микроорганизмы

700 Грибы

100*6-200+110+90

Вопросы:  К какому природному сообществу относятся грибы? Каких обитателей леса вы знаете ещё? Почему лес считают природным сообществом? Докажи (цепи питания)

  1. Новый материал.

           Бежит тропинка через луг,

Ныряем влево, вправо.

Куда ни глянь -  цветы вокруг ,

Да по колено травы.

Зеленый луг, как чудный сад

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых радужных цветов,

На нем разбросаны букеты.

  1. Чем отличатся лес от луга?

В природе растения растут в определенном порядке, образуя сообщества – леса, луга, поля.

Луг – это обширная территория с травянистой растительностью. Располагаются луга по низменным берегам рек и озер. В половодье луга заливаются вешними водами, летом в их почве много влаги, поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут из-за обилия влаги. Кое-где все-таки можно встретить деревья, растущие небольшими рощами, но только на возвышенности. Люди никогда не селятся на лугах.

  1. Растения луга и их особенности.

Луговые растения растут ярусами-этажами; выше всех -  светолюбивые; нижние – теневыносливые. Листья  у луговых растений чаще узкие и длинные. Много цветов – они дают много семян, стебли чаще разветвленные, у некоторых есть на стеблях усики-зацепы, они цепляются ими за другие стебли и тянутся вверх.

Давайте поближе познакомимся  с этими растениями.

                       сообщение о растениях луга.

Растения в лугах цветут все лето, но это внешнее впечатление, так как в разное время   цветут разные растения – по очереди , чтобы не мешать правильному опылению. Если бы все растения цвели в одно время, то пыльца всех цветков перемешалась бы ,и ей трудно было  бы попасть на свой цветок. Большинство растений не смогло бы опылиться.

Что объединяет эти растения?

Это травянистые растения. Растут на открытой местности. Любят свет и тепло.

  1. Животные луга и их особенности.

Мы выяснили, что на лугу растут только травянистые растения, они невысокие.

Какими вы представляете животных луга ? (Ответы детей)

Особенно луг богат насекомыми. Отгадайте загадки.

Загадки о насекомых.

Нал цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет.

(Бабочка )

Осенью в щель заберется,

А весной проснется.

(Муха) – сообщение о цветочных мухах.

Голубой аэропланчик ,

Сел на белый одуванчик.

(Стрекоза) –

На лугу живет скрипач ,

Носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик).

Сок из цветков она берет

И в сотах копит сладкий мед.

(Пчела) – собирая сладкий нектар, опыляет цветки.

РЕШИТЬ ЗАДАЧУ: « С первого улья собрали 27 кг меда, со второго в 2 раза больше, а с третьего – 2/9 от того , что собрали со второго улья. Сколько кг меда собрали с третьего улья?

В зелени трав вам встретятся гусеницы бабочек, которые питаются растениями.

ЖУКИ-САНИТАРЫ – сообщение.

На лугу можно встретить жаб , ящериц. Они питаются насекомыми.

Почему в лесу насекомых больше, чем в лесу? Чем питаются насекомые?

Насекомые и растения являются основной пищей луговых птиц.

Сообщение о птицах. Перепелки, коростели, трясогузки.

Улетают ли эти птицы осенью в теплые края?

Есть в лугах и много мелких грызунов – полевок, мышей. Чем они питаются?

КРОТ – сообщение.

В луговой почве много червей и бактерий. Они  способствуют

перегниванию растений, погибающих осенью.

Над лугами можно увидеть плавно парящих хищных птиц – они с воздуха высматривают добычу , мышей, птиц, птенцов.

Охотятся на мелких животных луга и животные леса.(лиса, ласка, горностай.)

Крупные животные леса –кабаны, косули, лоси, зайцы тоже выходят на луга, но чаще ночью. Почему?

  1. Составление цепей питания.

5) ВЫВОД

Как видите, на лугу совместно обитают разные живые организмы. Они связаны между собой, зависят друг от друга. Можно ли луг назвать природным сообществом?

  1. Лес и человек.
  1. Самостоятельно прочитать статью в учебнике на стр. 50-51.
  2. Вопросы:
  1. Что дают луга человеку?
  2. Как по вине человека  может нарушиться экологическое равновесие?

Экологические загадки:

а) Почему работники сельского хозяйства не скашивают часть травы на лугу?

б) Что произойдет, если уничтожить норы шмелей?

V. Итог урока.

Почему луг является природным сообществом?

Чем луг отличается от леса?

Графический диктант. Да -     , нет -    .

На лугу растут только травянистые растения.

Растениями луга являются березы, осины, ели.

На лугу живут трясогузки, жуки-навозники, кузнечики.

Санитарами луга и леса называют жуков навозника и могильщика, дятла.

Прошлогоднюю траву на лугах надо обязательно сжигать.

Луга человеком не используются.

Луг – природное сообщество.

V.Рефлексия.

Ребята, что необходимо чтобы вырастить лес? (необходим солнечный свет).

Если вам было на уроке интересно и увлекательно, всё было понятно, то вы прикрепите лучик к первому солнышку.

Если вы испытывали какие-то затруднения, то лучик прикрепите ко второму солнышку.

Желаю вам солнечных дней. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Луг- природное сообщество" 4 класс

Урок с использованием мультимедийных технологий по теме "Луг- природное сообщество" 4 класс  + презентация...

Урок окружающего мира по теме "Лес - природное сообщество".

Лес - это целый мир. Данный материал представляет собой разработку урока окружающего мира по данной теме....

Урок окружающего мира по теме "Лес - природное сообщество".

Данный материал представляет собой подробный конспект урока по окружающему миру по заданной теме....

Урок окружающего мира "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Материал открытого урока окружающего мира (4 класс. УМК "Школа России")...

Урок окружающего мира_4 класс_«Лес – природное сообщество»

Цель урока: способствовать формированию представлений у учащихся знаний по теме «Лес – природное сообщество». Учить обобщать и систематизировать знания....

урок окружающего мира по теме "Лес - природное сообщество"

Урок на темй "Лес - природное сообщество". На уроке - работа в группах: географы, ботаники, зоологи, экологи. Группы получают задание - о какой продной зоне пойдёт речь. Объект исследо...

Конспект урока окружающего мира «Обобщение по разделу «Природные сообщества»» 3 класс

Цели деятельности учителя:Закрепление знаний по разделу природные сообщества  Планируемые результаты:Предметные:Уметь характеризовать каждое природное сообщество, выделять главные признакиЗнать х...