конспект занятия "Мир насекомых"
план-конспект (окружающий мир) по теме

Родионова Светлана Вячеславовна
Итоговое занятие проекта "Мир насекомых" для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-игровой проект для детей старшей группы МОУ «Начальная школа - детский сад №78»

«Мир насекомых»

Аннотация: Данный проект направлен на продолжение знакомства детей с особенностями жизни насекомых, с природными взаимосвязями, а также, на экологическое воспитание; рассчитан на 1 месяц.

Основополагающий вопрос: Зачем нужны насекомые?

Участники проекта: воспитатель, дети, музыкальный руководитель, родители.

Цель: познакомить детей с классом насекомых.

Задачи: - продолжить знакомство детей с живой природой, насекомыми;

               - обеспечить познавательную активность;

               - развивать эстетическое восприятие красоты мира насекомых;

               - обогатить словарь детей новыми словами: улей, размножение, куколка,            личинка, нектар, опыление;

               - Здоровьесберегающие задачи: создание комфортного психолого-эмоционального состояния.

План работы:

- наблюдение за насекомыми посредством презентаций и в естественной среде обитания;

- изготовление, совместно с родителями, поделок из подручного материала «Насекомые»;

- коллективная аппликация «На лугу»;

- чтение разнообразной литературы;

- рассматривание энциклопедий, посвященных миру насекомых;

- рисование при помощи техники монотипия;

- инсценировка фрагмента сказки К.И. Чуковского « Муха-Цокотуха»;

- лепка «Попрыгунья-стрекоза»;

- дидактические игры: «Что лишнее?», «Летает, не летает», «Кого не стало?»;

- музыкальная игра «Жуки»;

- подвижные игры: «Бабочки», «Божьи коровки»

Программное обеспечение: - мультимедийные презентации «Насекомые», «Мир насекомых», «Красота природы»

 - произведения «Капустная белянка» К.Ушинский, «Муравейник зашевелился» В. Бианки, «Кузнечик невидимка» Г. Ганейзер, «Где её дом?» Н.Романова, «Таинственные превращения» Ю.Дмитриев, «О муравьях» Л.Толстой.

- набор игрушек «Насекомые»;

- серия картинок «Насекомые»;

- Энциклопедия «Класс насекомых»

Самостоятельная исследовательская деятельность детей: 

- Чем питается Божья коровка? (в ходе исследований, дети выяснили, чем питается божья коровка; был сделан вывод, что это насекомое – хищник)

- Чем вредны мухи? (с помощью родителей, дети узнали, какой вред может принести муха; в результате исследования сделали вывод, что муха переносит грязь)

Результаты проекта:

В результате нашей работы, дети узнали много интересного:

- насекомых называют «насекомыми», т.к. на их теле есть насечки;

- насекомые опыляют растения;

- насекомые служат пищей для птиц, зверей.

Перспектива проекта: экскурсия в поле, лес, для более глубокого изучения насекомых.

Итог проекта – занятие по разделу «Природное окружение. Экологическое воспитание». Тема: «Мир насекомых»

Ход занятия:

Воспитатель:

-Ребята,   тема   нашего   занятия   «Мир   насекомых»,   сегодня   оно   будет
необычное, мы поведем его на поляне. Скажем вместе:

Раз, два, три - покружись-

На лесной поляне окажись.

(дети идут к цветам, садятся вокруг них полукругом) Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, на этой поляне уже распустились цветы и на них сидят
насекомые. Каких насекомых вы видите? (ответы детей)

Воспитатель:

- Почему они называются насекомыми?        

Дети:        

  1. Потому что на их туловище есть насечки.

(воспитатель берёт в руки божью коровку) Воспитатель:

        - Посмотрите, кто это?
Дети:

  1. Божья коровка.
    Воспитатель:
  2. Чем питается божья коровка?
    Дети:
  3. Тлёй, травой, мелкими насекомыми, клещами.
    Воспитатель:
  4. Чем она полезна?

Дети:        _

  1. Защищает растения от тли
    Воспитатель:
  2. Как защищается?
    Дети:
  3. Отпугивает красный цвет, выделяет ядовитое молочко.
    Воспитатель:                   
  4. Как ещё называют божью коровку?

Дети:

- Солнышко.        

(воспитатель берёт бабочку)

Воспитатель:        .-j

  1. Что это за насекомое?        £
    Дети:
  2. Бабочка
    Воспитатель:
  3. Чем питается бабочка?
    Дети:

-Нектаром.                

Воспитатель:

  1. Как она его добывает?
    Дети:
  2. С помощью хоботка.        
    Воспитатель:
  3. Чем бабочка чувствует вкус?
    Дети:
  4. Ногами.
    Воспитатель:
  5. Как защищается бабочка?

Дети:

- Цветом - похожа на цветок, всё время летает - трудно поймать.
Воспитатель:

  1. Чем полезны бабочки?
    Дети:
  2. Опыляют растения.


Воспитатель:

  1. Чем вредны?
    Дети:
  2. Гусеницы поедают растения.

Физкультминутка «Кузнечики»

Поднимайте плечики,    

Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.  

(воспитатель берёт муравья)

Воспитатель:

- Кто это?

Дети:        

  1. Муравей
  2. Воспитатель:
  3. Почему муравьи самые сильные?
    Дети:
  4. Могут нести груз намного больше своего веса.
    Воспитатель:
  5. Чем питаются муравьи?        
    Дети:                                                                                                                           
  6. Поедают мелких вредных насекомых.
    Воспитатель:
  7. Полезны ли муравьи?
    Дети:
  8. Полезны.

(воспитатель берёт пчелу)

 Воспитатель:

-        Что это за насекомое?

Дети:        

  1. Пчела.

        
Воспитатель:                                                                                    

  1. Чем она питается?

Дети

  1. Нектаром, мёдом.         Воспитатель:
  2. Где живёт пчела?
    Дети:
  3. В улье.        
    Воспитатель:
  4. Чем полезна пчела?        
    Дети:
  5. Опыляет растения, даёт мёд.
    Воспитатель:
  6. Ребята, как размножаются насекомые?
    Дети:
  7. Яичко - личинка(гусеница) - куколка - насекомое.
    Воспитатель:
  8. Ребята, давайте поиграем. Представьте, что вы жуки. Слушайте, внимательно музыку. Сначала, жуки летают, а, когда музыка меняет темп, жуки падают на спинку и дрыгают лапками.

Музыкальная игра «Жуки». 

Воспитатель:

-        Вот и поиграли мы на солнечной полянке, а теперь пора в детский сад.
Скажем: раз, два, три - покружись -

в детском садике окажись.

(дети проходят и садятся на стулья около проектора)        

Воспитатель:        |

  1. Сейчас проверим, как хорошо вы знаете насекомых.        \
    (показывается презентация «Мир насекомых» с загадками)                                   ■
    Воспитатель:
  2. Ребята, какие насекомые красивые. Давайте изобразим бабочек при помощи техники монотипия.        '
    (дети проходят и садятся за парты; приступают к работе; звучит музыка)        ;
    Воспитатель:        |
  3. Какие красивые бабочки у вас получились.

Дети встают полукругом лицом к зрителям. Начинается показ презентации «Красота природы», звучит музыка

Воспитатель:        \

  1. Ребята, что произойдёт, если не будет насекомых?        \
    Дети:
  2. Не будет растений, плодов, т.к. не будет опыления. Не будет птиц, т.к. они питаются насекомыми.

Воспитатель:    

-        Нужно ли беречь насекомых?        
Дети:             

-Да        

Воспитатель:

-        Чтобы сохранить красоту природы, нужно беречь насекомых и всё живое и неживое.

Ребёнок:

-        В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки.
Природа - мать им жизнь дала.
У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути

 - Не обижай, а отойди!

 Без насекомых лес, друг мой,

И  одинокий и пустой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Насекомые - часть живой природы"

Сценарий урока  для 1 класса содержит эффективные формы педагогической работы по организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке ...

Роль насекомых в природе. Охрана насекомых.

Материал может быть использован при подготовке урока по данной теме....

Презентация к уроку "Роль насекомых в природе. Охрана насекомых"

Поможет при проведении урока по данной теме....

Конспект урока "Насекомые" 1 класс

Урок проводится в 1 классе...

Конспект урока "Насекомые" 1 класс

Цель: Дать понятие о насекомых, среде их обитания, приспособление их к среде обитания, их необходимости. Задачи: Познакомить учащихся с насекомыми, как классом членистоногих животных. Р...

Кто такие насекомые? Признаки насекомых. Разнообразие насекомых

Окружающий мир                            Урок 13Тема урока: &laq...

Методическая разработка. Конспект урока "Насекомые. Пчела" по предмету "Мир природы ", 4 класс коррекционной школы VIII вида.

Цель: ознакомление с известными насекомыми, составление описательного рассказа по плану. Определение частей тела пчелы. Определение пользы пчелы для человека....