«Почему нужно есть много овощей и фруктов, чистить зубы и мыть руки?».
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Урок ознакомления с окружающим миром с применением ИКТ 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_moy_luchshiy_urok.doc829 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

х.Незаймановского муниципального образования

Тимашевский район

Всероссийский конкурс

профессионального мастерства педагогов

                                                               Адрес ОУ: 352744 Краснодарский край

                                                                                       Тимашевский район  

                                                                                     х. Незаймановский

                                                                        ул. Школьная, 24 а

                                                                                      тел. 8 (86130) 30-757

      Автор: Кожемякина Елена Владимировна

     учитель начальных классов МОУ СОШ № 9

                                               

Сентябрь 2010

     

        

Пояснительная записка

Урок ознакомления с окружающим миром с применением ИКТ 1 класс представлен по направлению – «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Тема: «Почему нужно есть много овощей и фруктов, чистить зубы и мыть руки?».

Цели: 

1. Образовательная: ознакомить учащихся с основной группой витаминов, содержащихся в овощах и фруктах, их значением для организма; закрепить знание гигиенического правила о мытье овощей и фруктов перед едой;

2. Развивающая: сформировать у учащихся представление о пользе овощей и фруктов;

3. Воспитательная: прививать и воспитывать у детей любовь и бережное отношение к своему здоровью,  культуру личной гигиены.

В основе разработки лежит программный урок по окружающему миру в 1 классе по программе «Школа России» 2007 год  (1ч/ в неделю, 34ч/ в год).   Работа ведется по учебнику «Мир вокруг нас», автор А.А. Плешаков, с использованием рабочей тетради к нему. Дополнительный материал (загадки, стихотворение, частушки, физминутка) взят из методического пособия внеклассных занятий в 1-4 классах «Школа докторов природы, или 135 уроков здоровья» Обухова Л.А., Лемяскина Н.А, На уроке применялись  собственное сочинение учителя (инсценировка «Витамины») и  стихотворения и загадки, придуманные учащимися 1 класса.

Характеристика класса

1  класс является структурным звеном сельской общеобразовательной школы. В классе обучается 10 девочек и  12 мальчиков. Все дети из социально-благополучных семей. Девять многодетных семей и две семьи имеют статус малоимущей.  

Дети в классе уравновешенные, доброжелательные, всегда способны откликнуться на чужую беду. В целом коллектив сплоченный, трудолюбивый.

Данная тема изучается в разделе «Почему и зачем?»

Этапы урока

  1. Организационная часть.
  2. Сообщение цели и темы урока.
  3. Изучение нового материала.
  4. Физкультминутка
  5. Закрепление изученного материала
  6. Итог урока.

Методы применяемые на уроке (пассивные и активные): словесный, практический, проблемно-поисковый, демонстрационный, стимулирующий

Активные формы обучения:

  1. Инсценировка «Витамины»
  2. Чтение стихотворений и загадок
  3. Исполнение частушек

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, учебники, рабочие тетради, цветные карандаши, карточки с кроссвордами, фонограмма частушек, костюмы.

Межпредметные связи: литература, музыка, изобразительное искусство.

Литература: учебник «Мир вокруг нас» 1 класс по ред. А.А. Плешаков, рабочая тетрадь, «Школа докторов природы, или 135 уроков здоровья»(1-4 классы), 2007г. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А, «Необычные уроки в начальной школе» часть3, 2009г., Т.П. Лакоценина.

Анализ работы детей на уроке.

Урок прошел в хорошем темпе. Учащиеся принимали активное участие как в подготовке к уроку, так и непосредственно в самом уроке. Дети придумывали загадки, стихотворения, участвовали в  инсценировке « Витамины», разучивали частушки. В ходе урока решали задачи правильного  питания, составили памятку здорового питания.

Урок достиг своих целей, о чем свидетельствует работа в рабочих тетрадях и ответы учащихся во время подведения итога.

Ход урока.

I. Организационный момент

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- Внимание, внимание! Сегодня мы отправляемся в путешествие по городу Здоровейску.

"В путь – дорогу собирайся,
За здоровьем отправляйся!
Чух-чух! Чух-чух!
Мчится поезд во весь дух!
Паровоз гудит: Тороплюсь!
Тороплю-ю-ю-сь! "
Друг на друга посмотри,
Улыбнись, урок начни!

Показ электронной презентации.

II. Слайд №1 ( Тема, цели).

- Путешествовать с нами будет доктор Здоровячок. Он приготовил нам вопросы.

-  Прочитайте на какие вопросы мы должны ответить в ходе нашего путешествия.

-  Почему нужно есть много овощей и фруктов?

-  Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

III   Работа над новым материалом.

Учитель: - Как вы думаете, зачем человек употребляет пищевые продукты? (Ответы детей).  Чем же питается человек? (Ответы детей). Но не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное приводит к болезням.

Учитель:  Послушайте отрывок из стихотворения Ю.Тувима

        Хозяйка однажды

С базара пришла,

Хозяйка с базара

Домой принесла:

Картошку, капусту,

Морковку, горох,

Петрушку и свёклу..

- Кто из вас запомнил, что принесла хозяйка?

( Дети перечисляют овощи). Слайд №  2

- Как всё это назовём? ( Овощи.)

Слайд № 3 «Овощная»

Учитель: Ждут здесь овощи ребят,

               Они загадки загадать хотят!

Подготовленные дети читают загадки об овощах, остальные  отгадывают. Зачем учитель дает информацию о данном овоще.

Ученик 1. Как на нашей грядке

   Выросли загадки –

   Сочные да крупные,

   Вот такие круглые.

   Летом зеленеют,

   К осени краснеют. (Помидоры.)

  Слайд № 4

Учитель: Помидор, или томат сначала  служил для украшения клумб и подоконников. Затем его стали выращивать как лекарственное растение, и только потом он поселился на огородах и его стали употреблять в пищу. В помидорах содержатся витамины С и В.

Ученик 2. На грядке длинный и зелёный,

А в кадке жёлтый и солённый.  (Огурец.)

  Слайд № 5

Учитель: Всего 400 лет назад наши предки и не знали о существовании огурцов. А сегодня, к кому бы вы ни зашли в гости, вам обязательно предложат какое-нибудь блюдо из огурцов: салат, винегрет или просто соленые огурчики.

Учитель: послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое сочинил дома Денис.

Я – зеленый огуречик,

Шустрый тонкий человечек.

Хрустящий аппетитный

И в салате знаменитый

 Ученик 3. Скинул с Егорушки

   Золотые пёрышки –

   Заставил Егорушка

   Плакать без горюшка.  (Лук.)

Ученик 4. Маленький,

   Горький,

   Луку брат.  (Чеснок.) 

Слайд № 6

Учитель: с давних пор Лук и чеснок  славились своими лечебными свойствами. В этих овощах большое количество витамина С. Вдыхание паров лука и чеснока хорошо помогает при кашле, ангине. Кашица лука и чеснока помогает при насморке. Оба эти растения служат нам и пищей, и лекарством.

    Ученик 5. Щёки розовы, нос белый.

   В темноте сижу день целый.

  А рубашка зелена,

   Вся на солнышке она. (Редис.)

Слайд № 7

Учитель: Редис в быту мы часто называем редиской. Это один из первых свежих овощей, появляющихся на нашем столе после долгой зимы. У нас в стране этот овощ появился всего около 100 лет назад.

  Ученик 6. Круглый бок, жёлтый бок,

   Сидит на грядке колобок.

   Врос в землю крепко.

   Что же это? (Репка.)        

Слайд № 8

Учитель: Репу наши предки употребляют в пищу несколько веков. Едят ее сырую, вареную, пареную. Это полезный овощ. Ему даже посвящена известная русская народная сказка. Вспомните ее название.

 

Ученик 7 Как надела сто рубах,

   Захрустела на зубах.  (Капуста.)

Слайд № 9

Чтение стихотворения. Автор: Пащенко Снежана, ученица 1 класса

Капуста – пышная душа

Как русская матрешка.

Хрустящие её бока,

Витамины для салата и борща!

Учитель: Следующую загадку Юля сочинила сама:

 Ученик 8. Под землей растет

Косы сверху плетет.

Рыжая плутовка.

Девица – … (Морковка)

Слайд № 10

Учитель: В моркови содержится большое количество витамина А, который укрепляет организм и защищает его от инфекций, а так же положительно действует на зрение. Однако морковь — это не только копилка витамина А. В ней содержится чуть ли не весь витаминный алфавит.

Работа в  тетради с 43 (2) «Варим борщ»

Слайд № 11

Все вместе:     Ешьте больше овощей

                       Будете вы здоровей!

Учитель: В этом путешествии по городу Здоровейску нам помогут овощи и их лучшие друзья. Кто они? (фрукты)

Слайд № 12  «Фруктовая»

Подготовленные дети читают загадки и стихотворения о фруктах, остальные  отгадывают

      Ученик 1. Само с кулачок,

   Красный, жёлтый бочок.

   Тронешь пальцем – гладко,

   А откусишь сладко.  (Яблоко.)

Слайд № 13

Учитель: Яблоки — самый ценный фрукт, можно сказать, наш хлеб насущный. Свежие яблоки у нас не переводятся почти целый год. Они придают силу, продлевают молодость и помогают бороться с болезнями.

  Ученик 2. Жёлтый, круглый, ты откуда?

   прямо с солнечного юга.

   Сам на солнышко похож,

   Можешь съесть меня, но только

   Раздели сперва на дольки.

   Как меня ты назовёшь?   (Апельсин.)

Слайд № 14

   Круглый цитрус – апельсин,

   Солнышку лесному сын. 

   Сочный  яркий

   И по вкусу очень сладкий. (сочинил Саша)

Учитель: Как всё это назовём? ( Фрукты.)

  Работа по рисунку с. 104 учебника, с.43 (2) «Варим компот» Слайд № 15

- Как отличить фрукты от овощей?  ( Фрукты растут обычно в саду, они сладкие, кроме лимона.. Овощи обычно растут в огороде, они не сладкие, кроме моркови, она сладковата.)

_Работа в группах.

- Доктор  приготовил нам кроссворд. Давайте разгадаем его.

   Раздаётся кроссворд, ребята отгадывают его парам

      Слайд № 16

1. Ягода известная

Прозрачная, полезная

Этой ягоде я рад,

Это вкусный… (Виноград) 

2. Младший брат апельсина (Мандарин) 

3. Маленькая печка с красными угольками (Гранат) 

4. Какой плод человеческим именем величается? (Груша) 

5. Яркий, кислый, налитой,

Весь в обложке золотой (Лимон)

6. Желтый, круглый, ты откуда?

Прямо с солнечного юга.

Сам на солнышко похож.

Можешь съесть меня, но только

Раздели сперва на дольки.

 Как меня ты назовешь? (Апельсин) 

7. Диковинка заморская

С зеленым хохолком.

Не растет у нас

Полезный… (Ананас)

Учитель: Как назвать это все одним словом? (Фрукты)

IV.  Физкультминутка  Слайд № 17

Учитель: Какое слово получилось в выделенных клетках? (Витамины). Как вы думаете, почему появилось это слово? (Ответы детей). Почему нужно есть много овощей и фруктов? (Ответы детей).

Стр.105 учебника. Витамины – это вещества, которые содержатся в овощах, фруктах: они полезны для организма человека. Без витаминов человек болеет. Давайте послушаем, что нам расскажут витамины.

Выступают дети переодетые витаминами.

Слайд № 18

Витамин А:  - В нашем отряде главный  - Я,

                        Без меня -  ростом  были бы ниже муравья.

                        Без меня – не увидели бы комара.

-Я  - витамин А, а это вся моя семья, (показывает на слайд, где изображены: морковь, красный сладкий перец, красный томат, зеленый лук, щавель, абрикос, салат, шпинат, плоды шиповника) где в каждом есть частичка меня.

Слайд № 19

Витамин В: - А по-моему здесь главный  - я. Посмотрите, у меня (показывает на слайд с изображением: капусты, моркови, кукурузы, банана, груши, ореха, граната, тыквы, зеленого горошка, земляники, лука) тоже есть своя семья. За хороший аппетит следит она.

Слайд № 20

Витамин С: Я витамин – С защищаю вас от инфекций, которые крутятся везде. Что бы часто не хворать,  нужно витамин С употреблять.(показывает на слайд с изображением: черной смородины, облепихи, малины, рябины, земляники, апельсина, киви, лимона, мандарина, айвы, чеснока, капусты).

V. Закрепление материала

Учитель:  - Для чего нужны витамины? 

Вывод: Чтобы хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы Чтобы быть сильным, иметь хороший аппетит, не огорчаться и не плакать по пустякам Чтобы реже простужаться, быть бодрым, быстрее выздоравливать при болезни.  быть сильным, иметь хороший аппетит.

Учитель:  - Все фрукты и овощи, содержащие витамины, полезны для здоровья.

Подготовленные ученики исполняют частушки.

Что-то наш Денис грустит,

Очень бледный он на вид.                                                      

На уроках он зевает –          

Витаминов не хватает.                                                                                                              

Стасик в счёте преуспел,

Яблок много летом съел.

В яблоках железо есть -

Это нужно всем учесть.

  А у Настеньки беда –                                                                              

Не растёт совсем она.                                                      

Доктор Насте дал совет:                                                                                                           «Ешь морковку на обед».                                                              

Пейте соки, ешьте фрукты!        

Это вкусные продукты.  

Витамины принимайте                                                                                                                   И здоровье укрепляйте.

- А что может повредить нашему здоровью? ( Злючка-Грязючка.  Она любит грязь.)

-  Что надо делать, чтобы она исчезла?  (Мыть овощи и фрукты.)

-  Отгадайте, кто поможет справиться с ней?  Чистюлькино ждёт нас!

Слайд № 21 «Чистюлькино».

1. Костяная спинка,

   Жёсткая щетинка,

   С мятной пастой дружит,

   Нам усердно служит. (Зубная щётка.)

Слайд № 22

2. Гладко, душисто, моет чисто,

   Нужно, чтобы у каждого было…  (Мыло.)

Слайд №23

3. Я не сахар, не мука,

   Но похож на них слегка.

   По утрам всегда я

   На зубы попадаю.  (Зубной паста.)

Учитель: - А почему надо чистить зубы?

- Сколько раз в день надо чистить зубы?  (Два – утром и вечером.)

- А сколько раз в день надо мыть руки? (Много раз, в определённых случаях.)

VI. Итог урока.

Учитель: - Что нового и необычного вы узнали на сегодняшнем уроке о продуктах питания и гигиены? (Ответы детей)

- Какие продукты вы используете в пищу? (Ответы детей: картофель, молоко, шоколад, сок) 

 - Давайте создадим полезные советы здорового питания.( В ходе ответов создаётся памятка).

Слайд № 24, 25

Учитель: Запомните эти правила и следуйте им. Спасибо всем за урок.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1.Систематизировать и расширить знания о овощах и фруктах.2.Познакомить с витаминами, раскрыть их значение для человека3.Повторить правила гигиены....

Урок по окружающему миру"Почему нужно есть много овощей и фруктов, чистить зубы и мыть руки?" 1 класс.Программа"Школа 2100"

Для развития интереса к окружающему миру и познанию самого себя, применения своих знаний на деле важно раскрыть значение витаминов и соблюдения личной гигиены для здоровья организма. Данная работ помо...

Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Ознакомить обучающихся с основной группой витаминов, содержащихся в овощах и фруктах и их значением для организма; что происходит с пищей в организме, для чего надо есть, как есть правильно; фор...

Урок по окружающему миру 1 класс."Почему нужно есть много овощей и фруктов, чистить зубы и мыть руки"

На данном уроке учащиеся учатся различать способы и результат действия (забота о здоровом образе жизни). Учатся классифицировать по заданным категориям. На уроке идет установка на здоровый образ жизни...

Урок окружающего мира на тему «Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно мыть руки и чистить зубы?»

Тема: Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно мыть руки и чистить зубы? (1 класс)Цель: - систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах, их разнообразии;-познакомить детей с в...