Устный журнал " Россия - моя Родина"
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме

Цели данного мероприятия:

1) осознание понятия «Родина»; использование полученных знаний

           для поиска дополнительной информации об историческом прошлом

           страны;

 2) развитие  исследовательских способностей учащихся;

  3) воспитание чувства патриотизма, толерантности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_zhurnal_rossiya_-_moya_rodina.rar14.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                       ОКРУЖАЮЩИЙ  МИР   (2 КЛАСС)      

                                         (конспект урока + презентация)

Форма проведения:    урок – путешествие.

Тема:    «Россия – моя родина»

             Обобщение.

Цель:  1) осознание понятия «Родина»; использование полученных знаний

           для поиска дополнительной информации об историческом прошлом

           страны;

            2) развитие  исследовательских способностей учащихся;

            3) воспитание чувства патриотизма, толерантности.

         

Оборудование: диск с презентацией, карты России (физическая и политическая), картины

                            природы России, Конституция РФ, альбом «Город Вольск», выставка

                           литературных произведений народов, проживающих на территории 

                     России, выставка рисунков учащихся «Миру – мир!»

           

                                     ХОД  УРОКА

I. Организация  класса.

- Ребята, мы сейчас отправляемся в путешествие по нашей стране на самолёте, изготовленном на уроке  технологии.

- А какими качествами должен обладать путешественник? (уч–ся отвечают)

(звучит отрывок из песни « С чего начинается Родина?» сл. М.Матусовского, муз. В.Баснера. Ученик в фуражке лётчика читает стихотворение)

- Великую землю,

  Любимую землю,

  Где мы родились и живём,

  Мы Родиной светлой,

  Мы Родиной нашей,

  Мы Родиной милой зовём.

- Разрешите отправиться в полёт?

II.Сообщение темы и цели урока

Учитель - Ребята, где вы родились, где росли? (уч-ся отвечают)

Для всех для вас это маленькая родина. А вот если объединить все маленькие родины, всех ребят, то получится одна большая Родина всех наших людей, наша страна - Россия. (Слайд 1.)

- Сегодня на уроке мы вспомним всё, что знаем о нашей  многонациональной Родине, её

  историческом прошлом, об отношениях между людьми, о природе страны.

III.Повторение и обобщение пройденного материала.

1 станция   «ИСТОРИЧЕСКАЯ» (Слайд 2)

 ( Ученик читает стихотворение)

 « На свете много разных стран

Но есть одна страна.

От белых льдов до тёплых рек

 Раскинулась она

На свете много разных стран

Но есть одна страна

Её мы Родиной зовём

А Родина одна».

-Как называется наша Родина? В каком основном документе об этом говорится? (Конституции) (Слайд 3)

( Подготовленный ученик сообщает, откуда пришло название «Русь»).

Ученик. В стародавние  времена Россию называли Русью. Слово «Русь», как полагают, некоторые учёные произошло от слова «русло». Русло - это ложе реки. По которому она течёт меж берегов. Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут,- Россией.

Учитель

-  Какой город является столицей нашей Родины? ( Москва) (Слайд 4)

- Вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свои символы. Давайте вспомним, какие.

- Посмотрим (слайд №5).

1ученик. Россия вступила в XXI век и третье тысячелетие с бело – сине – красным государственным флагом по решению Государственной думы и Президента РФ.

2 ученик Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают  о исторической необходимости  для России обороны от запада до востока.

3ученик Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. Три короны над головами орлов, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх  восточнославянских народов- русских, украинцев, белорусов.

4ученик Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя. Её написали: слова С.В.Михалкова, музыка А.В.Александрова.

Учитель.

      - В нашей стране очень много городов, сёл, деревень, где живут люди. Эти места являются малой Родиной.

У каждого человека  есть  своя малая Родина, то место, где он родился.

- А как называется ваша малая Родина?

 У многих из вас это город Вольск. (Слайд №6)

Родной город – ВОЛЬСК - родная река Волга

 - Давайте ещё раз вспомним прекрасные места нашего районного города. (Слайды №7 - 9) Это старинные здания, театр, краеведческий музей, гостиница «Цемент», набережная, пристань, площадь X Октября, меловые горы.

Ученик ( защищает свой проект «Мой родной город»)

- Образованный в ноябре 1780 года Вольский уезд был довольно крупной административной единицей. Его восточные границы протянулись более чем на 80 километров по реке Волги от протоки у острова Пустынного, что возле села Девичьи Горки, до Ильменьерика, находящегося в 10 км. Ниже села Воскресенское. 6 января 1781 года Вольск торжественно отметил акт возведения его в ранг городов уездного значения. Ему было учреждено знамя (2 голубые полосы сверху и снизу, и красная по середине) и герб. На верхнем голубом поле герба красуются  три серебряные стерляди, на нижнем позолоченном - спящий медведь; он как бы символизировал неразбуженную силу этого богатого края.

 

2. станция « ПРИРОДА РОССИИ» (слайд № 12)

 Учитель: Россия – необъятная страна. Её площадь составляет 17 млн. кв.км. Представьте себе. Что мы совершаем путешествие с севера на юг России. Нам предстоит преодолеть расстояние  около 4 тыс. км. А если мы полетим на самолёте с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тыс. км.

( Просмотр рисунков, картин и слайдов с изображением природы России)

- Посмотрим на прекрасные уголки родной природы. (Слайды №12 – 17)

- Наша страна самая великая в мире – она так велика, что когда на одном её краю наступает ночь, то на другом – уже утро. Если кто – нибудь захотел всю страну с Запада на Восток пройти пешком, то на это ему потребовалось бы не меньше года.

В нашей стране: и вечная мерзлота – Крайний север, где нет никакой растительности, животного мира; чуть южнее появляются мхи, лишайники, карликовые берёзы, белые медведи, а дальше тянутся леса: дуб, берёза, клён, вяз, следом идут безмолвные степи, пустыни и наконец , мы добрались до юга нашей страны : Черноморского побережья  Кавказа, который снабжает нас лимонами, апельсинами, где много курортов, лечебниц.

    Такова природа нашей родины.

   Ученики защищают свои проекты по теме «Природа России», демонстрируют макеты.

3.станция  «ЛЮДИ – ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО» (Слайд №18)

-Учитель.

   Самое главное богатство страны – это её люди. Великое счастье, когда люди веселятся, радуются жизни (Слайд №19).

- Люди, каких национальностей живут в нашей стране?  В нашем селе? Как они живут?

На нашей территории живёт более сто национальностей: это и русские, украинцы, армяне, грузины, белорусы, татары, чуваши, мордва, евреи и т.д. И ничего, что они говорят на разных языках, имеют разные обычаи. Все они – это одна дружная семья, дети одной страны – России.

Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну от захватчиков Великая Отечественная война кровью, породнила все народы Советского Союза. В братских могилах лежат русские, украинцы, татары, казахи, осетины, башкиры, белорусы и другие  народы. Из воспоминаний народного поэта Дагестана Расула Гамзатова: « В одном  из боёв за Крым восемь советских воинов, в числе, которых был дагестанец, выдержав упорный бой, неравный бой, израсходовав все боеприпасы, тяжело раненные, были взяты немцами в плен. Гитлеровские палачи долго терзали их, ничего не добившись, в ярости набросились на дагестанца: «Они – то русские чужие, а ты – иноземец. Ты чужой для них. Что же ты молчишь?» Наш солдат гордо ответил: «Я тоже русский. Мы все дети одной матери-Родины – России ».

Россию называют « плавильным котлом» народов и рас. Но ни один народ не исчез, не расплавился в этом котле. Об  этом говорят и результаты переписи населения: сейчас в России проживают люди 160 национальностей, а по предыдущей переписи было 129. Это национальное многообразие – настоящее богатство России.

Ведь у каждого народа – своя культура, свои традиции, свой исторический опыт.

Украинец Гоголь, еврей Левитан, армянин Айвазовский, грузин Багратион, белорус Шостакович, тысячи других талантов – все они обогатили русскую культуру, и все они для нас и для мира русские. Невозможно представить русскую историю без  имён И.В.Мичурина, И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева, М.И.Кутузова, К.А.Тимирязева. С.В.Рахманинова, А.А.Ахматовой – и у всех у них татарские корни.

А сколько  верой и правдой служили России, отдавали часть своей жизни, часть своей души. И не имеет значение, какой крови были эти люди. Важно, что они считали себя русскими. Вот, например, Знаток русского языка В.Даль не имел ни капли русской крови. Отец – датчанин, мать – немка. «Я русский по духу» - всегда заявлял Даль.

Немка Екатерина II, правление которой – целая эпоха в истории России. Лермонтов, Фонвизин, Пушкин – потомки иностранцев, которых приютила Россия. Все они – полноправные участники многовековой и славной русской истории

4.станция « ЛИТЕРАТУРНАЯ» (Слайд № 20)

ченики в костюмах (русских, татарских, мордовских) читают стихотворение.

1. Вижу чудное приволье,

    Вижу нивы и поля –

    Это русское раздолье,

    Это Русская земля.

2. Вижу горы и долины,

    Вижу степи и луга –

    Это русские картины,

    Это Родина моя.

3. Слышу песню жаворонка,

    Слышу трели соловья –

    Это русская сторонка.

    Это Родина моя.

- Дети читают наизусть стихи поэтов разных национальностей, живущих на территории нашей страны (самостоятельный выбор стихов) и разучивают игры.

 Библиотекарь рассказывает  об имеющихся произведениях писателей разных национальностей в библиотеке.

5.станция « Национализму , расизму , шовинизму – нет!»

                   « МИРУ  -_ МИР!»   (Слайд №21, 22 )  

- Учитель.            

 -Учёные подсчитал, что люди, у которых в роду есть кровь разных народов, составляют больше половины человечества. Но ещё есть много людей в нашей стране, которые считают русскую национальность главной. Они выступают с лозунгами: « Россия – для русских!», бреют головы, используют фашистские приветствия, флаги со свастикой - это националисты. По под счётам социологов, только в России их несколько десятков тысяч. С каждым годом растёт количество преступлений на почве национальной нетерпимости. Человеческие трагедии, искалеченные судьбы, заблудшие души. Что же означают такие понятия как: национализм – нетерпимость к людям другой национальности, неприятие  их национальных традиций, обычаев, норм.

Шовинизм – крайняя форма национальности, проповедь национальной исключительности.

Расизм – теория и политика, утверждающая превосходство одной расы  над другой.

Фашизм  политические течения, опирающиеся на прямое насилие, шовинизм и расизм.

Нацизм – одно из названий германского фашизма, произошедшее от названия национал – социалистической партии Германии.

Россия многонациональная страна. Нацизм, шовинизм ослабевают единство народа, толкают людей на преступление терроризм. Это может привести к тому, что маленькие народы почувствуют себя обделёнными, обиженными. Они захотят выйти из состава России. Может начаться гражданская война, которая приведёт к распаду страны. Мы не должны допустить этого.

Единственным лекарством  является  - толерантность, умение жить в мире с окружающими, терпимо относиться  к их взглядам, обычаям, традициям, чтобы любить другие народы, надо изучать историю своего народа, нужно сделать так, чтобы дети разных народов больше общались: устраивали фестивали, олимпиады, больше путешествовали, занимались бытом и традициями разных народов.

   -Главным законом нашей страны является Конституция РФ. В ней говорится, что все граждане РФ имеют равные права независимо от национальности, происхождения, должности, образования (показ документа)

Композиторы сочиняют музыку. Художники разных национальностей пишут картины.

Писатели пишут книги. И мы их с удовольствием читаем.

- С какими словами мы можем обратиться к людям разных национальностей? (уч-ся отвечают)

 «Надо народам всех национальностей жить в мире, дружно. Наша Родина  не хочет воевать.  Россия хочет мира и процветания! »

IV.Итог  урока.  

-Ребята, что же после сегодняшнего урока мы должны понять и усвоить?

Вывод: 1) Родины – это самое дорогое, что есть у человека;

             2)История России очень интересна, и её ещё долго можно изучать;

             3)Чтобы счастливо  жить,  надо друг друга любить и всегда помогать.

Комментирование и выставление оценок.

               Ученик.

 « Родина моя, моя Россия!

  Как сказать тебе,

  Что я тебя люблю

  Это море, это небо синее

  Эту жизнь в родном моём краю.

  Этот дождь и эти вьюги злые,

  Эти клёны, эти тополя.

  Родина моя, моя Россия!

  Как сказать, что я тебя люблю!»

                                    Учитель МОУ «ООШ с.Талалихино»: Мухамедова М.Г.

                                                                     2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Высшая награда Родины"

Материал для проведения классного часа, посвященного Дню Героя. Презентация......

Устный журнал "Галерея героев России"

Устный журнал "Галерея героев России" содержит материал о героях Отечества от былых времён до героев Второй мировой войны....

Устный журнал "Зелёный наряд нашей Родины"

    Внеклассное занятие для учащихся 1 класса. Формирование умений определять названия деревьев по форме листа, воспитание экологической культуры, бережного отношения к родной природе...

Устный журнал "Моя родина - Росссия".

Устный журнал был проведён для обучающихся начальных классов в летнем пришкольном лагере. Будет полезен учителям начальных классов, педагогам-организаторам....

"По страницам нашей Родины" Устный журнал

Цель: воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, способствовать формированию устной речи учащихся, памяти.Оформление: выставка детских рисунков на тему «Моя Родина», репродукции с изображение...

Устный журнал «России верные сыны»

Презентация «России верные сыны»...

Внеклассное мероприятие по краеведению на тему:«История моей малой Родины» (Устный журнал)

Цель: Воспитание любви к родному краю, к малой родине.Задачи:1.Рассказать об истории возникновения родного села.2.Познакомить с историей села.3.Познакомить с достопримечательностями села «Л...