Конспект урока: "Спор трёх стихий-Воды, Земли, Воздуха"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Урок-праздник по теме:"Спор трёх стихий- Воды, Земли и Воздуха" даст возможность закрепить и обобщить материал по трем темам:Вода,Земля и Воздух.

Представьте, что встретились 3 духа-Земли,Воды и Воздуха. И поспорили, кто из них важнее. Развивающая система Л.В. Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spor_tryoh_stihiyo_prozdnik_po_okr..odt34.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа № 481

с углубленным изучением немецкого языка

Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект урока

по окружающему миру во 2классе

Тема: « Спор трёх стихий-Земли, Воды и  Воздуха»

Программа: Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Урок составлен и проведен учителем высшей категории

Рогачевой Еленой Владимировной

Тип урока: Проектная деятельность

  Цель:  содействовать развитию у учащихся исследовательской культуры  

сформировать личностно-смысловое отношение учащихся к изучаемому предмету,

Задачи урока:

Предметные:

  1. Продолжить  формирование представления о значении воды в природе и жизни человека

         Актуализировать личностное отношение учащихся к изучаемой    

         теме

  1. Формировать представления о связях природы и человека

Межпредметные:  

  1. Формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать
  2. Прививать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой
  3. Развивать речь, память, мышление, наблюдательность
  4. Развивать воображение, творческие способности      

    Оборудование:

           учебник «Окружающий мир» 2 класс,авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков

                  творческие работы учащихся,  презентация к уроку

                                                  Санкт-Петербург

2012г.

                                                     

                                               

Занятие начиналось с подготовки команд примерно за 2недели, чтобы дети смогли подготовиться.

Класс делится на 3 команды по 9 человек.

                                          Задания командам:

.

3.Повтори материал учебника по темам: Земля, Вода, Воздух. Вспомни интересные факты, они могут тебе пригодиться!

  1. Постарайся получше подготовиться к доказательству того, что твой дух (Земли, Воды, Воздуха ) является самым важным. Можешь это сделать устно или письменно. Постарайся помочь своей команде! Важно участие каждого и победа будет за вами.

В результате подготовительной работы в классе были вывешены 2 газеты; «Стихия Воды», «Стихия Земли», «Стихия Воздуха»

  1. План занятия

 1Представление команд. Слайд-шоу.

 2.Загадки.

 Каждая команда загадывает по 3 загадки другим командам.

3«Данетки»

4Пословицы и поговорки

 Соедини пословицы

5 Кроссворд

6Подведение урока

         Урок проходит в виде соревнования 3 команд. За каждый этап дети получают жетоны , которые в конце суммируются. Конечно, в результате игры должна победить дружба.

1этап   

            Представление команды «Земля»

Сопровождается показом слайдов.

Ученики выходят в костюмах и представляют свою команду.

Слайд1

 

1ученик:

   Наш дом родной, наш общий дом, -

   Земля, где мы с тобой живём.

   Ты только посмотри вокруг:

   тут – речка, там – зелёный луг.

   Не разрушайте этот мир, девчонки  и мальчишки,

   Иначе эти чудеса останутся лишь в книжке.

 Слайд2

2 ученик:

  1. Сколько Земле лет? Нашей планете более чем 4,5 млрд. лет. Последние исследования показали, что Земля совсем немного младше Солнца – она появилась всего на 10 миллионов лет позже.

Что же появилось раньше: вода или земля?

3 ученик:

-У каждого человека есть свой дом. Есть он и у тебя. Ты живёшь в нём вместе  с мамой и папой. Но у всех -всех людей есть ещё один большой общий дом- наша прекрасная планета Земля.

Слайд 3

4 ученик:

      -А знаете ли вы, сколько людей живёт на Земле?

Численность населения сейчас составляет 7 миллиардов человек.

К 2025 году нас будет 8 млд.

К 2085году- 10 млд.

Слайд 4

5 ученик:

 -      Очень давно, много-много лет назад, люди совсем ничего не знали про нашу планету. Они думали, что Земля похожа на большой блин и лежит на спинах 3 китов или на трёх слонах, которые стоят на гигантской черепахе. Когда животные начинали шевелиться- на Земле случались землетрясения.

Слайд 5

6 ученик:

  1. А где живёт больше животных: в воде или на земле?

По расчётам канадских учёных в Мировом океане обитает

2,2 млн. видов животных,на суше- 6,5 млн.видов.

Слайд 6

Животных на планете около 7,8 млн. видов, грибов- 611тыс. видов, растений- 300тыс. Видов.

7 ученик:

      - При этом растениям повезло больше всего: из них описано 72%

видов, тогда как животных -12%, грибов — только 7%. Чтобы описать все виды животных,растений и грибов, человеку понадобится ещё 500 лет.

Слайд 7,8

8 ученик:

 -     Мы с вами,ребята, тоже можем стать участниками этих открытий. Представьте себе, что в 2010 году был найден в водах Мексиканского залива новый вид рыбки ,а на Мадагаскаре-новый вид паука, плетущий сети диаметром 25метров.

Слайд 9

9 ученик:

    - Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. Почему природные богатства называют «полезными ископаемыми»? Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные- потому что они приносят большую пользу людям.

                                  Представление команды «Вода»

Слайд 10

  1 ученик:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

 2 ученик:

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

  3 ученик:

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяем сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

 4 ученик:

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.

Слайд 11

 5  ученик:

 Разве вода – это только жидкость,что налита в стакан? Океан, покрывающий почти всю нашу планету, всю чудесную Землю, в которой миллиарды лет назад зародилась жизнь.

Слайд 12

  6 ученик:

Тучи, облака, туман, несущие влагу всему живому на земле – это ведь тоже вода.

Слайд 13

Если посмотреть на модель Земли,то увидишь, что в основном преобладает голубой цвет. На глобусе Земли больше воды, чем суши. Земля, как арбуз, который питается водой. А режим питания нарушать нельзя!

Слайд 14

7ученик:

- Вода-хороший растворитель. В ней растворяются минеральные соли земли, которые поглощают корни растений. Влага необходима

для прорастания семян. Существуют растения, для которых вода- среда обитания. Это морские водоросли.

Слайд 15

 8  ученик:

- Растения и животные не могут обходиться без питья. Лишённые воды они умирают и засыхают.

Слайд 16

  9 ученик:

 - Вода- основное вещество, из которого состоит каждый из нас. Поэтому важно знать, сколько воды надо пить человеку в день, и какая это должна быть вода.

   Без воды человек может прожить только 3 дня, а без пищи-30- 50дней. Взрослый человек должен пить 2- 2,5 л воды в день. Детям можно меньше- 1.5 -2 л

Слайд 17

  1ученик:

Что такое вода? Минерал не имеющий цвета,

 Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –

 Это главное таинство, главное чудо Планеты,

 Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.

 2ученик:

 Без воды на Планете не мыслимо что-то живое

 И вода вездесуща – и в недрах, и по над землей,

 И планету Земля, во Вселенной зерно голубое,

 Было б много точнее назвать не Землёй, а Водой.

            Представление команды «Воздух»

Слайд 18

  1ученик:

 - Воздух это не только элемент , необходимый каждому человеку для жизни, но и наша связь с внешним миром и природой.

  2ученик:

  - Помимо того, что проветривать помещение советуют все врачи для поддержания чистоты атмосферы дома и обогащения живущих в нём людей кислородом, воздух имеет важные энергетические свойства.

Слайд 19

  3ученик:

  1. Почаще открывайте окна, тем самым давая подышать не только себе, но и вашему дому. А так же , повесив недалеко от окон небольшие колокольчики или «музыку ветра», вы привлечете энергию воздуха.

Слайд 20

  4 ученик:

  1. Воздух очень любит пространство. Его называют воздушным океаном. Своими мощными потоками он может сносить всё на своём пути, приносить разрушения. Но может очистить загрязнённый воздух над городом,перенести пыльцу с цветка на цветок и даже дать электричество.

Слайд 21

  5ученик:

- Всем живым существам и человеку для дыхания нужен воздух. Иногда кажется, что атмосфера неисчерпаема и вряд ли стоит опасаться,что она станет непригодной для дыхания. Но это не так.

 6 ученик:

Быстрый рост промышленности, транспорта особенно в больших городах, распашка огромных земельных пространств, уничтожение лесов привели к сильному загрязнению атмосферы.

Слайд 22

  7ученик:

Процент содержания кислорода в атмосфере составляет всего 21%,

самым распространенным газом является азот- 78%

 8 ученик:

Атмосфера защищает нашу планету от вредного воздействия Солнца. 9% солнечной энергии поглощается атмосферой, 47% - падает на Землю, а 34% - возвращается в космос.

   Воздух хорошо предохраняет зимой землю от замерзания, спасает животных и корни растений.

Слайд 23

  ученик:

На Луне нет атмосферы, поэтому её поверхность днем сильно накаляется, а ночью остывает.

  Еще одно известное свойство воздуха- он проводит звук. Как бы мы с вами разговаривали, если бы не воздух. Ведь в безвоздушном пространстве царит  абсолютная тишина.

2этап

Каждая команда загадывает поочередно свои загадки

  Загадки о воде

                                                     1 Водопад

С высоты большой срываясь,

Грозно он ревёт

И, о камни разбиваясь,

Пеною встаёт.

                                                 2 Волна, волны

По морю идёт, идёт,

А до берега дойдёт -

Тут и пропадёт.

                                                          3   Родник

Он без рук, он без ног.

Из земли пробиться смог,

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой.

                                                  Загадки о земле

                                                        1  Горизонт

Он и летом и зимой -

 Между небом и землёй.

 Хоть всю жизнь к нему иди -

 Он всё будет впереди. Виден край, Да не дойдёшь.

                                                          2   Гора

Носит бабка снежную шапку.

 Каменные бока

 Закутаны в облака.

                                                             3 Дорога

Ей бродить ничуть не лень

Рядом с вами целый день.

Стоит солнышку зайти,

Как её вам не найти.

                                                 Загадки про воздух

                                                               1 Небо

.Выше леса, выше гор

 Расстилается ковёр.

 Он всегда, всегда раскинут

 Над тобой и надо мной,

 То он серый, то он синий,

 То он ярко-голубой.

                                                         2 Облака

Белая вата плывёт куда-то,

Хоть лови, не лови -

Не изловишь.

                                                             3 Воздух

 Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь,

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

                                                   Викторина «Данетки»

Посовещавшись, каждая команда должна ответить на вопросы учителя.

 1 команда

 1. Может ли вода двигаться вверх? (да)

 2. Вода в морях и океанах пресная? (нет)

 3. На поверхности планеты Земля вода занимает 71%? (да)

4.Морской конек – млекопитающее? (нет)

5.Правда ли, что в России 1 миллион озер (нет,3 млн.)

 2 команда

 1. Можно ли в невесомости пить воду из кружек? (нет)

 2. Из воды, которая имеется на планете Земля, всего 3% пресной воды, из них освоен лишь 1%?. (да)

3.Байкал- самое глубокое озеро в мире.(да)

4.Огонь дружит с кислородом.(да)

 5.Правда ли, что в России 2,5 миллионов рек? (да)

 

 3 команда

     1. Можно ли принести воды в решете? (да)

  1. Человеческий организм состоит из воды на 70%? (да)
  2. Мы дышим кислородом (нет)
  3. Можно ли лечиться водой? (да)

5.Правда ли,что Россия- великая водная держава.(да)

  3 ЭТАП

Найди продолжение пословицы

:                              слов на ветер.

Нет земли краше,                                                   без добычи не останется.

Земля кормит людей,                                            

Кто любит земле кланяться-                                  оно трудом создаётся.

Не бросай                                                               чем родина наша.

Счастье воздухом не вьётся-                              

                                                                                    как мать детей.  

                                                      4 ЭТАП

Разгадывание кроссворда по командам

Вопросы:

1 Крупнейший материк (Евразия)

2 Самый большой океан (Тихий)

3 Выход подземных вод на поверхность (Родник)

4 Одно из состояний воды(Жидкое)  

5 Место, со всех сторон окруженное водой (Остров)

6.Кристаллики водяного пара образуют ...(Облако)

                                                     2

                  1             3

                                                     4                             5

                                                     

                                                                                      6

Подведение итога.

Дети приходят в выводу , что все в природе взаимосвязано. Человек не может обойтись без воздуха,земли и воды.

Победителей  в споре нет.

Учитель: Вы все сегодня молодцы! Все показали хорошие знания, работали дружно и помогали товарищам! Спасибо за урок!

Приложение

22 марта 2012 года отмечаться

Всемирный день воды и Балтийского моря.

       Россия – великая водная держава, занимающая по объему речного стока 2 место в мире после Бразилии,

а по водообеспеченности на одного человека – 3 место, после Бразилии и Канады.

 Всего по территории России протекает 2,5 миллиона рек общей протяженностью 8 млн. км и находится около 3 млн. озер.

    Уже сейчас по Неве через Санкт-Петербург ежегодно транспортируется почти 5 миллионов тонн нефтепродуктов.

 По Финскому заливу перевозится 30-40 млн т нефтепродуктов в год,

Поэтому экологи начали борьбу с нефтяным загрязнением Балтийского моря.

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир.Земля, воздух и вода.

http://vodopad.nm.ru/http://ru.wikipedia.org/wiki/...

Конспект урока: "Спор трёх стихий-Земли, Воды и Воздуха"

Урок-праздник "Спор трёх стихий " позволит закрепить  и обобщить изученный материал в игровой форме. Система Л.В. Занкова...

Обобщающий урок по развитию речи "Стихия воды"

Конспект урока с использованием книг А. Лопатиной и М. Скребцовой....

Активный метод Метод «Земля, воздух, огонь и вода»



Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и актив...

Конспект открытого урока: "Спор добра и зла "

План-конспект открытого урокаОсновы светской этики...

Конспект урока "Спор овощей"

Конспект урока "Спор овощей"...

Методическая разработка «Природная стихия-вода»

Расширить представления о роли воды в окружающем мире...