Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС
    рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

    Каменева Оксана Анатольевна

    Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС НОО и рассматривает: планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-техническое обеспечение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл okruzhayushchiy_mir_1_chast.rar63.75 КБ
    Файл okruzhayushchiy_mir_2_chast.rar17.47 КБ

    Предварительный просмотр:

                                  Пояснительная записка

    1.Название, автор и год издания предметной учебной программы,

    на  основе  которой разработана Рабочая программа

            Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»  (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» 1-4 класс /  Н.Ф. Виноградовой - М.: Вентана-Граф, 2011., примерной программы начального общего образования по окружающему миру, созданной на основе федерального государственного стандарта начального общего образования начальной школы и на основе инструктивно – методического письма БелРИПКППС «Начальная школа в условиях введения ФГОС начального общего образования в 2011 -2012 учебном году».

                      2. Цели и задачи данной программы, особенности программы

            Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Окружающий мир»  и адресована учащимся 1 класса общеобразовательной начальной школы.

         Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

                   Цель: формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия  в системе «человек – природа – общество»; воспитание  правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание  своей индивидуальности, способностей и возможностей.

          Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:

               Предметные  -  способствовать формированию представлений о природе человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных  

    естественнонаучных, обществоведческих, исторических  понятиях, развитию целостного восприятия окружающего  мира;

             Метапредметные - способствовать осознанию учащимися связей в природном и  социальном мире,  способствовать формированию общеучебных умений (выделять существенные и несущественные признаки,  классифицировать,  понимать главную мысль научного текста, фиксировать результаты наблюдений);  способствовать формированию элементарной эрудиции ребёнка,  его общей культуры, овладению знаниями, превышающими минимум содержания  образования;

              Личностные - способствовать социализации ребёнка, воспитанию  эмоционально – положительного взгляда на мир,  формированию   нравственных и эстетических чувств.

             На основе установленных целей изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

    В основе построения курса лежат следующие принципы:

    Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.

    1. Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста  знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также  последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
    2. Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
    3. Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
    4. Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и  перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
    5. Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.

                Особое значение изучения этой образовательной области состоит  в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Новизна  программы заключается в том, что в неё включены знания, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека.

    1. Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу и их обоснование

    Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.

    4. Название учебно-методического комплекта, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения

    Для реализации программы используется  учебно-методический комплекс:

    1. Авторская программа «Окружающий мир» 1-4 класс /  Н.Ф. Виноградовой - М.: Вентана-Граф, 2011. 
    2. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях / Н. Ф. Виноградова –  издание четвёртое, доработанное  - М.: Вентана-Граф, 2011. – (Начальная школа ХХI века)/
    3. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир:  1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова – издание пятое, переработанное – М.: Вентана – Граф, 2011. – (Начальная школа ХХI века)/

            5. Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа,  в т.ч. количество часов для проведения практических работ, экскурсий.

              Рабочая программа по  окружающему миру рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю), в том числе на проведение:

    1. комплексных контрольных работ  - 1 час
    2. проверочных работ – 3  часа
    3. экскурсий                                      - 10 часов                    
    4.  практических работ                - 4 часа    

              Авторская программа рассчитана на 66 часов + 1ч.  В рабочей программе запланировано 67 часов.

    Содержание курса

     Количество часов  по авторской программе

    По рабочей программе

         66ч.+1ч.

    67 ч.

    Введение. Что такое окружающий мир?

    1 ч

    1ч.

    Мы -  школьники

    10ч

                 10ч

    Ты и твоё здоровье

    Мы и вещи

    Родная природа

    25ч

    25ч

    Родная страна

    19ч

    19ч

                       

               В календарно-тематическом  планировании (в соответствии  с расписанием уроков)  проведено уплотнение программы (объединили уроки № 15 и № 16 по теме «Ты и вещи» и «Бережное отношение к вещам» во 2 четверти, а также уроки  № 24 и №25 по теме «Экскурсия в парк. Труд людей родного города» и «Профессии людей, которые работают на транспорте» в 4 четверти. Поэтому фактическое число запланированных часов составило 67, что не противоречит количеству часов (67 ч.), предусмотренных   авторской программой.

         6.Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков.

    Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков в нетрадиционной форме (экскурсий, театрализаций, путешествий).

    На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основной формой общения учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом является учебный диалог.

    Основными формами текущего контроля  являются:

    1. устный опрос;
    2. диагностические работы;
    3. тестовые задания.

           В конце учебного года проводится комплексная работа, в соответствии с требованиями ФГОС НОО.



    Предварительный просмотр:

                    Формы и средства контроля   

     

    Формы организации учебного процесса:

    1. индивидуальные;
    2. индивидуально-групповые;
    3. фронтальные;

    Формы контроля

    1. наблюдение;
    2. беседа;
    3. фронтальный опрос;
    4. тестовые задания

    Оценка достижений учащихся.

    Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала;

    Источники информации для оценивания:        

    1. деятельность учащихся (индивидуальная и совместная);
    2. статистические данные;
    3. работы учащихся;
    4. результаты тестирования.

    Методы оценивания:

    1. наблюдение,
    2. открытый ответ,
    3. краткий  ответ,
    4. выбор ответа,
    5. самооценка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

    Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века. 2 класс...

    Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс

    Рабочая программа по окружающему миру  "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс...

    Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2класс ФГОС

    Рабочая программа составлена на основе авторской с учётом требований ФГОС...

    Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Школа 2100". 1 класс.

    Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс. Вахрушем. Составлено по ФГОСам....

    Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

    Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

    рабочая программа по окружающему миру 4 кл Школа России ФГОС

    рабочаяпрограммапоокружающемумиру4клШколаРоссииФГОС...