Растениеводство в нашем крае
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе (с презентацией) (УМК "Школа России")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: РАСТЕНИЕВОДСТВО В НАШЕМ КРАЕ

Цели урока: сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае, познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях, развивать познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду родителей.

Оборудование: гербарий полевых культур, муляжи овощей и фруктов, раздаточный материал для опроса, презентация «Растениеводство в нашем крае».

Ход урока:

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы узнаем как появились культурные растения, какие в нашем крае выращиваются культурные растения, познакомимся с отраслями растениеводства, будем учиться различать полевые культуры по их характерным признакам.

II. Проверка домашнего задания.

1). Работа учащихся  по карточкам «Лес, луг, водоем – природные сообщества» (прилагается)

2). Работа с классом.

4 С

Т

5 О

Р

Н

1 К

3 Г

Е

Д

У

2 Б

О

Л

А

6 Р

Б

О

Л

О

Т

О

Ы

Б

О

Л

Р

Г

Ш

Р

В

И

А

О

К

А

С

З

А

С

Т

Т

И

К

1.Вопросы к кроссворду:

1. Растение с плавающими на поверхности водоема листьями и желтыми цветами, занесено в Красную книгу.

2. Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины,, его хвост похож на лопатку.

3. Детеныш лягушки.

4. Растение, имеющее листья-стрелы с большими широкими наконечниками.

5. Грызун, хорошо плавает и ныряет.

6. Растение, часто называемое камышом, с мягким коричневым наконечником на стебле.

2.Продолжим наш разговор о болоте. Надо ли охранять болото? (ответ ученика).

3. Расскажите о правилах поведения у водоема. (ответы детей, дополнения).

III. Работа над новой темой.

1. Слово учителя:

В далекой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами, прогонит зверей,  то засуха уничтожит траву, которая давала зерна и корешки…. И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно – вырос целый колосок. Теперь ьожно было выращивать зерно рядом с домом. Мужчины, убив на охоте свинью, бывало приносили домой поросят. Так возникло земледелие и скотоводство.

Шли годы, совершенствовалось земледелие, все разнообразней становились растения, которые выращивал человек.Вырастить хороший урожай – дело очень непростое.

Сегодня мы будем с вами говорить о растениеводстве.

             

В каждом крае растениеводство зависит от природных условий и имеет свои особенности.

Как же человек сделал дикорастущие растения культурными? (ответы детей).

Он отбирал лучшие, сохранял и размножал их. Как хороший хозян заботится о будущем урожае картофеля? (ответы детей).

2. ПОЛЕВОДСТВО

-Подумай        те, чем занимается эта отрасль растениеводства.

2.1. Практическая работа

(Дети получают материалы гербария: пшеница, рожь, овес, ячмень, гречиха, зерна кукурузы, подсолнечника, картофеля.). Работа с гербарием и учебником по группам

Задания:

-что получают из каждого растения;

- чем отличаются зерна.

Обсуждение. Вывод с. 204 учебника.

(слайды 4-8).

2.2. Как выращивают хлеб. Работа по презентации (слайды 9-14)

- Вспомните пословицы и поговорки о хлебе:

Хлеб – всему голова.

Без хлеба и медом сыт не будешь.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Был бы хлеб, а каша будет.

Горька работа, зато сладок хлеб.

Хлеб – батюшко, вода – матушка.

Хлебом люди не шутят. (слайд 14)

2.3. Кормовые культуры.

Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но и для того, чтобы обеспечить кормами домашних животных. (слайды 15-17)

2.4. Технические культуры (слайд 18).

IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

V. ПРОДОЛЖЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ НОВОЙ ТЕМЫ.

3. ОВОЩЕВОДСТВО.

- Чем занимается эта отрасль (слайд 19).

- Овощи выращивают не только на полях, но и на огородах (открытом грунте) и в теплицах (закрытом грунте).

- Какие овощные культуры, выращиваемые в нашем крае вы знаете?

(слайды 20-23).

Овощи играют огромную роль в питании человека. Такие овощи как лук, чеснок способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитонциды. Не случайно их рекомендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде.

4. ПЛОДОВОДСТВО

Плодоводство – это выращивание плодовых культур, дающих фрукты. Какие фруктово-ягодные деревья и кустарники вы знаете? (слайды 24-26).

- Рассматривание муляжей фруктов.

5. ЦВЕТОВОДСТВО.

5.1. Самостоятельна я работа с учебником.

-О цветоводств вы прочитаете самостоятельно на стр. 206.

- Почему одни цветы выращивают в открытом грунте, другие – в теплицах, а третьи- в комнате?

(В теплицах и комнатах цветы выращивают круглый год.А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холодов.Большинство цветов теплолюбивых. )

(слайды 27-29).

VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

(тесты – слайды 30 -48)

VII. Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание: стр. 201-207, тетрадь с.        , сообщение о культурном растении, выращиваемом в нашем крае.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Растениеводство в нашем крае Культурные растения Урок по окружающему миру в 4 классе Разработка учителя начальных классов МБОУ ООШ № 37 х. Крикуна СУРНЕВОЙ Натальи Александровны

Слайд 2

Сельское хозяйство- это составная часть, или отрасль, экономики. Частью сельского хозяйства является растениеводство- выращивание культурных растений. Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение. (С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»)

Слайд 3

Растениеводство I . Полеводство II . Овощеводство III . Плодоводство IV . Цветоводство

Слайд 4

Полеводство – это выращивание полевых культур: Пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, кукуруза, гречиха, картофель, подсолнечник, лен, сахарная свекла, кормовая свекла, люцерна

Слайд 5

Зерновые культуры — важнейшая группа возделываемых растений, дающих зерно, основной продукт питания человека, сырьё для многих отраслей промышленности и корма для сельскохозяйственных животных Пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, кукуруза, гречиха, рис

Слайд 6

ЗЕРНОВЫЕ ячмень пшеница

Слайд 7

ЗЕРНОВЫЕ рис кукуруза

Слайд 8

ПОЛЕВЫЕ КУЛЬТУРЫ КАРТОФЕЛЬ ПОДСОЛНЕЧНИК

Слайд 9

I .Полеводство Что делают трактористы для того, чтобы вырастить пшеницу? Трактористы для того, чтобы вырастить пшеницу- пашут плугом и рыхлят боронами землю.

Слайд 10

Трактористы сеют зерно и удаляют с поля сорняки.

Слайд 11

Агроном подскажет трактористам, что сеять, когда сеять, где сеять, пора ли землю поливать, какими удобрениями подкармливать.

Слайд 12

После того как пшеница выросла, кто убирает ее с поля? Убирают ее с поля комбайнеры, а им помогают шоферы.

Слайд 13

Кто дальше вступает в дело? Чтобы мы с вами могли съесть мягкую вкусную булочку, пекарь печет хлеб на хлебозаводе или в пекарне

Слайд 14

Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но и для того, чтобы обеспечить кормами домашних животных.

Слайд 15

Кормовые культуры Клевер Кормовая свекла

Слайд 16

Идет уборка кормовой свеклы.

Слайд 17

Технические культуры К этим культурам относятся: подсолнух, лен, хлопок.

Слайд 18

II . Овощеводство Овощеводство – это выращивание овощных культур. Их очень много. В них много витаминов, различных солей и других полезных для здоровья веществ.

Слайд 19

Овощные культуры Некоторые овощи – лук, чеснок- содержат фитонциды. От них погибают болезнетворные бактерии.

Слайд 20

Отгадайте загадку. Взрастает он земле, Убирается к зиме. Головой на лук похож. Если только пожуешь Даже маленькую дольку – Будет пахнуть очень долго.

Слайд 22

Помидор В огороде вырастаю. А когда я созреваю, Варят из меня томат, В щи кладут И так едят

Слайд 23

III . Плодоводство

Слайд 24

ПЛОДОВОДСТВО – это выращивание плодовых культур

Слайд 25

Фрукты очень полезны для здоровья человека. Кроме того, они очень вкусные!

Слайд 26

IV . Цветоводство

Слайд 27

Цветоводство – это выращивание цветочных культур. Их выращивают для украшения парков, скверов, садов, различных помещений.

Слайд 29

Тест по теме: «Растениеводство» 1. Какое растение дает нам белый хлеб? а) Рожь б) Овес в) Пшеница

Слайд 30

Далее правильно

Слайд 31

Подумай неправильно

Слайд 32

2. Из семян какой культуры получают масло ? а) Подсолнечника б) Гречихи в) Ячменя

Слайд 33

Дал ее правильно

Слайд 34

Подумай неправильно

Слайд 35

3.Укажи строчку, в которой правильно указаны плодовые культуры. а) картофель, тыква, арбуз б) лук, чеснок, перец, апельси н в) яблоня, груша, малина, вишня

Слайд 36

Далее правильно

Слайд 37

подумай неправильно

Слайд 38

4. Какие ты знаешь сельскохозяйственные профессии? а) ткач, газосварщик, геолог; б ) комбайнер, овощевод, хлопкороб ; в) инженер, механик, учитель.

Слайд 39

Далее правильно

Слайд 40

подумай неправильно

Слайд 41

5.Укажи строчку, в которой правильно указаны главные зерновые культуры. а) картофель, подсолнечник, лен, земляника; б) кабачок, патиссон, огурец, капуста; в) овес, рожь, ячмень, пшеница.

Слайд 42

Далее правильно

Слайд 43

подумай неправильно

Слайд 44

6. Укажи строчку, в которой правильно указаны основные отрасли растениеводства. а) полеводство, овцеводство, кактусоводство; б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство; в) полеводство, овощеводство, оленеводство.

Слайд 45

Далее правильно

Слайд 46

подумай неправильно

Слайд 47

Молодцы !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растениеводство в нашем крае.

Растениеводство в нашем крае. Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России" 4 класс....

"Растениеводство в нашем крае" , 4 класс

Презентация к окружающему мирув 4 классе (Школа России)....

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Растениеводство в нашем крае".

Технология проблемного обучения на данном уроке дает возможность учащимся самостоятельно добывать знани и я и работать в группе. Материал урока содержит большой объем информации, позволяющий расширить...

Тест по окружающему миру по теме «Растениеводство в нашем крае»

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Растениеводство в нашем крае". Программа "Школа России" 4 класс....

Растениеводство в нашем крае - презентация к уроку

ЦЕЛЬ: формирование представления учащихся о растениеводстве в нашем крае путем создания ситуации интереса к предмету на основе частично-поисковой деятельности.ЗАДАЧИ:ознакомить с отраслями растениевод...

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" "Растениеводство в нашем крае"

Урок-конференция на базе исследовательских работ учащихся по теме "Растениеводство в нашем крае" (Тульская область")....

Презентация к уроку "Растениеводство в нашем крае". Окружающий мир. Плешаков. 4 класс.Школа России

В данной презентации представлены отрасли растениеводства в Тульской области, основные предприятия в этих отраслях. Презентация сделана на основе исследовательских работ учеников по этой теме....