Дидактические материалы к урокам окружающего мира (система Л.В. Занкова)
методическая разработка по окружающему миру по теме

Калашникова Елена Николаевна

Дидактические материалы используются на этапе актуализации знаний, помогают привести в систему изученный ранее материал, уточнить пробелы в знаниях детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Дидактические материалы к урокам окружающего мира в начальной школе

Система Л.В.Занкова

                                               

                                                         

                                                         

                                                      Работа учителя начальных классов

                                                         высшей категории

                                                         средней общеобразовательной школы №6

                                                с углублённым изучением предметов

                                           гуманитарно-эстетического цикла

                                 г. Чусового Пермского края

                                               Калашниковой Елены Николаевны

г.Чусовой  2008 г.

Вводная часть.

     

       Предмет «Окружающий мир» был введён в учебный план начальной школы в 90-е годы ХХ века.

      Это интегрированный курс, обеспечивающий целостное восприятие природы, общества и человека и влияющий положительно на психическое и социальное развитие ребёнка. Особое внимание в ходе изучения курса уделяется формированию умения учиться: понимать учебную задачу, моделировать учебную ситуацию, высказывать предположения, проводить самоконтроль учебных действий.

       Начальное обучение в соответствии с взглядами Л.В. Занкова главной задачей ставит общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, чувств школьников и как надёжная основа усвоения ими знаний,  главной задачей ставит общее развитие учащихся.дами Л.В. занкова чебную задачу, моделировать                                    

развития умений и формирования навыков. Продвижение учащихся в общем развитии можно изучать по следующим направлениям: развитие наблюдательности, мыслительной деятельности, практических действий, эмоционально-волевые проявления детей в процессе обучения.

       В курсе ознакомления с окружающим миром интегрируются предметные области: естествознание и обществознание, ознакомление с природой происходит в тесном взаимодействии с изучением социального окружения ребёнка, познание окружающего мира осуществляется в интегрированной системной связи: человек - природа-общество.

      Сейчас курс «Окружающий мир» в системе Л.В. Занкова представлен в двух вариантах:

    1.Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков «Мы и окружающий мир»;

    2.И.П. Товпинец, Н.О.Борзова, О.В.Крылова «Окружающий мир».

     Основой для этого стали новые знания о личности обучаемого и переосмысление уже известных.

    Ребёнку хочется учить то, что ему интересно, может быть трудно, но посильно. Надо быть внимательным к его потребностям и возможностям. Поэтому уроки окружающего мира должны быть увлекательными и запоминающими.

     С этой целью мною были созданы дидактические материалы, которые были использованы на этапе актуализации знаний на уроках окружающего мира. Эти задания помогают привести в систему изученный ранее материал, необходимый для открытия новых знаний, уточнить пробелы в знаниях детей.

Методика использования материалов.

      Данные дидактические материалы могут быть использованы учителями начальных классов, работающими как по учебникам Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова «Мы и окружающий мир»; И.П. Товпинец, Н.О.Борзовой, О.В.Крыловой «Окружающий мир», так и по любым УМК учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе. Дидактические материалы представлены для всех классов по темам, изучающимся на уроках окружающего мира в начальных классах. Могут быть использованы как на этапе актуализации знаний, так и на этапе первичного закрепления и первичного контроля.

         Тексты заданий можно предъявлять учащимся на доске, карточках, слайдах презентаций. Время работы учащихся: 5-15 минут в зависимости от возраста учащихся и содержания упражнения. Проверка правильности  выполнения заданий осуществляется фронтально сразу или на следующем уроке. Возможна работа 2 учеников на «крыльях» доски при самостоятельной работе остальных с последующей проверкой. При этом отметки получают те, кто работал у доски, остальные сами оценивают свою работу. Возможна устная фронтальная работа с классом. (Смотри задания на работу с группой слов)

        Критерии оценки: верно 100% (вся работа) –«5»,  IY уровень

                                        верно больше 80%          -  «4»,  III уровень

                                        верно больше 50%          - «3»,     II уровень

                                         верно меньше 50%         - « 2»,     I уровень                                              

Заключение.

     Результаты использования данных материалов показали, что качество обучения по предмету «Окружающий мир» составляет 83%. Успеваемость-100%. Любимым уроком в школе данный предмет называют 48% учащихся. Детям интересно показывать и проверять свои знания, они с нетерпением ждут интересные упражнения, придумывают свои.

     При создании материалов моим ориентиром являются слова В.А.Сухомлинского: «Ребёнок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких, трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве,  в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».

Дидактические материалы к урокам окружающего мира.

1 класс.

1. Тема «Мой дом»

-Прочитайте слова.

Земля

Россия

Чусовой

- Почему их собрали в одну группу? (Это наш дом)

-Докажите.

(Земля- планета, на которой мы живём.

Россия – страна, в которой мы живём.

Чусовой – город, в котором мы живём.)

2. Тема «Календарь природы»

- Рассмотрите рисунки. (На доске 4 картинки с разными временами года)

- Что можете о них сказать? (На рисунках изображено одно и тоже место в разные времена года)

- Расположите их в таком порядке, как всё происходит в природе.

-Назовите зимние, весенние, летние, осенние месяцы.

-Какая картинка соответствует действительности?

3. Тема «Кошки»

1) - Отгадайте.

Чёрное

Тихонько дремало на полу.

Серое

Тихонько пряталось в углу.

Чёрное

Легонько лапой шевельнуло.

Серое

Проворно хвостиком вильнуло!

- Приладьте отгадку к загадке. (Кошка и мышка)

2)Презентация «Кошки» (См. приложение)

4. Тема «Мой аквариум»

- Отгадайте.

Стеклянный дом,

А в доме том

Во все концы

Снуют жильцы. (Аквариум)

5. Тема  «Живая природа»

Игра «Да - нет-ка»

-Я загадала объект живой природы. Догадайтесь, кто (что) это?

- Определите  объект по вопросам. Я буду отвечать только да или нет.

2 класс

  1.Тема «Смена времён года»

Диктант.

А) Модель Земли. (Глобус)

Б) Изображение земной поверхности. (Карта)

В) Воображаемая линия, сделанная в виде металлического стержня у глобуса. (Ось)

Г) Время, за которое наша планета совершает полный оборот вокруг своей оси. (Сутки)

Д) Умение определять своё местоположение в пространстве. (Ориентирование)

Е) Основные стороны горизонта. (Север, юг, запад, восток)

Ж) Точки, в которых концы земной оси выходят на поверхность. (Полюса)

З) Воображаемая линия, которая разделяет нашу планету на 2 полушария. (Экватор)

  2. Тема «Поверхность Земли»

- Закончи предложение:

1) Планета, на которой мы живём… (Земля)

2) Свет и тепло даёт… (Солнце)

3) С наступлением ночи на небе появляются… (Звёзды)

4) Всё, что вы записали, называется… (Космические тела)

  3. Тема «Материки и океаны»

1) - Закончи предложение:

А) Поверхность Земли состоит из … (Суши и воды)

Б) Воды Земли называются… (Мировым океаном)

В) Огромная часть суши называется… (Материком)

Г) Наша страна находится на материке…(Евразия)

Д) Материки делят Мировой океан на… (Океаны)

Е) Части океанов, которые впадают в сушу, называются… (Морями)

2) Презентация «Материки и океаны» (См. приложение)

4)  Тема «Изображение земной поверхности на глобусе»

- Закончи предложение:

1) Планета Земля - …(Живая планета)

2) Она имеет форму… (Шара)

3) Видимое вокруг нас пространство называется… (Горизонт)

4) Линия, по которой небо, кажется, граничит с землёй, называется… (Линия горизонта)

5) Поверхность Земли состоит из …(Суши и воды)

6)  Огромные участки суши называются… (Материками)

7) Океанов на нашей планете… (4): … (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский)

5. Тема «Земля и Солнце»

- Разгадайте кроссворд.

1

2

3

4

5

6

7

8

1) Модель Земли. (Глобус)

2) Синие участки нашей планеты. (Океаны)

3) Форма нашей планеты. (Шар)

4) Каким цветом на карте обозначены участки суши. (Коричневым)

5) Как называется планета, на которой мы живём? (Земля)

6) Что даёт тепло и свет? (Солнце)

7) Что появляется на небе с наступлением ночи? (Луна)

8) Что не излучает наша планета? (Свет)

  1. Тема «Грибы»

Диктант.

  1. Горячая подземная вода, бьющая фонтанами. (Гейзер)
  2. Движение воздуха. (Ветер)
  3. Особенность нашей планеты. (Жизнь)
  4. Наука, которая изучает живую природу. (Биология)
  5. Орган вкуса. (Язык)

- Обведите в 1 слове 1 букву, во 2 - 5, в 3 – 2, в 4 – 1 букву, в 5 – 3.

- Запишите слово. (Грибы)

- Что знаете о грибах ?

7. Тема « Хвойные и цветковые растения»

 - Отгадай и расскажи.

1) Я – болотное растение,

Конопатят мною стены,

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава. (Сфагнум)

2) Они появились в воде, а сейчас их можно встретить не только в реках и озёрах, морях и океанах, но и горах, пустынях всех частей света. ( Водоросли)

3) А эти растения – загадка для учёных до сих пор. В них  2 организма. (Лишайник)

4) – Растение, цветки которого увидеть в ночь на праздник Ивана Купалы считалось за счастье. (Папоротник)

3 класс

1. Тема «Вода в твёрдом состоянии»

- Запишите ответы на вопросы.

1) Тёплое течение в Атлантическом океане (Гольфстрим)

2) Каким свойством обладают все жидкости? (Текучесть)

3) Водная оболочка Земли. (Гидросфера)

4) Знаменитый португальский мореплаватель, который плыл из Европы в Индию. (Васко де Гама)

5) Охлаждённый водяной пар, поднимаясь вверх, превращается в мельчайшие капельки воды, которые, сливаясь в большие, образуют… (Облака)

 6) Во что превращается пар, остывая в воздухе? (Туман)

7) Процесс перехода воды из жидкого состояния в газообразное. (Испарение)

8) Благодаря какому свойству воды мы можем увидеть дно водоёма. (Прозрачность)

9) Во что превращается вода при кипении? (Пар)

-Обведите в 1 слове 7 букву, во 2 -2, в 3 – 4, в 4 записи – 10 букву, в 5 – 1, в  6 – 3, в 7 – последнюю, в 8 – предпоследнюю, в 9- последнюю.

- Запишите слово. (Термометр)

- Что о нём знаете?

2. Тема «Географическое положение Азии»

- Разгадайте кроссворд.

1

5

2

3

4

По горизонтали:

1) Кто возглавил поход за Урал дружины казаков, организованный купцами Строгановыми? (Ермак)

2) Судья, правитель славян. (Князь)

3) Калита, Грозный. Что их объединяет? (Имя – Иван)

4) Имя автора первого писанного закона на Руси.

По вертикали:

5) Название части света. (Азия)

3. Тема «Наши соседи по Европе»

- Вспомните исторических деятелей по датам, связанных с ними событий.

1) 1581г (Ермак)

2) 1240, 1242г (Александр Невский)

3) 1147г (Юрий Долгорукий)

4) 1466г (Афанасий Никитин)

5) 1547г (Иван Грозный)

6) 1223г (Чингисхан)

7) 1072г (Ярослав Мудрый)

Обведите в 1 слове 1 букву, во 2 -3, в имени 3 деятеля – 2 букву, в имени 4 лица – 1 букву, в 5фамилии – 4, в  6 – 2, в 7 имени – первую букву. - Запишите слово. (Евразия)

4. Тема «Климат»

- Что это?

А) Многолетний режим погоды, характерный для данной местности. (Климат)

Б) Состояние атмосферы в данном районе за сутки, неделю, месяц . (Погода)

В) Что не является показателем климата?

1) Среднегодовая температура воздуха.

2) Атмосферные осадки.

3) Преобладающее направление ветров. (2)

Г) Причины образования на Земле разных климатов. (Количество тепла и влаги)

Д) Сколько основных климатических поясов на Земле? (7)

Е) В каком климате мы живём? (Умеренном)

5. Тема «Природные зоны суши Земли»

Что это?

1) Территории Земли с близкими климатическими условиями и почвами, на которых вырастают соответствующие растения и поселяются соответствующие животные. (Природные зоны)

2) Сколько их? (4)

3) Как называются? (Леса, степи, пустыня, тундра)

4) Чем определяются их особенности? (Климат, почва, растения и животные)

6. Тема «Тайга»

- Найди пару.

1)Афанасий Никитин                                           А) Индия

2) Ермак                                                                 Б) Северный Ледовитый океан

3) Новгородцы                                                      В) Палестина

4) Русские священники                                        Г) Сибирь

(1-А, 2-Г, 3-Б, 4-В)

7. Тема «Первые русские князья»

-Прочитайте слова. Значения каких из них можете объяснить?

ладья

князь

Днепр

варяги

греки

купцы

8. Тема «Древнерусская культура»

Исторический диктант.

-Запишите дату события (1 Вариант)и историческое лицо. Связанное с этим событием (2вариант).

1) Расселение славян (YI век, князь Кий)

2) «Русская правда»- первый писанный закон на Руси. (XI век, Ярослав Мудрый)

3) Распространение грамотности, первые школы. (X век, князь Владимир- Красное Солнышко)

4) Образование Киевской Руси. (IX век, князь Олег)

5) Принятие христианства на Руси. (988 год, князь Владимир)

4 класс

1. Тема «Пользование градусной сеткой»

- Прочитайте слова.

Экватор

Полюс

Меридиан

Параллель

- Почему их собрали в одну группу? (Это линии и точки на карте и глобусе)

-Что о них знаете?

2.Тема «Географическое положение Америки»

-Разгадайте кроссворд.

1

2

3

4

5

6

7

По горизонтали:

1) Второй по размерам океан.(Атлантический)

2) Португальский капитан, совершивший первое кругосветное путешествие. (Магеллан)

3) Корабль (Каравелла)

4) Огромный участок суши, окружённый со всех сторон водой. (Материк)

5) Самый большой и глубокий океан на Земле. (Тихий)

6) Испанский мореплаватель, решивший достичь Китая и Индии с востока на запад. (Колумб)

7) Сторона горизонта, противоположная востоку. (Запад)

-Прочитайте слово, получившееся по вертикали. (Америка)

3. Тема «Исторические источники"

Здесь названы источники знаний по истории. Распределите их на группы, назовите  каждую группу:

  1. берестяные грамоты, 2) песни, 3) «Домострой»,

4) останки человека и животных, 5) былины, 6) сказки,

7) посуда, 8) орудия труда, 9) летописи, 10) оружие.



 4.Тест по теме «Клетка»

-Найди ответ на вопрос и соедини линией.

Вопросы                                                         Варианты ответов

А. Как называется мельчайшая                    1.Оболочка

живая частица нашего тела?                         2.Питательные вещества

Б. Что выделяет клетка при дыхании?        3.Нервная клетка

В. Как называется процесс увеличения      4.Кислород

количества клеток?                                        5.Клетка

Г. Какая клетка имеет множество                6.Мышечная клетка

отростков, напоминающих ветви дерева?   7.Цитоплазма

Д. Что использует клетка при питании?      8.Деление

Е. Какая клетка может сокращаться?           9.Клетка крови

Ж. Что находится в центре клетки?             10.Углекислый газ

                                                                         11.Клетки кожи

                                                                         12.Ядро

5.Тест по теме «Скелет»

 -Найди ответ на вопрос и соедини линией.

                Вопросы                                                              Ответы

А. Каркас, который придаёт телу                 1.Вода

размеры, форму, защищает,                          2. Особый состав

поддерживает внутренние                            3.Скелет

органы в определённом                                4. Позвоночник

положении называется …                             5. Строение костной клетки

Б. Из каких частей состоит скелет?              6. Голова

В. Как называется часть скелета,                  7.Череп

кости которой соединены                              8. Грудная клетка

неподвижно?                                                   9. Туловище

Г. Кости какой части скелета                        10. Возраст

соединены полуподвижно?                           11. Конечности

Д. Что придаёт прочность костям?               12. Органические вещества

Е. От чего зависит состав костей?                 13. Качество пищи

Ж. Какие вещества содержатся                      14. Минеральные вещества

в костях?

6. Проверочная работа по теме  «Скелет»

А) Из каких отделов состоит скелет человека? Запиши.

                                        Скелет человека

_________________       __________________       _________________

Б) Раздели на группы. Запиши каждую с новой строки. Дай название группе.

 Плечо, верхняя челюсть,  стопа, рёбра, кисть, предплечье, позвоночник, голень, нижняя челюсть, грудина, череп, бедро.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Тест по теме «Кожа»

-Найди ответ на вопрос и соедини линией.

Вопросы                                                             Ответы

А. Что задерживает кожа и не                      1. Воздух

пропускает внутрь нашего тела?                  2. Холод

Б. А что выделяет кожа?                                3.Вода

В. Что очищает русская баня?                       4. Пот

Г. Кто погибает на чистой коже?                  5.Расширяются

Д. Что происходит с кровеносными             6.Нервные окончания

сосудами,  когда кожа бледнеет?                  7.Поры

Е. Чем воспринимает кожа севшую              8.Микробы

на лоб муху?                                                    9. Солнечный ожог

Ж. Что может произойти при долгом           10. Тепло

лежании на солнце?                                        11.Жир

                                                                           12.Суживаются

8. Тест по теме «Горные породы»

 -Найди ответ на вопрос и соедини линией.

Вопросы                                                                               Ответы

А. Основатель Минералогического музея                    1. Ньютон

Б. Из чего состоят горные породы?                               2.Минералы

В. Что входит в состав минералов?                               3.Гранит

Г. Места, где находятся большие скопления                4.Известняк

полезных ископаемых?                                                    5.Ломоносов

Д. Какие бывают горные породы?                                 6.Месторождения

Е. Из чего состоят минералы?                                         7.Твёрдые

Ж. Как называются горные породы,                               8. Молекулы

которые добывают для хозяйственного                         9. Жидкие

использования из недр земли или с её                           10. Атомы

поверхности?                                                                    11. Газообразные

З.Горная порода, которая состоит из                              12.Частица

нескольких минералов.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая проверочная работа по окружающему миру. Система Л. В. Занкова. 2 класс

Проверочная работа включает весь пройденный материал за год....

Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру. Система Л.В.Занкова. ФГОС.

В данном материале представлены рабочие программы с развернутым КТП. Указаны возможные виды деятельности обучающихся на уроке. Планирование уроков литературного чтения по учебнику В.Ю. Свиридовой; рус...

Дидактический материал для уроков окружающего мира по программе Занкова

Кроссорды, индивидуальные карточки, тесты для 1-3 класса помогут учителю организовать самостоятельную, парную и групповую работу на уроках....

Тема: «Представление о природных зонах Африки» Урок окружающего мира (система Занкова Л.В., 3 класс, 1 четверть)

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе. Тема урока "Представление о природных зонах Африки"...

Урок окружающего мира (система Занкова) "Зависимость растений от природных условий" с использованием цифровой лаборатории "Наураша"

Конспект урока окружающего мира  "Зависимость растений от природных условий" с использованием цифровой лаборатории "Наураша"....

Дидактические материалы к урокам окружающего мира

Дидактические материалы используются на этапе актуализации знаний, помогают привести в систему изученный ранее материал, уточнить пробелы в знаниях детей...