Главные вкладки

    "Родной город" урок-экскурсия по городу Сочи
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

    В своей работе я хочу познакомить всех с красотой моего города, с известными водоемамии их значением для жителей и гостей города-курорта. Приезжайте в наш уникальный город, где сочетаются яркое солнце, теплое море, заснеженные вершины гор, с которых любит спускаться наш президент. Добро пожаловать!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon родной город145 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                    

    Тема: «Родной город».

      ( Урок – экскурсия по городу Сочи )

                                                                         

                                                                                                 Учитель начальных классов

                                                                                                  высшей категории МОУ СОШ №27

                                                                                                  г. Сочи Адлерского района

                                                                                                  Москаленко Елена Ивановна

    Цели: 

    1. продолжать знакомство с водоемами родного города, развивать умения различать водоемы; закреплять знания учащихся о частях рек, раскрывать значения водоемов в жизни человека и их использование, показывать необходимость их охраны;
    2. развивать познавательную активность;
    3. воспитывать любовь к родному краю, стремление охранять природу.

    Оборудование: 

     

    1. карта города Сочи

    1. интерактивная доска и  диск «Мой город Сочи»

    1. карточки с заданиями

                                                            Ход урока

    1. Организационный момент

    1. Сообщение темы и целей урока

                                       1

    - Зачеркни лишнее слово..

     Река  гора  океан  море  озеро  лиман плавни  

            

    Учитель:  Прочитайте слова, записанные в задании 1. Какое лишнее слово? Почему?

    Ученики:  Лишнее слово – «гора», потому что это суша, а все остальное -  вода.

    Учитель:  Зачеркните лишнее слово, а к остальным подберите общее название.

    Ученики: Водоемы.

    Учитель:  Какие водоемы есть в черте нашего города?

    Ученики:  Море, реки.

    Учитель:  А в Краснодарском крае?

    Ученики: Еще лиманы и плавни.

    Учитель: Водоемы нашего края. Реки. Так звучит тема нашего урока. А какой была тема предыдущего урока?

    Ученики: Черное море – чудо природы.

     Учитель:  Чем реки отличаются от моря?

    Ученики: В море вода солёная, со всех сторон окружено сушей. А в реке вода движется по течению, имеет два берега, на вкус пресная.

    1. Открытие новых знаний

    Учитель: На территории нашего города протекает более 80 рек, речушек и крупных ручьев. Длина их колеблется от 0,5 до 98 км. Назовите некоторые из них.

    Ученики:  Это реки Дагомыс, Сочи, Мацеста, Агура, Хоста, Мзымта и многие другие.

    Учитель:  Как называется наш город?

    Ученики: Сочи.

    Учитель:  Почему?

    Ученики:  Наверное, потому, что здесь протекает река Сочи.

    Учитель: Да. В переводе с убыхского языка, слово САДША означает «приморское (живущее у моря) племя».

    (Показать на карте города Сочи реку Сочи.)

    Учитель: Как называется начало реки?

    Ученики:  Исток.

    Учитель:  Исток реки, давшей название нашему городу Сочи, находится близ горы Чура на высоте 1813 м. Длина ее 45 км. Вспомните, как называются реки, впадающие в другую реку?

    Ученики: Притоки.

    Учитель: Притоков у реки Сочи 4 и самый известный – Безуменка, т. к. здесь находятся Ореховские водопады. Куда же впадает река Сочи?

    Ученики: В Черное море.

    Учитель: Как называется место, где река впадает в другую реку или море?

    Ученики:  Устье.

    4.  Физкультминутка

                                                   А теперь мы ручейки,

                                                   Побежим вперегонки.

                                                   Прямо к озеру спешим,

                                                   Станет озеро большим.

                                                   С рыбками поплаваем,

                                                   С бобрами поиграем,

                                                   Вернемся к папе с мамой мы,

                                                   Вновь став учениками.

     Учитель:  В черте города есть еще одна река, протекающая по красивейшему ущелью. Сейчас вы прослушаете легенду, потом скажете, о какой реке идет речь.

    Экскурсовод: Случилось это в ту пору, когда люди еще не знали огня, ютились в пещерах, охотились с помощью камней и дубинок, ели мясо и коренья сырыми, тело кое-как прикрывали звериными шкурами. А владыкой богов был громовержец Зевс. Разгневался он, когда узнал, что титан Прометей похитил с Олимпа искру священного огня и отдал ее людям, научил их разводить костры, строить и раздувать горны. Священный огонь зажег в сердцах людей стремление к труду и творчеству.

    Решил царь богов наказать непослушного. В горной стране, в труднодоступном месте он был прикован к одному из утесов Орлиных скал, а прилетавший каждый день орел расклевывал его печень. Никто не смел приближаться к нему, чтобы облегчить его мучения. И лишь  самая красивая и самая добрая из девушек в тех краях – Агура не испугалась угроз. Она каждый день приходила, кормила и поила Прометея. Когда Зевс узнал об этом, то приказал сбросить девушку в ущелье. Ударившись о землю, Агура обратилась рекою и с тех пор несет свои воды по страшным кручам и камням к самому Черному морю.

    Теперь Прометей слышал ее голос днем и ночью.

    Учитель:  О какой реке идет речь?

    Ученики:   О реке Агуре.

    Учитель: В переводе с адыгейского языка это значит «сухое или пересохшее русло». И действительно, иногда на дне видны огромные валуны, а воды практически нет.

    1. Показать на карте реку Агуру. 

    Учитель:  Где находится исток реки Агура?

    Ученики:  На хребте Ален, на высоте 1049 м

    Учитель:  Какие притоки имеет?

    Ученики: Все безымянные, кроме одного – Агурчик.

    Учитель: Я вам открою еще одну тайну об этой реке. Около 40 тыс. лет назад Агура прорезала большой горный массив и образовалось два  хребта – Орлиные скалы и гора Б. Ахун. Вот какова сила воды. Не зря русская народная пословица гласит: «Капля воды камень точит».

    Есть на территории Сочи и самая крупная река не только города, но и всего Российского побережья Черного моря. Всякий, кто едет на Красную поляну, любуется ее красотой. Это река……?

    Ученики:  Мзымта.

    Учитель:  Название ее в переводе – «бешенная», и она оправдывает это название. Мзымта – это типичная горная река с быстрым бурным течением, крутыми скалистыми берегами.

    1. Показать на карте реку Мзымту.

    Учитель:  Где находится исток реки Мзымта?

    Ученики: Из горного ручья близ горы Лоюб, на высоте 2000 метров, затем впадает в озеро Кадывач, вытекая из него сначала спокойной рекой.

    Учитель: Какие притоки имеет?

    Ученики:  Пслух, Пудзико, Чвижепсе и др.

    Учитель:  Где находится устье реки?

    Ученики: Впадает в Черное море.

    Учитель:  Как используется человеком?

    Ученики: На реке расположено форелевое хозяйство, у обоих берегов реки насчитывается более 120 выходов минеральной воды. Например: «Чвижепсинский нарзан». Есть месторождение целебных иловых грязей.

    Учитель:  И минеральную воду и иловые грязи используют в санаториях и грязелечебницах для оздоровления людей. Во время Великой Отечественной войны эти природные лекарства применялись для лечения раненых бойцов в госпиталях нашего города.

    Все реки города Сочи протекают по очень живописным местам, очень хотелось бы сохранить эту красоту для будущих поколений. Что для этого необходимо?

    Ученики: Не сорить, не ломать ветки, не рвать цветы и т.д.

    1. Учитель читает стихотворение

                         Пусть на Земле не умирают реки,

    Пусть стороной обходит их беда

    Пусть чистой остается в них навеки

    Студеная и вкусная вода.

    Пусть никогда не зарастает тиной

    Тот берег, на котором я стою…

    Большие дяди, взрослые мужчины

                         Храните речку светлую мою!

    Итог урока

    1. О каких водоемах мы говорили на сегодняшнем уроке?

    1. Чем река отличается от моря?

    1. Из каких частей состоит река?

    1. О каких реках мы говорили? Что нового вы узнали о них?

    1. Какие желания у вас возникли после всего услышанного на сегодняшнем уроке?

     Побывать на этих реках, понаблюдать за их течением, полюбоваться окружающей природой, охранять и защищать растительный и животный мир. 

    Задание на дом

    -Узнать какие еще реки протекают по территории города Сочи, где протекают, как их использует человек (оформить в виде короткого сообщения).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.

    Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....

    Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.

    Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....

    Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.

    Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....

    Внеклассное мероприятие по истории родного края.Мой любимый город - Новомосковск.

    Данный материал посвящен истории родного города Новомосковска....

    Интеллектуальная игра Их именами названы улицы города Сочи 2-4класс

    Интеллектуальная игра состоит из 12 секторов и дополнительный раунд. В каждом вопросе представлен загадкой человек, именем которого названа улица в городе Сочи. В начале даётся рекомендация по проведе...

    Стихи о Родине учащихся 4 класса на темы: "Родной край" и "Мой город"

    Ученики 4 класса приняли активное участие в городском конкурсе стихов о родном крае и  городе Михайловске....

    Родной город. Город Сочи.

    Цель: помочь детям лучше узнать особенности той местности , где они живут,обратить внимание на неповторимость родной земли и т. д.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5506502","attribute...