Битва на Чудском озере.
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) на тему

Урок окружающего мира для 4 класса по программе Школа XXI век

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bitva_na_chudskom_ozere.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Битва на Чудском озере.

Цель урока: Создать представление какой трудной и дорогой ценой удалось русскому народу остановить и ослабить вторжение крестоносцев и шведов на уроке истории.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с полководческим талантом Александра Невского.
  2. Способствовать формированию хронологических, картографических, образных способностей школьников, проявлению и развитию их индивидуальных, творческих особенностей, поощрять интерес к чтению научно-популярной литературы и самостоятельной поисковой деятельности.
  3. Воспитывать у учащихся любовь к Родине на примере жизнедеятельности Александра Невского.
  4. Воспитывать смелость и взаимопомощь.

Форма урока: урок - изучение новой темы.

Учебное оборудование и инвентарь:

  1. карта “Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII веке”,
  2. фрагмент художественного фильма “Александр Невский”,
  3. репродукции: картина П.Д. Корина “Александр Невский”, портрет из “Титулярника”, Советский орден Александра Невского, орден Святого Александра Невского. XVIII в., звезда крест и лента ордена Святого Благоверного великого князя Александра Невского,
  4. схемы битвы  “Ледовое побоище”.

Место проведения: классная комната.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания.

Вопросы к учащимся:

  1. По истории какого века мы начали путешествовать на прошлом уроке?  
  2. Что произошло на Руси в XIII веке?  
  3. Какая опасность пришла на Русь с северо - запада?
  4. Как воспринял угрозу Александр Ярославович?
  5. Где произошло сражение? ( слайд 2)
  6. С кем воевали русские воины на реке Неве?
  7. Опишите вооружение русских дружинников?  (слайд 4, 5)
  8. Как выглядели рыцари?
  9. Назовите точную дату битвы на реке Неве?
  10. Чем закончилась Невская битва?
  11. Какое прозвище получил князь после этого сражения? ( слайд 3)
  12. Почему новгородцы пригласили Александра на княжение?

 Прочитайте сочинения про Александра Невского.(слайд 6)

  1. Выполнение заданий по карточкам.

Карточка 1.

Задание. Напишите, что произошло в этом году:

1103 год –

1242 год –

Карточка 2.

Задание. Напиши, что ты знаешь о князе Владимире Мономахе.

Работа по теме.

- После победы над шведами, в этом же году князь Александр Невский. Рассорившись с новгородцами, покинул город. За время его отсутствия произошло не мало бед, немцы перешли в наступление, взяли Изборск, сожгли его и перебили все население. Псковская рать, направленная против рыцарей была разбита, вскоре пал и сам Псков. (ХОР ИЗ ОПЕРЫ « АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» «ВСТАВАЙТЕ, ЛЮДИ РУССКИЕ). ( слайд 7) Новгородцы, чувствуя смертельную опасность, сочли за благо просить Александра Ярославовича вернуться. Полководец согласился и получил от отца в помощь владимирское войско во главе с младшим братом Андреем Ярославовичем. Александр Невский сумел собрать сильное войско – до 20 тысяч человек. Сначала русская рать освободила Псков. А затем, проведав о планах немецких рыцарей, Александр Невский вывел свою рать к восточному берегу Чудского озера, чтобы здесь дать битву рыцарям. Своим воинам перед сражением он приказывает снять кольчуги.

            Он выбрал позицию около скалистого острова Вороний Камень.

Князь поскакал к прибрежным скалам,
На них вскарабкавшись с трудом,
Высокий выступ отыскал он,
Откуда видно все кругом.

Работа по карте  «Ледовое побоище».(слайд 8,9, )

И оглянулся. Где-то сзади,
Среди деревьев и камней,
Его полки стоят в засаде,
Держа на привязи коней.

А впереди, по звонким льдинам,
Гремя тяжелой чешуей,
Ливонцы едут грозным клином
Свиной железной головой.

Клин-«свинья»,( слайд 10) состоящий из одетых с головы до ног в стальные доспехи конных рыцарей. Ударом «свиньи» рыцари легко рассекали на две части войско любого противника.   Железный клин рыцарей врезался в русский большой полк и стал разрезать его пополам.

Был первый натиск немцев страшен.
В пехоту русскую углом
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.

Пешие ратники яростно бились с рыцарской конницей. 

Уже смешались люди, кони,
Мечи, секиры, топоры,
 

А князь по-прежнему спокойно
Следил за битвою с горы.

Когда победа, казалось, была уже близка, движение «свиньи» неожиданно застопорилось. Сработала хитрость Александра Невского: клин уперся в берег.  Пока передовые отряды рыцарей пробивались через плотный строй новгородской пехоты, лучшие силы княжеской пехоты – не трогались с места. Наконец, когда немцы утомились и прочно увязли в пехотных полках, по флангам их колонны ударили дружинники, смешивая ряды неприятеля и сокрушая его построение.

И, только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повел дружину за собой.

Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.

По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклонясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.

« И была сеча жестокая. И стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью». Русские стали одолевать врага, и тот обратился в бегство. Его преследовали семь верст.

И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты:

Гнедые кони горячились,
Из-под копыт вздымали прах,
Тела по снегу волочились,
Завязнув в узких стременах.

Стоял суровый беспорядок
Железа, крови и воды.
На месте рыцарских отрядов
Легли кровавые следы.

Одни лежали, захлебнувшись,
В кровавой ледяной воде.
Другие мчались прочь, пригнувшись,
Трусливо шпоря лошадей.

Под ними лошади тонули,
Под ними дыбом лед вставал,
Их стремена на дно тянули,
Им панцырь выплыть не давал.

 Много рыцарей ушло на дно Чудского озера.   Так Князь Александр Невский одержал победу над немецкими рыцарями, защитил северную Русь от порабощения.

     Это произошло 5 апреля 1242 год – Ледовое побоище или битва на Чудском озере с немецкими рыцарями.(слайд)

Просмотр отрывков из кинофильма « Александр Невский»,  который был поставлен в годы войны С.М. Эйзенштейном по поэме  Константина Симонова «Ледовое побоище».

-Запомните слова Александра Невского, которые стали « крылатыми».

Физминутка.

  1. Работа по группам.
  1. Группа:- Прочитайте текст « Битва на Чудском озере». Стр.

Вопросы 1 группе:

  1. Каковы цели немецких рыцарей?
  2. Сравните состав и вооружение немецких и русских воинов.
  3. Каким было построение войск немецких рыцарей?
  4. Как расположил свои войска Александр Невский?
  5. Почему русские одержали победу?
  6. Назовите  «крылатые» слова. Как вы их понимаете.Каковы итоги Ледового побоища? (Много рыцарей убито и взято в плен, часть из них под тяжестью своих доспехов и коней ушла под лед, остальные в панике бежали, преследуемые русской конницей).
  7. Почему русские смогли победить рыцарей?
  8. В чем заключается полководческий талант Александра Невского? (Любовь к Родине, смелость, отвага русских воинов; полководческий талант Александра Невского: внезапность и нападение, учитывал особенность местности, сильные и слабые стороны противника, громил противника по частям).
  9. Какие слова, сказанные Александром невским, стали “крылатыми”? (Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет),

  1. Группа:

- Найдите ошибки и исправьте их.

                 Чтение текстов.

  1. Работа с картой. Стр. 37  задание 77.(Нанесите расположение войск на карту)
  2. Подведение итогов.  

 Князь Александр Невский после смерти отца стал Великим Владимирским князем. Получив от золотоордынского хана ярлык на княжение.

 Почему право на княжение русские князья получали от хана Золотой Орды?

Обе победы Александра Невского – над шведами и немцами – имели огромное значение для дальнейшей истории как русского, так и других народов Восточной Европы. Они приостановили грабительские продвижения рыцарей – крестоносцев на восток, обеспечили безопасность торговых путей Руси на Балтике, дали русскому народу уверенность в своих силах, звали на борьбу против монгольских поработителей. Битва на Неве и Чудском озере издалека готовили битву на Куликовом поле. Умер князь Александр Невский  по дороге домой, когда он возвращался из очередной поездки в Золотую Орду. В народе говорили, что он был отравлен. Ему было 43 года. Похоронили его во Владимире. Более семи веков прошло как жил Александр Невский (1220-1263 гг.) Множество битв прогремело за это время на нашей земле, и не однажды, полководческий гений приходил на выручку своему народу. Но первым среди русских военоначальников был и остается новгородский князь Александр Ярославич. Петр I приказал перенести прах Александра Невского в Петербург и захоронить в Александро-Невской лавре, названной в честь великого князя.

    Русский народ бережно хранит память об Александре Невском. Был учрежден орден Александра Невского (сначала Петром I, а потом в годы Великой Отечественной войны 1942г).  (слайды 15-29) Этим орденом награждались офицеры за выбор “удачного места для внезапного, смелого и стремительного нападения на врага и нанесения ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск”. Проходят годы и века, но имя доблестного полководца и мудрого правителя князя Александра Невского помнят все русские люди.

     

    -Ребята, а как вы думаете, почему?

   - Как вы думаете, каким надо быть, чтобы вас уважали сегодня и в будущем? 

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: прочитать  стр.    нарисовать  схему построения крестоносцев и хода Ледового побоища (2 этапа) или изобразить участников сражения в их полном вооружении в любой момент битвы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Тайны Кравцова озера"

Исследовательская работа " Тайны Кравцова озера", ученика Коленкова Даниила заняла 1 место в городе исследовательских проектов. Полную работу с презентацией Вы можете скачать на моем персональном сайт...

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб

Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т...

Александр Невский. Битва на Чудском озере

Один из уроков по окружающему миру в 4 классе по УМК "Перспективная начальная школа". В презентации имеется материал  на повторение изученного материала с самопроверкой, изучение нового материала...

Курская дуга. Битва за Москву. Сталинградская битва. Блокада.

Данные презентации относятся к уроку в 4 классе "Героические страницы истории нашей Родины"...

Презентация к уроку по окружающему миру в 4-ом классе по теме "Битва на Чутском озере"

Цели урокаРаскрыть историческое значение битвы на Чудском озере.Закрепить навыки работы с планом и картой.План урокаАктуализация знанийРабота с картойИзучение нового материалаВыводы и исторические уро...

Битва на Чудском озере

Урок окружающего мира в 4 классе на тему "Ледовое побоище"...