Открытое познавательное занятие для разновозрастной группы по ознакомлению с окружающим «Народно-прикладное искусство»
творческая работа учащихся по окружающему миру (1,2,3,4 класс) по теме

Ройтблат Татьяна Фёдоровна

 

Задачи:

·        закрепить знания о видах  декоративно-прикладного творчества;

·        рассказать о традиционных символах России;

·        развивать эстетический вкус учащихся;

·        воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа, к восстановлению народных традиций.

 

 

Цели:

·        совершенствование духовной и нравственной культуры детей путем знакомства с традиционными символами России;

·        воспитание патриотических качеств:  любви к семье, Родине, истории, культуре своего народа;

·        пополнение знаний в области ручного мастерства.

 

 

Методы и примы обучения:

  • игровой (упражнения и задания, загадывание и отгадывание загадок, конкурсы);
  • словесный (беседа, вопросы, указание, пояснение, рассказывание самими детьми, художественные тексты, педагогическая оценка);
  • наглядно-практический (моделирование, комментирование наглядного материала, самостоятельная работа, самоконтроль).

 

 

 

Материалы для занятия:фотографии с изображением различных экспонатов; экспонаты; выставка книг; демонстрационные картинки; техническое оснащение (ноутбук); сопровождение – презентация, атрибуты для конкурсов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство труда и социального развития Омской области

Казенное учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Открытое познавательное занятие

для разновозрастной группы

по ознакомлению с окружающим

«Народно-прикладное искусство»

Подготовила и провела:

Ройтблат Т.Ф.

Омск 2012 г.

Задачи:

  1. закрепить знания о видах  декоративно-прикладного творчества;
  2. рассказать о традиционных символах России;
  3. развивать эстетический вкус учащихся;
  4. воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа, к восстановлению народных традиций.

Цели:

  1. совершенствование духовной и нравственной культуры детей путем знакомства с традиционными символами России;
  2. воспитание патриотических качеств:  любви к семье, Родине, истории, культуре своего народа;
  3. пополнение знаний в области ручного мастерства.

Методы и примы обучения:

  1. игровой (упражнения и задания, загадывание и отгадывание загадок, конкурсы);
  2. словесный (беседа, вопросы, указание, пояснение, рассказывание самими детьми, художественные тексты, педагогическая оценка);
  3. наглядно-практический (моделирование, комментирование наглядного материала, самостоятельная работа, самоконтроль).

Материалы для занятия: фотографии с изображением различных экспонатов; экспонаты; выставка книг; демонстрационные картинки; техническое оснащение (ноутбук); сопровождение – презентация, атрибуты для конкурсов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Образ русской ярмарки, весёлой и пёстрой, знаком каждому: крики торговцев, музыка, карусели, балаган и коробейники.…Но не бывать всему этому, если бы не золотые руки русских мастеров, создававших удивительной красоты изделия, которые радовали глаз и заставляли раскошелиться даже самого жадного. То, что когда-то продавалось на русских ярмарках и базарах, сегодня представляет Россию, и давно стало её символами.

Именно о некоторых традиционных символах России, а в большей степени о душе русского человека пойдёт наш разговор.

Задание детям:

  1. Каждая из команд должна составить список традиционных символов России.
  2. Обсуждение с детьми.

Чем же славится Россия? Прежде всего, это знаменитый самовар, принесший известность тульским мастерам. Символом музыкальной России, по праву, стала балалайка, с её тремя струнами и весёлым нравом. Яркие цветы на жолтовских подносах привлекают внимание своей пышностью и размеренностью. А знаете ли Вы, чем отличается богородская игрушка от дымковской? А какие изделия создают праздник, вспыхивая огненными красками? Конечно же, хохлома! О том, что хохлома представляет Россию, трудно спорить – краски и узоры говорят сами за себя. Не бедна Россия и шкатулками, которых создано здесь великое множество. Сине - голубые цветы и сюжеты на белом фоне – излюбленное сочетание промысла, прославившего русское село Гжель. Но есть и другое, нижегородское село – Городец, известное своей росписью с чисто русскими сюжетами. Городецкая роспись, может быть, менее популярна, чем гжель, но весьма своеобразна и обаятельна. И, конечно, нельзя обойти своим вниманием, пожалуй, самый главный символ России.

Вопрос: Какой предмет абсолютно без слов может символизировать Россию? Конечно же, это традиционно русская матрёшка. Но оказывается, что у русской матрёшки был совсем не русский предшественник! Да и появилась эта расписная русская дива не так уж давно.

  1. Выступление  ребёнка:

История матрешки.

  1. Япония - страна множества богов. Каждый из них за что-то отвечал: либо за урожай, либо помогал праведникам, либо был покровителем счастья искусства. Японские божки разнообразны и многолики: весёлые, разгневанные, мудрствующие … Йоги верили, что человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствовал какой-либо бог. Целые комплекты фигурок-божков были популярны в Японии. И вот в конце XIX столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость.
  2. Японская фигурка совершила своё путешествие в Россию и была встречена с интересом токарем Василием Звёздочкиным. Именно он выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад - это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке.

По сей день  наша русская барышня по-прежнему лидирует в списке «лучший подарок и сувенир для иностранца».

Сегодня тоже устраивают что-то вроде прежних ярмарок. Лотки с сувенирной продукцией полны и пестры. Символы России пользуются спросом, им уделяется особое внимание при посещении нашей страны. Да и российские детки с удовольствием играют в матрёшек и дымковские свистульки.

  1. Выступление  ребёнка:

История самовара.

Невозможно сегодня представить русское чаепитие без самовара. Но оказывается, что самовар имеет не такую уж и длинную историю.

Может показаться, что самовар - это исконно русское изобретение, но на самом деле это не совсем верно. Приборы по принципу работы самовара были известны ещё во времена античности: в ёмкость, наполненную водой, бросали большой раскалённый камень, благодаря чему вода закипала. Можно сказать, что это и был первый самовар. Позже в Европе стали появляться подобные приборы, уже более совершенных конструкций. В Китае есть родственный самовару прибор, в котором тоже есть труба и поддувало.

История самовара довольно занимательна. Он появился во времена Петра Первого, который привез первый самовар из Голландии. Именно в период царствования Петра начался промышленный подъём Урала, на котором возникает множество металлургических и медеплавильных заводов. На этих заводах осваиваются приёмы изготовления бытовой посуды из меди. Уже в 30-ые годы XVIII века там начинают делать чайники с ручкой. Позднее уральские заводы принялись за выпуск казанов с трубами и винокуренных кубов с трубами. И, по всей вероятности, именно эти формы дали толчок для изготовления "сбитенников" - приборов для изготовления старинного русского напитка из мёда с пряностями. "Сбитенники" представляли собой чайник с внутренней трубой и поддувалом. Именно «сбитенники» положили начало изобретению русского самовара.

  1. Выступление  ребёнка:

История балалайки.

  1. Может казаться, что балалайка и русский мужичонка – понятия неразделимые. Но так ли это? Когда и откуда пришла к нам балалайка? С точностью ответить на этот вопрос невозможно, но есть ряд предположений на этот счёт. Некоторые считают, что русская балалайка произошла от нерусской домры, изменив форму и название. Другие – что не только своим происхождением, но даже своим названием балалайка обязана татарам (в татарском языке есть слово «балалар», что значит дети, отсюда и «балакать» - неразумно, по-детски болтать о чём-нибудь; прибавляя русское «ка», и получаем «балаларка», так похожее на «балалайка»).

  1. Так или иначе, балалайка распространялась среди крестьян и скоморохов, которые веселили народ на ярмарках и в кабаках. Форма балалайки XVIII столетия отличалась от современной. Гриф был достаточно длинным, корпус узким, и балалайка тогда, по всей вероятности, имела две, а не три, как сейчас, струны. Церковь же видела во всех струнных инструментах бесовское, дьявольское начало и предписывала изъять такие инструменты, как вредные и опасные. Великий русский князь Алексей Михайлович издал указ - собрать и сжечь все инструменты (гусли, балалайки, домры и др.).

  1. Конец XIX век – второе рождение балалайки. Русский дворянин Василий Андреев, знаток народных инструментов, путешествуя, услышал у своего дворового балалайку, звучание которой его поразило. Научившись играть на ней, Андреев решил усовершенствовать этот инструмент и вернуть его в народ. Это ему удалось. Теперь всем солдатам выдавалась балалайка, а, заканчивая службу, они могли брать её с собой. Андреев вместе с мастерами сконструировал целое семейство балалаек различной величины. Балалайка вновь распространилась в России и завоевала любовь.

  1. Выступление  ребёнка:

Оловянные солдатики.

Когда-то в царскую эпоху оловянные солдатики были практически у каждого мальчишки. Это была самая популярная в те времена игрушка. Правда, изготовлялись солдатики не совсем из олова, в ход шел некий сплав. В советскую эпоху производство оловянных солдатиков прекратилось, игрушки стали более современными и сложными.

Первые солдатики изготавливались из глины и из дерева. Археологи часто находят такие глиняные игрушки в гробницах фараонов и древних захоронениях. Известны случаи, когда материалов для изготовления солдатиков были драгоценные металлы и камни. Разумеется, такими экспонатами играли не простые смертные, а наследники престолов и титулованные особы. А для обывателей производились оловянные солдатики. Надо признать, что производство оловянных солдатиков началось не в России, а в Германии. Однако Россия быстро подхватила эту модную тенденцию и вскоре могла похвастаться своим собственным уникальным стилем в изготовлении оловянных игрушек.

Сейчас это искусство вновь возрождается, конечно, не в качестве игрушек - сегодняшние дети отдают предпочтение конструктору "Лего" и пластмассовым трансформерам. Оловянные солдатики сейчас превратились в своего рода произведения искусства. Многие люди сделали из коллекционирования оловянных солдатиков настоящее хобби. Этому есть причины - каждый солдатик отливается с величайшей точностью и расписывается вручную. Поэтому в настоящее время очень часто коллекцию оловянных солдатиков преподносят в качестве презента. Великолепный подарок, который оценят не только любители военного жанра.

Очень популярным стало составление военно-исторической оловянной миниатюры. Миниатюры создаются на самую различную тематику: от Бородинского сражения, до Ледового побоища. Сейчас в магазинах можно увидеть целые каталоги оловянных скульптуры, классифицируемые по временному и национальному признаку. Это и античные воины, и средневековые рыцари, и русские богатыри. Можно выбрать коллекцию на любой вкус.

Я приготовила вам сюрприз, благодаря которому у вас появилась возможность познакомиться с некоторыми традиционными символами России.

Презентация

Игровая развлекательная программа – командные конкурсы.

  1. «Матрёшка» (Чья команда быстрее оденется в костюмы).
  2. «Загадкино»  (Задача каждой из команд: набрать больше баллов за правильные ответы).
  3. «Росписи»  (каждая из команд должна собрать карточки с особенностями росписей: хохлома, городец, гжель, жостово).
  4. «Раскрась матрёшку».

На протяжении всей истории человечества народное искусство       было неотъемлемой частью национальной культуры.                         

                Декоративно–прикладное искусство – это умение выполнять изделие своими руками. Одна из особенностей художественного творчества представляет собой целостную систему, неразрывно связанную с национальной культурой, местными традициями.

                Виды декоративно–прикладного творчества очень разнообразны: это лепка, роспись по дереву и шёлку, вышивка, плетение кружев, изготовление игрушек, ткачество, работа с соломкой и природным материалом.

                На Руси вышивкой украшали одежду, жилище, расписывали избы, из глины и теста лепили игрушки, вытканными коврами украшали комнату. 

Подведение итога:

  1. История и культура государства Российского немыслима без многочисленных бесценных произведений народного творчества. Они несут в себе черты отдаленных эпох и привносят в современность своеобразный колорит прошлых лет.

  1. Чувства и мысли, вложенные художником в свое произведение, составляют эмоциональную основу образа изделий, определяют силу художественного воздействия, способную воспитывать и формировать в людях не только хороший вкус, но и лучшие качества.

Подведение итогов занятия.

                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Загадки командам:

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает.

(Самовар)

  1. Есть ещё для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка-

Красавица девица,

У неё сестрицы.

Каждая сестрица-

Для маленькой темница.

(Матрешка)

На дворе у Чудака

Золотистые бока.

Наелся Щепок до отвала.

Пускает струйки дыма – пара.

Пляшет глянцевый сапог.

Из брюха льётся кипяток.

(Самовар.)

Треугольная доска,

 А на ней три волоска.

 Волосок - тонкий,

 Голосок - звонкий.

 (Балалайка)

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо – конь и чудо – птица-

Это значит…

(Городец)

  1. Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки.

А ну назовите меня.

(Дымка)

Чашки, чайники и вазы

Отличите эти сразу.

Белый фон снегов белей,

Синий – небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда?

(Из Гжели)

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелечек, завиток,

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.

Кто привез товар такой?

(Хохлома)

Хохлома

Гжель

Жостово

Городец

  1. Цвет – золотой, чёрный, красный
  2. Материал – дерево, глина,  роспись, обжиг
  3. Сюжет – растительный орнамент, птицы

  1. Посуда – глина, фарфор
  2. Цвет – белый фон, кобальт (синий, голубой)
  3. Сюжет – растительный орнамент, бытовой сюжет

  1. Яркие, сочные и крупные цветы в окружении свежей листвы
  2. Изготовления штампованных железных подносов

  1. Образ коня – древний, связанный с культом солнца
  2.  Ложки, миски и чашки и изготовляли орудия труда для прядения и ткачества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально - коллективное занятие в разновозрастной группе "Жило-было дерево"

Материалл представляет собой индивидуально-коллективное занятие для учащихся начальных классов (1 и 3 класса). Данное занятие - один из этапов реализации долгосрочного экологического проекта "Жило-был...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром

Цель:Знакомство с качествами предметов.Образовательные задачи:1.    Продолжать учить детей характеризовать предметы по  их качествам: цвету, форме, фактуре, вкусу. 2....

Открытое занятие в разновозрастной группе «И по тому, как люди ценят хлеб, себе друзей в дорогу выбираю»

Цель: ·        познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе;·        показать, что во все времена хлеб был и остае...

Открытое познавательное занятие для разновозрастной группы “День девочек или фестиваль кукол”

Конспект занятия “День девочек или фестиваль кукол ” Цель: Расширить и уточнить представления детей об истории создания кукол, познакомить с коллекциями различных кукол, с куклами...

Познавательное занятие для разновозрастной группы по ознакомлению с окружающим «Мой любимый город Омск»

Цель: Обогащение представлений детей о родном крае, малой Родине, городе Омске. Задачи: 1.     Формировать уважение и любовь к Родине, к своему родному городу.2....

Открытое занятие по МХК для разновозрастной группы «Волшебной кисти красочный узор» (декоративно-прикладное искусство)

Цель: познакомить детей с декоративно – прикладным искусством, его видами, с современным выставочным искусством.Задачи: научить различать виды росписи; развивать творчество, воображение, инт...

Открытое познавательное занятие для разновозрастной группы по основам безопасности жизнедеятельности на тему: "Огонь – друг или враг"

Цели и задачи: ·        формировать у детей понятие “пожарная безопасность”;·        дать общее представление назначения (функций)...