Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
    рабочая программа (окружающий мир, 3 класс) по теме

    Куркина Мария Николаевна

    Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку и тематическое планирование по оркужающему миру  3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_3_klass.doc167 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Согласовано»

    Руководитель МО

    ____________/____________/

    ФИО

    Протокол № ____ от

    «___»___________201___г.

    «Согласовано»

    Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ №       »

    ____________/______________/

    ФИО

    «___»____________201___г

    «Утверждаю»

    Руководитель МОУ «СОШ №    »

    ____________/______________/

    ФИО

    Приказ № _____ от

    «___»___________201___г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

    Куркиной Марии Николаевны, учителя первой категории

     по окружающему миру в 3 классе «В»

                                                                      Рассмотрено на заседании

                                                                      педагогического совета

                                                                      протокол № ____от «___»_______201__ г.

    2012 – 2013гг.


    Учебно-тематическое планирование

    по предмету «Окружающий мир»

                                                                                                                   

    Класс  3 «В»

    Учитель Куркина М.Н.

    Количество часов

    Всего 68 час; в неделю 2 час.

    Плановых контрольных уроков ___, зачетов ___, тестов ___ ч.;

    Административных контрольных уроков ___ч.

    Планирование составлено на основе программ Министерства образования и науки РФ 2004г. Издания и учебных программ на 2012 – 2013 учебный год

     Дополнительная литература                                                                                                                                                                                                              

           Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир», ч.1, ч.2                   

          Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир»  №1, №2.

                 


    Окружающий мир

    Допущено

    Министерством образования Российской Федерации

            

    Пояснительная записка

    Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственного стандарта началь ного образования по образовательной области «Окружа ющий мир» и предназначена для начальной школы любого типа.

    Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружаю щую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способст вуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют пред ставления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).

    Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание пра вильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

    «Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

    • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;

    1. осознает необходимость выполнения правил поведе ния, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
    2. подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
    3. подготавливается к изучению базовых предметов в ос новной школе.

    Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических поня тиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

    Реализация развивающей функции обеспечивает осозна ние отдельных (доступных для понимания) связей в природ ном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззре ния. Обеспечивается формирование общеучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие проис ходит во времени и пространстве, фиксировать результаты на блюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум со держания образования.

    Воспитывающая функция включает решение задач со циализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоциональ но-положительного взгляда на мир, формирование нравст венных и эстетических чувств.

    В основе построения курса лежат следующие принципы:

    1. Принцип интеграции — соотношение между естест веннонаучными знаниями и знаниями, отражающими разли чные виды человеческой деятельности и систему обществен ных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младше го школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание от дельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного пред мета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Ге гель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек — природа — обще ство», но и более частные составляющие этой системы: «чело век и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность» и др.

    2.        Педоцентрический принцип определяет отбор наибо-
    лее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необхо-
    димых для его индивидуального психического и личностно-
    го развития, а также последующего успешного обучения;
    предоставление каждому школьнику возможности удовле-
    творить свои познавательные интересы, проявить свои
    склонности и таланты.

    Актуализация знаний предполагает их отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной категории, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

    3.        Культурологический принцип понимается как обеспе-
    чение широкого эрудиционного фона обучения, что дает
    возможность развивать общую культуру школьника, его воз-
    растную эрудицию. Именно поэтому большое внимание
    в программе (и, соответственно, в учебниках) уделяется об-
    I некультурным сведениям — о творческой деятельности лю-
    дей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве,
    великих ученых, деятелях искусства и т. п. В Программе 3-
    4 классов для реализации этого принципа введен специаль-
    ный раздел: «Расширение кругозора школьников».

    4.        Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружаю щей среде. При этом действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология).

    1. Принцип поступательности обеспечивает постепенно сть, последовательность и перспективность обучения, возмож ность успешного изучения соответствующих естественнонау чных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
    2. Краеведческий принцип обязывает учителя при изу чении природы и общественных явлений широко использо вать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исто рический музеи и т. п. Все это обеспечивает накопление чув ственного опыта и облегчает осознание учебного материала.

    В Программе представлены следующие ведущие содер жательные линии:

    1. Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность че ловека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нуж но знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темами: «Ты — первоклассник», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой» (2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс); «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).
    2. Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно вы полнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темами: «Ты — первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс); «Кто живет рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество» (4 класс).
    3. Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно бе речь и охранять. Это содержание представлено темами: «Род ная природа» (1 класс), «Мы — жители Земли» (2 класс), «Земля — наш общий дом» (3 класс), «Человек — биологиче ское существо (организм)» (4 класс).
    4. Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темами: «Родная страна» (1 класс), «Твоя Ро дина — Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и обще ство, в котором он живет» (4 класс).
    5. История родной страны: как рождалось и развива лось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (истори ческие сведения)», который имеется во всех темах програм мы 2 класса, а также специальными историческими темами: «Каким был человек в разные времена (исторические эпо хи)», «Как трудились люди в разные времена (историчес кие эпохи)» (3 класс); «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).

    С учетом важности расширения чувственного опыта млад ших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте. Число практических работ увеличивается к 4 классу.

    «Окружающий мир» — предмет особый. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.).

    Программа предусматривает проведение уроков обоб щения. Цель их — оживить знания школьника, которые онполучил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обоб щить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего го сударства.

    Программа рассчитана на 4 года изучения. Распределе ние по темам условно, учитель по своему усмотрению может изменять соотношение часов.

    Содержание программы

    Третий класс (68 ч)

    Введение (1ч)

         Как работать с учебником.

    Земля – наш общий дом (9ч)

            Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

     Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб,

    условные обозначения  карты. Карта России.

     Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света.

      Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха.

    Свойства воды. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения.

     ОБЖ: правила поведения на водоёмах в разные времена года.

    Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.

    Человек познаёт мир (2 ч)

    Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

    Бактерии и грибы (3ч).

    Бактерии. Грибы. Отличие грибов от бактерий.

    Растительный мир Земли (8 ч)

    Распространение растений на земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

    Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений для жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов семян.

    Человек и растения (2ч).

    Культурные растения в жизни человека. Красная книга России.

    Животный мир Земли (12 ч)

    Животные – часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные , беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

    Животные – живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

    Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей.

    Человек и животные (2ч)

    Почему люди приручали диких животных. Как человек одомашнил животных.  О заповедниках.

    Наша Родина: от Руси до России (6ч)

    Древняя Русь. Древнерусское государство. Московская Русь. Российская империя.

    Советская Россия. СССР. Российская Федерация.

    Как жили наши предки (8ч)

    Какими людьми были наши предки? Портрет славянина. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство – основные качества славянина.

    Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

    Расширение кругозора школьников. Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности. Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

    Как трудились наши предки (12ч)

    Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России. Крепостные крестьяне и помощники. Отмена крепостного права. Рыболовство и охота на Руси и в России.

    Ремёсла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие капиталисты.

    Торговля. Возникновение денег.

    Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

    Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

    Экскурсии. В природные сообщества, на водный объект с целью изучения использования воды человеком, её охраны от загрязнения. В краеведческий музей, на предприятия, в аптеку.

    Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

    Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

    Основные требования к уровню подготовки учащихся третьего класса

    К концу обучения в третьем классе учащиеся должны: называть (приводить примеры):

    1. тела живой и неживой природы;
    2.  планеты Солнечной системы (2-3);

            свойства воздуха и воды;

    1. состав почвы;
    2. древние города и их достопримечательности;
    3. имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
    4. причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;

    различать (соотносить):

    1. год, век, арабские и римские цифры;
    2. названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
    3. растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
    4. животные разных групп (одноклеточные – многоклеточные, беспозвоночные – позвоночные);
    5. приспособления животных к среде обитания;
    6. особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
    7. понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги».

    решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

    1. объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
    2. объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
    3. характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
    4. характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
    5. раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
    6. составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному плану;
    7. соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
    8. характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремёсел, развитие городов);
    9. рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
    10. работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
    11. высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

    № п/п

    Название тем

    Содержание уроков

    Сроки изучения

    Количество часов на раздел

    Тип урока

    Требования к уровню подготовки учащихся

    ИКТ

    Наглядные пособия

    Примечания

    По плану

    Фактически

    1

    Где  ты живешь. Когда ты живешь.  Счет времени в истории

    Комбинированный

    Знать:

    – название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, родного города;

    – государственную символику России

    Рисунки детей «Поездки на дачу»

    2

    Природные тела и природные явления. Солнце - тело неживой природы.

    Комбинированный

    Знать:

    – тела живой и неживой природы;

    – общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

    – планеты Солнечной системы.

    Уметь различать объекты природы

    Таблица «Характеристика Солнца»

    3

    Земля – планета жизни. Условия жизни на Земле

    Комбинированный

    Уметь:

    – характеризовать условия жизни на Земле; – объяснять значение Солнца для жизни на Земле;

    – соблюдать правила поведения в природе

    Таблица «Земля – планета Солнечной системы»

    4

     Солнце – источник тепла и света

    Комбинированный

    Компьютер

     «Картинная галерея»

    5

    Значение воды для жизни на Земле

    Комбинированный

    Уметь:

    – характеризовать условия жизни на Земле; – объяснять значение Солнца для жизни на Земле;

    – соблюдать правила поведения в природе

    6

    Человек познает мир. Как изображают Землю

    Комбинированный

    Знать способы познания окружающего мира.

    Иметь представление о глобусе, как модели Земли

    Глобус ,карта, план

    7

    Зачем нужны карта и план

    Комбинированный

    Уметь работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями), с контурной картой

    Глобус, карта, план

    8

    Бактерии

    Комбинированный

    Знать: какие бывают бактерии

    Компьютер

    9

    Грибы

    Комбинированный

    Уметь отличать:

    – грибы от растений;

    – съедобные и несъедобные грибы

    Рисунки грибов

    10

    Растения встречаются повсюду

    Комбинированный

    Знать:

    – некоторые особенности растений разных мест обитания;

    – общие условия для жизни живых организмов

    Уметь:

    –использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

    – различать части растения, отображать их в рисунке
    (схеме);

    – приводить примеры разных групп растений (2–3 представителя из изученных),

    Гербарий

    11

    Если бы на Земле не было растений

    Комбинированный

    Гербарий

    12

    Разнообразие растений на Земле

    Комбинированный

    Компьютер

    13

    Растения – живые тела (организмы)

    Побег – сложный надземный орган растения

    Комбинированный

    Компьютер

    Компьютер

    14

    Цветок – самый красивый орган растения

    Комбинированный

    Компьютер

    15

    Размножение растений

    Комбинированный

    Компьютер

    16

    Как долго живут растения

    Комбинированный

    Называть причины исчезновения растений;

    – раскрыть значение растений в природе и жизни человека

    Компьютер

    17

    Распространение плодов и семян

    Комбинированный

    Знать способы распространения семян

    Компьютер

    18

    Как возникло земледелие. Хлеб – всему голова

    Комбинированный

    Знать: роль растений в природе и жизни людей. Земледелие. Расселение культурных растений.

    Пословицы о хлебе

    19

    Красная книга России

    Комбинированный

    Значение растений в природе и жизни человека

    Красная книга России

    20

    Тест «Растительный мир Земли»

    Контроль знаний

    карточки

    21

    Роль животных в природе

    Комбинированный

    Знать:

    – общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

    – способы передвижения животных. Уметь:

    – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за животными;

    – осуществлять оценку воздействия человека на природу;

    – выполнять правила поведения в природе;

    – принимать участие в охране природы;

    – высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы

    Рисунки животных

    22

    Разнообразие животных

    Комбинированный

    Рисунки животных

    23

    Животные – живые тела (организмы)

    Комбинированный

    Рисунки животных

    24

    Как животные передвигаются, дышат. Кровеносная система животных

    Комбинированный

    Знать и уметь:

    – называть представителей позвоночных животных;

    – составлять описательный рассказ о животном по плану.

    Различать:

    – животных разных групп;

    – приспособления животных к среде обитания;

    – особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания

    Уметь:

    – называть причины исчезновения животных и растений;

    – соблюдать правила поведения в природе

    Уметь:

    – приводить примеры разных групп животных (2–3 представителя из изученных);

    – раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных

    Рисунки животных

    25

    Размножение животных. Приспособления животных к условиям жизни

    Комбинированный

    Рисунки животных

    26

    Поведение животных

    Комбинированный

    Рисунки животных

    27

    Беспозвоночные животные

    Комбинированный

    Иллюстрации по теме

    28

    Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

    Комбинированный

    Иллюстрации по теме

    29

    Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся

    Комбинированный

    Иллюстрации по теме

    30

    Птицы и звери – позвоночные животные

    Комбинированный

    Иллюстрации по теме

    31

    Птицы и звери – позвоночные животные

    Комбинированный

    Иллюстрации по теме

    32

    Что такое природное сообщество

    Комбинированный

    Уметь:

    – называть причины исчезновения животных и растений;

    – соблюдать правила поведения в природе

    Цепи питания

    33

    Почему люди приручали диких животных. О заповедниках

    Комбинированный

    Карта России

    34

    Тест «Животный мир Земли»

    Контроль знаний

    Карточки

    II полугодие

    1

    Древняя Русь

    Комбинированный

    Знать потомков восточных славян, показывать на карте союзы племен

    Карта

    2

    Древнерусское государство

    Комбинированный

    Уметь показывать на карте территорию Древнерусского государства, столицу, крупные города

    карта

    3

    Московская Русь

    Комбинированный

    Уметь показывать на карте территорию Московской Руси, города, вошедшие в ее состав

    карта

    4

    Российская империя

    Петр I Великий

    Комбинированный

    Знать историю создания русского флота

    компьютер

    5

    Екатерина II Великая

    Комбинированный

    Иллюстрации по теме

    6

    Последний российский император Николай II

    Комбинированный

    Иллюстрации по теме

    7

    Советская Россия. СССР. Российская Федерация

    Комбинированный

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о стране

    Символы РФ

    8

    Обобщение по теме «Наша Родина от Руси до России»

    Комбинированный

    карточки

    9

    Как жили наши предки. Из истории имён

    Комбинированный

    Иллюстрации по теме

    10

    Как выглядели наши предки?

    Комбинированный

    Уметь описать внешность славян, рассказать о труде наших предков, защите ими Родины. Знать обычаи приема гостей, отдыха

    Иллюстрации по теме

    11

    Как в старину трудились и защищали Родину. 

    Комбинированный

    Картины русских художников

    12

    Какими людьми были наши предки?

    Комбинированный

    Уметь описать внешность славян, рассказать о труде наших предков, защите ими Родины. Знать обычаи приема гостей, отдыха

    Картина
    Г. К. Михайлова «Игра в жмурки»

    13

    Какие предметы окружали русских людей?

    Комбинированный

    Картина
    А. М. Васнецова «В горнице древнерусского дома московских времен»

    14

     По одежке встречают…

    Комбинированный

    Картины русских художников

    15

    Русская трапеза

    Комбинированный

    Знать, чем питались крестьяне

    Картина И.И.Машкова «Снедь московская: хлебы»

    16

    Русская трапеза

    Комбинированный

    Знать, чем питались в богатых домах

    Картина И.И.Машкова «Снедь московская: хлебы»

    17

    Боги древних славян

    Комбинированный

    Отдельные наиболее важные события общественной и культурной жизни России. Выдающиеся люди разных эпох

    Компьютер Иллюстрации по теме

    18

    Что создавалось трудом крестьянина?

    Комбинированный

    Уметь называть виды деятельности крестьянина, помещика, крепостных, ремесленников.

    Картина Н.В.Неврев «Торг. Сцена из крепостного быта»

    19

    О крепостных и помещиках

    Комбинированный

    Уметь называть виды деятельности крестьянина, помещика, крепостных, ремесленников.

    20

    Что такое ремесло

    Комбинированный

    Знать, что такое ремесло, какие были ремёсла в России 17 – 18 веков

    Таблица «Ремёсла в России»

    21

    Что создавалось трудом ремесленника

    Комбинированный

    Знать, что такое ремесло, какие были ремёсла в России 17 – 18 веков

    Таблица «Ремёсла в России»

    22

    Маленькие ремесленники

    Комбинированный

    Уметь составлять рассказ о том, каким ремеслом занимались твои сверстники много веков назад

    Таблица «Ремёсла в России»

    23

    О гончарном круге, керамике и фарфоре

    Комбинированный

    Знать картины быта, труда

    Картины быта, труда

    24

    О веретене, прялке и ткацком станке

    Комбинированный

    Знать картины быта, труда

    Картины быта, труда

    25

    Русские оружейники

    Комбинированный

    Знать оружейные города России

    Картины быта, труда

    26

    Что создавалось трудом рабочего?

    Комбинированный

    История Отечества. Картины быта, труда

    Иллюстрации по теме

    27

    Первые российские мануфактуры

    Комбинированный

    История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной жизни России

    Иллюстрации по теме

    28

    Железные дороги в России

    Комбинированный

    История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной жизни России

    Иллюстрация «Паровоз Черепановых»

    29

    Первые пароходы и пароходство в России

    Комбинированный

    История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной жизни России

    Картина И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»

    30

    Автомобилестроение в России

    Комбинированный

    Уметь составлять коллективный рассказ по теме

    Рисунки автомобилей

    31

    Самолётостроение в России

    Комбинированный

    Знать названия самолётов и их создателей

    Рисунки самолётов

    32

    Время космических полётов

    Комбинированный

    Уметь составлять рассказ о космонавтах

    Картина А.И.Плотнов  «До свидания, земляне»

    33

    Резерв

    Комбинированный

    34

    Резерв

    Комбинированный


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

    Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века. 2 класс...

    Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс

    Рабочая программа по окружающему миру  "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс...

    Рабочая программа по окружающему миру УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс

    Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....

    Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа 21 века"

    Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основании Основной образовательной программы начальн...

    Рабочая программа по окружающему миру для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")

    Рабочая программа по окружающему миру для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....

    Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа 21 века" 1 класс

    Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

    Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века" - 3 класс

    Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Н. Ф. Виноградовой ...