Разработка урока окружающего мира "Моря, озёра и реки России"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Глаголева Юлия Владимировна

Данная разработка предназначена для учителей начальной школы. Она будет полезной при изучении темы "Моря, озёра и реки России" на уроках окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morya_ozyora_i_reki_rossii.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Никольская СОШ».

Конспект урока по предмету «Мир вокруг нас»

в 4 классе.

Тема урока:

Моря, озёра и реки России.

Подготовила и провела

учитель начальных классов

МОУ «Никольская СОШ»

Глаголева Ю.В.

Задачи урока:  

  1. познакомить учащихся с местонахождением морей, озёр и рек России,                                          сформировать представление об их характерных признаках, свойствах, особенностях.
  2. развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, ориентироваться по ней; совершенствовать умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.
  3. воспитывать любовь к родной природе, стремление беречь и приумножать её богатства.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Дорогие ребята! Вот и настал урок, который помогает нам, словно волшебникам, путешествовать по самым интересным уголкам земного шара, становиться историками, археологами, астрономами… Сегодня этот урок даёт нам возможность за 40 минут увидеть своими глазами моря, озёра и реки нашей огромной Родины.

На экране появляется слайд №1 (см. Приложение).

  1. Работа по новой теме.

Моря.

– Итак, начнём своё путешествие с морей России. Что должно нам в этом помочь? (ответы детей).

- Конечно, наш главный помощник на этом уроке – карта. Давайте воспользуемся ей и вспомним местоположение нашей страны.

Слайд №2.

Дети показывают на карте расположение России.

- Отправной точкой нашего путешествия будет город Владивосток, который располагается…..(ответы детей). Совершенно верно. Он находится на востоке нашей Родины.

На карте слайда над Владивостоком поднимается солнышко.

- Ребята, найдите этот город на ваших картах в учебнике. Все справились с заданием? Итак, начало положено. Давайте посмотрим внимательно на карту. Владивосток – это город-порт. А кто знает, что такое порт? Правильно, это такой город, в который с моря заходят корабли. На берегу какого моря находится Владивосток? (Это Японское море).

На слайде над Японским морем появляется тучка. Дети ищут море на карте учебника.

- Продвигаемся далее. И следующее море, которое нам встречается – это Охотское море.

На слайде появляется тучка над Охотским морем. Дети находят Охотское море на своих картах.

       Работа со всеми остальными морями (Берингово, Чукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых ,Карское, Баренцево, Белое, Балтийское, Чёрное, Каспийское) проводится аналогично.

 - А сейчас наша задача – выяснить, какое море к какому океану относится. Давайте вспомним, какой океан омывает Евразию на востоке? На севере? На западе?

Работа идёт со слайдом №3

- Теперь наша задача разобраться, куда можно и нужно отнести какое море. Как, по- вашему мнению, какие моря мы оставим за Тихим океаном? (Японское, Охотское, Берингово).

- Какие назовём морями Северного Ледовитого океана? (Чукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское, Баренцево, Белое).

- И, наконец, моря Атлантического океана – это… (Балтийское и Чёрное).

На слайде №4 моря различных океанов  показаны тучками разных цветов.

- А как вы думаете, ребята, чем отличаются моря различных океанов?

Ответы детей, обобщение сказанного через слайды №5 - №12.:

- Итак, ребята, моря, которые относятся к Северному Ледовитому океану, имеют очень низкую температуру, их большая часть покрыта льдами. На морях Тихого океана ветрено, а ещё там часто гостит туман. А вот моря Атлантического океана тёплые, даже в Балтийском море в тёплое время года купаются люди, а на Чёрном море большое количество курортных городов, где большую часть года отдыхают люди, и, конечно, купаются в море.

Физкультминутка:

А сейчас немного отдохнём. Но будьте внимательны: если я называю море Северного ледовитого океана, то вы должны подпрыгнуть, если море Тихого океана, то присесть, а если море Атлантического океана, то хлопнуть в ладоши.

Озёра.

- А сейчас, ребята, мы продолжим путешествие по водоёмам нашей страны и особое внимание мы уделим озёрам. Как вы понимаете, что такое озеро?

Ответы детей.

- Обобщим сказанное. Озеро – это природный водоём в углублении суши, не имеющий одностороннего уклона.

-  Сейчас мы снова обратимся к нашей помощнице – карте. Самое глубокое пресное озеро в мире, внесённое в список Всемирного природного наследия – это озеро Байкал.

На карте слайда №13 рядом с озером Байкал появляется звёздочка.

- Самое большое озеро в мире – Каспийское озеро, за  величину его называют морем. Крупные озёра Европы – Ладожское и Онежское. А ещё можно назвать Аральское озеро, озеро Иссык-Куль, озеро Балхаш и многие другие, ведь озёр на территории России более 2 млн.

Названные озёра отмечаются на карте звёздочками, дети находят их на своих картах.

Сообщение ученика (примерный краткий текст): Достоянием нашей страны и всего мира является озеро Байкал. В нём заключено 23 000 кубических метров пресной воды, почти в 80 раз больше, чем в Азовском море. Байкал содержит огромный резерв воды высокого качества. Кроме того, это озеро – самое глубокое на Земле. Его наибольшая глубина – 1741 метр.

Сообщение сопровождается показом слайдов №14-18.

- Ребята, почему же это озеро является Всемирным природным наследием? Как нужно относиться к этому чуду природы?

Ответы детей, вывод о бережном отношении к природе.

 Реки.

- Вот и подошли мы к последней части нашего путешествия. Наша задача – познакомиться с крупнейшими реками России. Начнём свой путь с Восточно-Европейской равнины. Стрелочки-помощницы помогут нам отыскать на карте нужные нам названия. Итак, все нашли Восточно-Европейскую равнину? Крупнейшая река на ней – Волга. Какие крупные реки находите вы? (Дон, Кама, Ока, Урал, Северная Двина, Печора).

- Молодцы! Двигаемся на Западно-Сибирскую равнину. С какими реками встречаемся здесь? (Обь, Енисей, Иртыш).

- Замечательно! И на Средне-Сибирском плоскогорье мы видим… (Ангара, Лена, Индигирка, Колыма, Амур).

- Очень хорошо, ребята! Вы справились с заданием и нашли все крупные реки нашей страны. А как называется река, которая протекает в нашем селе? Как вы считаете, сможем ли мы найти её на карте России? Почему не сможем? (Это маленькая речка).

- Давайте поищем её на карте Воронежской области.

- Нужна ли нашему селу эта речка? Почему? Что мы должны делать для того, чтобы она стала чище?

Ответы учеников, выводы.

  1. Закрепление материала.

Выполнение задания в рабочей тетради (зад. № 1, 2 стр.22 – 23)

  1. Подведение итогов урока:

- что было непонятно на уроке?

- что понравилось, заинтересовало?

- о чём хотелось бы узнать больше?

  1. Домашнее задание:
  1. Стр.72-77, ответить на вопросы стр.76.
  2. Работать с картой на стр.64-65

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Моря, озёра и реки России" (окружающий мир, 4 класс)

Тест необходимо открывать в программе Power Point 97-2003, включив  макросы. Для выхода нажать кнопку «Esc», изменения не сохранять.Оценка выставляется автоматически, что облегчает работу у...

Разработка урока окружающего мира 3 класс История России программа 2100. Тема: Повторение и закрепление изученного материала в конце года.

Тема:  «Повторение и закрепление  изученного материала в конце года.»    Приёмы: На стадии вызова – вопросы по ключевым словам ....

Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России

Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....

окружающий мир 4 класс по теме « Моря, озёра и реки России».

урок по окружающему миру по теме « Моря, озёра и реки России» с использованием кейс технологии....

Технологическая карта по окружающему миру "Моря, озёра и реки России"

Технологическая карта и презентация по окружающему миру на тему "Моря, озёра и реки России". 4 класс...

Технологическая карта урока Окружающий мир «Моря, озёра и реки России» (4 класс, УМК Школа России)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний о морях, озёрах и реках России, познакомить с их местонахождением, формировать умение работать по карте. Задач...