Открытый урок по окружающему миру -Первый шаг из моря на сушу
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Классный час с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_okr.miru_-_pervyy_shag_iz_morya_na_sushu.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по окружающему миру,

проведенного 16.02.2012 в 3 «Б» классе

ГОУ СОШ № 184 Калининского района

Санкт-Петербурга.

Тема: Первый шаг из моря на сушу

Цели:

Образовательные: 

  1. Дать понятие «позвоночные животные»
  2. Познакомить обучающихся с особенностями строения и образом жизни рыб и земноводных.
  3. Уметь перечислять особенности рыб и земноводных.  
  4. Учить самостоятельно добывать необходимую информацию.

Развивающие: 

  1. Развивать логическое мышление; умение анализировать, обобщать и систематизировать изученный материал.
  2. Развивать связную речь учащихся.
  3. Развивать рефлексивную деятельность обучающихся.

Воспитательные:  

  1. Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
  2. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Оборудование: Проектор, ноутбук, компьютерная презентация, карточки для самостоятельной работы, маршрутные листы, плакат «Животные», опорные сигналы.

Ход урока

  1. Орг. начало.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Вы уже обратили внимание, что сегодня у вас много гостей и догадались, что урок окружающего мира проведу вас я. А зовут меня Наталья Витальевна. Я надеюсь, что работать мы с вами будем дружно, организованно.

  1. Психологический настрой урока   ( Слайды 1-3 )

-Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года?

-Зима – это удивительное время года. А какие изменения в природе происходят с приходом зимы?

-Конечно, мы все скучаем по теплу, которое дает нам солнце.  Порой становится  

 А для того, чтобы поднять наше настроение, давайте на секундочку закроем глазки и представим доброе, ласковое солнышко. Протяните к нему свои ручки. Почувствуйте тепло, которое оно нам дарит. На душе у нас тоже становится теплее и радостнее. Посмотрите, солнышко вам дарит улыбку. Давайте и мы теперь подарим ему свои улыбки. Улыбнитесь солнышку, а теперь повернитесь друг к другу и подарите такие же теплые улыбки своим товарищам. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок.

  1. Актуализация знаний  ( Слайды 4-8 )

-Наше солнышко будет согревать нас своими солнечными лучами на протяжении всего урока. Посмотрите, у вас на партах лежат  листы самооценки, в которые вы будете вносить свои достижения.  Солнышко будет напоминать о том, что у вас все получится и вы сможете справиться со всеми заданиями. Внесите в   листок свою фамилию и имя.

-А сейчас отложите их в сторонку и скажите, что вы изучали на предыдущем уроке.

-Все ли вам было понятно, когда выполняли домашнее задание, или у вас есть какие - нибудь вопросы?

-Я уверена, что при изучении темы «Маленькие рыцари» вы узнали для себя много нового и интересного, а чтобы убедиться в этом, я предлагаю вам выполнить тест, который так и называется «Маленькие рыцари».

-Возьмите карточку №1. Внимательно читаем задание и выполняем работу. На эту работу я вам даю 2 минуты.

Карточка №1.

Тест «Маленькие рыцари»

  1. Зачеркни лишнее:  Стрекоза, комар, каракурт, кузнечик.
  2. Вставь цифры:
  1. Насекомые – сухопутные членистоногие с ______ ногами.
  2. Паукообразные – это животные с _____ конечностями.

  1. Некоторые насекомые имеют сложный путь развития. Укажи цифрами последовательность развития бабочки. Цифра 1 уже стоит.

  1. Дополни фразу: 
  1. Насекомые, пауки и раки имеют ____________________ скелет.
  2. Он состоит из ______________________ вещества.

Личинка

Куколка

Яйцо

Бабочка

1

-А теперь обменяйтесь карточками друг с другом. Возьмите ручку. Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданиями.

-Итак, читаем первое задание. Обоснуйте свой ответ. Поставьте один плюсик тем детям, которые это задание выполнили правильно.

-Читаем второе задание. Значит можно с твердостью сказать, что каракурт – это паук, так как у него … (Показ иллюстрации). Поставьте два плюса за верный два верных ответа.  Если у вас 1, то +

-Проверяем 3-е задание. + +

-Как выполнили последнее задание?  + +

-Поднимите руку, кто выполнил все здания верно. У кого одна или две ошибки?

-Скажите, а в чем преимущество твердого скелета? ( + Дает опору мышцам ,+Прочно защищает все тело членистоногих)

-А чем его недостатки? ( - Он мешает росту данной группы животных. Поэтому насекомые, пауки и раки не могут иметь больших размеров)

-Что еще можно отнести к недостаткам наружного скелета? (Наружный скелет не дает возможности быстро двигаться)

                                                          Наружный скелет

                               Дает опору мышцам                   Мешает росту

                            Прочно защищает тело

  1.   Формулирование темы урока  ( Слайд 9 )

-Мы сказали, что внешний скелет мешает росту животных. Но ведь мы знаем, что в мире существуют такие животные, которые больше человека в несколько раз. Почему же так произошло?

-Ребята, оказывается, в природе есть животные, у которых отсутствует внешний скелет. У них вместо него есть другой скелет. А вот какой, мы узнаем, если поприсутствуем при диалоге учеников 3 класса Лены и Миши. Давайте прочитаем диалог на с. 96

-Какой проблемный вопрос возник у ребят? Прочитайте его. Он отмечен в учебнике специальным знаком.  ……………………………… Это является задачей нашего урока.

позвоночник

 -А основу такого скелета составляет

Позвоночные

животные

-Как вы думаете, как называют животных, у которых есть внутренний скелет, состоящий из позвоночника и костей?  

  1. Постановка целей урока  ( Слайд 10 )

-Вот сейчас нам предстоит выяснить, какие возможности открываются перед животными, имеющими внутренний скелет.

  1. «Открытие» детьми нового знания  ( Слайды 11-13 )

-Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на с. 96

-Прочитаем 1-й и 2-й абзацы в учебнике.  

-Что же вы узнали о внутреннем скелете?

-И какое это дает преимущество, по сравнению со внешним скелетом? Раз клетки живые, то что они могут делать то, что никогда не сделают мертвые? (Могут расти).

-Т.е. внутренний скелет растет одновременно со своим обладателем.

-Кто-нибудь может предположить, чем это выгодно? (Не надо его менять)

-А какие недостатки у такого скелета? (Не защищает тело животного снаружи)

-Что же тогда будет защищать тело позвоночных животных?  (Кожа)

  1. Самостоятельное применение знаний  ( Слайды 14-16 )

-Давайте теперь сравним с вами преимущества наружного и внутреннего скелета. Откройте свои рабочие тетради на с 47. Найдите задание 1. Это задание выполняем в парах. Можно тихонько посовещаться друг с другом. (Оценивание - ?)

-Проверка

-Внутренний скелет имеет важное значение в жизни животных. Давайте рассмотрим на с. 96 скелет рыбы. Кто у доски назовет и покажет некоторые части скелета?

-Для чего нужен позвоночник? (Опора)

-Для чего нужны жаберные крышки? Челюсти?

-А теперь возьмите закладку. Положите в учебник на с. 96. Закройте книгу. Ребята, я вам принесла муляж рыбы. Кто из вас может мне назвать, из каких частей состоит внешнее строение рыбы?

-А теперь рассмотрите рисунок на с. 97. О чем мы с вами еще не сказали?

-Прочитайте 1-й абзац под рисунком.

-Для чего же нужна боковая линия?

-Что представляет собой боковая линия у рыб?

-Скажите, а когда вы читали этот абзац, вы для себя ничего удивительного не открыли? Может у вас раньше было о рыбах одно мнение, а теперь стало другое? Что удивительное узнали о рыбах?

(Если затрудняются: Верна ли поговорка: Нем как рыба?)

-Мы с вами много говорили о рыбах. А где живут рыбы? Если рыбы живут в воде, то как их можно назвать по месту обитания? Т.е. их среда обитания – литосфера.

 

  1. Физминутка «В мире животных» ( Слайды 17-18 )

Итак, ребята, рыбы – это водные позвоночные. А где еще кроме литосферы могут обитать животные? Вспомните оболочки земля. (Имитируются движения животных)

  1. Проблемная ситуация ( Слайд 19 )

-Ребята, у сейчас вам задание на смекалку. У вас на партах лежат конверты. Распределите этих животных на две группы. ( Карась, лягушка, жаба, щука, окунь, тритон)

-Почему у вас столько разных мнений?

-Какой у вас тогда возникает вопрос? (Так и оставим в сторонке?)

  1. Поиск решения проблемы. Групповая работа по карточкам. ( Слайд 20 )

-Как вы думаете, что  сделали ученые, если бы столкнулись с неизвестным для них видом животных?

-Вот сейчас мы выступим в роли ученых и проведем свое исследование. Скажите, а по какому признаку вы делили животных на две группы? Итак, одна группа, как вы предположили, это рыбы. Вторую мы пока не знаем как назвать. И тем более нам не хватает знаний, куда определить тритона. Давайте изучать. В ходе работы вам предстоит ответить на следующие вопросы:

  1. Где живут эти животные?
  2. Чем покрыто их тело?
  3. Как они передвигаются?
  4. Каковы органы дыхания?
  5. Как они размножаются?

-Возьмите карточки – помощники. 1 -я группа – карточка с изображением рыбы. (Им проще, о рыбах уже говорили).

2,3,-я группы – карточка с изображением лягушки. (При проверке будут дополнять друг друга)

4-я группа – особое задание. Особенности развития лягушки.

Задание для микрогруппы  №1.

                 Рыбы живу в _________. Их тело покрыто ________________.

              Рыбы передвигаются при помощи _______________________  и

              изгибов тела. У рыб есть особый орган - ____________ линия,  

              которая позволяет ощущать колебания воды.

             Дышат рыбы ______________________________ . Эти  животные

             Размножаются, откладывая ___________________.

             

Задание для микрогруппы  №2.

          Лягушки – позвоночные животные. Они могут жить и в __________,

 и на _______________ . Тело лягушек покрыто ______________________ .

 Передвигаются при помощи _________________________________.

 Дышат ___________ и __________________ . Эти животные

Размножаются, откладывая ______________ .

Задание для микрогруппы  №3. (Повышенный уровень сложности)

          Используя материал учебника, составь этапы развития рыбы и лягушки. В чем их сходство и различие?

                                       …………………………………………

                                   …………………………………….

Икринка

Икринка

-Давайте сравним эти две группы животных и сделаем вывод: куда же отнести тритона?

Рыбы

?

Живут в воде

Живут в воде и на суше

Тело покрыто чешуей

Тело покрыто кожей

Передвигаются при помощи плавников

Передвигаются при помощи дух пар ног

Дышат жабрами

Дышат легкими

-Как же называется вторая группа животных? 

-Просмотр видео о тритоне. (Добавляется к доске рисунок  ) ( Слайд 21 )

  1. Самостоятельное применение знаний

-Тетрадь, задания 2, 5 – по выбору. Самооценка.

  1. Графический диктант.  ( Слайды 22-23 )

  1. Верно ли, что позвоночные животные – это животные с внутренним скелетом?
  2. Верно ли, что внутренний скелет мешает росту животного?
  3. Верно ли, что рыбы- позвоночные животные с жаберным дыханием?
  4. Верно ли, что земноводные – это позвоночные животные, живущие и воде и на суше?
  5. Верно ли, что земноводных есть боковая линия?

  1. Итог урока

-Назовите тему урока, над которой сегодня работали?

-Каких животных можно назвать позвоночными?

-В чем особенности внутреннего скелета?

-С какими группами позвоночных животных познакомились?

-Назовите отличительные особенности рыб.

Назовите отличительные особенности земноводных.

  1. Рефлексия урока.  ( Слайд 24 )

  1. Домашнее задание. ( Слайд 25 )

  1. Выполнить любые задания в тетради. Ответить на вопросы к тексту.
  2. Ответить на вопрос: Может ли камбала приплыть в гости к щуке?

 

Источники информации:

  1. Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Окружающий мир. (Обитатели Земли»). 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009
  2. http://school-collection.edu.ru/collection/ - единая коллеция цифровых образовательных ресурсов.
  3. http://tana.ucoz.ru/ -сайт учителя биологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающий мир "Первый шаг из моря на сушу."

На данном уроке дети знакомятся с особенностями строения и образа жизни рыб и земноводных.  Учатся перечислять особенности рыб и земноводных. Предусмотрена работа детей в групп...

Презентация к уроку окружающего мира "Первый шаг из моря на сушу"

Презентация к уроку окружающего мира "Первый шаг из моря на сушу" для 4 класса, программа 2100....

Урок окружающего мира "Первый шаг из моря на сушу"

Урок окружающего мира по УМК "Школа 21 века"  Урок открытия новых знаний....

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Моря,озера и реки России" и презентация.

Учебный материал посвящен изучению и местоположению морей, озер и рек  на территории России....

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему: "У Чёрного моря. Животный мир."

В конспекте расписано проведение урока по окружющему миру в 4 классе по разделу  "Природные зоны. У Чёрного моря". Также  прилагается к уроку презентация на эту же тему....

Открытый урок по окружающему миру в 4 А классе «У Чёрного моря»

Конспект урока и презентацияЗадачи урока:образовательные: познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей;развивающие: формироват...

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "У Черного моря"

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "У Черного моря"...