Открытый урок по окружающему миру -Первый шаг из моря на сушу
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Классный час с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по окружающему миру,
проведенного 16.02.2012 в 3 «Б» классе
ГОУ СОШ № 184 Калининского района
Санкт-Петербурга.
Тема: Первый шаг из моря на сушу
Цели:
Образовательные:
- Дать понятие «позвоночные животные»
- Познакомить обучающихся с особенностями строения и образом жизни рыб и земноводных.
- Уметь перечислять особенности рыб и земноводных.
- Учить самостоятельно добывать необходимую информацию.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление; умение анализировать, обобщать и систематизировать изученный материал.
- Развивать связную речь учащихся.
- Развивать рефлексивную деятельность обучающихся.
Воспитательные:
- Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
- Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Оборудование: Проектор, ноутбук, компьютерная презентация, карточки для самостоятельной работы, маршрутные листы, плакат «Животные», опорные сигналы.
Ход урока
- Орг. начало.
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Вы уже обратили внимание, что сегодня у вас много гостей и догадались, что урок окружающего мира проведу вас я. А зовут меня Наталья Витальевна. Я надеюсь, что работать мы с вами будем дружно, организованно.
- Психологический настрой урока ( Слайды 1-3 )
-Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года?
-Зима – это удивительное время года. А какие изменения в природе происходят с приходом зимы?
-Конечно, мы все скучаем по теплу, которое дает нам солнце. Порой становится
А для того, чтобы поднять наше настроение, давайте на секундочку закроем глазки и представим доброе, ласковое солнышко. Протяните к нему свои ручки. Почувствуйте тепло, которое оно нам дарит. На душе у нас тоже становится теплее и радостнее. Посмотрите, солнышко вам дарит улыбку. Давайте и мы теперь подарим ему свои улыбки. Улыбнитесь солнышку, а теперь повернитесь друг к другу и подарите такие же теплые улыбки своим товарищам. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок.
- Актуализация знаний ( Слайды 4-8 )
-Наше солнышко будет согревать нас своими солнечными лучами на протяжении всего урока. Посмотрите, у вас на партах лежат листы самооценки, в которые вы будете вносить свои достижения. Солнышко будет напоминать о том, что у вас все получится и вы сможете справиться со всеми заданиями. Внесите в листок свою фамилию и имя.
-А сейчас отложите их в сторонку и скажите, что вы изучали на предыдущем уроке.
-Все ли вам было понятно, когда выполняли домашнее задание, или у вас есть какие - нибудь вопросы?
-Я уверена, что при изучении темы «Маленькие рыцари» вы узнали для себя много нового и интересного, а чтобы убедиться в этом, я предлагаю вам выполнить тест, который так и называется «Маленькие рыцари».
-Возьмите карточку №1. Внимательно читаем задание и выполняем работу. На эту работу я вам даю 2 минуты.
Карточка №1.
Тест «Маленькие рыцари»
- Зачеркни лишнее: Стрекоза, комар, каракурт, кузнечик.
- Вставь цифры:
- Насекомые – сухопутные членистоногие с ______ ногами.
- Паукообразные – это животные с _____ конечностями.
- Некоторые насекомые имеют сложный путь развития. Укажи цифрами последовательность развития бабочки. Цифра 1 уже стоит.
- Дополни фразу:
- Насекомые, пауки и раки имеют ____________________ скелет.
- Он состоит из ______________________ вещества.
Личинка
Куколка
Яйцо
Бабочка
1
-А теперь обменяйтесь карточками друг с другом. Возьмите ручку. Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданиями.
-Итак, читаем первое задание. Обоснуйте свой ответ. Поставьте один плюсик тем детям, которые это задание выполнили правильно.
-Читаем второе задание. Значит можно с твердостью сказать, что каракурт – это паук, так как у него … (Показ иллюстрации). Поставьте два плюса за верный два верных ответа. Если у вас 1, то +
-Проверяем 3-е задание. + +
-Как выполнили последнее задание? + +
-Поднимите руку, кто выполнил все здания верно. У кого одна или две ошибки?
-Скажите, а в чем преимущество твердого скелета? ( + Дает опору мышцам ,+Прочно защищает все тело членистоногих)
-А чем его недостатки? ( - Он мешает росту данной группы животных. Поэтому насекомые, пауки и раки не могут иметь больших размеров)
-Что еще можно отнести к недостаткам наружного скелета? (Наружный скелет не дает возможности быстро двигаться)
Наружный скелет
Дает опору мышцам Мешает росту
Прочно защищает тело
- Формулирование темы урока ( Слайд 9 )
-Мы сказали, что внешний скелет мешает росту животных. Но ведь мы знаем, что в мире существуют такие животные, которые больше человека в несколько раз. Почему же так произошло?
-Ребята, оказывается, в природе есть животные, у которых отсутствует внешний скелет. У них вместо него есть другой скелет. А вот какой, мы узнаем, если поприсутствуем при диалоге учеников 3 класса Лены и Миши. Давайте прочитаем диалог на с. 96
-Какой проблемный вопрос возник у ребят? Прочитайте его. Он отмечен в учебнике специальным знаком. ……………………………… Это является задачей нашего урока.
позвоночник
-А основу такого скелета составляет
Позвоночные
животные
-Как вы думаете, как называют животных, у которых есть внутренний скелет, состоящий из позвоночника и костей?
- Постановка целей урока ( Слайд 10 )
-Вот сейчас нам предстоит выяснить, какие возможности открываются перед животными, имеющими внутренний скелет.
- «Открытие» детьми нового знания ( Слайды 11-13 )
-Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на с. 96
-Прочитаем 1-й и 2-й абзацы в учебнике.
-Что же вы узнали о внутреннем скелете?
-И какое это дает преимущество, по сравнению со внешним скелетом? Раз клетки живые, то что они могут делать то, что никогда не сделают мертвые? (Могут расти).
-Т.е. внутренний скелет растет одновременно со своим обладателем.
-Кто-нибудь может предположить, чем это выгодно? (Не надо его менять)
-А какие недостатки у такого скелета? (Не защищает тело животного снаружи)
-Что же тогда будет защищать тело позвоночных животных? (Кожа)
- Самостоятельное применение знаний ( Слайды 14-16 )
-Давайте теперь сравним с вами преимущества наружного и внутреннего скелета. Откройте свои рабочие тетради на с 47. Найдите задание 1. Это задание выполняем в парах. Можно тихонько посовещаться друг с другом. (Оценивание - ?)
-Проверка
-Внутренний скелет имеет важное значение в жизни животных. Давайте рассмотрим на с. 96 скелет рыбы. Кто у доски назовет и покажет некоторые части скелета?
-Для чего нужен позвоночник? (Опора)
-Для чего нужны жаберные крышки? Челюсти?
-А теперь возьмите закладку. Положите в учебник на с. 96. Закройте книгу. Ребята, я вам принесла муляж рыбы. Кто из вас может мне назвать, из каких частей состоит внешнее строение рыбы?
-А теперь рассмотрите рисунок на с. 97. О чем мы с вами еще не сказали?
-Прочитайте 1-й абзац под рисунком.
-Для чего же нужна боковая линия?
-Что представляет собой боковая линия у рыб?
-Скажите, а когда вы читали этот абзац, вы для себя ничего удивительного не открыли? Может у вас раньше было о рыбах одно мнение, а теперь стало другое? Что удивительное узнали о рыбах?
(Если затрудняются: Верна ли поговорка: Нем как рыба?)
-Мы с вами много говорили о рыбах. А где живут рыбы? Если рыбы живут в воде, то как их можно назвать по месту обитания? Т.е. их среда обитания – литосфера.
- Физминутка «В мире животных» ( Слайды 17-18 )
Итак, ребята, рыбы – это водные позвоночные. А где еще кроме литосферы могут обитать животные? Вспомните оболочки земля. (Имитируются движения животных)
- Проблемная ситуация ( Слайд 19 )
-Ребята, у сейчас вам задание на смекалку. У вас на партах лежат конверты. Распределите этих животных на две группы. ( Карась, лягушка, жаба, щука, окунь, тритон)
-Почему у вас столько разных мнений?
-Какой у вас тогда возникает вопрос? (Так и оставим в сторонке?)
- Поиск решения проблемы. Групповая работа по карточкам. ( Слайд 20 )
-Как вы думаете, что сделали ученые, если бы столкнулись с неизвестным для них видом животных?
-Вот сейчас мы выступим в роли ученых и проведем свое исследование. Скажите, а по какому признаку вы делили животных на две группы? Итак, одна группа, как вы предположили, это рыбы. Вторую мы пока не знаем как назвать. И тем более нам не хватает знаний, куда определить тритона. Давайте изучать. В ходе работы вам предстоит ответить на следующие вопросы:
- Где живут эти животные?
- Чем покрыто их тело?
- Как они передвигаются?
- Каковы органы дыхания?
- Как они размножаются?
-Возьмите карточки – помощники. 1 -я группа – карточка с изображением рыбы. (Им проще, о рыбах уже говорили).
2,3,-я группы – карточка с изображением лягушки. (При проверке будут дополнять друг друга)
4-я группа – особое задание. Особенности развития лягушки.
Задание для микрогруппы №1.
Рыбы живу в _________. Их тело покрыто ________________.
Рыбы передвигаются при помощи _______________________ и
изгибов тела. У рыб есть особый орган - ____________ линия,
которая позволяет ощущать колебания воды.
Дышат рыбы ______________________________ . Эти животные
Размножаются, откладывая ___________________.
Задание для микрогруппы №2.
Лягушки – позвоночные животные. Они могут жить и в __________,
и на _______________ . Тело лягушек покрыто ______________________ .
Передвигаются при помощи _________________________________.
Дышат ___________ и __________________ . Эти животные
Размножаются, откладывая ______________ .
Задание для микрогруппы №3. (Повышенный уровень сложности)
Используя материал учебника, составь этапы развития рыбы и лягушки. В чем их сходство и различие?
…………………………………………
…………………………………….
Икринка
Икринка
-Давайте сравним эти две группы животных и сделаем вывод: куда же отнести тритона?
Рыбы | ? |
Живут в воде | Живут в воде и на суше |
Тело покрыто чешуей | Тело покрыто кожей |
Передвигаются при помощи плавников | Передвигаются при помощи дух пар ног |
Дышат жабрами | Дышат легкими |
-Как же называется вторая группа животных?
-Просмотр видео о тритоне. (Добавляется к доске рисунок ) ( Слайд 21 )
- Самостоятельное применение знаний
-Тетрадь, задания 2, 5 – по выбору. Самооценка.
- Графический диктант. ( Слайды 22-23 )
- Верно ли, что позвоночные животные – это животные с внутренним скелетом?
- Верно ли, что внутренний скелет мешает росту животного?
- Верно ли, что рыбы- позвоночные животные с жаберным дыханием?
- Верно ли, что земноводные – это позвоночные животные, живущие и воде и на суше?
- Верно ли, что земноводных есть боковая линия?
- Итог урока
-Назовите тему урока, над которой сегодня работали?
-Каких животных можно назвать позвоночными?
-В чем особенности внутреннего скелета?
-С какими группами позвоночных животных познакомились?
-Назовите отличительные особенности рыб.
Назовите отличительные особенности земноводных.
- Рефлексия урока. ( Слайд 24 )
- Домашнее задание. ( Слайд 25 )
- Выполнить любые задания в тетради. Ответить на вопросы к тексту.
- Ответить на вопрос: Может ли камбала приплыть в гости к щуке?
Источники информации:
- Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Окружающий мир. (Обитатели Земли»). 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009
- http://school-collection.edu.ru/collection/ - единая коллеция цифровых образовательных ресурсов.
- http://tana.ucoz.ru/ -сайт учителя биологии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока окружающий мир "Первый шаг из моря на сушу."
На данном уроке дети знакомятся с особенностями строения и образа жизни рыб и земноводных. Учатся перечислять особенности рыб и земноводных. Предусмотрена работа детей в групп...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/07/picture-546004-1417946833.jpg)
Презентация к уроку окружающего мира "Первый шаг из моря на сушу"
Презентация к уроку окружающего мира "Первый шаг из моря на сушу" для 4 класса, программа 2100....
Урок окружающего мира "Первый шаг из моря на сушу"
Урок окружающего мира по УМК "Школа 21 века" Урок открытия новых знаний....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/08/picture-648075-1436354367.jpg)
Конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Моря,озера и реки России" и презентация.
Учебный материал посвящен изучению и местоположению морей, озер и рек на территории России....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/07/picture-1064580-1538907968.jpg)
Конспект открытого урока по окружающему миру на тему: "У Чёрного моря. Животный мир."
В конспекте расписано проведение урока по окружющему миру в 4 классе по разделу "Природные зоны. У Чёрного моря". Также прилагается к уроку презентация на эту же тему....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/03/picture-1111601-1549189648.jpg)
Открытый урок по окружающему миру в 4 А классе «У Чёрного моря»
Конспект урока и презентацияЗадачи урока:образовательные: познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей;развивающие: формироват...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/08/picture-1276179-1602150919.jpg)
Открытый урок по окружающему миру 4 класс "У Черного моря"
Открытый урок по окружающему миру 4 класс "У Черного моря"...