Рабочая Программа по Окружающему миру А. А. Плешаков 4 класс.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме

Анисимова Елена Николаевна

планирование по новым стандартам

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРЕДМЕТ  Окружающий мир

КЛАСС    4 Б Анисимова Е. Н.

ИМЕЮ ОПЫТ РАБОТЫ С ДАННЫМ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ КОМПЛЕКТОМ

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ - А. А. Плешаков. «Мир вокруг нас». 4 класс.

СРОКИ ДЕЙСТВИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ: 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

        

№ п/п

Название темы, раздела

Всего часов по теме

Примерные сроки прохождения

Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности учащихся

Прохождение тем в течение года

Предметные знания

Универсальные учебные действия

1

2

3

год

1

Раздел 1

 Земля и человечество

11 ч

По поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;

отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;

объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П).

+

2

Раздел 2

Природа России

11 ч

Называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;

объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;

объяснять, в чём главное отличие человека от животных;

находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

+

+

3

Раздел 3

Родной край – часть большой страны

12 ч

Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

+

4

Раздел 4

Страницы всемирной истории

6 ч

Замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

+

+

5

Раздел 5

Страницы истории Отечества

20 ч

Знать  государственное устройство нашей страны;

- символику Российского государства;

- основные законы страны;

- права ребенка;

- государственные праздники Российской Федерации;

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

+

6

Раздел 6

Современная Россия

8 ч

Уметь

работать со справочниками, энциклопедиями, словарями;

- написать реферат, сообщение;

- составлять план своего ответа;

- работать с текстом;

- слушать, рассуждать, обобщать, делать выводы;

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

+

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа 4 класса направлена на формирование у подрастающего поколения экологической культуры, т. к. одним из противоречий современной эпохи является всё углубляющееся противоречие между обществом и природой, а также вводит младшего школьника в мир истории, где происходит объединение знаний о человеке, о природе и обществе, отражает одну из сторон «Окружающего мира» - «Обществоведение».

Одновременно с этим рабочая программа раскрывает на доступном для обучающихся уровне сложившиеся противоречивые отношения между обществом и природой, пути его разрешения. Обучающиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми, как: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Наряду с этим рабочая программа способствует формированию у обучающихся убеждения в необходимости охраны природы, как в своём крае, так и в стране, на всей планете. Дети младшего школьного возраста приобретают определённые умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

Разделы №4-6: «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная история» вводят школьников в мир истории, которая изучается на близком ученикам материале. Обучающиеся знакомятся с историей Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разные эпохи, описания памятников культуры, рассказов о конкретных событиях и их участниках.

Следует отметить, что содержание разделов № 4 - № 6 дается в хронологической последовательности – с древности до современности, что способствует созданию у младших школьников конкретных образов исторических эпох, а также способствует формированию у них историко-временных представлений, помогает преодолеть присущие их возрасту сближение прошлого и настоящего.

Содержание учебного предмета носит интегрированный характер с предметами «Технология», «Литературное чтение», «Музыка», «Математика» и с курсом «Мы – дети природы», на изучение  материала отводится 10 часов.

Воспитание чувства гражданской ответственности за все происходящее, невозможно без регионального компонента, глубокого изучения и осмысления всех условий среды обитания этноса, его исторических корней и национальных традиций, позитивного наследия прошлого.

Данный курс интегрирован с целью: расширить  представление  обучающихся  о  родном  крае,  ближе  познакомить  с  природой,  географическим  положением  нашего  края, раскрыть  некоторые  экологические  проблемы  региона,  поселка, отметить  этнографические  особенности  нашего  региона.  

На данном предмете формируются предпосылки общего научного мировоззрения, их познавательные способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в 4 классе в рамках данного учебного предмета имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 6 разделами: «Земля и человечество», «Природа России», «Родной край - часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия».

К каждому разделу ставится комплексно-дидактическая цель.

Раздел №1 «Земля и человечество» даёт детям возможность увидеть, что Земля - это дом человечества, большой и одновременно очень маленький, надёжный и в то же время очень хрупкий.

Раздел №2 «Природа России» поможет узнать разнообразие и красоту природы России, знакомит с различными картами и учит читать их, рассматривать возможные пути экологической помощи природе.

Раздел №3 «Родной край - часть большой страны» знакомит с природой родного края, помогает разобраться в экологических связях, учит правилам поведения в природе, необходимым для её сохранения.                                                

               Раздел № 4 начинает новый раздел «Страницы всемирной истории», который поможет школьникам получить представление об отрезках времени, разделяющих историю человечества, знакомит детей с достижениями людей в разные исторические времена.

Раздел № 5 «Страницы истории Отечества» расскажет о важных событиях в истории России.

Раздел № 6 «Современная Россия» даст школьникам представление о государственном устройстве нашей страны, поможет узнать о правах человека, познакомит с государственной символикой, а также с главными праздниками страны.

Цели обучения

        Изучение окружающего мира в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

        • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задания;

• освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

         Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится  68 часов. Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» 4 класса составлена по государственной программе с экологической направленностью А. А. Плешакова «Мир вокруг нас».

Разделы предусматривают различные формы организации учебных занятий при изучении всего курса природоведения: в классе, на природе, экскурсии, практические работы, подготовка домашних заданий.

В 4 классе проводятся экскурсии в разделе «Родной край – часть большой страны» по теме «Поверхность нашего края», в музей ДО РЦДО «Спектр» в разделе «Страницы истории Отечества» по теме «Великая война и великая победа» и в лесопарковую зону. Практические работы проводятся на учебных занятиях по следующим темам: «Глобус

и географическая карта», «Моря, озера и реки России», «Природные зоны», по разделу

«Родной край  - часть большой страны».

Для реализации рабочей программы на уроках окружающего мира используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой,  коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, метод проектной деятельности, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, гербарии, таблицы, карты.  

Применение разнообразных методов форм, средств обучения позволяют учителю широко использовать моделирование: создание графических и динамических схем, которые помогают обучающимся понять и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования, выполнять практические работы, несложные опыты, формировать общеучебные умения и навыки, осваивать способы деятельности, выполнять задания творческого характера.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдать объекты окружающего мира;  

- самостоятельно работать с учебником, со словарем, справочником, энциклопедиями;

- работать с учебными и научно-познавательными текстами;

- составлять план учебной статьи;

        - работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- работать с различными картами;

- уметь подготовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;  

- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

         Результаты обучения

        К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);                     - название океанов и материков;

- положение России, своего края на карте;

- природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;

-  особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; использование и охрана природы края;

- правила поведения в природе.

        К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

        -  определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и           показать изученные географические объекты;              

-  различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

- проводить самостоятельные наблюдения в природе;

- оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;

- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека  на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

- формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

- в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы.  

                                                                                                                                                 

        Требования к уровню подготовки  оканчивающих начальную школу:

В результате изучения окружающего мира ученик должен знать (понимать):

• название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

• государственную символику;

• государственные праздники;

• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

• правила сохранения и укрепления здоровья;

• основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).

В результате изучения окружающего мира ученик должен уметь:

•  определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

•  различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

•  различать части растений, отображать их в рисунке (схеме);

• приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2 – 3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

•  показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу и еще 1 – 2 города);

• описывать отдельные (изученные) события истории Отечества.

        Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

•  ориентирования на местности с помощью компаса;

•  определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

•  установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

•  ухода за растениями;

• выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

•  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс                                                ГБОУ СОШ № 1985                                        2012-2013 учебный год                                                                                           Окружающий мир                                           По программе: 68 часов

                                                                                                                        В планировании: 68 часов

Дата

 урока общая

№ урока в теме

Тема урока.

Элемент расширения или углубления темы        ( с новой строки)

Интеграция

(ОБЖ, ИКТ, Москвоведение)

Мониторинг

Виды деятельности

4,9

1

1

Мир глазами астронома.

Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.

Понимать общие
условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете

6,09

2

2

Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяется день, ночь, времена года.

1. Понятие о здоровье и факторах, на него влияющих.

работать

с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные
модели

11,

09

3

3

Звездное небо – великая книга природы.

Тест

работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий

13,

09

4

4

Мир глазами географа.

2 .Основы здорового образа жизни и безопасность человека.

Практическая работа

показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря

18,

09

5

5

Пояса Земли.

показывать
на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли

20,

09

6

6

Мир глазами историка.

3. Режим дня. Здоровое питание.

Самостоятельная работа

описывать отдельные (изученные) события из истории
Отечества

25,

09

7

7

Когда и где?

описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени

27,

09

8

8

Прошлое и настоящее глазами эколога.

4. Профилактика переедания, пищевых отравлений.

Самостоятельная работа

использовать приобретенные знания  для оценки воздействия человека на природу,
выполнение правил
поведения в природе
и участие в ее охране

2,

10

9

9

Сокровища Земли под охраной человечества.

Тест

Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры

4,

10

10

10

Сокровища Земли под охраной человечества.

5. Инфекционные болезни. Пути передачи фекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний

Тест

использовать знания для оценки воздействия человека на природу

16,

10

11

11

Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество». Наша Земля сегодня.

Открытие нефти и газа.

«Природа России».

18,

10

12

1

Равнины и горы России.

6.Курение и его влияние на состояние здоровья.

Знать понятия «равнины», «горы».

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий

23,

10

13

2

Моря, озера и реки России.

Практическая работа  по карте

Знать виды водоемов.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий

25,

10

14

3

Зона Арктических пустынь.

7. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность.

Знать общие усло-
вия, необходимые
для жизни живых
организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь

20,

10

15

4

Зона тундры.

Тест

Знать общие усло-
вия, необходимые
для жизни живых
организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений
и животных тундры

1,

11

16

5

Лесная зона России.

8. Основные виды травм у детей младшего возраста. Переломы, вывихи и растяжения связок.

Самостоятельная работа

Знать общие усло-
вия, необходимые
для жизни живых
организмов, правила
поведения в природе.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений
и животных леса

6,11

17

6

Лес и человек.

Понимать основные правила поведения
в окружающей среде.

Уметь приводить примеры представителей разных групп  растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

8,

11

18

7

Зона степей.

9. Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок её вызова.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей

13,

11

19

8

Зона пустынь.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить
примеры представителей разных групп
растений и животных пустыни

15,

11

20

9

У Черного моря.

10. Кровотечение, первая медицинская помощь.

Знать общие условия,
необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить
примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья

27,

11

21

10

Экологическое равновесие.

Тест

Знать общие условия,
необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять
правила поведения
в природе

29,

11

22

11

Контрольная работа

Обобщающий урок-игра «По природным зонам России».

11. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь

Контрольная работа

«Родной край – часть большой страны».

4,

12

23

1

Наш край.

Практическая работа по карте

показывать
на карте родной край,
выполнять основные
правила поведения
в окружающей среде

6,

12

24

2

Поверхность нашего края.

12. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.

Экскурсия

показывать
на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы
и изделия; объекты
неживой и живой
природы

11,

12

25

3

Водоемы нашего края.

Практическая работа по карте,

показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, реки

13,

12

26

4

Наши подземные богатства.

13. Кровотечение из носа, оказание первой медицинской помощи.

Самостоятельная работа с образцами полезных ископаемых

использовать
полученные знания для  удовлетворения позна-
вательных интересов,
поиска дополнительной информации о подземных богатствах

18,

12

27

5

Земля – кормилица.

Знать понятие «почва», состав воды и почв.

Уметь определять
признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и из-
делия; объекты неживой и живой природы

20,

12

28

6

Жизнь леса.

14.Практическое занятие по отработке навыков оказания первой медицинской помощи.

Практическая работа по карточкам,

с муляжами

Знать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь использовать полученные знания для  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема,
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме)

25,

12

29

7

Жизнь луга.

Практическая работа с гербарием

27,

12

30

8

Жизнь пресного водоема.

15. Знакомство с понятием  «закаливание».Разучить с учащимися упражнения, которые способствуют закаливанию.

Если хочешь быть здоров – закаляйся!

31

9

Растениеводство нашего края.

Знать отрасли растениеводства в родном крае.

Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями

32

10

Незаметные защитники урожая.

16. Опасные шалости и игрушки

Тест

устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями

33

11

Животноводство нашего края.

Знать отрасли животноводства в родном крае.

Уметь ухаживать за домашними животными

34

11

Контрольная работа

Обобщающий урок по разделу «Родной край – часть большой страны».

17.Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота.

Контрольная работа

«Страницы всемирной истории»

35

1

Начало истории человечества

Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени

36

2

Мир древности: далекий и близкий

18.Безопасность пешеходов при движении по дорогам.

Самостоятельная работа по карточке

Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени

37

3

Средние Века: время рыцарей и замков

Тест

38

4

Новое время: встреча Европы и Америки

19. Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог.

Знать выдающихся людей новейшего времени

39

5

Новейшее время: история продолжается сегодня

Самостоятельная работа по карточке

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач

40

6

Обобщение по теме «Страницы всемирной истории»

20. Перекрёстки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

Тест

«Страницы истории Отечества»

41

1

Жизнь древних славян

Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.

Уметь показывать
на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории
Отечества

42

2

Во времена Древней Руси.

21.Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма.

Самостоятельная работа

43

3

Страна городов.

Тест

44

4

Из книжной сокровищницы Древней Руси

22.Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

описывать отдельные (изученные) события из истории
Отечества

45

5

Трудные времена на Русской земле.

показывать
на карте границы России, некоторые города России, описывать
события Куликовской
битвы

46

6

Русь расправляет крылья

23.Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.

47

7

Куликовская битва

48

8

Путешествие в древнюю Москву. Иван Третий.

24. Ориентирование на местности.

Тест

49

9

Мастера печатных дел. Первопечатник Иван Федоров. Врата учености

Самостоятельная работа

использовать
полученные знания
для удовлетворения

50

10

Патриоты России

25.Понятие ориентира. Определение сторон горизонта пот компасу, солнцу, часам и местным предметам.

Тест

использовать
полученные знания
для удовлетворения

51

11

Петр Великий

использовать
полученные знания
для удовлетворения

52

12

Михаил Васильевич Ломоносов

26. Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды.

использовать
полученные знания
для удовлетворения

53

13

Екатерина Великая

Тест

использовать
полученные знания
для удовлетворения

54

14

Отечественная война 1812 года.

27. Безопасная переправа через водную преграду.

работать с исторической картой

55

15

Страницы истории ХIХ века.

показывать
на карте границы России, некоторые города России

56

16

Россия вступает в ХХ век.

28.Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства.

Самостоятельная работа

использовать
полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

57

17

Страницы истории 20-30-х годов ХХ века.

Тест

описывать исторические события в начале  XX века в России

58

18

Великая война и великая Победа.

28. Умение вязать узлы. Костер.

описывать
исторические события, пользуясь исторической картой

59

19

Страна, открывшая путь в космос.

Самостоятельная работа

по карточке

Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете

60

20

Контрольная работа

Обобщение по теме «Страницы истории Отечества»

30. Практическое занятие. Техника вязания1-2 узлов, разведение и гашение костра.

Контрольная работа

«Современная Россия».

61

1

Основной закон России и права человека

Самостоятельная работа

использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации

62

2

«Дети имеют право на особую защиту и помощь». Важный документ – конвенция о правах ребенка

31. Меры пожарной безопасности при разведении костра.

63

3

Мы – граждане России.

описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию

64

4

Славные символы России

32 Познакомить учащихся с правилами поведения при пожаре.

Тест

описывать историю создания гимна,
герба, флага

65

5

Такие разные праздники

Самостоятельная работа  с дополнительной литературой

описывать
государственные
праздники, традиции
народов России

66

6

Путешествие по России

33 Твои действия при пожаре.

Работа

по карте. Тест

показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране

67

7

Обобщение по теме «Страницы истории Отечества»

Самостоятельная работа

68

8

Обобщение по теме «Современная Россия»

34 Познакомить учащихся с мерами безопасности при использовании гребных лодок.

Как вести себя на воде.

Подготовка к Дню защиты детей.

Тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (автор А.А. Плешаков)

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана  на основе  примерной  типовой  программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального компонента г...

Рабочая программа по "Окружающему миру" 1 класс автор А.А.Плешаков 2011г.

Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 1 класс автор А.А Плешаков по новым ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс, Плешаков А.А.

Программа составлена Гусевой С.А., рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) и состоит из пояснительной записки, тематического планирования, списка литературы. Практические работы и расчасовка строго п...

ФГОС Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс, учебник "Мир вокруг нас", А.А.Плешаков

В рабочей программе представлены:  календарно-тематический план, рещаемые проблемы, предметные результаты, словарь, универсальные учебные действия, личностные результаты, указана дополнительная л...

Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс, УМК "Школа России", А. А. Плешаков

Данная рабочая программа составлена к учебнику окружающего мира, 3 класс, автор А. А. Плешаков на основе программы УМК «Школа Росии».  В программе имеется титульный лист, пояснительная записка, у...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Плешаков.

рабочая программа по окружающему миру...

Рабочая программа поокружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива" с пояснительной запиской....