Итоги недели природоведения
статья по окружающему миру по теме

Зинаида Васильевна Блохина

В статье отражены основные моменты недели природоведения в начальной школе. Отмечены наиболее  приемлемые фрормы работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogi_nedeli_prirodovedeniya.docx285.63 КБ

Предварительный просмотр:

Блохина З.В.

ИТОГИ   НЕДЕЛИ    ПРИРОДОВЕДЕНИЯ  (2012 -2013 учебный год)

 

Предметные недели в начальной школе как одна из составляющих внеклассной работы по предмету. В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребенка самостоятельно учиться, особое значение приобретает развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к познавательной деятельности. Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и во внеклассной работе по любому предмету.
Формы внеклассной работы по предмету в начальных классах так же многообразны, как и на других ступенях обучения. Среди них особая роль принадлежит массовым формам, что объясняется их высокой эффективностью. В последние годы традиционной частью внеучебной деятельности  в нашей школе стали предметные недели.
Предметные недели вводятся в учебно – воспитательный процесс начальной школы с целью повышения интереса к изучению предмета любого цикла.

Конечная цель: создание условий для творческого, познавательно – развивающего отдыха, направленного на психологическую реабилитацию, духовное, интеллектуальное, эмоциональное оздоровление детей. Важно то, что они содействуют повышению методического мастерства педагогов и в то же время расширяют кругозор учащихся, развивают их психо- эмоциональную сферу. Они учат радоваться победам и принимать поражения, получая навыки публичных выступлений и импровизации, увлекают поиском материала для общего дела – в этом процессе развивается познавательная активность школьников, закрепляются умения и навыки, полученные на уроках. Через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций развивается личность каждого ребенка.  
В системе социального становления личности все больше места мы отводим активным приемам и средствам воспитания, таким как игры, соревнования, праздники, конкурсы, поэтому недели разнообразны по темам и формам проведения.
Впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Именно они учат не только любоваться красивыми пейзажами, но и наблюдать природу, понимать происходящие в ней явления, влияют на   отношение к родному краю, к своей   родине. «Любить природу – это значит любить и родину», – говорил  М.И. Пришвин.

Любить природу – это значит хорошо понимать взаимозависимость всего живого на земле, высоко чтить  законы природы, ведь её жизнь тесно  переплетается с жизнью людей. В  нашей школе неделя природоведения проводится уже несколько лет  подряд и с каждым годом увеличивается количество проводимых конкурсов, жизнь подсказывает изменения и дополнения. Сколько выдумки  нужно учителям, чтобы  подготовить  программу  для  предметной недели. Надо  заинтересовать  каждого  ребёнка.  А  дети готовят сообщения по энциклопедиям, журналам, вырезкам о  перелётных птицах, используя иллюстрации или собственные зарисовки  этих птиц. Весь материал берётся из  домашних, школьных, сельских  библиотек. С учётом возраста учащихся возможна помощь родителей.  Учителя заранее выбирают климатический пояс, природную зону, по  которой работают ученики (или жеребьёвкой, или соглашением между  собой), – это позволяет расширить  кругозор учащихся, избежать возможного повтора в выборе объекта  для сообщения. Лучшие из них вывешиваются на стендах в классе. В течение недели ребята из других классов  могут на переменах заходить и знакомиться с творчеством своих соседей.

 Используя компакт -  диски, можно послушать записи голосов птиц. Прослушивание вызывает повышенный интерес, если проводить его после  соответствующего выступления ребёнка: конкретная птица – и её голос.

Выпускаются тематические газеты с использованием фотоколлекций,  рисунков, вырезок, наклеек по теме,  выписок из произведений классиков, поговорками, пословицами, загадками, посвящёнными различным   родным явлениям

Большое оживление вызывает  выставка - конкурс рисунков . Конкурс аппликаций «Осенняя фантазия», который предусматривает  различные композиции из сухих  листьев, любого природного материала, коллаж из кусочков ткани, бумаги.

Лепка животных, птиц, насекомых из пластилина, глины (с последующей раскраской), с использованием природного материала, подручных  средств, картона и пр. пользуется у  детей большим успехом. Эта работа  даёт младшим возможность поучиться у старших умению изготавливать  игрушки- зверюшки своими руками.  Здесь будет уместна беседа о подготовке животного мира к зиме.

Конкурс чтецов обращается к стихотворениям и маленьким прозаическим произведениям на тему «Осень».  «Некоторые не любят описаний природы, – писал К.Г. Паустовский, – и часто пропускают их в книгах. Но ведь  в каждой травинке, в каждом цветке  и листочке, в каждой поющей птичке,  в облаках, ветрах, в глубине прозрачных рек – всюду скрыты интереснейшие вещи». На мой взгляд,  лучше с учителями обговорить заранее, над творчеством какого поэта, прозаика будет работать конкретный  класс. Устраивается конкурс на знание осенних примет, поговорок «Природы дивные приметы». Например, по теме «Осень» можно использовать следующие высказывания:

_ Облака плывут высоко – к сухой  и солнечной погоде. 

_ Клевер сближает свои листочки, наклоняется – к дождю.

_ Всюду много бабочек – дождя не  ожидается.

_ Бабочки попрятались – через несколько часов начнётся дождь.

_ Дождевые черви выползают на поверхность – к дождю.

_ Ворона прячет клюв под крыло –  к холоду.

_ Кошка свёртывается в клубок, прячет нос, жмётся к тёплым предметам –  к холоду.

_ Если сороки рано замолкают – жди   холодной осени.

_ Журавли высоко летят – к затяжной  осени.

Никого не оставила  равнодушными  фотовыставка «Мы в ответе за тех кого  приручили». Дети принесли фотографии своих домашних  животных в  самых  необычных  ситуациях.

            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

справка об итогах недели начальных классов

Итоги недели начальных классов...

Неделя природоведения

Неклассное мероприятие в рамках недели природоведения...

Неделя природоведения

Неклассное мероприятие в рамках недели природоведения...

Неделя природоведения

Предметная неделя по природоведению в начальных классах...

Приказ об итогах недели преемственности с детскими садами.

Приказ об итогах недели преемственности с детскими садами....

Приказ по итогам недели преемственности "Детский сад-начальная школа", 2015г.

Приказ по итогам недели преемственности "Детский сад-начальная школа", 2015г....

Неделя природоведения Игра по станциям (4класс)

1. В стакан с горячей водой опустили  металлическую, деревянную и пластмассовую ложки. Какая ложка будет самой горячей на ощупь через 15 секунд? Выбери правильный ответ:а) металлическая,...