Итоги недели природоведения
статья по окружающему миру по теме
В статье отражены основные моменты недели природоведения в начальной школе. Отмечены наиболее приемлемые фрормы работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogi_nedeli_prirodovedeniya.docx | 285.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Блохина З.В.
ИТОГИ НЕДЕЛИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ (2012 -2013 учебный год)
Предметные недели в начальной школе как одна из составляющих внеклассной работы по предмету. В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребенка самостоятельно учиться, особое значение приобретает развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к познавательной деятельности. Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и во внеклассной работе по любому предмету.
Формы внеклассной работы по предмету в начальных классах так же многообразны, как и на других ступенях обучения. Среди них особая роль принадлежит массовым формам, что объясняется их высокой эффективностью. В последние годы традиционной частью внеучебной деятельности в нашей школе стали предметные недели.
Предметные недели вводятся в учебно – воспитательный процесс начальной школы с целью повышения интереса к изучению предмета любого цикла.
Конечная цель: создание условий для творческого, познавательно – развивающего отдыха, направленного на психологическую реабилитацию, духовное, интеллектуальное, эмоциональное оздоровление детей. Важно то, что они содействуют повышению методического мастерства педагогов и в то же время расширяют кругозор учащихся, развивают их психо- эмоциональную сферу. Они учат радоваться победам и принимать поражения, получая навыки публичных выступлений и импровизации, увлекают поиском материала для общего дела – в этом процессе развивается познавательная активность школьников, закрепляются умения и навыки, полученные на уроках. Через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций развивается личность каждого ребенка.
В системе социального становления личности все больше места мы отводим активным приемам и средствам воспитания, таким как игры, соревнования, праздники, конкурсы, поэтому недели разнообразны по темам и формам проведения.
Впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Именно они учат не только любоваться красивыми пейзажами, но и наблюдать природу, понимать происходящие в ней явления, влияют на отношение к родному краю, к своей родине. «Любить природу – это значит любить и родину», – говорил М.И. Пришвин.
Любить природу – это значит хорошо понимать взаимозависимость всего живого на земле, высоко чтить законы природы, ведь её жизнь тесно переплетается с жизнью людей. В нашей школе неделя природоведения проводится уже несколько лет подряд и с каждым годом увеличивается количество проводимых конкурсов, жизнь подсказывает изменения и дополнения. Сколько выдумки нужно учителям, чтобы подготовить программу для предметной недели. Надо заинтересовать каждого ребёнка. А дети готовят сообщения по энциклопедиям, журналам, вырезкам о перелётных птицах, используя иллюстрации или собственные зарисовки этих птиц. Весь материал берётся из домашних, школьных, сельских библиотек. С учётом возраста учащихся возможна помощь родителей. Учителя заранее выбирают климатический пояс, природную зону, по которой работают ученики (или жеребьёвкой, или соглашением между собой), – это позволяет расширить кругозор учащихся, избежать возможного повтора в выборе объекта для сообщения. Лучшие из них вывешиваются на стендах в классе. В течение недели ребята из других классов могут на переменах заходить и знакомиться с творчеством своих соседей.
Используя компакт - диски, можно послушать записи голосов птиц. Прослушивание вызывает повышенный интерес, если проводить его после соответствующего выступления ребёнка: конкретная птица – и её голос.
Выпускаются тематические газеты с использованием фотоколлекций, рисунков, вырезок, наклеек по теме, выписок из произведений классиков, поговорками, пословицами, загадками, посвящёнными различным родным явлениям
Большое оживление вызывает выставка - конкурс рисунков . Конкурс аппликаций «Осенняя фантазия», который предусматривает различные композиции из сухих листьев, любого природного материала, коллаж из кусочков ткани, бумаги.
Лепка животных, птиц, насекомых из пластилина, глины (с последующей раскраской), с использованием природного материала, подручных средств, картона и пр. пользуется у детей большим успехом. Эта работа даёт младшим возможность поучиться у старших умению изготавливать игрушки- зверюшки своими руками. Здесь будет уместна беседа о подготовке животного мира к зиме.
Конкурс чтецов обращается к стихотворениям и маленьким прозаическим произведениям на тему «Осень». «Некоторые не любят описаний природы, – писал К.Г. Паустовский, – и часто пропускают их в книгах. Но ведь в каждой травинке, в каждом цветке и листочке, в каждой поющей птичке, в облаках, ветрах, в глубине прозрачных рек – всюду скрыты интереснейшие вещи». На мой взгляд, лучше с учителями обговорить заранее, над творчеством какого поэта, прозаика будет работать конкретный класс. Устраивается конкурс на знание осенних примет, поговорок «Природы дивные приметы». Например, по теме «Осень» можно использовать следующие высказывания:
_ Облака плывут высоко – к сухой и солнечной погоде.
_ Клевер сближает свои листочки, наклоняется – к дождю.
_ Всюду много бабочек – дождя не ожидается.
_ Бабочки попрятались – через несколько часов начнётся дождь.
_ Дождевые черви выползают на поверхность – к дождю.
_ Ворона прячет клюв под крыло – к холоду.
_ Кошка свёртывается в клубок, прячет нос, жмётся к тёплым предметам – к холоду.
_ Если сороки рано замолкают – жди холодной осени.
_ Журавли высоко летят – к затяжной осени.
Никого не оставила равнодушными фотовыставка «Мы в ответе за тех кого приручили». Дети принесли фотографии своих домашних животных в самых необычных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
справка об итогах недели начальных классов
Итоги недели начальных классов...
Неделя природоведения
Неклассное мероприятие в рамках недели природоведения...
Неделя природоведения
Неклассное мероприятие в рамках недели природоведения...
Неделя природоведения
Предметная неделя по природоведению в начальных классах...
Приказ об итогах недели преемственности с детскими садами.
Приказ об итогах недели преемственности с детскими садами....
Приказ по итогам недели преемственности "Детский сад-начальная школа", 2015г.
Приказ по итогам недели преемственности "Детский сад-начальная школа", 2015г....
Неделя природоведения Игра по станциям (4класс)
1. В стакан с горячей водой опустили металлическую, деревянную и пластмассовую ложки. Какая ложка будет самой горячей на ощупь через 15 секунд? Выбери правильный ответ:а) металлическая,...