Урок окружающего мира в 4 кл «Природные зоны России» (урок-викторина)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Урок  - обобщение по  разделу "Природные зоны России" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Обобщающий  урок-викторина  «По природным зонам России».

Цели: Обобщить знания учащихся по разделу «Природные зоны России».

Выявить знатока природы; проверить знания и умения учащихся по данному разделу.

Развивать познавательный интерес , мышление, внимательность, память. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе своей страны.

Оборудование: иллюстрации животных и растений, карточки с заданиями, жетоны.

Ход урока:

Ι.     Орг. момент

- Сегодня на уроке нам предстоит совершить одно увлекательное  путешествие по природным зонам нашей Родины.

- В пути мы с вами узнаем много интересного о природе, растительном и животном мире нашей страны.

- За каждое правильно выполненное задание каждый участник получает звезду. В конце урока по количеству  набранных звёзд каждый получит оценку.

ΙΙ. Основная часть

1 задание -  Разминка.

- Какие основные предметы должен при себе иметь путешественник, отправляясь в путешествие?    За каждый правильный ответ вы получаете звезду.

(Компас, карту, воду, палатку, аптечку, лопатку)

Итак, я вижу, что вы к путешествию готовы.

2 задание. Определи природную зону.

- Каждый учащийся получает карточку с описанием определённой природной зоны. Ваша задача: определить данную природную зону. На подготовку даётся 1 минута. За правильный ответ получаете звезду.

1.До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да и снег скрипел под полозьями нарт.(Тундра)

2. С приближением лета с каждым днём становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю влагу из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались только травы с узкими листьями.(Степь)

3. Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе.(Пустыня)

4. Снег и лёд покрывают территорию на протяжении всего года. Зимой  здесь солнце совсем не показывается над горизонтом. В это время наблюдается  интереснейшее явление . По небу то проносятся огромные волны красного, зелёного цветов, то появляются пылающие длинные ленты уходят  в небесную бездну. Здесь люди постоянно не живут. Имеются метеостанции, где работают научные экспедиции.(Арктическая пустыня)

5. Солнце здесь стоит высоко над горизонтом и тепла достаточно круглый год. Зима очень тёплая и мягкая. Бывает, что выпадает снег, но оно быстро тает.  Солнце, тепло, море, лечебные грязи и целебные минеральные воды привлекают сюда людей на отдых и лечение.(Черноморское побережье Кавказа)

6. В этой зоне хорошо выражены четыре времени года. Здесь много водоёмов: ручьёв, рек, озёр. Она занимает большую часть территории России. В природе этой зоны немало красивейших уголков, которые доставляют нам эмоциональное наслаждение. Во все времена люди восхищались этой красотой, воспевали в песнях, стихах, живописи.(Лесная зона)

Учащиеся зачитывают описание природной зоны, называют её.

3 задание. Найди и исправь ошибки в тексте.

 За все правильные исправления уч-ся получает звезду. На подготовку даётся 2 минуты. По истечению времени…

Наша страна омывается морями трёх океанов: Тихим с запада, Атлантическим с востока, Северным Ледовитым с севера. На территории России  расположены равнины: Западно-Европейская, Среднесибирская и Западно-Сибирское плоскогорье. Каменным поясом России называют Кавказские горы. Самая длинная река России – Волга, а самое глубокое озеро – Онежское. Только одна большая река – Енисей – несёт свои воды в Каспийское море. На территории страны восемь природных зон. Самая северная – субтропики, самая большая – зона степей, холодная пустыня и жаркая тундра.

_____________________________________________________________

Наша страна омывается морями трёх океанов: Тихим с ВОСТОКА, Атлантическим с ЗАПАДА, Северным Ледовитым с севера. На территории России Расположены равнины: ВОСТОЧНО-Европейская, и Западно-СИБИРСКАЯ и СРЕДНЕсибирское плоскогорье. Каменным поясом России называют УРАЛЬСКИЕ горы. Самая длинная река России –ОБЬ, а самое глубокое озеро –БАЙКАЛ. Только одна большая река –ВОЛГА – несёт свои воды в Каспийское море. На территории страны ШЕСТЬ  природных зон. Самая северная –ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ, самая большая – зона ЛЕСОВ, холодная ТУНДРА и жаркая ПУСТЫНЯ.

4 задание

А сейчас небольшой привал.

Путешественники должны не только ориентироваться в природе, но и уметь правильно отдыхать.

 Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка в присядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните

В порядок мысли приведите

И к работе приступите.

- Но кроме того, должны также знать как вести себя в общении с природой, чтобы не нанести ей вред. Сейчас мы узнаем, какие правила поведения в природе  знаете ВЫ. Называем по очереди. За каждое названное правило уч-ся получает звезду.

Нельзя оставлять после себя мусор.

Все банки и бутылки надо выбрасывать в специально отведённые для этого места, не оставлять в природе.

Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников.

Нельзя разорять птичьи гнёзда.

Птичкам нужно оставлять крошки хлеба.

Не шуми в природе.

Оказывай помощь животным и растениям попавшим в беду.

В меру бери дары природы.

5 задание.

Сейчас я бы хотела знать, на сколько хорошо вы знаете животный мир различных природных зон. Я показываю иллюстрацию животного, а вы поднимаете руку и отвечаете по плану:

- Как называется животное?

- В какой природной зоне он живёт?

- Чем питается?

- За каждый правильный ответ  уч-ся получает звезду.

1. Верблюд ( пустыня).

2. Белка (лесная зона.)  

3. Северный олень (тундра)

4. Суслик (степь).

5. Дельфины(субтропическая зона, черноморское побережье Кавказа).

6. Белый медведь(арктическая пустыня).

6 задание Решение задач. (Раздаю карточки)

- Решите задачу. За правильное решение получаете звезду.

1.Одногорбый верблюд может развивать скорость до 16 километров в час.  Сколько километров он пройдёт за 5 часов?  ( 16 • 5 =  80 км)

2. Скорость волка в случае опасности – 55 километров в час. Сколько километров может пробежать волк с такой скоростью за 2 часа? (55•2= 110 км)

3. В особо неурожайные годы белки покидают родные места и двигаются в места , где есть корм. Они преодолевают сотни километров, двигаясь со скоростью  4 километра в час. За сколько часов белки преодолеют расстояние 200 километров?  ( 200 : 4 = 50 ч)

4. Средняя скорость полёта воробья составляет 40 километров в час. Сколько километров он пролетит за 7 часов? (40•7 = 280 км)

5. Скорость антилопы в случае опасности – 25 метров в секунду. Сколько метров она  может пробежать с такой скоростью за  10 секунд?(25 •10 = 250 сек)

6. Скорость полёта голубя составляет 68 километров в час. Сколько километров он может пролететь за 3 часа полёта? (68• 3 = 204 км)

Зачитываете задачу, называете правильное ответ.

7 задание. Узнай меня.

 - Я загадываю загадку, вы не выкрикиваете, а поднимаете руку и отвечаете., и называете природную зону, в корой обитает данное растение или животное. За каждую  правильно отгаданную загадку получаете звезду.

1. Что за дерево стоит?

Ветра нет – оно дрожит. (осина, лесная)

2. Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава. (мох, тундра)

3. Птица, откладывающая яйца  прямо на скалах (кайра, арктическая пустыня)

4. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко (лось, лесная)

5. Священный жук Древнего Египта. (жук – скарабей, пустыня)

6. Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полёт

Вошли в стихотворения! (жаворонок, степь)

8 задание. Что за растение?

-Животных вы знаете хорошо. А теперь проверим, как вы знаете растительный мир природных зон. Я показываю иллюстрацию растения, а вы должны определить, что это за растение, как оно называется и в какой природной зоне  произрастает? За правильный ответ получаете звезду.

Ягель (тундра)

Берёза, ель (лесная)

Верблюжья колючка (пустыня)

Ковыль( степь)

Полярный мак (арктическая пустыня)

Магнолии (Черное море)

9 задание.  Экологический кроссворд

-А знаете ли вы, что такое Красная Книга?

Полностью она называется так: «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений».Её обложка красного цвета. И выбран этот цвет не случайно, ведь красный – сигнал тревоги, опасности. В Красную Книгу внесены те животные, которых на земле осталось очень мало. Их надо охранять, оберегать и помогать им!

  В Красную Книгу занесены такие животные, как, синий кит, белый медведь, калан, амурский тигр, краснозобая казарка. А каких животных обитающих в природных зонах нашей страны знаете вы?   (ответы детей)

 - В каждой природной зоне есть проблемы экологического характера.  А что это за проблемы, узнаем разгадав кроссворд.

 … лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают.   (ВЫРУБКА)

. … земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнёзда, которые погибают во время полевых работ. (РАСПАХИВАНИЕ)

Сточные воды и мусор, попадающие в моря, приводят к их … (ЗАГРЯЗНЕНИЕ)

Неумеренное … приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли.(ОРОШЕНИЕ)

От вездеходов и тракторов в тундре нарушается …(ПОВЕРХНОСТЬ ПОЧВ)

Ключевое слово   БРАКОНЬЕРСТВО

- Расскажите о названных экологических проблемах.

ΙΙΙ. Итог

Итак, наше путешествие по природным зонам России подходит к завершению. В течение всего урока за правильные ответы вы получали звёзды. На доске-  критерии оценок.

Критерии оценок:

От 10 и более        -     «5»

9    –      7               -     «4»

6    -       5               -    «3»  

Менее   5               -     «2»    

ΙV. Д/З

Р.т. стр. 46 заполнить таблицу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 4 класс «Школа России» Тема: Моря, озёра, реки России

Урок окружающего мира 4 класс по УМК "школа России"....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Конспект урока окружающего мира Тема "Золотое кольцо России (УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: «Золотое кольцо России»Цели деятельности учителя: закрепление  представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России».

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России»....

Конспект урока окружающего мира. Тема "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Основной закон России и права Человека» Цели деятельности учителя: формирование знаний о Конституции РФ; формирование представлений о права...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Золотое кольцо России» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о городах «Золотого кольца», знакомство с их достопримечательностями. Планируемые результаты Предметные:  знать города золотого...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Золотое кольцо России» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о городах золотого кольца России; формирование бережного отношения к истории России. Планируемые результаты Предметные:  знать все города входящие в...