Сценарий и презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по теме "Лес и человек"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Шарыпова Елена Викторовна

Урок окружающего мира во 2 классе . Тема: "Лес и человек" Цель: Создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (роль леса в жизни человека, экологические проблемы, которые возникли по вине человека, правила поведения в лесу).

Тип урока: открытие нового знания

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование: учебник, карточки для работы в группах, компьютер, проектор

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon les_i_chelovek.zip2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2б классе

Тема: «Лес и человек»

Цели: 1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека.

           2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека.

           3. Развивать познавательный интерес.

           4. Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

I. Организация класса.

Нас сегодня ждёт дорога.

И узнать нам надо много.

Так возьмемся, ребята,

Скорее за работу,

Чтобы времени зря не терять.

     Если мы сегодня будем работать быстро, отвечать дружно, то обязательно добьемся успеха. Наша исследовательская экспедиция отправляется в путь.

(Звучит запись «Голоса леса»)     (Слайд 1)

Учитель: Что вы сейчас прослушали?

Ученики:  Пение птиц

Учитель:  Где мы можем услышать такое пение?

Ученики:  В лесу. (Слайд 2)

Учитель:  Куда отправляется наша исследовательская экспедиция?

Ученики:  В лес.

Учитель:  А что такое лес?

Ученики:  Лес- это природное сообщество. В нём обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. (Слайд 3)

Учитель:  Повторим, что вы знаете о лесе и его обитателях.

Викторина «Я знаю лес». (Слайд 4)

1.  Какой лес мы называем хвойным? (Лес, в котором растут только хвойные деревья)

2.  Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает хвою)

3.  Какое дерево является символом России? (Берёза)

4.  Плодами какого дерева являются жёлуди? (Дуба)

5.  У какого животного-обитателя леса пять черных полос на спине? (Бурундук) (Слайд 5)

6.  Любит тёмные леса, к жертве подкрадывается тихо, имеет пятнистый окрас и кисточки на ушах. (Рысь)

7.  Птица чёрно-белой окраски с красной «шапочкой», долбит кору дерева своим сильным клювом, достаёт личинок короедов. (Дятел)

8.  У какой птицы птенцы появляются зимой? (Клёст)

Учитель:  Отгадайте загадки. Слова-отгадки помогут сформулировать вам тему нашего урока. (Слайд 6)

1. Весной веселит,

Летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает,

Осенью умирает.

Весной опять оживает. (Лес)

2. Ходит он на двух ногах,

Мыслит, радуется, спит,

Учится, детей растит,

Огорчается, смеётся.

Как, ребята, он зовётся?

Он сильнее бурь и рек

И зовётся … (Человек).

II. Тема урока «Лес и человек»

Учитель:  Как вы думаете, какие проблемы мы будем исследовать на уроке?

Учащиеся высказывают свои предположения.

III. Работа в группах по исследованию взаимоотношений между лесом и человеком.

(Слайд 7)

1. Какое значение имеет лес в жизни человека?

Каждой группе раздаются иллюстрации ( см. приложение)

Учитель:  Рассмотрите иллюстрации и сформулируйте, какое значение имеет лес для человека? (Слайд 8)

1 группа (Из древесины делают различные изделия. Строят дома, изготавливают мебель, учебники, тетради, школьные принадлежности: карандаши, линейки и т.д., посуду, сувениры и игрушки)  

Вывод: Лес - источник древесины.

2 группа (В лесу растёт очень много лекарственных растений, которыми лечатся человек и животные)

Вывод: Лес - это зелёная аптека.

3 группа (В лесу человек находит себе пищу: ягоды, грибы, орехи)

Вывод: Лес - источник пищи.

4 группа (В лесу человек отдыхает, совершает прогулки в лес, организует игры на свежем воздухе, т.к. в лесу чистый воздух, очень красиво.)

Вывод: Лес – это место отдыха.

Учитель:  Работаем по учебнику. Отправимся в рубрику «Картинная галерея»

страницы 54-55. Рассмотрите картины. Что вы видите на картинах?

Ученики: Лес.

Учитель: Что художники передали в своих произведениях?

Ученики: Художники передали красоту лесов. Леса украшают нашу землю.  

Вывод: Лес - это красота!

Подумайте и скажите, почему леса называют «лёгкими нашей планеты»?

Ученики: Растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли.

Учитель:  Там, где растёт лес, не мелеют реки. Лес питает их чистой водой. Лес защищает почвы от ветров, а корни деревьев не дают почвам разрушаться.

Учитель:  Мы с вами хорошо потрудились и у нас получилась схема значения леса.

2. Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают у леса проблемы? Давайте попробуем их исследовать. (Слайд 9)

Задания:

1 группе прочитать стихотворение Н. Некрасова «Саша» и обсудить, о какой проблеме идёт речь в стихотворении?

Н.Некрасов

Саша

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слёз.

Сколько тут было кудрявых берёз!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой.

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал -  и вон убежал.

(Слайд 10)

(В этом стихотворении говорится о  вырубке лесов). Людям казалось, что лесов очень много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! В результате вырубки гибнут обитатели леса.

2 группе прочитать строки из песни «Просьба». Какую проблему раскрывают эти строки?

   Раненая птица в руки не давалась.

   Раненая птица птицей оставалась.

   Этот сон давнишний

   До сих пор мне снится.

   На траве кровавой вздрагивала птица.

              Птицы, рыбы, звери

              В души людям смотрят.

              Вы их жалейте люди,

              Не убивайте зря!

              Ведь небо без птиц не небо.

              А море без рыб не море.

              Земля без зверей не Земля.

(Слайд 11)

(Проблему убийства животных, браконьерство) Неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных.

3 группе прочитать стихотворение о загрязнении леса.

  Вы в поход пришли ребята

  Отдохнуть, конечно, надо:

  Поиграть и порезвиться,

  И наесться, и напиться

  Но вокруг остались банки,

  Целлофан, железки, склянки,

  Оставлять их здесь нельзя

  Не поленимся, друзья:

  Мусор тут, в лесу, чужой,

  Заберем его с собой.

(Слайд 12)

(Проблема загрязнения леса мусором). Пластмассовые  и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные и другие люди.

4 группе прочитать стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар». Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

 

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

И, сыпля искры. Посреди поляны,

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес пошел

Как вспуганная стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели.

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

(Слайд 14) Вывод:(Лесные пожары). 

Учитель: Как вы думаете, что человек должен соблюдать в лесу?

Ученики: Правила поведения в лесу.

3. Если ты пришёл в лес …

Работа в учебнике на с.87

Правила поведения в лесу:

1. Не разоряй муравейники!

2. Не лови диких животных, и не уноси их домой!

3. Не ломай ветки деревьев и кустарников!

4. Не сбивай грибы, даже не съедобные!

5. Не оставляй в лесу мусор!

6. Не рви в лесу цветы!

7. Не разоряй птичьи гнёзда!

8. Не шуми в лесу!

9. Не разводи в лесу костёр!

Помните! Жизнь леса и его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу!

(Звучит «Лесной марш»).

Человек, ты царь природы

О тебе веду я речь

Можешь ты помочь живому

Иль на гибель всех обречь?

Помоги траве родиться

Белкам жить, а рекам течь

Ты на свете самый главный

Значит должен всех беречь!

IV. Рефлексия. ( Слайд 15)

VI. (Слайд 16) Д/з: 1. с.60, 87 (учебник)

              2. нарисовать рисунки о правилах поведения в лесу

              3. сообщение «Охрана лесов» (Слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира ,1 класс ,УМК "Школа России" Как путешествует письмо".Презентацию подготовила Евсеева Ирина Викторовна, учитель ГБОУ лицея №408

Из презентации дети узнают какой путь письмо проходит от отправителя к получателю. Поможет детям узнать это Муравьишко и Мудрая Черепаха....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Природа в творчестве человека"

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Природа в творчестве человека"...

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс по теме "На службе у человека" "Школа 2100"

Презентация к уроку по окружающему миру УМКа "Школа 2100" тема "На службе у человека" с использованием сингапурских структур....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Как устроен организм человека" МАЙ 2016 г.

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Как устроен организм человека...

Урок окружающего мира 4 класс. Тема: "Пищеварительная система человека". УМК "Начальная школа XXI века"

Урок окружающего мира 4 класс. Тема: "Пищеварительная система человека". УМК "Начальная школа XXI века"...

презентация к уроку окружающего мира 3 класс по теме "Организм человека"

В материале содержится презентация к уроку окружающего мира 3 класс по теме "Организм человека"...

Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: «Луг и человек». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о природных сообществах на примере природного сообщества – луга; расширение знаний учащихся о разнообразии растений луга, о ...