Главные вкладки

    Рабочая программа.Окружающий мир. 1 класс. Школа России
    рабочая программа (окружающий мир, 1 класс) по теме

    Рассудова Людмила Валентиновна

    Рабочая программа.Окружающий мир. 1 класс. Школа России

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rp_okr_mir_1_klass.doc119 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «Средняя общеобразовательная  школа № 17»  г. Назарово Красноярского края


    г. Назарово Красноярского края ул. Вокзальная д. 5а т. 3-22

    Окружающий мир.1 класс.

    Рабочая программа

    Пояснительная записка

           Рабочая  программа по окружающему миру для 1 класса МКОУ СОШ №17 разработана на основе Концепции Стандарта и авторской программы учебного курса «Окружающий мир» автор А. А. Плешаков, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников универсальных учебных действий (далее – УУД). Данная программа является частью …..ООПНОО школы № 17

         Программа определяет содержание предмета «Окружающий мир» в первом классе и направлена на создание условий для достижения планируемых результатов обучения и развития учащихся.

    В основу разработки рабочей программы начального общего образования положены Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ и Требования к результатам начального общего образования.

            Цели и задачи учебного предмета (окружающий мир)
    Цель:

     изучение окружающего мира в  начальной  школе -  формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой.

    Задачи:

    - развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

    - формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;

    - воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

    - формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;

    - формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.

            В результате освоения предметного содержания окружающего мира у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

    речевые;

    организационные;

    коммуникативные.

      В соответствии с требованиями ФГОС  особое место в курсе занимают экскурсии  и практические работы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

    Общая характеристика учебного предмета.

               В начальной школе изучение окружающего мира направлено на формирование познавательных, коммуникативных и метапредметных компетенций младших школьников, которые решаются в процессе обучения всем предметам.

             Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имеет природоведческий, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук.

                 В первом классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности. Ребенок в этом возрасте – первооткрыватель мира, его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? Кто? Как? Когда? Почему? Зачем? и др.  Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них.

                 Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы, растения и животные, мир людей и созданных ими предметов, наше здоровье и безопасность, экология.  Продвигаясь в освоении курса от теме к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания, рассматривая их с новой точки зрения.

             В процессе изучения предмета «Окружающий мир» (Человек, природа, общество)     используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы, выполняют практические работы и простейшие опыты. Проводятся беседы, дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием, просмотром диапозитивов и видеофрагментов. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

    Ведущие принципы обучения окружающего мира в младших классах – органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой  материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.

    Содержание предмета «Окружающий мир» представлено в курсе обществознание и естествознание и отражает формирование уважительного   отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, к ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях  повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование  психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

    Начальным этапом изучения окружающего мира в первом классе является  курс «Окружающий мир». Его продолжительность примерно 32 учебные недели, 2 часа в неделю, которая определяется темпом обучаемости учеников, их возрастными и   индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств.                                                              

              Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки,  изобразительного искусства, технологии и физической культуры.

             Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

             Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных связей в природном и социальном мире, формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений – выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

            Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.

                      В таблице представлено содержание учебного предмета, планируемые результаты: предметные (базисный и повышенный уровень), универсальные учебные действия : познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные.

                      Предметные умения выражены в учебных действиях школьников и соотносятся с каждым из разделов. Универсальные учебные действия представлены списком, так как их развитие происходит на всем содержании учебного предмета

    Планируемые результаты освоения учебного предмета

    Раздел курса




    Содержание учебного предмета




    Кол-во часов

    Планируемые результаты освоения учебного предмета

    Предметные

     (базовый)

    Предметные

    (повышенный)

    Универсальные учебные действия (УУД)

    Времена года

    осень, зима, весна, лето и их признаки

    3

    называет объекты и явления живой и неживой природы;

    проводит несложные наблюдения в окружающей среде (делает зарисовки, фото);

    умеет следовать инструкции педагога, используя готовые модели (глобус, карта);

    умеет практически работать с картой (как стоять возле карты, как показывать заданный объект)

    среди предложенных вариантов узнаёт государственную символику РФ и своего региона;

    высказывает суждения о характере взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников);

    понимает зависимость людей от природы

    умеет находить информацию

    демонстрирует правила поведения в природе

    высказывает оценку влияния человека на природу

    принимает посильное участие в деятельности людей, направленную на сохранение природы

    - соблюдает правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

          -  выполняет правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде;

    УУД

    Познавательные

    приводит примеры живой и неживой природы;

    выделяет характерные признаки живой и неживой природы;

    классифицирует объекты под руководством учителя;

    осуществляет поиск необходимой информации под руководством учителя (учебная литература, энциклопедия, справочник;

    осуществляет фиксацию выборочной информации с помощью рисунка, словесного описания при контроле учителя;

    выполняет операцию моделирования под руководством учителя;

    троит простейшие устные высказывания;

    осуществляет анализ объектов по указанным признакам;

    оставляет целое из предложенных частей

    с помощью учителя



    Регулятивные

    принимает и выполняет учебно-практическую задачу, учебно-познавательную задачу совместно с учителем и адекватно возрасту;

    выполняет инструкции учителя при изучении нового материала;

    осуществляет самооценку и взаимооценку отдельных операций и действий по критериям, принятым совместно сверстниками;

    совместно с учителем ставит учебную задачу и принимает ее;

    принимает ориентиры, действия, выделенные учителем в новом учебном материале и ими пользуется;

     адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

    - Под  руководством учителя устанавливать правила действий при планировании





    Коммуникативные (ф)/(к)

    демонстрирует правила поведения в определённой ситуации;

    участвует в обсуждении учебной ситуацию и договаривается по поводу конкретной ситуации;

    сотрудничает со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности

    Метапредметные

    овладевает действиями сравнения, по аналогии;

    демонстрирует принятые правила поведения в школе, в классном коллективе, на уроке, отдыхе;

    моделирует ситуации, в которых необходимо продемонстрировать правила общения: приветствие, прощание, правила культурного поведения, правила поведения в чрезвычайных ситуациях:

    Природа вокруг нас

    многообразие растительного и животного мира;

    правила поведения в природе;

    7

    Природа живая и неживая

    живая и неживая природа;

    явления природы

    погода и её составляющие;

    растения и их разнообразия;

    животные и их разнообразия

    23

    Человек – часть природы.

    правила поведения в природе

    5

    ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

    Наша страна на карте и глобусе

    наша Родина – Россия, государственная символика, президент РФ, столица государства;

    край, в котором я живу;

    3

    называет изученные объекты и явления живой и неживой природы;

    сравнивает объекты живой и неживой природы и проводит простейшую      классификацию изученных объектов природы;

    проводит несложные наблюдения в окружающей среде с помощью учителя;

    обнаруживает простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использует их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

    Коммуникативные (ф)/(к)

    демонстрирует правила поведения в определённой ситуации;

    участвует в обсуждении учебной ситуацию и договаривается по поводу конкретной ситуации;

    сотрудничает со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности;

    работает в паре: умеет слышать собеседника, слушает с пониманием, вступает в диалог, договаривается  о чем- либо (выражает суждение),

     знает правила речевого этикета


    Метапредметные

    овладевает действиями сравнения, по аналогии;

    демонстрирует принятые правила поведения в школе, в классном коллективе, на уроке, отдыхе;

    моделирует ситуации, в которых необходимо продемонстрировать правила общения: приветствие, прощание, правила культурного поведения, правила поведения в чрезвычайных ситуациях;

    проявляет положительное отношение к, школе, к новому учебному материалу и принимает образец «хорошего ученика»;

    формулирует правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни с помощью учителя;

    развивает умения доброжелательно слушать и слышать собеседника;

     моделирует ситуации, касающихся отношения школьников к представителям других народов;

    моделирование ситуации, требующей определения цели совместной деятельности в семье и знания образцов культуры общения и взаимной ответственности в семье

    Человек и общество

    Я - школьник

    семья, семейные традиции, взаимоотношения в семье, взаимопомощь членов семьи, оказание посильной помощи взрослым;

    младший школьник, правила поведения в школе, в классном коллективе, на уроке, отдыхе;

    правила и культура взаимоотношений со сверстниками, взрослыми;

    3

    перечисляет состав своей семьи (ФИО родителей, других членов семьи)

    знает и демонстрирует правила поведения в школе, на уроке,правила взаимоотношения со взрослыми, сверстниками

    умеет работать с фотоиллюстрациями, отражающими достопримечательности городов России и своего города

    строит высказывания  о своём классе

    применяет правила общения со сверстниками и со взрослыми в жизненных и игровых ситуациях

    осознаёт роль и значение школы, правила поведения в школе, взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками;

    классифицирует профессии людей,

    различает виды транспорта;

    узнает государственную символику Российской Федерации и своего региона

    называют достопримечательности своего  региона;

    рассказывать о праздничных днях России;

    составляют вместе со старшими поколениями родословное древо семьи.

    проводить наблюдения во время экскурсии;

    находит нужную информацию, рассказывает по иллюстрации, отвечает и составляет вопросы по теме изучения;

    проводит групповые наблюдения  во время за трудом людей.

    Моя Родина

    наша Родина - Россия,

     государственная символика России: флаг, герб, гимн;

    права ребенка;

     важные сведения из истории родного края

    2

    Значение труда для человека и общества

    профессии людей,

    транспорт города и села, его виды,

    средства связи,

    средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет

    10

    Правила безопасной жизни


    Правила безопасной жизни

    режим дня;

    правила безопасного поведения в природе

    правила ЗОЖ

    дорога от дома до школы,

    правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года.

    правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

    выявлянет опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека,

    моделирует ситуации при которых необходимо вызвать пожарника, электрика и т.д,

    понимает необходимость соблюдения правил безопасного поведения,

    составляет и применяет режим дня, осваивает правила здорового образа  жизни.

    участвует в игровых ситуациях по выполнению правил дорожного движения,

    соблюдает  правила  здорового образа    жизни;


    Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся

            В результате изучения курса  «Окружающий мир»   в 1  классе младший школьник 

    устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизнью;

    осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

    подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

    подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

    Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

    К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

    Называть:

    свое полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;

    основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;

    основные правила здорового образа жизни;

    основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов);

    основные условия благополучной жизни растений и животных;

    профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);

    улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;

    основные достопримечательности родного города и столицы России;

    различать (сопоставлять):

    знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;

    основные нравственно-эстетические понятия (сочувствие – равнодушие; трудолюбие – леность; послушание – непослушание);

    различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);

    времена года;

    животных, объединять их в группы (звери, птицы, насекомые);

    произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;

    решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

    выполнять режим своего дня;

    определять время по часам с точностью до часа;

    подготавливать свое учебное место к работе;

    оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;

    выполнять правила поведения в опасных для животных ситуациях;

    ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;

    выполнять трудовые поручения по уголку природы; поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;

    составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки выразительно, читать фольклорные произведения.

    Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

    установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

    оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;

    удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

    Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом:

    Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2010.  (Стандарты второго поколения)

    Плешаков А.А.Окружающий мир. 1 класс. –  Учебник для общеобразовательных учреждений. в 2 ч. М.: Просвещение, 2010.

    Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 1 класса. – М.: Просвещение, 2010.

    Плешаков А.А. Тетрадь «Проверим себя» к учебнику для 1 класса. – М.: Просвещение, 2010.

    Плешаков А.А.От земли до неба.  Атлас-определитель для начальной школы. – М.: Просвещение, 2007.

    Плешаков А.А.Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2007.

    Печатные пособия

    Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения

    Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

    Натуральные объекты

    Коллекции полезных ископаемых

    Коллекции плодов и семян растений

    Гербарии культурных и дикорастущих растений

    Живые объекты (комнатные растения)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа.Окружающий мир 3 класс" Школа России"

    Данная рабочая программа разработана на основе:  -Федерального компонента государственного образовательного стандарта, начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образова...

    Рабочая программа. Окружающий мир 4 класс "Школа России"

    Данная рабочая программа разработана на основе:-федерального компонента государственного образовательного стандарта, начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ о...

    Рабочая программа окружающий мир 1 класс "Школа России"

    Рабочая программа по курсу «Окружающий мир»  разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной Минобрнаук...

    Рабочая программа. Окружающий мир. 1 класс. "Школа России"

    Рабочая программа. Окружающий мир. 1 класс. "Школа России"...

    Рабочая программа. Окружающий мир. 2 класс. "Школа России"

    Рабочая программа. Окружающий мир. 2 класс. "Школа России"...

    Рабочая программа. Окружающий мир. 3 класс. "Школа России"

    Рабочая программа. Окружающий мир. 3 класс. "Школа России"...

    Рабочая программа. Окружающий мир. 4 класс. "Школа России"

    Рабочая программа. Окружающий мир. 4 класс. "Школа России"...