урок окружающего мира "Война 1812 года"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Эпова Ольга Львовна

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Война 1812 года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voyna_1812.rar12.59 КБ
Файл otechestvennaya_voyna_1812_goda.rar2.65 МБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Урок окружающего мира в 4 классе УМК «Школа России»

Тема урока: Война 1812 года

Учебник Окружающий мир, А.А. Плешаков

Урок 54.

Цели: сформировать представление о войне 1812 года, о Бородинском сражении, о героях Отечественной войны 1812 года.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

создать условия для формирования представления о войне 1812 года;

показать общую картину Отечественной войны (кто начал, когда, между какими государствами происходила, исход событий).

Развивающие задачи:

продолжить развитие и становление:

интеллектуальных умений;

практических умений: работа со справочниками, тестами;

положительных качеств ребенка.

расширить социальный опыт обучающихся;

Воспитательные задачи:

воспитание патриотизма, чувства национальной гордости за славные дела предков, за то, что перед лицом грозной опасности наш народ всегда находит силы дать отпор врагу.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

2

3

4

1.Организационный момент

- слайды (презентация);

- учебники;

- репродукции картин Бородинского сражения.

-Здравствуйте, ребята. Проверьте все ли у вас готово к уроку, садитесь.



-Сегодня на уроке мы обратимся к событиям истории России, которым в этом году исполняется 200 лет. Познакомимся с людьми, которые делали историю 19 века, сами того не зная.

2.Изучение нового материала.

А) Подготовка к работе на основном этапе

Конверты со словами из которых дети составляют пословицы

1). Начнем урок с работы в паре.

 Откройте конверты и сложите фразу. Что у вас получилось?








- Что общего у этих пословиц?

- Как вы думаете, почему именно с них мы начали урок? И сегодня мы опять совершим путешествие в прошлое.

2). Повторим, что мы уже знаем о нашей Родине.

Работать будете в группах.

Дети составляют из слов пословицы.

 У каждого ряда – своя пословица.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Для Родины свое ни сил, ни жизни не жалей.

- Все они о Родине.

- Мы изучаем историю своей Родины.



Дети работают в группах (по 4 человека).















Б) Этап усвоения новых знаний

карточки с датами;


Запишите с обратной стороны карточки с датой событие, имена, названия, термины, связанные с указанной датой (у каждой группы своя дата):

 1240, 1242, 1380, 1480, 1612.


- Какие из перечисленных событий можно соотнести с пословицей  Родина – мать, умей за неё постоять?

1240,  1242,  1380,  1480,  1612.

- Почему?


1). – Сегодня мы продолжим этот ряд ещё одной датой. И отправимся в 1812 год.

                 1812 г.

- Говорит ли вам эта дата о чем-либо?

- Отечественная война. Что значит «отечественная»?

-Мы перелистываем трагические и героические страницы истории нашей Родины. Любая война – это трагедия, потери близких. И в каждой войне есть люди, которые встают на защиту своего Отечества. Сегодня мы узнаем о таких людях, которые защищали свою Родину в 1812 году.

2). – Итак, начало…какого века?

- Россия является империей, ей управляет император Александр I (династия Романовых). А в это время во Франции к власти приходит Наполеон Бонапарт (портрет на слайде)

- Что запомнили из рассказа?

- Как Наполеон пришел к власти?

- Как вы поняли, что такое «государственный переворот»?

- Какая цель была у Наполеона, когда он напал на Россию?

- Какова была численность наполеоновской армии у границ России?

- Наполеон был человеком достаточно маленького роста, но остался в истории, как один из величайших военачальников. До нападения на Россию он завоевал уже не одно европейское государство, но Москва была для него особенно желанной


Например: 1612 г., Москва, польские захватчики, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, народное ополчение.

Один ученик от каждой группы выходит отвечать у доски,  Карточки с датами прикрепляются на доску.

- Эти даты связаны с событиями, когда русскому народу приходилось защищать свою землю.


Если дети знают, то они отвечают, если нет, то рассказывает учитель.






- 19 века.


Один учение рассказывает заранее подготовленную краткую биографию Наполеона


Дети отвечают на вопросы, показывая, что они запомнили из рассказа.










Таблица на доске








- карта военных действий;

3). - Во главе русской армии стоял

М. И. Кутузов. Ему на ту пору было уже 67 лет.  (слайд 1)

- Что запомнили?

- Каким Кутузов был человеком?

- Не случайно, при выборе главнокомандующего выбор Александра пал именно на него.

- Итак, 12 июня 1812 года армию Наполеона встретила у границ России армия Кутузова, которая насчитывала 210 тыс. человек.


Франция                        Россия                                          

Наполеон Бонапарт    М. И. Кутузов

628 тыс. чел.                  210 тыс. чел.

- Что можете сказать, глядя на эту таблицу?

- К чему это может привести?

- Конечно же, Кутузов, будучи опытным военачальником,  прекрасно это понимал.

Он сказал: «Если потеряем армию – потеряем Россию». Поэтому он не стал вступать в открытое сражение, а пошел на хитрость.

4). Работа с картой.

- Русская армия отступает вглубь страны, уклоняясь от большого сражения.

- Преследуют русскую армию, углубляясь на территорию России.

- Во время отступления русская армия пополняется прибывающими войсками.  Происходят небольшие сражения в различных местах.

- Как вы думаете, какие трудности будет испытывать армия Наполеона, двигаясь по территории России, после таких отступлений?

- создавались партизанские отряды, которые совершали вылазки, нападения в тылу врага.





Ученик рассказывает биографию М. И. Кутузова


- Образованным,  опытным  военачальником,

добрым,  понимал, жалел солдат, в каждом солдате видел,  в первую очередь, человека.




- Численность французской армии в три раза превосходит численность русской армии.

- Французская армия легко победит русскую в бою.





















- подвоз продовольствия и боеприпасов;

- несла потери в мелких столкновениях с русскими войсками;



















3. Закрепление изученного материала.



















Приложение 1.

На гравюре того времени (иллюстрация в книге) изображен русский крестьянин, который отрубает себе руку, лишь бы эта рука не сделала ничего на пользу  французам



5)- К чему это привело? Как вели себя французские солдаты?

- Таким образом, к концу августа Наполеоновская армия приблизилась к Москве. «Велика Россия, а отступать некуда» - сказал М. И. Кутузов. И. в 110 км от Москвы у села Бородино Кутузов решается дать большое сражение.



-Большую роль в Отечественной войне сыграли партизанские войска.

(Прочитайте документ, который передает слова Наполеона, и скажите, в чем же была заслуга партизанских отрядов?)

-Чему больше всего был удивлен Наполеон?



-С какой целью это было сделано и чья в этом заслуга?


-Вспомните фразу, которую вначале войны произнёс Кутузов?

-Как вы думаете, почему так поступил Кутузов? И был ли у него другой вариант?


-Историческое событие Бородинскую битву – отразил в своём стихотворении известный поэт М.Ю.Лермонтов. Послушаем.





- уходя с территории, захваченной Наполеоном, люди сжигали дома, уводили или убивали скот, жгли посевы (был июль-август месяц);


- Не хватало пищи, воды, одежды, начались болезни, в армии возникло недовольство, раздражение солдат, армия была измотана длительными переходами по опустошенной местности.






Дети читают документ.

Приложение 1.



Наполеон был удивлен тому, что русский народ сам сжег свою столицу.




Партизанские отряды подожгли Москву с целью изгнания французских войск. Чтобы спасти Россию, надо сжечь Москву.































4. Подведение итогов.

Домашнее задание

-За время пребывания Наполеона в Москве, французская армия потеряла 30 тысяч солдат. Наполеон был вынужден отступать по старой самим же разграбленной дороге. Русские солдаты постоянно атаковали французскую армию. Война закончилась полным истреблением неприятеля. Наполеон тайком бежал во Францию, а в его армии осталось лишь 30 тысяч солдат. В декабре 1812 года фельдмаршал Кутузов отдал приказ: «Война закончилась, и каждый из вас есть спаситель Отечества.

-Тогда же было принято решение «В сохранение вечной памяти» о подвиге народном построить в Москве Храм Христа Спасителя. Также в память о битве  в Москве открыт музей «Бородинская панорама».

-В честь выдающегося полководца Кутузова в 1942году во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов был учрежден Орден Кутузова, данным орденом награждались только командующие фронтами, армиями и т.д.

Приложение 1.

 «Через два дня как мы вошли в Москву, начался пожар. Сначала он казался не опасным, и мы думали, что он возник от солдатских огней, но на следующий день огонь увеличился и стал вызывать тревогу, я сам занялся тушением пожара. На следующее утро поднялся сильный ветер, и пожар распространился с огромной быстротой. Сотни бродяг-партизан  расселялись по разным частям города и поджигали дома, с целью изгнать французские войска. Старания потушить пожар были напрасны. Нас окружил целый океан пламени. Мы чудом спаслись из огненного города.  Этот ужасный пожар всё разорил. Я был готов ко всему, кроме этого. Кто бы мог подумать, что народ сам может сжечь свою столицу?



Подписи к слайдам:

Отечественная война 1812 года
Наполеон Бонапарт
*
*
http://aida.ucoz.ru
(1769- 1821)
В конце XVIII века генерал Наполеон Бонапарт захватил власть во Франции и провозгласил себя императором.С этого времени события в Западной Европе связаны с его именем и войнами
М.И. Кутузов
*
http://aida.ucoz.ru
*
(1745 -1813)
Наступление Наполеона на Россию
В ночь на 12 июня 1812 года «великая армия» Наполеона без объявления войны, вероломно вторглась на территорию Российской империи.Во главе Франции был Наполеон Бонапарт(1769- 1821)
*
http://aida.ucoz.ru
*
«Если я возьму Киев, я схвачу Россию за ноги.Если я овладею Петербургом, я возьму её за голову.Заняв Москву, я поражу её в сердце».
Бородинская битва26 августа
*
http://aida.ucoz.ru
*
Военный совет русского командования в Филях
или
Дать сражение
Отступить, оставить МосквуКутузов: « Пока цела армия, есть надежда с честью закончить войну»
?
Решение
Отступить
Военный совет русского командования в Филях.
1 сентября 1812 года на военном совете в деревне Фили, ради спасения русской армии Кутузов принимает решение отставить Москву. Кутузов говорил: «Пока цела армия – цела и Россия»
*
http://aida.ucoz.ru
*
7 октября 1812 года французская армия покинула Москву. Кутузов спланировал действия так, что отступать Наполеон был вынужден по Смоленской дороге, т.е. откуда пришёл.
Храм Христа Спасителя в Москве — памятник героям войны 1812 года
*
http://aida.ucoz.ru
*
Орден Кутузова
*
http://aida.ucoz.ru
*

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-спектакля "Гроза 1812 года" (3 класс)

Данный урок разработан по системе "Школа 2100", но может быть применен к любой программе.  Цель: способствовать формированию  представления о содержании исторического процесса, через ознако...

Урок+презентация "Война 1812 года". 4 класс

Данный урок был подготовлен и проведен в 4 классе по УМК "Планета знаний". Предмет. Окружающий мир...

презентация к уроку окружающего мира "Времена года" 1 класс

мультимедийная презентация "Времена года" содержит загадки о временах года, стихи, тестовые загания, красивые иллюстрации времен года...

Урок "Отечественная война 1812 года"

Урок с презентацией по теме: "Отечественная война 1812 года"....

Конспект урока "Отечественная война 1812 года

Конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года", 4 класс...

Конспект урока окружающего мира "Времена года. Последовательность смены времён года и месяцев в них" ( 1 класс).Презентация.Приложения к уроку.

Данный урок строится в соответствии с требованиями  системно - деятельностного подхода, поэтому на данном уроке используются различные методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблем...