Разработка урока "Вода и её свойства"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Разработка урока по теме " Вода и её своиства". Урок сопровождается практической работой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda_i_eyo_svoystva.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Вода и её свойства»

Цель урока: познакомить учащихся со свойствами воды.

Задачи:

  1. образовательные – повторить состав и свойства воздуха, закрепить осознание особой важности воды для всего живого на Земле, проверить знание разнообразия естественных и искусственных видов водоёмов, пресных и солёных источников воды, познакомиться с некоторыми физическими свойствами воды путём выполнения практической  работы, продолжать учить наблюдать, сравнивать, делать выводы

  1. развивающие – продолжить развитие навыков экспериментального  исследования свойств веществ, развивать речь, мышление, воображение, память, умение работать в группах

  1. воспитательные – продолжать воспитание бережного отношения к чистоте водоёмов, продолжить воспитание наблюдательности и любознательности, приучать к аккуратности, развивать чувство товарищества, взаимопомощи.

Оборудование:

У учителя: глобус, карточки с опорными словами

У учащихся (на группу): глобус, стаканы с водой, стакан с молоком, сосуды разных форм, блюдце, ложка, полоски цветного картона (белая, жёлтая, красная, синяя, зелёная), конверты с заданиями, фотографии источников воды


  1. Организ.        Момент


2. Наблюдение за погодными условиями


3.Актуализ. знаний
















4.Введение в тему урока



















5. Повторение изученного материала.

























6. Определение св-в воды.


























7. Динамическ. Пауза














8. Определение св-в воды



































8. Общий вывод по свойствам воды.



9. Итог урока




10 Дом. зад.



11. Рефлексия





Какое сейчас время года? Начало или конец? Уже начало зимы, но снега ещё нет и температура плюсовая. Что можете сказать о сегодняшних погодных условиях?

Молодцы.


Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем              (Воздух)


Что же это такое? (Смесь газов)

Из чего состоит воздух? ( Азот, кислород, углекислый газ)

Назовите свойства воздуха. (Без запаха, без цвета, без вкуса, прозрачный, обладает упругостью, при охлаждении упругость воздуха уменьшается, а при нагревании увеличивается, плохо проводит тепло)

Сможет ли человек и другие живые существа прожить без воздуха? (Нет) Почему?

Без чего ещё не смогут прожить организмы? (ответы)


 Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг

Снимет грязь с лица и рук?          (Вода)


Как вы думаете много ли воды на Земле?

Что у меня в руках? (глобус) Что такое глобус? (Макет Земли)

Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он в основном одного цвета. Какого? ( вращая глобус – определяют, что голубого). Как вы думаете почему? (ответы)


Действительно ¾ поверхности земли, т.е. больше половины, занимает вода.

Вспомните , пожалуйста, на какие группы делятся все водные источники? (пресные и солёные, естественные и искусственные). Вся ли вода пригодна для питья? (нет) Из каких водоёмов мы можем использовать воду? (пресных).


На доске представлены фотографии с  разнообразными  источниками воды.

Определите изображения, каких водоёмов  представлены,  и распределите их на группы. Ответ обоснуйте.


Составление на доске таблицы «Солёные и пресные водоёмы»


         Солёные                                      Пресные


Океан, море, озеро               Болото,  озеро, река,

                                               родник, пруд.


Все ли водные источники мы с вами перечислили? (Гейзер, ледник) Какой группе мы их отнесём? (Пресные)


Вода повсюду. Для чего нужна вода живым существам? (питание, кормит, для переправления, с помощью неё работают гидроэлектростанции).


Вот  она какая - вода! Но это всё  стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.


Сегодня мы с вами будем говорить о свойствах воды. Мы превратимся в учёных и будем исследовать свойства  воды.


Итак, начнём.

У вас на столах находится всё, что  нам потребуется для опытов. Не забываем, что мы должны быть аккуратными. Также у вас есть в группах таблица, которую мы должны заполнить.


Опыт 1. Цвет.

Вспомните, что мы первым исследовали , при рассмотрении свойств воздуха.( Цвет).

Рассмотрим цвет воды. Как вы думаете, что нам понадобиться, для этого опыта? ( Цветные полоски).  Как с помощью цветных полосок определить цвет воды? ( Будем сравнивать). Можно ли сказать, что вода имеет цвет, такой же как у одной из этих полосок? ( нет, цвет воды не совпадает ни с одной полоской. Какой же вывод мы делаем? (Вода бесцветна).

Заполняем таблицу.  (приложение 1)


Опыт 2. Запах.

Что следующим мы рассматривали у воздуха? (Запах) Как определить запах? (Понюхать). Чем пахнет вода? Понюхайте и сделайте вывод.  (Вода не имеет запаха)


Опыт 3. Вкус

Какое следующее свойство мы рассматривали? (вкус) Как определить, имеет ли вода вкус? (Попробовать) Пробуем, делаем вывод. (Чистая вода не имеет вкуса)



Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки розовели,

Чтобы смеялся роток,

Чтобы кусался зубок.

Льётся чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берём,

Крепко щёткой зубы трём.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.



Опыт 4. Прозрачность.

Как вы думаете, что нам понадобиться для определения прозрачна вода или нет? (Стакан и ложка). Как с помощью этих предметов провести опыт? (Положить ложку в стакан). Проводим опыт. Что мы видим? (можно рассмотреть ложку). Теперь добавьте в стакан молоко. Можем ли мы сказать, что опять видим ложку? (Нет) Так какой мы сделаем вывод о прозрачности чистой воды? (Она прозрачна)


Опыт 5. Текучесть.


Вылейте немного воды на блюдце. Что произойдет с водой? ( Она растекается в разные стороны). Попробуйте наклонить это блюдце. Что происходит? (Вода стекает под уклон). Можно ли воду из одного стакана перелить в другой? (Да). Во всех этих случаях появляется одно и то же свойство воды. Какое? (текучесть). Вывод: вода обладает текучестью. Записываем в таблицу.

Где мы используем это свойство? (умываемся, пьём)



Опыт 6. Форма.

У вас на столах стоят сосуды. Отличаются ли они чем-нибудь? (формой) Как вы думаете, какое свойство воды мы можем с помощью этих стаканчиков исследовать? (Форму) Как мы будем это делать? (Переливать воду в разные стаканы) Переливайте и наблюдайте, какую форму вода принимает в каждом случае. После сделайте вывод о форме воды. (Вода принимает форму сосудов)


Опыт 7. Упругость.

У вас на столах лежат карточки. Расскажите по рисунку, как проводился опыт (приложение 2). Сделайте вывод, есть ли у воды упругость. Сжимаема вода? ( Вода упруга, почти не сжимается).


Итак, мы заполнили данную таблицу. Обсудите в группах и сделайте общий вывод о свойствах воды, с которыми мы познакомились. Откройте конверты и выполните задание. (приложение 3)



Сегодня мы познакомились не со всеми свойствами. На следующем уроке мы продолжим знакомиться со свойствами воды.


Дома вы повторите то, что узнали на уроке. Проведёте опыты. Стр. 69-71


Оцените, пожалуйста, свою работу в группах. Всё ли вам удалось выполнить? Что показалось наиболее сложным?
































Глобусы

















Фотографии


































Цветные полоски: синяя, жёлтая, серая, зелёная, красная, белая.
































Стакан, ложка, молоко.










Блюдце







Сосуды разной формы.







Рисунок.


Приложение 1

Свойства воды

1. Цвет

2. Запах

3. Вкус

4. Прозрачность

5. Текучесть

6. Форма

7. Упругость

Приложение 2

Расскажи по рисункам, как проводился опыт. Сделай вывод, есть ли у воды упругость. Сжимаема ли вода?

Приложение 3

Найди правильный ответ:

Чистая вода -  1)  белая жидкость с                             приятным запахом,

легко изменяет объём

2) прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет вкуса и запаха, текуча, принимает форму сосуда

3) голубая жидкость без запаха, сохраняетсвою форму



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Переместительное свойство умножения. Методическая разработка

Методическая разработка урока "Переместительное свойство умножения" 2 класс, "Школа России"...

Методическая разработка урока математики "Познание свойств"

В этой работе я описываю содержание открытого урока, который я провела в рамках городского семинара по реализации ФГОС....

Методическая разработка "Развитие свойств внимания - необходимое условие для успешного овладения УУД"

   Если на уроках и во внеурочной деятельности создать психолого-педагогические условия для развития внимания, то обучающиеся приобретут личностное развитие, так как при этом фо...

Методическая разработка раздела образовательной программы. Формирование познавательных УУД при изучении раздела программы «Геометрические фигуры и их свойства»

Целью данной работы является создание системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД при изучении геометрического материала.         Для до...

Методическая разработка урока математики "Переместительное свойство сложения"

Цель – познакомить с переместительным свойством сложения.Задачи:      Содействовать формированию УУД:1.     Личностных: способствовать формированию полноце...